Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»





Скачать 270.19 Kb.
НазваниеПояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дата публикации01.09.2014
Размер270.19 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7х классах школы проводятся в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, программы «Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова и др., учебника авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Просвещение 2009г. «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендовано программой.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 7х классах основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • основание знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни обеспечение безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

В ходе изучения данной программы необходимо решить следующие задачи:

  • формирование у учащихся научных представлений о путях снижения риска в деятельности человека;

  • выработать умение предвидеть опасные чрезвычайные ситуации техногенного характера, адекватно противодействовать им;

  • формировать у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, в различных опасных, чрезвычайных ситуациях, а так же развивать способности оценивать опасные ситуации, принимать правильные решения, на основе полученных знаний, действовать безопасно с учетом реальной обстановки и имеющих возможностей;

  • права и обязанности в области безопасности;

  • о здоровом образе жизни;

  • развитие морально-психологических качеств, способность противостоять возникающим опасностям;

  • умение оказывать первую медицинскую помощь;

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Таковы цели и задачи курса на предстоящий учебный год.

Данная программа в соответствии с государственными образовательными стандартами дополнена разделами.

Тематический план


Название разделов и тем программ

Количество часов

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

3

Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера

21

Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

7

Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера

3

Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

7

Глава 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

4

Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

Глава 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

7

Глава 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания

4


Поурочный план


Разделы, главы и темы уроков

Количество часов

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

3

Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

1.1 Различные природные явления и причины их возникновения

1

1.2 Общая характеристика природных явлений

1

1.3 Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1

Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера

21

Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

7

2.1 Землетрясения. Причины возникновения землетрясений и возможные последствия

1

2.2 Защита населения от последствий землетрясения

1

2.3 Правила безопасного поведения населения при землетрясении

1

2.4 Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на земле

1

2.5 Последствия извержения вулканов, защита населения

1

2.6 Оползни, их последствия, защита населения

1

2.7 Обвалы и снежные лавины

1

Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера

3

3.1 Ураганы и бури, причины их возникновения возможные последствия

1

3.2 Защита населения от последствий ураганов, бурь

1

3.3 Смерчи

1

Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

7

4.1 Наводнения. Виды наводнений и их причины

1

4.2 Защита населения от наводнений

1

4.3 Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения

1

4.4 Сели и их характеристика

1

4.5 Защита населения от селевых потоков

1

4.6 Цунами и их характеристика

1

4.7 Защита населения от цунами

1

Глава 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

4

5.1 Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1

5.2 Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1

5.3 Эпидемия

1

5.4 Эпизоотии и эпифитотии

1

Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

Глава 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

7

6.1 Психологическая уравновешенность

1

6.2 Стресс и его влияние на человека

1

6.3 Анатомо-физические особенности человека

1

6.4 Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми

1

6.5 Формирование личности подростка во взаимоотношениях со сверстниками

1

6.6 Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола

1

6.7 Взаимоотношения подростка и общества.

Ответственность несовершеннолетних

1

Глава 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практическое занятие)

4

7.1 Общие правила оказания первой медицинской помощи

1

7.2 Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

1

7.3 Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах

1

7.4 Общие правила транспортировки пострадавшего

1


Программа курса ОБЖ в 7 классах
Общая характеристика опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера. Различные природные явления и причины их возникновения.

Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

  1. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясения. Причины возникновения, возможные последствия и правила безопасного поведения.

  2. Вулканы. Извержение вулканов, расположение их на Земле, последствия извержения вулканов, защита населения.

  3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхожденья. Ураганы и бури, причины их возникновения и возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи, причины возникновения, последствия и рекомендации по защите от них.

  4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Наводнения. Виды наводнений, их причины происхождения. Защита населения от последствий наводнения. Рекомендации населению по действию при угрозе наводнения. Сели, их характеристика, защита населения от последствий селевых потоков.

  5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

  6. Здоровый образ жизни и его значение для гармонического развития личности. Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомо-физиологические подростка. Формирование личности подростка во взаимоотношениях со взрослыми. Формирование личность подростка в отношениях со сверстниками. Формирование взаимоотношений подростка со сверстниками противоположного пола. Ответственность несовершеннолетних.

  7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.



Рабочая программа

№ п/п

Название раздела и главы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

план

факт

1

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера


Различные природные явления и причины их возникновения



1



Рассказ -беседа


Понятия: литосфера, атмосфера, биосфера, классификация природных опасных и чрезвычайных ситуаций по месту возникновения


Уяснить и знать: что такое атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера классификацию опасных и чрезвычайных ситуаций по месту их возникновения



Опрос, собеседование

Изучить материал §1.1 стр. 8-11







2




Общая характеристика природных явлений

1

Комбинир. урок

Пояснить причины и основные природные явления геологического, метериологического, гидрологического и биологического происхождения

Знать: причины и основные природных явлений геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения

Собеседование

Изучить материал §1.2 стр. 12-18







3




Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1

Комбинир. урок

Изучить такие понятия как опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация

Знать и уметь объяснить понятия опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация

Опрос

Изучить материал §1.3 стр. 13-23







4

Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера

Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

Землетрясения. Причины возникновения землетрясений и возможные последствия



1

Рассказ -беседа

Что такое землетрясение, очаг землетрясения, гипоцентр, магнитуда, эпицентр, единицы измерения


Знать: основные понятия землетрясения, единицы измерения, основные районы землетрясения

Опрос


Изучить материал §2.1 стр. 26-33







5




Защита населения от последствий землетрясения

1

Рассказ - беседа

Разъяснить возможность прогнозирования, оповещение, обучении населения проведение аварийно-спасательных работ

Знать: принципы прогнозирования и виды прогнозов, защиту населения от последствий землетрясения

Опрос

Изучить материал §2.2 стр. 34-38

Выполнить задание в тетради







6




Правила безопасного поведения населения при землетрясении

1

Рассказ-беседа

Разъяснить порядок подготовки к возможному землетрясению и как вести себя во время и после землетрясения

Знать: что необходимо сделать до землетрясения, как вести себя во время и после землетрясения

Опрос

Доклад

Изучить материал учебника §2.3 стр. 39-46







7




Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле

1

Рассказ-беседа

Охарактеризовать, что такое вулканы, какие бывают вулканы где встречаются вулканы

Знать: что такое вулкан, какие бывают вулканы и их расположение на Земле

Опрос

Изучить материал учебника §2.4 стр. 48-54







8




Последствия извержения вулканов, защита населения

1

Рассказ-беседа

Изучить: какие продукты извержения вулканов защита населения от последствии извержения вулканов

Знать: какие продукты извергает вулкан, меры по защите населения при извержений вулкана

Опрос

Изучить материал учебника §2.5 стр. 55-60







9




Оползни, их последствия, защита населения

1

Рассказ-беседа

Разобраться что такое оползень, причины возникновения. Классификация оползней по масштабам и площадям

Действия населения

Знать: что такое оползень, причины возникновения, классификация оползней, действия населения при оползнях

Опрос

Изучить материал учебника §2.6 стр. 61-67







10




Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия

1

Комбинир. урок

Что такое обвал, условия и причины обвалов. Понятия снежной лавины, лавинный очаг мероприятия по защите населения от последствий лавины и обвалов

Знать: что такое обвал, снежная лавина, причины возникновения. Меры по защите населения от последствий обвалов и снежных лавин

Опрос подготовка доклада

Изучить материал учебника §2.7 стр. 68-73

Работа в тетради







11

Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера

Ураганы и бури, причины их возникновения возможные последствия

1

Развернут. беседа

Понятия: погода, ветер, сила ветра, ураган, буря, шторм. Циклон, антициклон. Шкала Бофорта


Знать: понятия погода, ветер, сила ветра, ураган, буря, шторм. Циклон, антициклон. Шкала Бофорта

Опрос

Изучить материал учебника
стр. 74-81







12




Защита населения от последствий ураганов, бурь

1

Рассказ-беседа

Последствия ураганов и бурь. Заблаговременные и оперативные мероприятия по защите от ураганов и бурь. Правила поведения населения

Знать: Меры по защите населения от ураганов и бурь, правила поведения населения во время ураганов и бурь

Опрос

Доклад

Изучить материал учебника §3.1 стр. 82-86

Работа в тетради







13




Смерчи

1

Рассказ беседа

Что такое смерч, характеристика смерча. Последствия смерча классы разрушения

Знать: характеристику смерча, последствия смерча шкалу разрушения, рекомендации при угрозе и во время смерча

Опрос

Изучить материал учебника §3.3 стр. 87-91







14

Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения. Виды наводнений и их причины

1

Развернут. беседа

Что такое наводнение. Виды наводнений. Классификация наводнений

Знать: виды наводнений, классификацию наводнений

Опрос

Материал учебника §4.1 стр. 92-95







15




Защита населения от наводнений

1

Комбинир. урок

Прогнозирование наводнений. Заблаговременные мероприятия в ходе наводнения

Знать: меры по защите населения от наводнений

Опрос

Изучить материал учебника §4.2 стр. 96-101







16




Действия населения при угрозе и во время наводнения

1

Развернут. беседа

Подготовиться к наводнению. Действия по сигналу об угрозе наводнения, эвакуация, если оказались в воде, действия после наводнение

Знать: как подготовиться к эвакуации, как действовать, если оказались в воде, если пришлось ждать спасателей. Как действовать после наводнения

Опрос

Изучить материал учебника §4.3 стр. 102-106







17




Сели и их характеристика

1

Рассказ-беседа

Что такое сельч. Виды селей. Источники формирования сели. Селевый бассейн. Классификация селей по мощности

Знать: что такое сель, виды селей, формирование селей, классификацию по мощности

Опрос

Доклад

Изучить материал учебника §4.4 стр. 107-109

Работа в тетради







18




Защита населения от селевых потоков

1

Рассказ-беседа

Охранно-ограничительные и охранно-хозяйственные мероприятия, заблаговременные

Знать: мероприятия по защите населения от селевых потоков

Опрос

Изучить материал учебника §4.5 стр. 110-112







19




Цунами и их характеристика

1

Рассказ-беседа

Что такое цунами, источник возникновения цунами, характеристика цунами, оценка интенсивности цунами

Знать: что такое цунами, источник возникновения, параметры цунами, оценка интенсивности цунами в баллах

Опрос

Изучить материал учебника §4.6 стр. 112-116







20




Защита населения от цунами

1

Рассказ-беседа

Комплекс мер по защите от цунами как готовиться к приходу цунами. Что делать во время цунами

Знать: комплекс мер по защите от цунами, подготовку и действия во время прихода цунами

Опрос

Доклад

Материал учебника стр. 117-120

Работа с тетрадью







21

Глава 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1

Рассказ-беседа

Что такое лесной и торфяной пожар, пожароопасный сезон. Виды лесных пожаров (устойчивый, беглый торфяной пожар или подземный пожар)

Знать: определение что такое лесной пожар. Виды: верховой, низовой (устойчивый, беглый торфяной или подземный пожар)

Опрос

Материал учебника §5.7 стр. 121-125







22




Последствия лесных пожаров.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1

Развернут. беседа

Причины лесных и торфяных пожаров. Охрана лесных массивов. Правила поведения при пожаре в лесу

Знать: причины лесных и торфяных пожаров, подготовку места для костра. Правила поведения при пожаре в лесу

Опрос

Доклад

Изучить материал учебника §5.2 стр. 126-132







23




Эпидемия

1

Рассказ-беседа

Понятие инфекционные болезни. Группы инфекционных болезней. Пути распространения инфекции. Периоды развития и течения инфекционных болезней. Эпидемия. Пандемия.

Знать: Что такое инфекционные болезни, группы инфекционных болезней, пути распространения периоды развития болезни. Эпидемия. Пандемия. Основные инфекционные болезни

Опрос

Изучить материал учебника §5.3 стр. 133-140







24




Эпизоотии и эпифитотии

1

Лекция

Инфекционные болезни животных. Группы болезней. Эпизоотия и эпифитотия. Меры борьбы с болезнями животных и растений

Знать: что такое эпизоотия и эпифитотия. Группы инфекционных болезней животных. Меры борьбы с болезнями животных и растений

Опрос










25

Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека


Психологическая уравновешенность


1


Рассказ-беседа


Понятия эмоция и эмоциональность, психологическая уравновешенность. Воспитание в себе качеств таких как уверенность, самосовершенствование в взаимоотношения


Знать: понятия эмоция и эмоциональность, психическая уравновешенность воспитание уверенности, самосовершенствования, правильные взаимоотношения на всех уровнях

Опрос


Изучить материал учебника §6.1 стр. 146-152







26




Стресс и его влияние на человека

1

Рассказ-беседа

Стресс и стрессовый фактор. Адаптационный синдром. Стадии стресса. Последствия стресса и меры борьбы со стрессом

Знать: что такое стресс, стрессовый фактор. Адаптационный синдром стадии стресса. Последствия стресса и способы борьбы со стрессом

Опрос

Учебник стр. 152-155







27




Анатомо-физические особенности человека Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми

1

Рассказ-беседа

Подростковый возраст, перестройка организма. Внешние и внутренние изменения подростка. Роль личной гигиены. Критические периоды жизни подростка три фазы кризиса стратегия поведения

Знать: особенности подросткового возрасты, фазы критического периода подростка стратегию поведения

Опрос

Изучить материал учебника стр. 156-161







28




Формирование личности подростка во взаимоотношениях со сверстниками

1

Рассказ-беседа

Особенности общения подростка со сверстниками. Возникновения конфликтов преодоления конфликтной ситуации три подхода

Знать: Особенности общения подростков. Конфликтные ситуации и их причины. Три пути разрешения конфликтной ситуации

Опрос

Материал учебника стр. 162-164







29




Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола Ответственность несовершеннолет.

1

Рассказ-беседа

Созревание девушки подростка и юноши подростка негативные явления ранней половой жизни. Духовная зрелость. Ответств. несовершен.

Знать: особенности полового созревания подростков негативные последствия ранних половых связей. Ответственность несовершеннолетних

Опрос

Материал учебника стр. 166-170







30

Глава 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практическое занятие)

Общие правила оказания первой медицинской помощи

1

Рассказ-беседа

Цель ПМП. ПМП включает в себя. Вызов скорой помощи

Знать: цель первой помощи. Она включает в себя следующее. Вызов скорой помощи

Опрос

Материал учебника стр. 171-173







31




Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

1

Рассказ-беседа

Виды кровотечения, ПМП при незначительных ранах. Первая ПМП при сильных кровотечениях

Знать: виды кровотечения. Оказание помощи при кровотечениях

Опрос

Материал учебника стр. 173-178







32




Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, растяжений связок, вывихах

1

Практич. занятие

Понятия ушиб, ссадина, растяжение связок, вывихи, признаки правила оказания первой медицинской помощи

Знать и уметь оказывать помощь при ссадинах, растяжении связок и вывихах

Опрос

Материал учебника §7.3 стр. 179-180

Запись







33




Оказания первой медицинской помощи при переломах

1

Практич. занятие

Дать понятие перелом, виды переломов, оказание первой мед. помощи при переломах конечностей, позвоночники

Знать и уметь оказать помощь при переломах конечностей, позвоночника

Опрос

Материал учебника §7.3 стр. 180-182







34




Общие правила транспортировки пострадавшего.

Подведение итогов

1

Практич. занятие

Транспортировка на носилках, подручных средствах на руках и т.д.

Уметь выполнить транспортировку всеми имеющимися под руками способами





































ИТОГО: 34. Резерв 1 час

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса разработана на основе программы для общеобразовательных...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности
По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности Количество часов по программе 34часа Класс 7 Учитель высшей категории...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка рабочая программа, составлена на основе
Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности...
Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка. Статус документа
«Основ безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПриказ №1052 о проведении конкурса «Лучший кабинет Основ безопасности...
Навыков безопасности жизнедеятельности», письма заместителя руководителя Департамента образования города Москвы от 21. 11. 2012 №01-08-2314/12,...
Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск