Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»





Скачать 237.17 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дата публикации22.08.2014
Размер237.17 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа курса





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 4

____________О.Л. Блохина
Приказ № 60 от 30.08.2013 г.


Рабочая программа курса
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для учащихся 11 класса
на 2013 – 2014 учебный год

г. Переславль –Залесский

2013 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы № 4 разработана

- в соответствии с учебным планом образовательного учреждения и является локальным документом школы и индивидуальным инструментом педагога. Данная программа подготовлена на основе Программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – Москва, Просвещение, 2012/,

- учебника для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учрежде­ний» / под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва, «Просвещение», 2009./ с учетом требований федерального компонента государ­ственного стандарта основного общего образования. При подготовке использованы материалы Сборника нормативных документов Министерства образо­вания Российской Федерации Основы безопасности жизнедеятельности., сост. Э.Д.Днепров, A.Г.Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004.

В программе реализованы требования Конститу­ции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопас­ности дорожного движения», «О радиационной бе­зопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпи­демиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безо­пасности Российской Федерации.

Главной целью программы явля­ется ее не только ориентация на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защи­те Отечества. При изучении предмета старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государствен­ных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре­мени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации как системой общегосударст­венных оборонных мероприятий, а также с государст­венными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.

В предметной ориентации про­грамма нацеливает педагогический процесс на реше­ние следующих задач:

  • освоение учащимися знаний о безопасном пове­дении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание у школьников ценностного отноше­ния к здоровью и человеческой жизни, чувства ува­жения к героическому наследию России и ее государ­ственной символике, патриотизма и стремления вы­полнить долг по защите Отечества;

  • развитие у учеников черт личности, необходи­мых для безопасного поведения в чрезвычайных ситу­ациях и при прохождении военной службы, бдитель­ности в отношении актов терроризма, ведения здоро­вого образа жизни;

  • обучение учащихся умению оценивать ситу­ации, опасные для жизни и здоровья, правильно дей­ствовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадав­шим.

Программа состоит из четырех разделов:

Раздел I «Основы здорового образа жизни». В этом разделе изучаются темы: «Правила личной гигиены и здоровья», «Нравственность и здоровье. Семья в современном обществе», «Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики», «СПИД и его профилактика».

Раздел II «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» предусматривает изучение тем «Первая медицинская помощь при травмах (ушибы, сотрясения мозга, переломы), при острой сердечной недостаточности и инсульте», « Первая медицинская помощь при ранениях», «Первая медицинская помощь при травмах (кровотечения, вывихи, растяжения)», «Первая медицинская помощь при травмах ( ожоги, обморожения, укусы насекомых)», «Первая медицинская помощь при остановке сердца. Реанимация», « Первая медицинская помощь при бессознательных состояниях.»

Раздел III «Основы военной службы» изучаются темы: «Воинская обя­занность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий – защитник Отечества».

Объем материала в программе явля­ется достаточным для завершения формирования у учащихся 11 классов основных понятий в области безопаснос­ти жизнедеятельности и предполагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определенных знании по вопросам национальной безопасности.

Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и це­леустремленное освоение учащимися элементов здоро­вого образа жизни, а также методов укрепления здо­ровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития.

Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечи­вающей его системное изучение.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О во­инской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы военной службы». При изучении этого раздела обу­чаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим на­правлениям:

  • формирование цельного представления о безо­пасности жизнедеятельности и ее значении для благо­получного развития личности, общества и государ­ства;

  • ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситу­ациях;

  • изучение правил оказания и овладение навыка­ми первой медицинской помощи в сложных случаях при острой необходимости;

  • ознакомление с задачами и структурами госу­дарственных организаций, занимающихся вопросам и защиты населения от чрезвычайных ситуаций при­родного, техногенного и социального характера;

  • воспитание личной заинтересованности, созда­ния необходимости личного участия каждого гражда­нина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

  • изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;

  • оценка и корректировка своего поведения в ок­ружающей среде, выполнение в практической де­ятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческие взгляды;

  • осуществление осознанного выбора пути продол­жения образования и будущей профессии.

Реализация настоящей программы предусматрива­ет использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учеб­ные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные наглядные (таблицы) и электрон­ные пособия.

В результате изучения программы ученик 11 класса должен:

а) знать и понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности;

  • потенциальные опасности природного, техноген­ного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по за­щите населения и территорий от чрезвычайных ситу­аций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи Граждан­ской обороны РФ;

б) уметь:

  • применять основные способы защиты от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного харак­тера;

  • практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;

  • пользоваться средствами индивидуальной и кол­лективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отно­шению к военной службе;

в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;

  • при оказании первой медицинской помощи;

  • для развития у себя духовных и физических ка­честв, необходимых для военной службы;

  • при обращении в случае необходимости в служ­бы экстренной помощи.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: комбинированный урок, урок-лекция, урок-практикум, урок закрепления знаний, умений и навыков. На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету ОБЖ предусмотрены:

  • Тематические зачеты;

  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;

  • Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;

  • Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;

  • Итоговые контрольные тестовые работы;

  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществля­ется в виде тестирования.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (В УЧЕБНЫХ ЧАСАХ)





Наименования разделов и тем уроков

Всего

час.

Дата

План

Факт

1.

Основы здорового образа жизни

5







1.1.

Правила личной гигиены и здоровья

1

4.09




1.2

Нравственность и здоровье. Семья в современном обществе

1

11.09




1.3

Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики

1

18.09




1.4

СПИД и его профилактика

1

25.09




1.5.

Контроль знаний (тестирование)

1

2.10





2.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

7







2.1.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

1

9.10




2.2.

Первая медицинская помощь при ранениях. Практическая работа

1

16.10




2.3.

Первая медицинская помощь при травмах (ушибы, сотрясения мозга, переломы)

1

23.10




2.4.

Первая медицинская помощь при травмах (кровотечения, вывихи, растяжения). Практическая работа.

1

30.10




2.5.

Первая медицинская помощь при травмах ( ожоги, обморожения, укусы насекомых)

1

13.11




2.6.

Первая медицинская помощь при остановке сердца. Реанимация

1

20.11




2.7.

Первая медицинская помощь при бессознательных состояниях.

1

27.11




3.

Основы военной службы

22







3.1

Воинская обязанность

7

4.12




3.1.1

Основные понятия о воинской обязанности. Контрольная тестовая работа по разделу 2.

1

11.12




3.1.2

Организация воинского учета и его предназначение

1

18.12




3.1.3

Обязательная подготовка граждан к военной службе

1

25.12




3.1.4

Добровольная подготовка граждан к военной службе

1

15.01




3.1.5

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет

1

22.01




3.1.6.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

1

29.01




3.1.7.

Контроль знаний ( тестирование)

1

5.02




3.2

Особенности военной службы

8







3.2.1.

Правовые основы военной службы

1

12.02




3.2.2.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ – законы воинской жизни

1

19.02




3.2.3.

Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России

1

26.02




3.2.4.

Прохождение военной службы по призыву

1

5.03




3.2.5.

Прохождение военной службы по контракту

1

12.03




3.2.6.

Права и ответственность военнослужащих

1

19.03




3.2.7.

Альтернативная гражданская служба

1

9.04




3.2.8.

Контроль знаний (тестирование)

1

16.04




3.3

Военнослужащий – защитник Отечества.

7







3.3.1.

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

1

23.04




3.3.2.

Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

1

30.04




3.3.3.

Требования, предъявляемые к моральным и индивидуально – психологическим качествам воина

1

2.05




3.3.4.

Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, воинские уставы, приказы командиров и начальников

1

7.05




3.3.5.

Как стать офицером Российской Армии

1

7.05




3.3.6.

Международная ( миротворческая ) деятельность Вооруженных Сил РФ

1

18.05




3.3.7.

Контроль знаний (тестирование)

1

25.05







ИТОГО

34








ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

( практические работы – 2, контрольные тестовые работы -5 )


урока

Наименование темы урока

Кол-во часов



Контрольная тестовая работа по теме «Основы здорового образа жизни)

1



Контрольная тестовая работа по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»

0,5



Контрольная тестовая работа по теме «Воинская обязанность»

1



Контрольная тестовая работа по теме «Особенности военной службы)

1



Контрольная тестовая работа по теме «Военнослужащий – защитник Отечества»

1



Практическая работа по теме «Первая медицинская помощь при ранениях»

1



Практическое занятие по отработке приемов оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, вывихах, растяжениях связок.

1



ЛИТЕРАТУРА:
Нормативные и программные документы:

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Закон «Об образовании»

  3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2007 г. № 804 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

  4. Федеральный закон «О безопасности»

  5. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»

  6. Федеральный закон «О гражданской обороне»

  7. Федеральный закон «О пожарной безопасности»

  8. Федеральный закон «О противодействии терроризму»

  9. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

  10. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

  11. Федеральный закон «Об обороне»

  12. Основы безопасности жизнедеятельности. Сбор­ник нормативных документов Министерства образо­вания Российской Федерации / сост. Э.Д.Днепров, A.Г.Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004.

  13. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – Москва, Просвещение, 2012.

  14. Противодействие терроризму. Учебное пособие. Федеральное агентство по образованию, ООО изд-во Кириллица,М.,2006.

  15. Как не стать жертвой террора. Изд-во Папирус, Ростов-на-Дону,2004.

  16. Рыхнов А.Г. Правила безопасности для взрослых и детей под редакц. В.В. Шевченко, -Военные знания, М., 2000.

  17. Пола Статман. Безопасность вашего ребенка.- Дельта, Санкт-Петербург,1996.

  18. Костров А.М. Гражданская оборона, учебник для средних учебных заведений, М., Просвещение,1991.

  19. Законы о военной службе. Сборник. –Агентство Военинформ МО, М.,2010.

  20. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах. –Русь РКБ,М., 1998.

  21. 100 вопросов – 100 ответов. О прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и контракту. –МО РФ, М., 2006.

  22. Воинская обязанность и воинская служба. Сборник документов. – Военные знания, М., 1999.

Учебники

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учрежде­ний / под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва, «Просвещение», 2009./


Методические пособия к учебникам

  1. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопас­ности жизнедеятельности. 11 класс: методическое по­собие. — М.: Дрофа, 2004.

  2. Миронов С.К. Основы безопасности жизнеде­ятельности. Методические рекомендации по исполь­зованию учебников в учебном процессе, организован­ном в соответствии с новым образовательным стан­дартом. — М.: Дрофа, 2004.


Методические и учебно-методические пособия

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений.-под редакцией А.Т. Смирнова, М., Просвещение, 2012.

  2. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методиче­ские рекомендации по оборудованию кабинета (клас­са) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. — М.: Дрофа, 2005.

  3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2004.

  4. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопас­ности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. – М.: Дро­фа, 2005.

  5. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедея­тельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое посо­бие. — М.: Дрофа, 2005.

Дидактические материалы


  1. Латчук В.Н., Лукьянов В.Р., Миро­нов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 10—11 классы: дидактические материалы. — М.: НЦ ЭНАС, 2001.

  2. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнеде­ятельности. Тесты. 5—11 классы. — М.: Дрофа, 2003.


Учебные наглядные пособия


  1. Таблицы по защите от терроризма. – М.: Дрофа, 2006:

    • Классификация терроризма;

    • Взрывоопасные предметы;

    • Безопасные расстояния до взрывоопасных пред­метов;

    • Особенности поведения и одежды террориста-смертника;

    • Правила безопасного поведения при угрозе взры­ва;

    • Как действовать, попав после взрыва в завал;

    • Как действовать, попав в заложники;

    • Действия при получении угрозы;

- Психологическая помощь в ситуациях террорис­тического характера.

ПРЕЗЕНТАЦИИ по изучаемым темам:
Раздел 1 « ТЕРРОРИЗМ»

  1. Беслан. Захват школы

  2. Отношение граждан РФ к терроризму. Соц.исследование

  3. Система борьбы с терроризмом

Раздел 2 «Оружие массового поражения»

  1. Характеристика ядерного оружия

  2. Химическое оружие

  3. Ядерное оружие

  4. Поражающие факторы ядерного оружия

  5. Защита населения от АХОВ

  6. Вредная среда

  7. Бактериологическое оружие

  8. Современные средства поражения. Ракетные ядерные комплексы

Раздел 3 «Вооруженные Силы России»

  1. Законодательство РФ о военной службе

  2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

  3. Военная форма одежды

  4. Воинские звания и различия

  5. Автомат Калашникова. Разборка и сборка

  6. История Вооруженных Сил России

  7. Структура Вооруженных Сил РФ

  8. Современные боевые средства вооруженной борьбы

  9. Федеральный закон «О военной службе»

Раздел 4 «Здоровый образ жизни»

1. Алкоголь и алкоголизм

2. Предупреждение пивного алкоголизма

3. Влияние курения и алкоголя на здоровье человека

4. Здоровый образ жизни. Компоненты ЗОЖ

5. Пивной алкоголизм

6. Похитители рассудка ( о наркомании)

7. Влияние шума на здоровье человека

8. Занимайся спортом

9. О вреде алкоголизма

10. Влияние мобильной связи на здоровье

11. Влияние асоциальных связей на экосистему человека

12. Компоненты здорового образа жизни

13. Здоровые дети в здоровой семье
Раздел 5 «Первая медицинская помощь при травмах»


  1. ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении

  2. Общие правила транспортировки пострадавших

  3. ПМП при укусах змей и насекомых

  4. Остановка носового кровотечения

  5. Повязки. Способы наложения повязок

  6. ПМП при различных травмах и ранениях . Реанимация

Раздел 6 «Пожарная безопасность»

  1. Пожарная безопасность в России

  2. Пожарная безопасность. Огонь: друг и враг

  3. Новые правила о пожарной безопасности

Электронные учебные издания:

  1. ОБЖ. 10 класс. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 2003.

  2. СПАСИК Сборник видеофильмов о поведении людей при различных ЧС

  3. МЧС советует. 40 видеосюжетов по различным опасным ситуациям


ВИДЕОФИЛЬМЫ И ВИДЕОСЮЖЕТЫ
Раздел 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

1. Питание детей в школе

2. Курение. Эксперимент по отвыканию от курения

3. Наркотики. Их влияние на поведение

4. Вода, которую мы пьем.

5. СПАЙС. Курительные смеси. Влияние на здоровье

6. Проекты по профилактике наркотиков

7. Зарядка. Ее влияние на здоровье.Уход за волосами

8. Мобильные телефоны. Их влияние на здоровье.

9. Эффект пружины( о ПАВ)

10. Аборт и его последствия

11. СПИД. Гигиена полости рта.

12. Качество воды

13. За здоровый образ. Трезвое поколение

14. Операция по наркоманам.

15. Пьянство. Алкоголизм

16. Борьба с наркодилерами

17. Физическая активность и ДИАБЕТ

18. Борьба с пьянством.

19. Что есть? Борьба с ожирением

20. Табак – яд

Раздел 2. БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1.Иван Зенкевич. Роль освещения в профилактике ДТП

2. Подборка сюжетов «СПАСИК»

3. Профилактика детского травматизма

Раздел 3. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

1. Кома. Последствия. Уход за больными.

2. РОДЫ. Помощь на дому

Раздел 4. ТЕРРОРИЗМ

1. Попытка теракта в Чечне. Захват театра на Дубровке

2. Теракт. Владикавказ.

3. Захват автобуса. Трагедия в метро.

4. Взрыв. Последствия

5. Теракт в Москве 29 марта ст. «Лубянка»

6. Израиль. Выдача террористов, захват. автобус

7. Заложники автобуса. 1988 год .Хронология терактов

8. Теракт в метро 29 марта 2010 г.

9. Грозный. Чечня. Покушение на президента

10. Теракт в Нью-Йорке

Раздел 5. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ

1. Артиллерия. Современные артиллерийские системы

2. Новая военная форма

3. ПВО. Зенитные комплексы

4. Ответственность за оставление воинской части.

5. Химическое оружие

6. Применение химического оружия.

7. Взрывпакеты

8. Первые истребители

9. СПЕЦНАЗ

10. Ракетные и зенитные войска

11. Водородная бомба

12. Воздушная кавалерия. Военная авиация

12. История танковых войск России

13. Приборы обнаружения. Спутники поиска Гланас

14. Морская пехота. Морфлот в годы войны

14. Плутоний. Сокращение запасов.

15. ОРУЖИЕ РОССИИ. Ядерные силы

16. Война на море. История флота

17. Тайна танка Т-34

18. Холодное оружие. Клинок. Металлообработка

РАЗДЕЛ 6. М Ч С СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

1. Помощь МЧС в Чили

2. Гуманитарная помощь. Гаити

3. Эвакуация

Раздел 7. КРИМИНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

1. Грабеж. Ребенок спасает от грабителей

2. Как защитить дом, квартиру?

3. Травматические пистолеты.

4. Мошенничество

5. Уроки убийцы. Нападения

6. Несовершеннолетние преступники

7. Как защититься от нападения?

8. САМООБОРОНА

9. О краже квартир

10. Автоподставы

11. Жестокость по отношению к животным. Ответственность.

Раздел 8. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

  1. 1. Свиной грипп. Испанка

  2. 2. СВИНОЙ ГРИПП

  3. Раздел 9. ЭКОЛОГИЯ

  4. 1. Влияние шума на здоровье

  5. 2. Мобильные телефоны. Их влияние на организм

  6. 3. Как очистить озеро



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10...
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 11...
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа (базовый уровень) на 2013-2014 учебный год Предмет:...
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А. Васнев //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Мбоу сош №1 программа определяет приоритеты образования в содержании курса «Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Основы...
Данная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана для обучения в 3 классе мбоу «Ржавецкая средняя общеобразовательная...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса разработана на основе программы для общеобразовательных...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса на 2013 2014 учебный год г. Переславль -залесский 2013 год пояснительная записка рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск