Верхоценский филиал Муниципального общеобразовательного учреждения
Сатинской основной общеобразовательной школы
-
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №----
|
| Утверждена приказом
МОУ Сатинской СОШ
№ ___ от _________2011г.
Директор
___________(Демина Т.Н.)
| Рабочая программа
учебного курса по
Основам безопасности жизнедеятельности
для 8 класса Учитель: Воронина Лариса Владимировна
2011-2012 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний; об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи пр неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный и региональный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.
Выбор данной программы основан на специфике Тамбовского региона, которая предусматривает обязательное многократное практическое закрепление ЗУН по всем темам и разделам.
Для реализации программы ее изучение необходимо предусмотреть по 1 часу в неделю.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из четырех содержательных линий: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; дорожно-транспортная безопасность.
В программе реализованы требования Федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы;индивидуальные консультации; технологии обучения - традиционная; виды и формы контроля — тесты, зачеты.
Основой программы послужила программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 2006 года, подготовленная авторским коллективом под редакцией А.Т. Смирнова.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса под редакцией М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова и др. издательство М., АСТ:Истрель, 2008. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (8 КЛАСС)
Раздел I. Обеспечение личной безопасности
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.
Профилактика пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
2. Безопасность на водоёмах
2.1. Водоёмы. Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
3. Экологическая безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тестирование по разделу 1.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
И БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
1Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
4.2 Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно-опасных объектах.
4.3 Последствия аварии на Чернобыльской АЭС для Тамбовской области.
4.4 Аварии на химически опасных объектах Тамбовской области. Причины их возникновения и возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения.
4.5 Аварии на пожаровзрывоопасных объектах экономики Тамбовской области. Профилактика пожаров. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах.
4.6Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по обеспечению защиты населения от их последствий.
5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
5.1 Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Виды эвакуационных мероприятий.
5.2 Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Зачет по разделу 2.
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
6. Основы здорового образа жизни
6.1.Психологическая уравновешенность, её значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая устойчивость и коммуникабельность.
6.2Общие понятия и определения стресса. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.
6.3.Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
6.4Значение правильного общения с взрослыми, особенно с родителями, для социального развития в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации в семье и школе и основные способы их разрешения.
Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Особенности поведения подростка. Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и её значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Здоровый образ жизни и безопасность - основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
7. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.
Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Приёмы и средства оказания первой медицинской помощи при травмах.
Приёмы и средства оказания первой медицинской помощи при утоплении.
Зачет по разделу 3.
Раздел IV. Дорожно-транспортная безопасность
8. Организация дорожного движения
История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения.
Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда.
Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Организация дорожного движения. Общие права и обязанности пешеходов и пассажиров. Общие права и обязанности водителей велосипедов и мопедов.
Тестирование по теме 8.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
|
| № раздела и темы
| Наименование раздела и темы
| Количество часов
| Количество часов
Тест, ПЗ
|
|
|
|
| Раздел
| Тема
|
| I
| Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
| 4
|
|
| 1
| Пожарная безопасность
|
| 2
| Зачет\1
| 2
| Безопасность на водоемах
|
| 1
| Сем\1
| 3
| Экологическая безопасность
|
| 1
| Тест/1
|
|
|
|
|
|
II
| ЧС техногенного характера и безопасность населения
| 10
|
|
| 4
| ЧС техногенного характера и их последствия
|
| 8
| Т/1
| 5
| Организация защиты населения от ЧС техногенного характера
|
| 4
| С/1
|
|
|
|
|
| ШШ
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| 12
|
|
| 6
| Основы здорового образа жизни
|
| 8
| Зачет/1
| 7
| Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
|
| 4
| IV
| Дорожно-транспортная безопасность
| 8
|
| 8
| Организация дорожного движения
|
| 8
| Всего часов
| 34
| 8
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Выпускник должен знать:
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной, экологической безопасности;
рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоемах и оказания помощи терпящим бедствие на воде;
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе на природе;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Основная литература:
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. М.:АСТ: Астрель, 2006.
2.Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. Для учащихся 8 кл. общеобраз. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. М.: Просвещение, 2006.
3 . Конституция Российской Федерации.
4. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. М., 1998 2006.
5. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге /А.Л. Смирнова . М.: «Просвещение», 2006.
Дополнительная учебная литература: 1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. М.: «Просвещение», 2005.
2. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. М.: «Просвещение», 2003.
3. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. М.: «Просвещение», 2005.
Учебные и справочные пособия: -комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А.Т. Смирнов под ред. Воробьёва);
Перечень рекомендуемых средств обучения:
средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка
Дидактический материал:
тесты по всем разделам и темам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ
(ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ)
Номер
урока
| Изучаемая тема
| Кол-во
часов
| Сроки проведения
по плану
| Сроки
проведения
фактически
| Примечание
| 1
2 3 4
5
6
7 8
9 10
11
12 13
14
15
16 17 18
19 20
21 22 23
24-25
26-27
28-29
30-31 32
33 34
| Вводный урок. Урок антитеррора и противопожарной безопасности.
Основные виды и причины
опасных ситуаций техногенного характера.
Понятие аварии, катастрофы. Краткая характеристика основных видов ЧС техногенного характера.
Основные причины и стадии
развития техногенного хар-ра.
Пожары и взрывы.
Пожары
Взрывы.
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.
Возможные последствия пожаров и взрывов.
Меры пожарной безопасности.
Авария с взрывом опасных
химических веществ.
Опасные химические вещества
и объекты.
Характеристика АХОВ и их
поражающих факторов.Причины и последствия аварийна химически опасных объектах
Правила поведения и защитные
меры при авариях на ХОО.
Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Радиоактивность и радиационно
опасные объекты.
Ионизирующее излучение.
Единицы измерения, дозы излучения.
Естественная радиоактивность.
Правила поведения, действия
населения.
Гидродинамические аварии.
Гидродинамические аварии и
гидросооружения.
Причины и виды гидродинами-
ческих аварий.
Последствия гидродинамических аварий.
Меры по защите населения.
Правила поведения.
Нарушение экологического
равновесия.
Экология и экологическая безопасность
Биосфера и человек.
Загрязнение атмосферы.
Загрязнение почв.
Загрязнение вод.
Понятие о ПДК- загрязняющих
веществ. Экологическая
обстановка в России. Основные понятия об уголовной
ответственности несовершеннолетних. Безопасное поведение на улицах и дорогах
История развития автомототранспорта.
Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда.
Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Организация дорожного движения.
Элементарные вопросы движения транспортных средств
Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Заключительный урок. Повторение.
|
|
|
|
| |