Пояснительная записка Рабочая программа, составлена на основе:
авторской программы Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений /[ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Стандарта среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»).
Цели и задачи программы обучения:
задачи:
Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
цель:
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Программа рассчитана на 1 час .В год 35 часов. Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика. Контроль результатов обучения
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа , тест, устный опрос.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать /понимать:
1. Основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;.
2. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности
3.Меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях
4. Приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
Доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья
Предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам
Соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода.
Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания
Соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ведения здорового образа жизни.
Оказания первой медицинской помощи.
Вызова (обращения за помощью) в случае необходимости службы экстренной помощи.
Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта
Межпредметные связи.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-ом классе представляет собой совокупность фрагментов во многих образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В таких блоках как, «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях»и «Чрезвычайные ситуации» прослеживается связь с географией, историей. Используется межпредметная связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д. Структурно программа состоит из 4 разделов и 7 тем
Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» включает в себя 4 темы (Человек, среда его обитания, безопасность человека; Опасные ситуации техногенного характера; Опасные ситуации природного характера ;Обеспечение личной безопасности дома)
Раздел II «Чрезвычайные ситуации» включает в себя 1 тему (ЧС природного и техногенного характера)
Раздел III «Основы здорового образа жизни» включает в себя 1 тему (Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни)
Раздел IV «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» включает в себя 1 тему (Первая медицинская помощь и правила ее оказания)
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся. Учебно-тематический план №
| Тема
| Кол-во часов
| В том числе:
| Лабораторные,
практические работы
| Контрольные работы
| I
| Безопасность и защита человека в опасных ситуациях
| 16
|
|
| 1
| 1.1
| Человек, среда его обитания, безопасность человека.
| 5
|
|
|
| 1.2
| Опасные ситуации техногенного характера.
| 6
|
|
|
| 1.3
| Опасные ситуации природного характера.
| 2
|
|
|
| 1.4
| Опасные ситуации социального характера.
| 3
|
|
|
| II
| Раздел № 2 «Чрезвычайные ситуации»
| 6
|
|
| 1
| 2.1
| Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
| 6
|
|
|
| III
| Раздел № 3 «Основы здорового образа жизни»
| 5
|
|
| 1
| 3.1
| Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.(5 ч.)
| 5
|
|
|
| IV
| Раздел № 4 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»
| 8
|
|
| 1
| 4.1
| Первая медицинская помощь и правила ее оказания .
| 8
|
|
|
|
| Всего
| 35
|
|
| 4
| Учебно-методическая литература
№
| Название
| Автор
| Издательство
| Год издания
| Кол-во экземпляров
| 1
| Личная безопасность школьника
| М.И.Кузнецов
| Москва
| 2005
| 1
| 2
| Помощь пострадавшим.Защитные меры
| А.П.Зайцев
| Москва
| 2000
| 1
| 3
| Правила безопасности для детей и взрослых
| В.В.Шевченко
| Санкт-Петербург
| 2006
| 1
| 4
| Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.1
| Шаховец В.В
| Москва
| 2000
| 1
| 5
| Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.2
| Шаховец В.В
| Москва
| 2000
| 1
| 6
| Основы безопасности жизнедеятельности справочник школьника
| В.П. Ситников
| Москва
| 1997
| 1
| 7
| Учебник ОБЖ-5 класс
| А.Т Смирнов
| Москва
| 2009
| 15
| Таблицы
№ п/п
| Название таблицы
| Кол-во
|
| «Правила поведения в ЧС природного характера» 5 шт.
| 1
|
| «Правила поведения в ЧС техногенного характера» 6 шт.
| 1
|
| «Основы безопасности жизнедеятельности» 13 шт.
| 1
|
| «Факторы разрушающие здоровье человека» 8 шт.
| 1
|
| «Правила оказания первой медицинской помощи» 15 шт.
| 1
|
| «Поведение в криминогенных ситуациях» 9 шт.
| 1
|
| «Пожарная безопасность»
| 1
|
Видео и аудиоматериалы
№ п/п
| Название
| Кол-во
|
| В/К. «Первая помощь»
| 1
|
| В/К «Улица полна неожиданностей»
| 1
|
| В/К «Основы противопожарной безопасности»
| 1
|
| В/К «Первая медицинская помощь»
| 1
|
| В/К «Безопасность на воде»
| 1
| |