ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №516 Рабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г.И. Беленького.М.: «Мнемозина», 2009). Реализуется в учебнике Ю.И.Лыссого «Русская литература 20 века»11 класс, в 2-х частях Материал УМК соответствует обязательному минимуму содержания, выраженному в дидактических единицах, доступен для учащихся. Содержание линии соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Соблюдается точность изложения фактов, ясно и доступно и кратко изложен теоретический материал. Занимательная сторона произведений сочетается с научным характером изложения. Чётко сформулированы понятия. Терминология в данном УМК соответствует общепринятой. Теоретические сведения включены в аннотации к текстам. Соблюдается баланс теоретических положений и фактического материала. В УМК представлены межпредметные и внутрипредметные связи, содержится основной, дополнительный и вспомогательный материал. В учебнике широко представлены разноуровневые вопросы и задания к произведениям, рубрика "Попробуй сочинить", задания по анализу изучаемых произведений, способствующие развитию самостоятельной деятельности, креативного мышления. С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ: классных сочинений–5; домашних сочинений–4. Требования к уровню подготовки учащихся Знать/понимать: - образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX вв.
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительный средства языка,
художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели: способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
прочитать программные произведения, знать их содержание, уметь давать оценку героям и событиям;
знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
анализировать эпизод изучаемого произведения;
составлять планы, тезисы статей на литературную тему;
писать сочинение на литературную тему;
знать наизусть отрывки и отдельные произведения.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования. Список рекомендуемой литературы. Основная литература: Ю.И.Лыссого «Русская литература 20 века»11 кл. 2009 Дополнительная литература: 1.М.А.Нянковский. Уроки литературы в 11 классе: развернутое планирование: Академия развития, 2002. 2. Е. М. Болдырева. А. В. Леденев. Поэзия Серебряного века в школе. – М., Дрофа, 2002. 3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997.
Преподавание литературы в 11 классе. Под редакцией г. А. Обернихиной. – М., 2001
ЕГЭ 2010. Литература.- М., АСТ. Астрель, 2009
Содержание курса
А. П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Рассказы Чехова. Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа. «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Основа драматического конфликта. Смысл названия пьесы. А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Мастерство психологического анализа.
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Поэтический мир Бунина. Мотивы очищающего влияния родной природы. Рассказы Бунина. Обличение фальши современной цивилизации(«Господин из Сан-Франциско»). Трагичность любви в произведениях Бунина («Легкое дыхание», «Чистый понедельник »).
Литература первой половины ХХ века. Поэзия начала века. Литературные направления в поэзии Серебряного века. Символизм. Эстетические взгляды, пафос трагического миропонимания. И. Ф. Анненский. К. Д. Бальмонт. В. Брюсов как основоположник символизма в русской литературе. Акмеизм. Н. С. Гумилев. Героичность и жизнеутверждающий пафос поэзии. Строгость и чистота поэтической формы. Футуризм. И. Северянин, его эгофутуризм. А. А. Блок. Жизнь и творчество. Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов эпохи. Россия – центральная тема поэзии Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов. Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни. «Макар Чудра». Горький-драматург. «На дне». Философская проблематика пьесы. Споры о предназначении человека. Гуманизм-милосердие-жалость. Афористичность языка. «Несвоевременные мысли». Сложность отношения Горького к революции. Послереволюционное творчество. Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго». «Мысль семейная» в романе. Проблемы, выдвинутые эпохой. Лирические страницы романа. А.Н.Толстой. «Петр Первый». Человек и история. Петровские преобразования. Становление личности Петра. Е.И.Замятин. «Мы» как антиутопия. А. П. Платонов. Жизнь и творчество писателя. «Котлован». Герои повести – правдоискатели и народные философы. Тип «сокровенного человека».Трагическое и смешное в повести.
В. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Сатира Маяковского. Сатирическое изображение негативных сторон жизни. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего. Идейное своеобразие поэм и пьес. С. А. Есенин. Жизнь, личность, творчество поэта. Чувство любви к Родине и природе родного края в лирике. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Народно-песенная основа лирики. О. Э. Мандельштам. Насыщенность поэзии литературными и историческими ассоциациями. Тяготение к традициям русской философской лирики. А. А. Ахматова. Сведения о жизни и творчестве. Главенство темы любви в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике. «Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий. М. И. Цветаева. Жизнь и судьба. Поэзия Цветаевой – напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность лирики. Своеобразие поэтического стиля и языка. Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве. Философичность лирики Заболоцкого, Поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души. А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве.Лирика Твардовского. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь окружающих. Народность поэзии Твардовского. М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Судьба произведений писателя. «Мастер и Маргарита». Особенность жанра. История создания романа. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Философский спор о добре и зле. Своеобразие булгаковскойдьяволиады. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью. Проблема творчества и судьбы художника. М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. «Тихий Дон» (обзор с чтением избранных глав). «Тихий Дон» - роман-эпопея. Изображение жизни и быта казаков в романе. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа. Деревенская проза В.В.Шукшина. В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой»».Тема отцов и детей. Родовая память. Литература социалистического реализма. Положительный герой советской литературы. Трагические конфликты эпохи В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов). А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего. «Архипелаг ГУЛаг». Литература последних десятилетий ХХ века. Поэзия. Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Поиск новых форм поэзии. Авторская песня. Проза. Постановка важных социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности. Жанровое многообразие литературы. Литература конца ХХ – начала ХХI века (обзор). Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностей В. С. Маканин, Т. Н. Толстая) Постмодернистские поиски: взгляд на мир через призму чужих текстов. ( А. Г. Битов, В. О. Пелевин и др.). Обзор зарубежной литературы XX века.
11 … класс
|
| 11 … класс (профильный уровень)
|
| (базовый уровень)
|
|
|
|
|
|
| Базовый
| уровень
| Профильное обучение рассчитано на учащихся 11
| рассчитан
| на
| класса. Данное обучение предполагает повышенное
| учащихся
| 11
| внимание к художественному миру писателя и
| класса
|
| произведения, к бытованию произведения в
|
|
| историческом времени. Оно требует сопоставления
|
|
| литературных явлений, их различных трактовок в
|
|
| критике и литературоведении, что стимулирует
|
|
| самостоятельную мысль учащихся. Возрастает роль
|
|
| самостоятельной работы школьников. Профильный
|
|
| уровень
| предполагает
| последовательную
|
|
| индивидуализацию и дифференциацию обучения с
|
|
| учетом возможностей и интересов каждого конкретного
|
|
| ученика.
|
|
|
|
| В системе литературного образования особая роль
|
|
|
|
|
| |