Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе»





Скачать 284.63 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе»
Дата публикации03.08.2014
Размер284.63 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка


Пояснительная записка

Рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, раскрытию его поэтических возможностей.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 7 классе:

  1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

  2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

  3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

  4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

  5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

  6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Главной целью литературного образования в 7 классе является изучение богатства и разнообразия жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа – жанр. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Теоретическая оснащенность курса предусматривает систематизацию понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике, получить сведения об истории некоторых жанров.

Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей, также в введении межпредметных связей. Большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Данная рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

В результате изучения литературы в 7 классе учащиеся должны знать/уметь:

- содержание изученных литературных произведений;

- историко-культурные сведения и биографические сведения о писателях и поэтах;

- определение литературы как особой формы познания действительности; понятие родов и жанров в литературном произведении;

- особенности драматического произведения, литературного жанра, определение понятия комедия; иметь представление о подвижности связей и истории жанров литературы;

- основные теоретические понятия и их соотношение;

- определять роды и жанры произведений; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения произведения;

- воспринимать и анализировать художественное произведение; характеризовать особенности сюжета, композиции;

- сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов;

- приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения;

- давать характеристику героев;

- выразительно читать произведения, в том числе фрагменты по ролям, владеть различными видами пересказа;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное;

- самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
Учебно-тематический курс по русской литературе 7 класса



п/п

Содержание

Кол-во часов (68 ч.)

1.

Введение. Роды и жанры художественной литературы

1

2.

Фольклор и его жанры

2

3.

Литература эпохи Возрождения и ее жанры

3

4.

Классическая литература XIX века и ее жанры

32

5.

Литература XX века

21

6.

Уроки развития речи

5

7.

Уроки внеклассного чтения

4

8.

Резервные уроки

2

Календарно-тематическое планирование. 7 класс



Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Межпредметные связи

Дата проведения

план

факт

1.

Введение. Роды и жанры художественной литературы

Введение. Роды и жанры художественной литературы

1

Объяснение нового материала

Литература как искусство слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы и т.д.. Три рода литературы и их жанры.

Роды и жанры хакасской литературы







2.

Фольклор и его жанры

Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической драмы «Барин»

1

Объяснение нового материала

Представление о фольклоре как особой форме познания действительности. Содержание и особенности драмы «Барин»

Жанры фольклора хакасского народа







3.




Детский фольклор

1

Объяснение нового материала

Малые жанры фольклора (колыбельные, частушки, считалки, загадки, скороговорки и т.д.)

Малые жанры фольклора в хакасской литературе







4-5.

Литература эпохи Возрождения и ее жанры

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

2

Комбинированный урок

Трагедия произведения эпохи Возрождения. Основной конфликт трагедии.

Русский язык

Монолог, диалог

М.С.Коков «Ор!н!ст!г тогазыг»







6.




Сонеты Шекспира

1

Комбинированный урок

Понятие сонет. Сонет как жанр и явление мировой культуры.

Сонет как жанр в хакасской литературе







7.

Классическая литература XIX века и ее жанры

Обзор жанров классической литературы XIX века. История басни

1

Объяснение нового материала

Знакомство с жанрами классической литературы XIX века. Басня в античной литературе Греции и Рима.

ИЗО

Иллюстрации басен

история басни в хакасской литературе







8.




И.А.Крылов – великий баснописец

1

Комбинированный урок

Расширение знаний о биографии писателя. Золотой век русской поэзии

Переводы басен И.А.Крылова на хакасский язык








9.




Баллада В.А.Жуковского «Светлана»

1

Комбинированный урок

Знакомство с жизнью и творчеством В.А.Жуковского. Сюжет и народные поверья. Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы

Жанр баллады в хакасской литературе







10.




Из истории баллады. Баллада В.А.Жуковского «Перчатка»

1

Комбинированный урок

Истоки жанра баллады

Зарубежная литература

Баллады английских писателей

Народные гадания, приметы хакасов







11.




Р/р. Творческая мастерская «Сочиняем балладу»

1

Урок развития речи













12-13.




А.С.Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве. Лирика: «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец» и др.

2

Комбинированный урок

Знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина в период Южной ссылки. Самостоятельный подбор материала

Лирические произведения В.Майнашева, Н.Ахпашевой и т.д.







14-15




Повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

2

Комбинированный урок

Художественное своеобразие повести, особенности пушкинского языка.

Воспитание хакасских девушек в семье







16.




Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Первые главы, завязка событий, герои

1

Комбинированный урок

История создания романа; знание содержания 1-4 глав, героев романа

Роман в хакасской литературе







17.




Владимир Дубровский-герой романа А.С.Пушкина

1

Комбинированный урок

Владимир Дубровский как романтический герой. Художественное своеобразие персонажей

ИЗО

Иллюстрации к роману







18.




Маша Троекурова и Владимир Дубровский - герои романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Комбинированный урок

Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Окружение героев романа, их судьбы

Роман и Таня в повести

М.С.Кокова «Ор!н!ст!г тогазыг»







19.




Поступки героев романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Комбинированный урок

Знание содержания романа

Поступки героев повести М.С.Кокова «Ор!н!ст!г тогазыг»







20.




Развязка романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Комбинированный урок

Композиция романа «Дубровский»

Зарубежная литература

«Ромео и Джульетта»







21-22




Р/р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский» и его написание

2

Урок развития речи

Тема, основная мысль сочинения










23-24.




Лирика М.Ю.Лермонтова. Жанровое разнообразие лирики М.Ю.Лермонтова

2

Систематизация ЗУН

Факты биографии поэта, знакомство с новыми произведениями. Определение жанра лирического произведения

Лирические произведения хакасской литературы







25.




Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Систематизация ЗУН

История создания поэмы «Мцыри». Усвоение содержания поэмы

Н.Г.Доможаков «Тыттыг таг»







26.




Герой поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова

1

Систематизация ЗУН

Мцыри как герой поэмы

Героиня поэмы Н.Г.Доможакова «Тыттыг таг»







27.




Три дня «жизни» героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Систематизация ЗУН

Содержание поэмы, пейзажные зарисовки, мечта героя

ИЗО

Иллюстрации к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»







28.




Н.В.Гоголь «Ревизор». Завязка действия

1

Комбинированный урок

Факты биографии творчества Н.В.Гоголя, знакомство с пьесой «Ревизор»

История

Крепостное право

Роль пьесы в хакасской литературе







29.




История Хлестакова. Нравы уездного города

1

Комбинированный урок

Усвоение содержания комедии. Комедия как жанр

Пьесы Ильи Топоева







30.




Городские жители и Хлестаков

1

Комбинированный урок

Усвоение содержания пьесы и ее основной мысли

Жизнь хакасского народа при крепостном праве







31.




Смех в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Комбинированный урок

Жанр пьесы и ее особенности

Смех в произведениях Ильи Топоева







32.




Р/р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Урок развития речи













33.




И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»

1

Комбинированный урок

Понятие о жанре «стихотворение в прозе»

Жанр стихотворения в прозе в хакасской литературе







34.




Н.А.Некрасов. стихотворение «Размышление у парадного подъезда»

1

Комбинированный урок

Усвоение содержания стихотворения, его образного ряда

М.А.Аршанов «Пастухтын ыры»







35.




Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа

1

Комбинированный урок

Знакомство с содержанием сказа; с нравственной проблематикой

Особенности сказа в хакасской литературе







36.




«Ужасный секрет тульских мастеров»

1

Комбинированный урок

Усвоение содержания сказа

Хакасские мастера, рукодельницы







37.




Судьба Левши

1

Комбинированный урок

Характеристика Левши

ИЗО

Иллюстрации к сказу Н.С.Лескова «Левша»







38.




М.Е.Салтыков -Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Комбинированный урок

Усвоение фактов биографии и творчества писателя, содержание произведения

Русский язык

Создать словарь генералов из сказки







39.




Внеклассное чтение М.Е.Салтыков – Щедрин. Сказки.

1

Урок-практикум

Содержание сказки «Дикий помещик»










40.




Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

1

Комбинированный урок

Знакомство с творчеством М.Твена. главная мысль произведения

Газета «хакас чир!»







41-42




Юмористические рассказы А.П.Чехова

2

Комбинированный урок

Знакомство с творчеством А.П.Чехова. содержание рассказов «Жалобная книга», «Хирургия»

Юмористические рассказы Ильи Топоева







43.




Внеклассное чтение Юмористические рассказы А.П.Чехова

1

Урок-практикум

Содержание рассказов










44.




Портрет героев в художественных произведениях разных жанров

1

Комбинированный урок

Средства выразительности при создании словесного портрета

Портрет героев в художественных произведениях хакасского народа







45.

Литература XX века

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В.Я.Брюсова «Труд», «Хвала человеку»

1

Комбинированный урок

Знакомство с жанрами эпоса, лирики и драмы в творчестве поэтов и писателей XX века

Жанры эпоса, лирики, драмы в произведениях хакасских писателей

М. Коков «Боргояков Мотя»







46.




Жанры лирики К.Д.Бальмонта. «Бог создал мир из ничего»

1

Комбинированный урок

Знакомство с творчеством К.Д.Бальмонта; анализ лирического произведения

Н.Г.Доможаков «Ас кисчен»







47.




Игорь Северянин «Не завидуй другу»

1

Комбинированный урок

Знакомство со своеобразием творчества И.Северянина; совершенствование навыков выразительного чтения

Лирические произведения В.Майнашева







48.




Редьярд Киплинг «Если», «Заповедь»

1

Комбинированный урок

Анализ лирического произведения Р.Киплинга; совершенствование навыков выразительного чтения

Основа религиозных культур народов России

Заповеди







49.




Из истории сонета

1

Комбинированный урок

Знакомство с поэтами-создателями сонетов. Работать над содержанием понятия сонет. Сопоставление и анализ различных жанров

Сонеты в хакасской литературе







50.




Максим Горький «Старуха Изергиль»

1

Комбинированный урок

Знакомство с творчеством М.Горького. Усвоение содержания произведения, его основной мысли

ИЗО

Иллюстрации к легенде «Старуха Изергиль»







51.




Сюжет и герои легенды о Данко в рассказе «Старуха Изергиль» М.Горького

1

Комбинированный урок

Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения

Легенды хакасского народа







52.




Максим Горький «Старый Год»

1

Комбинированный урок

Совершенствование умения составлять цитатный план эпизода из сказки. Герои произведения. Элементы притчи в жанре сказки

Создать собственную сказку







53.




Внеклассное чтение отражение духовных поисков человека XX века в лирике

1

Урок-практикум

Чтение и анализ лирических произведений, объединенных общей темой










54




В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Комбинированный урок

Знакомство с особенностями творчества поэта. Характеристика героя произведения.

Русский язык

Неологизм

Роль лошади у хакасского народа







55.




Сатирические стихи В.В.Маяковского «Гимн обеду»

1

Комбинированный урок

Новое оформление старых жанров. Особенности стиля поэта. Характеристика героя произведения. Определение отношения автора к герою. Сатира В.Маяковского

Музыка

Гимн

Создать собственный гимн на понравившуюся тему







56.




М.А.Булгаков «Ревизор с вышибанием»

1

Комбинированный урок

Содержание эпизодов; вопросы по особенностям и содержанию произведения. Закрепление умения пересказа эпизода. Связь реального события и сюжета. «Ревизор» Н.В.Гоголя

Умение пересказывать эпизод любого произведения хакасских писателей







57.




К.Г.Паустовский «Рождение рассказа»

1

Комбинированный урок

Понятие о писательском труде, усвоение содержания рассказа

Составить рассказ на тему «Зима в моем аале»







58-59.




М.А.Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину»

2

Комбинированный урок

Знакомство с творчеством М.А.Шолохова. усвоение содержания как всего произведения (по его теме), так и отрывка

История

Великая Отечественная война

Ветераны Великой отечественной войны моего аала







60.




Внеклассное чтение.

События и герои Великой Отечественной войны.

1

Урок-практикум

Содержание произведений о Великой Отечественной войне

События и герои Великой Отечественной войны в произведениях хакасских писателей







61.




В.Г.Распутин «Уроки французского»

1

Комбинированный урок

Значение названия рассказа. Гуманизм произведения. Характеристика героя произведения

Н.Е.Тиников «Каврист!н коглер!»







62.




Р/р Творческая работа по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

1

Урок развития речи

Усвоение содержания и основной мысли рассказа В.Распутина










63.




Эссе как жанр литературы

1

Комбинированный урок

Работа над содержанием понятия эссе. Жанры устной и письменной речи

Эссе как жанр в хакасской литературе







64.




Рассказ Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади»

1

Комбинированный урок

Усвоение содержания рассказа

Биология

Лошади

«Наши помощники-лошади»







65.




А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников»

1

Комбинированный урок

Приобщение к восприятию сатиры и юмора. Средства создания автором юмористического произведения

Водевиль в хакасской литературе







66.




Научно-фантастическая литература. Р.Шекли «Запах мысли»

1

Комбинированный урок

Знакомство с творчеством писателя, характером главного героя

Научно-фантастическая литература хакасского народа







67.




Детективная литература. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки»

1

Комбинированный урок

Знакомство с писателем и его героем

Детективы в хакасской литературе







68.




Читательская конференция

1

Комбинированный урок

Умение характеризовать героя произведения, определять отношение автора к герою. Формирование навыков устной речи

Подведение итогов по межпредметной связи







69-70




Резервные уроки

2

















Перечень учебно-методического объединения:

  1. Т.Ф.Курдюмова. Литература. 7 кл. в 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2009

  2. О.А.Финтисова. литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой – Изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010

  3. В.В.Духно, О.В.Сухова. литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал – Волгоград: Учитель, 2010

  4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах / М.И.Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconРабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconРабочая программа по литературе за курс основной школы составлена...
Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета)
Составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Изучение литературы на ступени основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconРабочая учебная программа по литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск