Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса





НазваниеРабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса
страница1/7
Дата публикации01.08.2014
Размер0.88 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Кротовская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено: Согласовано:

на заседании ОМО учителей Зам. директора по УВР




Усачева Н.В. Протокол №5

от «5» апреля 2013 г. 14 мая 2013г. Барабанщиков А.Н.

/
Рабочая программа

учебного курса по литературе

для 10 класса.
2013-2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией
В. Я. Коровиной*.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов русского языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 10 классе:

1. На основе сформированного в 5–9 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать ее внутренние законы
и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представления об историко-литературном процессе.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 10 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену – с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В. Я. Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь литературный материал скомпонован вокруг центральной проблемы 10 класса – «Историко-литературный процесс в России XIX века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними.

Курс рассчитан на 105 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 14 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

При работе по данному тематическому планированию можно использовать следующие учебники:

1. Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни : в 2 ч. / В. И. Коровин [и др.]. – М. : Просвещение, 2012;

2. Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни : в 2 ч. / Ю. В. Лебедев. – М. : Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2010.

2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 кл. / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.

3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10–11 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».

В тематическом планировании приняты сокращения:

Р/р. – развитие речи;

т/л. – термин литературный.
Тематическое планирование (102 ч)

№ 
п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы минимального

содержания образования

Элементы

дополнительного

содержания

образования

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата
проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ в.

1

Введение. Общая характеристика русской литературы ХIХ в.

1

Урок объяснения нового материала

Общая характеристика
и своеобразие русской литературы конца ХVIII–
ХIХ в. с точки зрения истории и литературы;

значение русской литературы ХIХ в. в развитии русского и мирового литературного процесса

Пути становления реализма в русской

и мировой литературе; выявление эволюции литературных направлений и жанров, русской литературной

критики

Знать: общую

характеристику

и своеобразие русской литературы ХIХ в.

Уметь: доказывать примерами значение русской литературы XIX в. в развитии литературного процесса

Организация совместной учебной деятельности

Теоретический материал, индивидуальные сообщения







2

Поэтические предшественники

А. С. Пушкина:

Г. Р. Державин,

В. А. Жуковский,

К. Н. Батюшков

1

Урок объяснения нового материала

Литературные направления: классицизм, сентиментализм. Романтизм, элегия, баллада

Различие понятий

«поэты пушкинской поры» и «поэты пушкинской эпохи»

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

Организация совместной учебной деятельности

Стихи (чтение), индивидуальное сообщение, теоретический материал







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А. С. Пушкин (10 часов)

3

А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество

1

Урок систематизации ЗУН

Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии

Пушкин и европеизация русской культуры

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Беседа, проблемные задания

Читать

поэму

«Цыганы»







4

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной ссылки. Поэма «Цыганы». Лирика дружбы и любви. Новый образ лирического героя. Особые формы метафоризации стихотворений «Друзьям», «XIX октября», «Я вас любил…», «На холмах Грузии…»

1

Урок систематизации ЗУН

Трагизм мировосприятия и его преодоление

Многообразие понимания свободы поэтом: свобода художника, политическая свобода, личная свобода. Анализ воплощения

в стихотворениях образов друга и возлюбленной. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина

с Библией, Кораном

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблемные задания

Наизусть стихотворения (по выбору учителя с учетом уровня обученности школьников класса)







5

Тема поэта и поэзии в творчестве

А. С. Пушкина. Стихотворения

«Поэту», «Пророк», «Памятник»

1

Урок систематизации ЗУН

Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения

Сопоставительный анализ произведе-

ний Дж. Байрона

и А. С. Пушкина

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Наизусть стихотворения (по выбору учащегося)







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6

Эволюция темы свободы и рабства

в лирике поэта

1

Урок систематизации ЗУН

Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения

Сопоставительный анализ произведе-

ний Дж. Байрона

и А. С. Пушкина

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Анализ стихотворений

в группах:

«Свободы сеятель пустынный…»;

«Из Пиндемонти»; ода «Вольность»







7

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги

в лирике поэта.

Р/р. Сочинение по лирике А. С. Пушкина

1

Урок систематизации ЗУН

Аллегорический смысл, словесные образы, анализ лирического стихотворения

Глубина и сложность философских вопросов в лирике поэта,

наблюдения над поэтической структурой стихотворений; прояснение философского смысла произведений

Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы

Организация совместной учебной деятельности. Самостоятельная работа

Р/р. Домашнее

сочинение

по лирике А. С. Пушкина







8

Петербургская повесть «Медный всадник»

1

Урок систематизации ЗУН

Человек и история в поэме. Тема «маленького человека»

Развитие реализма

в творчестве поэта

Уметь: раскрыть конкретно-истори-

ческое и общечеловеческое содержание произведения

Беседа, проблемные задания

Письменные ответы на проблемные вопросы







9

Трагедия «Борис Годунов». Композиция, нравственные проблемы, идея.

1

Урок систематизации ЗУН

Диалектика пушкинских взглядов на историю

России

Традиции (творчество Шекспира), новаторство, художественное совершенство трагедии.

Уметь: раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения

Беседа, проблемные задания

Письменные отве-

ты на проблемные вопросы







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




Проблема народа

и власти










Суть споров современников Пушкина

и критики нашего времени о главных героях романа
















10

Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути.

В. Г. Белинский

о романе

А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в произведении: роман как «энциклопедия русской жизни»

1

Комбинированный урок

Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. Понятие «лишний человек». Эпиграф. Лирический герой. Лирические отступления. Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века. Проблема человека и культурной среды; художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Евгения Онегина. Нравственная цельность характера Татьяны Лариной

Суть споров современников А. С. Пушкина и современной критики о главных героях романа

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста






  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса составлена на основе
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по литературе...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 11 класса разработана на основе примерной программы основного среднего (полного)...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа по литературе Для 10 класса (2 часа в неделю, 72 часа в год)
Рабочая программа учебного курса литературы для 10 класса трёхлетнего обучения на ступени среднего (полного) общего образования составлена...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы...
Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)»
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа по литературе для 10 класса Пояснительная записка
Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень)...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconУчебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса разработана на основе примерной программы основного среднего (полного)...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е....
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа по английскому языку для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Настоящая рабочая программа для 8 класса разработана на основе учебного курса под ред. Афанасьевой «Новый курс английского языка...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса iconРабочая программа по литературе для 10 класса Учитель: Кичеева Светлана Семеновна
Программа по литературе для 10 класса на базовом уровне составлена на основе Примерной программы по литературе среднего общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск