Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса,





Скачать 191.05 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса,
Дата публикации10.03.2015
Размер191.05 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа




Рассмотрено: Принято: Утверждено:

на заседании МО на заседании педсовета директор МАОУ «СОШ №11»

протокол №1 от протокол № от М.А.Некрасова

« __ » _______ 2013 г. « __ » _______ 2013 г. « __ » _______ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Пензиной Светланы Ивановны

по учебному курсу «Литературное краеведение»
8 класс

Базовый уровень

2013 – 2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ». 8 КЛАСС

Статус документа
Рабочая программа учебного курса литературного краеведения для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:


  1. Базисный учебный план МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Оренбурга




  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»



  1. Примерная авторская программа основного общего образования по литературе для учащихся общеобразовательных учреждений автора В.Я. Коровиной (2008 г.)



  1. Приказ Министерства образования Оренбургской области от 19.07.2013.г. № 01-21/1061


Программа рассчитана на 35 часов, в том числе контрольных уроков ___1, зачётов __1_, практических занятий - 5 часов.
Добавлен 1 час в связи с необходимостью более полного изучения фольклора Оренбургского края.
Содержание программы направлено на усвоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.
Она включает все компоненты государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературному краеведению и авторской программы А.Г.Прокофьевой.

Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Пояснительная записка
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С. Лихачев пишет: « Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна» У каждого из нас есть еще « свой милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край в свою очередь, - познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого значительно возрастает. Мы считаем необходимым взять за основу изучения в курсе литературного краеведения литературу местную. Этот курс призван дать достаточно полное целостное представление о литературном процессе Оренбургского края и выявить связь известных русских писателей с этим краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Литературная жизнь Оренбуржья насыщена яркими именами. Она характеризуется взаимовлиянием литератур различных народов, что еще раз подтверждает специфику региональной культуры: край, являющийся «вратами в Среднюю Азию», всегда был многонациональным.

В ХVIII – начале ХIХ вв. сведения о связях писателей с Оренбургским краем крайне скудны. Тут прошло детство Р.Г.Державина и И.А.Крылова, чьи отцы служили здесь, так как за службу давали земли в степном краю; родился Н.М. Карамзин; провел детские и отроческие годы С.Т. Аксаков. Одновременно край был объектом пристального научного интереса: П.И. Рычков (к его трудам обращался Пушкин, работая над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»), П.С.Паллас, А.Гумбольт, Г.С.Карелин (прадед А.А.Блока), Э.Эверсманн и др. побывали в научных экспедициях в нашем крае и оставили интересные заметки о природе, географии, населении, полезных ископаемых региона.

В ХIХ веке появляются писатели, которые в течение долгого времени связаны с Оренбургским краем: по воле ли случая (часто злого рока), как, например, В.И. Даль, ссыльные Т.Г. Шевченко и А.Н. Плещеев; по собственной ли воле – например, С.Т. Аксаков (долгие годы провел в деревне Ново-Аксаково и освятил «деревенскую тишь» и «чудесную природу Оренбургской губернии» своими книгами: «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника», «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»), Е.А.Тимашева (салонная поэтесса, долгие годы прожила в селе Ташла ныне Тюльганского района, состояла в переписке с Пушкиным, который посвятил ей свое стихотворение – отклик на ее поэтические строки).

Были писатели, которые проездом посетили Оренбург – например, Л.Н.Толстой (по дороге на кумысолечение и в свое новоприобретенное имение на границе Самарской и Оренбургской губерний) и Н.Г.Чернышевский (проезжавший как секретный арестант по дороге из сибирской ссылки на поселение в Астрахань).

Иногда Оренбургский край становился целью поездки – например, трехдневное пребывание А.С.Пушкина для сбора материала о Пугачевском восстании (в ХХ веке об этих трех днях будет написано несколько книг и статей оренбургскими литературоведами и краеведами, в частности, лучшая, на наш взгляд: Савельзон В.Л. «Пушкин и Оренбуржье».

Некоторые писатели пробыли в Оренбурге дольше, но тоже относительно недолго – например, поэт и критик А.А.Григорьев прожил в Оренбурге около года. Но вне зависимости от обстоятельств и длительности пребывания, все писатели накладывали отпечаток на характер литературной (и шире – культурной) жизни Оренбуржья

Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Данный курс литературного краеведения рассчитан для 8 класса.

Основными формами организации занятий являются: лекция, практическое занятие, урок-презентация, творческая мастерская, урок-зарисовка, урок-конкурс, контрольный и зачётный урок, круглый стол.



Методы и приёмы обучения соотнесены с возрастными и психологическим особенностями учащихся, таковыми являются: рассказ, беседа, индивидуальные задания, показ и др.


Цели и задачи курса

Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Можно выделить следующие цели и задачи:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • формирование информационной культуры;

  • формирование навыков коммуникативного общения;

  • формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;

  • расширение кругозора учащихся;

  • закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.

Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.

Предполагаемые результаты: расширение круга знаний и умений учащихся по тематике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»).

Оценивание результатов может производиться по выполнению учащимися практических работ. Основными критериями оценивания работ являются:


* самостоятельность

* глубокое понимание темы

* новизна и оригинальность решения

* аккуратность


Уроки литературного краеведения направлены на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом.

Активное включение ученика в творчество, на всех этапах литературного образования, неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от года к году.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Оренбургский край в русской литературе [Текст] : программа / Гл. упр. образования адм. Оренб. обл, Оренб. обл. ин-т повышения, Квалификации работников образования, ОГПУ, А.Г. Прокофьева - 2-е изд., доп. - Оренбург : Оренб. лит. агентство, 2003. - 32 с

  2. Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению./ сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева, Оренбург. 1991.

  3. Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. – «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.

Литературное Оренбуржье [Текст] : библиогр. словарь / А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, О.В. Федосова, Г.Ф. Хомутов ; Редкол. Н.Ф. Корсунов и др. - Оренбург : Оренб. кн., 2006. - 272 с

  1. Краеведение как основной и региональный компонент литературного образования [Текст] : 13.00.02 - теория и методика обучения лит.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. пед. наук / А. Г. Прокофьева. - СПб. : [б. и.], 1997. - 43 с


Тематическое планирование содержания курса
Раздел №1. Из Оренбургского фольклора.

Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений;

Предания о Пугачеве.

«О Пугачеве», «Мужицкий царь», «Пугачев в станице Татищевской», «Предание о Пугачеве». Отношение народа к Пугачеву. Особенности изображения Пугачева.

Календарно-обрядовые, плясовые песни.

Раздел №2. Тема пугачевского восстания в русской литературе.

А.П.Крюков. «Рассказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.

«Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

Тема Пугачева в живописи: портрет Пугачева на портрете Екатерины II, написанный неизвестным самоучкой в Илеке; картина Ж.А.Тельнова «Бой под Татищевой крепостью 22 марта 1771г.», И.П.Галкина «Салават Юлаев у Е.Пугачева в Бердской слободе».

Работа над пугачевской темой в Оренбурге С.В.Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке». «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева» и др.

В.И.Даль. «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» – запись рассказа очевидца. Продолжение Далем темы, начатой для Пушкина.

Л.В.Исаков. Сборник «Пугачевщина» - стихи о разных этапах Пугачевского восстания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Изображение оренбуржцев в стихах.

Иллюстрации на «пугачевскую» тему Н.Н.Карамзина, писателя и художника. М.У.Петунин. «Емельян Пугачев под Оренбургом» (сопоставление со стихотворением Л.Исакова на эту же тему).

В.Г.Короленко «Пугачёвская легенда на Урале». Участие уральцев в событиях Пугачевского восстания. Степная воля. Толкование её писателем. Оценка, данная писателем изображению Пугачева в русской литературе.

Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему С.М.Карпова. Поездка В.Г.Перова и С.А.Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачёвской темой. Этюды Перова.

С.А.Есенин. «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта. Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции. Роль образа избы, дома, кибитки, степных кобылиц.

Акварели. В.А.Тельнова. «Встреча Хлопуши с Пугачевым», «Присоединение Салавата к повстанцам». «Хлопушка в изображении Есенина и Тельнова».

В.И.Пистоленко. «Сказание о Сотнике Тимофее Подурове». Сотник Подуров, видевший Петра III, и Пугачев. Смысл выбранного оренбургским писателем сюжета. Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести.

Иллюстрации С.В.Герасимова: «Оренбургская степь», «Илецкая защита», «Метель под Оренбургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук» и др.

Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями;

Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края.
Раздел №3. Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей.

В.И.Даль. «Уральский казак», «Обмирание».

О.Крюкова. «Илецкий казак».

М.Л.Михайлов. «Уральские очерки». Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме. Занятие казаков на досуге. Уральский фольклор в оценке Михайлова.

Н.В.Авдеев. «Поездка на Кумыс».

В.Г.Короленко. «У казаков» (главы об илецких казаках).

А.И.Фатьянов. «Ехал казак воевать». Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века.

В.Т.Правдухин «Яик уходит в море» (1-4 гл.)

С.Т.Аксаков «Семейная хроника» (гл. «Переселение», «Новые места»).

А.Н.Плещеев «Оренбургская лирика», повести «Татищев», переписка с оренбуржцами.

Организация выставки работ учащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы;

Подведение итогов работы.




Учебных занятий – 25 часа,

Практических занятий – 5 часов,

Зачётных занятий – 1 занятие,

Контрольных занятий – 1 занятие,

Вводных занятий – 1 занятие,

Итоговых и заключительных – по 1 занятию



Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании МО зам. директора по УВР директор МОАУ «СОШ № 11»

В. Г. Грищенко М. А. Некрасова

протокол № 1 ___от « __ » ______ 2013 г. « __ » _______ 2013 г.
« __ » _______ 2013 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературного краеведения

Классы: 8«А», 8 «Б»

Учитель: Пензина С.И.

Количество часов на год:

Всего 35 часов, в неделю: 1час.
Планирование контрольных уроков ___1, зачётов __1_,

Практических занятий 5 часов.
Планирование составлено на основе: Программа / Гл. упр. образования адм. Оренб. обл, Оренб. обл. ин-т повышения, Квалификации работников образования, ОГПУ, А.Г. Прокофьева - 2-е изд., доп. - Оренбург : Оренб. лит. агентство, 2003. - 32 с

Учебник: _ А.Г.Прокофьева, В.Ю.Прокофьева. Хрестоматия «Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора» для 5-11 классов. Оренбург. 2003
Дополнительная литература _________ Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению./ сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева, Оренбург. 1991.

Тематическое планирование составила __________ ________Пензина С.И.___________________
Календарно – тематическое планирование уроков литературного краеведения в 8 классе (по программе А.Г.Прокофьевой).

35 часов.


дата

№ урока

Тема и содержание

Форма урока

план

факт







Вводный

7.09




1.

I. Введение. Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений.

Из оренбургского фольклора. Календарно-обрядовые, плясовые песни.

Творческая мастерская

14.09




2.

Предания «Откуда повелось название Бузулук». «Шихан».

Комбинированный

21.09




3.

«Атаманская гора». «Урус - тау».

Комбинированный

28.09




4.

«Голубево ущелье», «Жалованная грамота».

Творческая мастерская

5.10

12.10




5-6.

Предания о Пугачеве. «О Пугачеве», «Мужицкий царь», «Пугачев в станице Татищевской», «Предание о Пугачеве». Отношение народа к Пугачеву. Особенности изображения Пугачева.

Практическое занятие


19.10

26.10






7,8

II. Тема пугачевского восстания в русской литературе.

А.П.Крюков. «Рассказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.

Комбинированный


31.10

16.11




9,10

«Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.


Творческая мастерская

23.11




11.

Тема Пугачева в живописи:

портрет Пугачева на портрете Екатерины II, написанный неизвестным самоучкой в Илеке; картина Ж.А.Тельнова «Бой под Татищевой крепостью 22 марта 1771г.», И.П.Галкина «Салават Юлаев у Е.Пугачева в Бердской слободе».


Урок-презентация

30.11




12.

Работа над пугачевской темой в Оренбурге С.В.Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке». «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева» и др.


Урок-презентация

7.12




13.

В.И.Даль. «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» – запись рассказа очевидца. Продолжение Далем темы, начатой для Пушкина.


Комбинированный


14.12
21.12






14,15.

Л.В.Исаков. Сборник «Пугачевщина» - стихи о разных этапах Пугачевского восстания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Изображение оренбуржцев в стихах.


Урок-конкурс

28.12




16.

Иллюстрации на «пугачевскую» тему Н.Н.Карамзина, писателя и художника. М.У.Петунин. «Емельян Пугачев под Оренбургом» (сопоставление со стихотворением Л.Исакова на эту же тему).


Урок-презентация

11.01
18.01






17,18.

В.Г.Короленко «Пугачёвская легенда на Урале». Участие уральцев в событиях Пугачевского восстания. Степная воля. Толкование её писателем. Оценка, данная писателем изображению Пугачева в русской литературе.


Комбинированный


25.01




19.

Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему С.М.Карпова. Поездка В.Г.Перова и С.А.Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачёвской темой. Этюды Перова.

Урок-презентация


1.02

8.02





20,21.

С.А.Есенин. «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта. Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции. Роль образа избы, дома, кибитки, степных кобылиц.


Комбинированный


15.02




22.

Акварели. В.А.Тельнова. «Встреча Хлопуши с Пугачевым», «Присоединение Салавата к повстанцам». «Хлопушка в изображении Есенина и Тельнова».


Урок-презентация

22.021.03




23,24

В.И.Пистоленко. «Сказание о Сотнике Тимофее Подурове». Сотник Подуров, видевший Петра III, и Пугачев. Смысл выбранного оренбургским писателем сюжета. Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести.


Комбинированный











III.Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей.




15.03
5.04




25,26.

В.И.Даль. «Уральский казак», «Обмирание».

О.Крюков. «Илецкий казак».



Комбинированный


12.04




27.

М.Л.Михайлов. «Уральские очерки». Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме. Занятие казаков на досуге. Уральский фольклор в оценке Михайлова.


Круглый стол


19.04




28

Н.В.Авдеев. «Поездка на Кумыс».


Комбинированный








29.



В.Г. А.И.Фатьянов. «Ехал казак воевать».

Короленко. «У казаков» (главы об илецких казаках). Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века.


Круглый стол


26.04




30.

В.Т.Правдухин «Яик уходит в море» (1-4 гл.)

Комбинированный


3.05




31.

С.Т.Аксаков «Семейная хроника» (гл. «Переселение», «Новые места»).

Комбинированный


10.05




32.

А.Н.Плещеев «Оренбургская лирика», повести «Татищев», переписка с оренбуржцами.

Комбинированный


17.05




33.

Из лирики современных оренбургских поэтов. Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в периодических изданиях Оренбургского края. Чтение наизусть лирических произведений

Комбинированный


24.05




34.

Контрольный урок.

К/Р

31.05




35.

Итоговый урок. Обобщение. Рекомендации для летнего чтения.






Литература

  1. Кузнецов В.Н. Я посетил места / Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство» 2007.-184с.

  2. Город, усадьба, дом в литературе [Текст] : сборник науч. статей / М-во образования РФ, Оренб. гос. пед. ун-т ; Сост. А.Г. Прокофьева, О.М. Скибина, В.Ю. Прокофьева. - Оренбург : ОГПУ, 2004. - 216 с

  3. Оренбургский край в произведениях русских писателей [Текст] : ч. 1: Учеб. пособие по лит. краеведению / М-во образования РСФСР. ЛГУ им. А.И. Герцена. Оренб. Гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова ; М-во образования РСФСР, ЛГУ им. А.И. Герцена, Оренб. Гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова. - Оренбург : Б.и., 1991. - 92 с.

  4. Оренбургский край в произведениях русских писателей [Текст] : учеб. пособие по лит. краеведению / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Оренб. гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова [Подгот. А.Г. Прокофьевой]. - Оренбург : ОГПИ. Ч.2.- 1993.- 101 с. : Ч.2. – 1994



  5. Оренбургский край в произведениях русских писателей [Текст] : учеб. пособие по литературному краеведению / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Оренб. гос. пед. ин-т. - Оренбург : ОГПИ.    Ч. 3 / А.Г. Прокофьева. - 1995. - 151 с.

  6. Жизнь и творчество В.И. Даля в Оренбурге [Текст] : монография / Г. П. Матвиевская [и др.]. - М. : Академия Естествознания, 2011. - 240 с.

  7. Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей [Текст] : пособие к спецкурсу по литературному краеведению для студентов фил. фак. / А.Г. Прокофьева ; М-во образования РФ, ОГПУ. - Оренбург : ОГПУ, 2001. - 24 с

  8. Пушкин и Оренбургский край: Документы. Записи. Письма. Воспоминания. Исследования [Текст] : учеб. пособие / М-во образования РФ, ОГПУ ; Сост. А.Г. Прокофьева. - Оренбург : ОГПУ, 2000. - 239 с.


   

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку представляет...
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2010 г Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной,...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература» под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, в двух...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Разработана Моршининой Татьяной Ивановной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города хвалынска саратовской области
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города хвалынска саратовской области
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, iconРабочая программа по всеобщей истории представляет собой целостный...
Составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск