Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией доктора педагогических наук М.Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М.Г.Ахметзянов, Т.В.Воронцова, в двух частях, 3-е издание, К. «Магариф» 2007год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Учебная и методическая литература
1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008.
2. Золотарева И. В. и др. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2003.
3. Тимофеев Л. И. и др. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985.
4. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе.(урок за уроком) -М.: «Русское слово», 200
Учебно-тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля,
измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| Введение. Художественная литература и действительность.
| 1
| Комбинированный
| Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя
| Фронтальный опрос
| Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства
| Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни»
|
|
| Русская литература XIX века
| 2
| Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С.Пушкина. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Анчар»
| 1
| Изучение нового материала
| Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа
| Индивидуальный, ответы на вопросы
| Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина
| Выучить стихотворение «К Чаадаеву»
|
|
| 3
| А.С.Пушкин в Казани. «Капитанская дочка». Историческая основа повести, Композиция. Жанр.
| 1
| Изучение нового материала
| Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа
| Индивидуальный, ответы на вопросы
| Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина
| Перечитать 1-2 главы. Сообщения по подгруппам:
1)любовная истории Гринёва и
Маши;
2)Пугачёв и пугачёвское восстание;
3)Этапы духовного созревания Петра Гринёва;
4)Проблема чести и долга в повести «Капитанская дочка»
|
|
| 4
| Формирование личности П.Гринева. «Я рос недорослем»
| 1
| Комбинированный
| Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ
| Индивидуальный, ответы на вопросы
| Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы
| Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости?
|
|
| 5
| Гринев и Швабрин.
Проблемы чести и
достоинства,
нравственности
поступка.
Сравнительная
характеристика.
| 1
| Комбинированный
| Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа
| Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы
| Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы
| Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них.
|
|
| 6
| Гринев и Маша Миронова.
Нравственная красота героини.
| 1
| Комбинированный
| Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы
| Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся
| Обобщение и систематизация полученных знаний
| Прочитать повесть до конца, ответить на вопросы.
|
|
| 7
| «История пугачевского бунта» (отрвыки)
| 1
| Практикум
| Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа
| оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу
| Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы
| Прочитать «Станционный смотритель», ответить на вопросы.
|
|
| 8
| Изображение «Маленького человека» в повести «Станционный смотритель»
| 1
| Комбинированный
| Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа
| Оценка ответов учащихся на уроке
| Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения
| Написать развернутый ответ «Мое отношение к поступку Дуни»
|
|
| 9
| Повесть как жанр литературы. Кинофильм «Капитанская дочка»
|
|
|
|
|
| Подготовиться к внеклассному чтению К.Г.Паустовский «Михайловские рощи»
|
|
| 10
| Вн.чт. К.Г.Паустовский «Михайловские рощи»
| 1
| Внеклассное чтение
| Беседа по содержанию, пересказ эпизодов
| Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов
| Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.
| Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности.
|
|
| 11
| М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта.
| 1
| Комбинированный
| Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений
| Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать
| Совершенствование умения анализировать стихотворения
| Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения
|
|
| 12
| М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции поэмы.
| 1
| Комбинированный
| Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.
| Оценка ответов учащихся
| Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения
| Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника
|
|
| 13
| Идейное содержание поэмы «Мцыри» Образ Мцыри в поэме.
| 1
| Комбинированный
| Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.
| Оценка ответов учащихся
| Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения
| Выучить отрывок «Бой с барсом»
|
|
| 14
| Р.Р. Устное сочинение по
поэме «Мцыри». «Чем меня привлекает образ Мцыри».
| 1
| Развитие речи
| Сбор материала к сочинению, его систематизация.
| сочинение
| Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру
| Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем.
|
|
| 15
| Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор».
| 1
| Изучение нового материала
| Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа
| Выборочная проверка записей, сделанных учеником
| Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы
| Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181. Что является завязкой комедии? Какие причины для страха имеет каждый чиновник?
|
|
| 16
| Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор»
| 1
| Комбинированный
| Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.
| Оценка ответов учащихся в ходе урока
| Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.
| Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. Выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего и Хлестакова по диалогу. Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»?
|
|
| 17
| Мастерство
Н. В. Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина.
| 1
| Комбинированный
| Работа над 4-м действием комедии
| Оценка ответов во время работы с текстом
| Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста
| Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова.
|
|
| 18
| Р.Р.Практическая работа по комедии «Ревизор».
| 1
| Контрольный
| Ответы на предложенные вопросы и задания
| Уровень выполнения практической работы
| Умение обобщать, систематизировать и применять полученные знания.
| Подготовить сообщение о жизни и творчестве И.С.Тургенева. вспомнить ранее изученные произведения писателя, составить устный рассказ о них.
|
|
| 19
| Особенности драматургического произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Хлестаков- типичный герой николаевской России»
| 1
| Развитие речи
| Беседа по содержанию, пересказ эпизодов
| Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов
| Знать содержание комедии. характеристику главного героя – Хлестакова.
| Написать сочинение
|
|
| 20
| Тема «маленького человека» в повести «Шинель»
| 1
| Изучение нового материала
| Ответы на предложенные вопросы и задания
| Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов
| Знать содержание повести, раскрыть образ «Маленького человека»
| Подготовиться к внеклассному чтению
Прочитать «Петербургские повести» Н.В.Гоголя
|
|
| |