Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шарапская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевского муниципального района
Рабочая программа
по литературе
для 10 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель программы: Шарабарина Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2013
Пояснительная записка
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучения.
Выбор примерной программы мотивирован тем, что она
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и со-держания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В Х-ХI классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
план
| Дата
факт
| Примечания
| 1-2
3
4
5
6
7-8
9
10-11
12-13
14
15
16-17
18-19
20-21
22-23
24
25
26
27
28-29
30
31-32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43-44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67-68
69
70
71-72
73
74-75
76
77
78
79-80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101-102
| Русская литература ХІХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы ХІХ века.
А.С.Пушкин. Историческая концепция пушкинского творчества.
Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. («Погасло дневное светило», «Демон»).
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Осень».
Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный».
Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и др. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Пушкина.
Человек и история в повести Пушкина «Медный всадник».
Образ Петра І как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
Р Классное сочинение по творчеству Пушкина.
Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики.
Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва».
Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. «Валерик», «Сон».
Философские мотивы лирики Лермонтова(с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружён…», «выхожу один я на дорогу…»
Вн.чт. Адресаты любовной лирики Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова.
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя (с обобщением ранее изученного). Сатирические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород».
«Петербургские повести» Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».
Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга.
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
Вн.чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».
Р Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
Обзор русской литературы второй половины ХІХ века. Характеристика русской прозы, журналистики и критики.
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.
Человек и история в лирике Тютчева. «Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…»
Любовная лирика Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.»
А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, эта радость…»
Любовная лирика А.Фет. «Шёпот, робкое дыханье…» и др.
Вн.чт. А.К.Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Особенности композиции романа «Обломов».
Диалектики характера Обломова. Смысл его жизни и смерти.
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.
Жизнь и творчество А.Н.Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев.
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства».
Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы.
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по драме «Гроза».
Зачётная работа за І полугодие.
Жизнь и творчество Н.А.Некрасова. Социальная трагедия народа как предмет лирических переживаний поэта. «В дороге», «Надрывается сердце от муки…»
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…»
Н.А.Некрасов о поэтическом труде. «Элегия», «Музе», «Поэт и гражданин» и др.
Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Тройка»
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «сельская ярмарка».
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства.
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.
Жизнь и творчество И.С.Тургенева. «Записки охотника» и их место в русской литературе.
И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.
«Отцы» и «дети» в романе И.С.Тургенева.
Любовь в романе «Отцы и дети».
Анализ эпизода «смерть Базарова». Роман в критике.
Р Сочинение по роману «Отцы и дети».
Л.Н.Толстой . Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.
Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Толстого.
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Женские образы в романе «Война и мир».
Семья Ростовых и семья Болконских.
Тема народа в романе «Война и мир».
Кутузов и Наполеон.
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа.
Р Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к сочинению по роману.
Жизнь и судьба Ф.М.Достоевского. этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.
Образ Петербурга в русской литературы. Петербург Достоевского.
История создания романа «Преступление и наказание.» Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.
«Двойники» Раскольникова.
Значение образа сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».
Роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Домашнее сочинение по роману.
М.Е.Салтыков –Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок .
Вн.чт. Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция.
Жизнь и творчество Н.С.Лескова. Повесть «Очарованный странник» и её герой. Особенности жанра.
Рассказ «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа.
Вн.чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лесскова «Леди Макбет Мценского уезда»)
Жизнь и творчество А.П.Чехова. особенности рассказов 80-90-х годов.
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и др.
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
Особенности драматургии Чехова.
«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов.
Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля.
Контрольная работа по творчеству Чехова.
Вн.чт. Поэзия Вл.Соловьёва. Журнал «Северный вестник».
Зачётная работа за ІІ полугодие.
Вн. чт. Жизнь и творчество К.Хетагурова. Сборник «Осетинская лира».
Вн. чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Ги де Мопассан «Ожерелье».
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы ХІХ века.
| 2
1
1
1
1
2
`1
2
2
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
|
|
|
| |