Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Большой Самовец
Грязинского муниципального района Липецкой областиУТВЕРЖДЕНОРАССМОТРЕНО на ШМО приказом N2 от 09. 2013Протокол № от 08. 2013 Директор МБОУ СОШРуководитель МО с. Большой Самовец:____________Пронина О. Н. ____________Федерякин Д. Ю. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 7 класса
на 2013-2014 учебный год Учитель: Синегубова О. В.Пояснительная запискаПрограмма предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к
родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе
и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного
мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской
культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об
отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории
литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание, правильно пользоваться русским языком
Данные цели обуславливают решение следующих задач: сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и
сознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений,
совершенствовать навыки выразительного чтения;
формировать способность понимать и эстетически воспринимать произведения
русской и зарубежной литературы;
обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию литературы;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей.
Основа литературного образования- чтение и изучение художественных
произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в
программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими
высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду,
общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.Нормативные документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями),
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для обра-зовательных учреждений Росссийской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012 года №1067 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 20.06.2013 № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
Инструктивно-методическое письмо ОАУ ДПО ЛИРО «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году»;
Примерная программа среднего общего образования по литературе (базовый уровень);
Основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ с. Большой Самовец;
Учебный план МБОУ СОШ с. Большой Самовец на 2013-2014 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ с. Большой Самовец на 2013-2014 учебный год;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ СОШ с. Б. Самовец.
Сведения о программеРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Государственного
стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11
классы». Авторы - составители Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый,
М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Лаборатория литературного образования Института
общего среднего образования Российской академии образования. - М.: «Мнемозина»,
2008г.Обоснование выбора программы.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом..Информация о внесенных измененияхРабочая программа в целом соответствует исходной авторской программе.
Определение места и роли предметаГлавной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской
самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патрио-
тических чувств школьников.Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-
культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных
понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.Информация о количестве учебных часов Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 68 учебных часов ( из расчета 2 часа в неделю).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система
Технологии, используемые в обученииК настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика, содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
Предусматривается применение элементов следующих технологий обучения:
Традиционная классно-урочная
Развивающего обучения
Проблемное обучение
Информационно-коммуникативная
Здоровьесбережения
Механизмы формирования ключевых компетенций Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и
коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари. У обучающихся на уроках литературы формируются и развиваются
ключевые компетенции: -ценностно-смысловая компетенция (умение формулировать собственные ценностные
ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в
ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения,
осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых
установок);
- общекультурная компетенция (владение культурными нормами и традициями,
прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и
культурных ценностей в России и других странах; владение элементами художественно-
творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, писателя);
- учебно-познавательная компетенция (умение ставить цель и организовывать её
достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию,
самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым
фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по
отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно
о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий
(текстовые и графические редакторы, презентации);
-информационная компетенция (владение навыками работы с различными источниками
информации — книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами,
словарями, Интернет-ресурсами; умение самостоятельно искать, извлекать,
систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять
для решения учебных задач современные информационные технологии;
- коммуникативная компетенция (владение навыками работы в группе, коллективе,
приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой
деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос,
корректно вести диалог и пр.);
-компетенция личностного совершенствования (освоение способов духовного и
интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры
мышления и поведения).
Формы контроля
пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
выполнение индивидуальных заданий ,
выразительное чтение, в том числе и наизусть,
развернутый ответ на вопрос,
викторина,
анализ эпизода,
частичный анализ стихотворения,
комментирование художественного текста, характеристика литературного героя,
конспектирование статьи учебника,
сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы .
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый
Используются
методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные ( портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, различные виды проверок, ).
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного год Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Информация об используемом учебникеРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Государственного
стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11
классы». Авторы - составители Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый,
М.А. Снежневская, О.М. Хренова / Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования. - М.: «Мнемозина», 2008г. Программа курса реализуется в учебном пособии Беленький Г.И., Снежневская М.А Литература Начальный курс 7 класс. Учеб-ник-хрестоматия: в 2-х частях. – М.:Мнемозина, 2008.Содержание учебного курса