Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Большой Самовец
Грязинского муниципального района Липецкой области
УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕНО на ШМО приказом № от 09.2013
Протокол N° от 08.2013 Директор МБОУ СОШ
Руководитель МО с. Большой Самовец:
_____________Пронина О.Н. ______________ Федерякин Д.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 8 класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Синегубова О. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма предназначена для работы в 8 классе общеобразовательной школы
Цели и задачи программыСогласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к
родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе
и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного
мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской
культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об
отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение
умениями творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание,
правильно пользоваться русским языком. Расширение круга чтения, повышение качества
чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится
важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в
школе. Программа по литературе построена по хронологическому принципу. Учащиеся
обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от
других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к
эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов,
интереса к чтению, культуры переживаний. Основой изучения литературы остается
чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с
тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование
учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более
сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-
эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, родов и жанров.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного
текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы. Нормативные документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями),
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для обра-зовательных учреждений Росссийской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012 года №1067 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 20.06.2013 № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
Инструктивно-методическое письмо ОАУ ДПО ЛИРО «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году»;
Примерная программа среднего общего образования по литературе (базовый уровень);
Основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ с. Большой Самовец;
Учебный план МБОУ СОШ с. Большой Самовец на 2013-2014 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ с. Большой Самовец на 2013-2014 учебный год;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ СОШ с. Б. Самовец.
Сведения о программеРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Государственного
стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11
классы». Авторы - составители Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый,
М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Лаборатория литературного образования Института
общего среднего образования Российской академии образования. - М.: «Мнемозина»,
2008г. Программа по литературе построена по хронологическому принципу. Учащиеся
обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от
других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к
эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов,
интереса к чтению, культуры переживаний. Основой изучения литературы остается
чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с
тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование
учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более
сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-
эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, родов и жанров.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного
текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросыОбоснование выбора программы.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом..
Информация о внесенных измененияхРабочая программа в целом соответствует исходной авторской программе.
Определение места и роли предметаВажнейшее значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими
потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается
на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма,
традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-
эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения,
овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературыИнформация о количестве учебных часовСогласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных
учреждений РФ на изучение литературы в 8 классе отводится 68 уроков из расчета 2 часа в
неделю. В том числе: классных сочинений - 4, домашних сочинений - 1. Программа для 8
класса рассчитана на 2 часа в неделю и соответствует учебному плану МБОУ СОШ с. Большой
Самовец.Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
проблемное изложение
частично-поисковый
исследовательскийТехнологии, используемые в обучении В 8 классе на уроках используются элементы следующих технологий: личностно
ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые
технологии, технология развития критического мышления, проблемное обучение, информационно-коммуникативная, здоровьесбережения.
Механизмы формирования ключевых компетенцииУ обучающихся на уроках литературы формируются и развиваются
ключевые компетенции: -ценностно-смысловая компетенция (умение формулировать собственные ценностные
ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в
ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения,
осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых
установок);
- общекультурная компетенция (владение культурными нормами и традициями,
прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и
культурных ценностей в России и других странах; владение элементами художественно-
творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, писателя);
- учебно-познавательная компетенция (умение ставить цель и организовывать её
достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию,
самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым
фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по
отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно
о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий
(текстовые и графические редакторы, презентации);
-информационная компетенция (владение навыками работы с различными источниками
информации — книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами,
словарями, Интернет-ресурсами; умение самостоятельно искать, извлекать,
систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять
для решения учебных задач современные информационные технологии;
- коммуникативная компетенция (владение навыками работы в группе, коллективе,
приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой
деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос,
корректно вести диалог и пр.);
-компетенция личностного совершенствования (освоение способов духовного и
интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры
мышления и поведения).
Формы контроля:Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты,
самостоятельные и творческие работы, сочинения, конспекты, диктанты литературоведческих
терминов, кроссворды по литературным произведениям.Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного год Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Информация об используемом учебникеРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Государственного
стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11
классы». Авторы - составители Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый,
М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Лаборатория литературного образования Института
общего среднего образования Российской академии образования. - М.: «Мнемозина»,
2008г. Программа курса реализуется в учебном пособии- Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 8 класс. Учебник- хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2010.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА8 класс (68 часов)