№
| Система уроков (тема и цель урока)
| Дидактическая модель обучения
| Педагогические средства , формы, виды деятельности учащихся.
| Планируемый результат
|
1
| Введение. Литература как
искусство слова. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Ц е л и: показать влияние
литературы на формирование в
человеке нравственного и
эстетического чувства; раскрыть
понимание литературы как
искусства слова, формирующего
в человеке понятия добра и зла,
истины, красоты,
справедливости, совести,
дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности
| Объяснительно
-иллюстра-
тивная.
Опорные
записи,
материалы из
учебников
литературы и
истории,
иллюстрации,
репродукции
картин
| Лекция,
беседа, работа
с книгой,
демонстрация
КоллективнаяГрупповая
| З н а т ь: образную природу
Словесного искусства.
У м е т ь: составлять тезисный план прочитанного; владеть
Различными видами пересказа. Самостоятельно
делать выводы, создавать свои художественные
образы.
Владение монологической и
диалогической речью
|
2
| Предания как поэтическая автобиография народа.
Цель: знакомство с понятием
«предание», использованием
этого жанра фольклора в
произведениях писателей,
знакомство с героями –
государственными деятелями.
| Объяснительно
-иллюстративная.
Составление
плана статьи
| беседа, работа
с книгой
Коллективная
| З н а т ь: что называется
преданием, кто герой преданий.
У м е т ь: пересказывать
кратко, сопоставлять
различные жанры
фольклора.
Владение монологической речью, умение работать с текстом
|
3,4
| 1.Былины как героические
песни эпического характера.
Былина “Вольга и Микула”.
2. Вн. Чт. Киевский цикл былин. Былина «Илья
Муромец и Соловей-
разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко»
Ц е л и: показать своеобразие
ритмико-мелодической
организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в
былинах исторического сознания русского народа
| Объяснительно
-иллюстративная с
элементами
исследования
| Лекция,
беседа, работа
с книгой,
демонстрация
КоллективнаяГрупповая
| З н а т ь: своеобразие былин как героических
песен эпического характера.
У м е т ь:
воспринимать и
анализировать поэтику былин.
У м е т ь:
Самостоятельно проводить
Исследование художественного
своеобразия былин. Свободная работа с
поэтическим и фольклорным текстами
|
5
| «Калевала – карело-финский мифологический эпос.
Ц е л и: продолжить знакомство
с эпосом, композицией,
художественными
особенностями; учить логически мыслить, развивать воображение
| Объяснительно
-иллюстративная с элементами беседы
| беседа Коллективная.Групповая.
Индивидуальная
| З н а т ь: своеобразие
былинного эпоса.
Уметь: воспринимать и
анализировать поэтику
героического эпоса народа.
У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия героического эпоса. Свободная работа с поэтическим и фольклорными текстами
|
6
| Пословицы и поговорки
Ц е л и: знакомство с
пословицами и поговорками, созданными мудростью народной и богатым жизненным
опытом; богатство, точность,
выразительность языка этого вида устного народного творчества
| Объяснительно
-иллюстративная с элементами
исследования
| Лекция, беседа Коллективная.
Групповая.
Индивидуальная
| Своеобразие данного жанра фольклора.
У м е т ь: объяснить
пословицу и поговорку
У м е т ь: Самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия пословиц и поговорок.
Свободная работа с фольклорными текстами.
|
7
| Древнерусская литература.
Основы христианской морали
в “Поучении” Владимира
Мономаха.
Ц е л и: раскрыть нравственную
основу “Поучения” Владимира Мономаха: утверждение необходимости духовной
преемственности поколений, высоких идеалов, таких как
любовь к ближнему,
милосердие, жертвенность
| Объяснительно
-иллюстративная с
элементами
исследования
| Лекция,
беседа,
проблемные
задания
КоллективнаяГрупповая.
Индивидуальная
| З н а т ь: основы христианской
морали.
У м е т ь: воспринимать и
анализировать древнерусский
текст.
У м е т ь: самостоятельно
делать выводы, строить
рассуждения на нравственно-
этические темы.
Свободная работа с текстами;
Владение монологической и
диалогической речью
|
8
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Ц е л и: познакомиться с
повестью; показать, как
раскрывается тема любви,
верности слову и долгу, святости поступков и желаний
| Объяснительно
-иллюстра-
тивная с
элементами
исследования
| Лекция,
беседа, аудиозапись повести
выразительное
чтение
КоллективнаяГрупповая.
| З н а т ь: проблематику повести.
У м е т ь: давать оценку действиям
героя
У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на
нравственно-этические темы
|
9
| Знакомство с жизнью и
деятельностью М.В.
Ломоносова, с его стихами,
реформой в языке. «Ода на день восшествия…».
Ц е л и: отметить широту интересов поэта и учёного; подчеркнуть особенности характера, патриотизм,
уверенность в будущем русской науки и её творцов
| Объяснительно
-иллюстра-
тивная с
элементами
исследования
| Аналитическая
беседа,
выразительное
чтение
Коллективная
| З н а т ь: работы Ломоносова в
области родного языка, своеобразие жанра оды
У м е т ь: анализировать своеобразие поэтики Ломоносова
У м е т ь: самостоятельно
анализировать стихотворения
Ломоносова с точки зрения
новшеств области языка
|
10
| Г.Р.Державин. Слово о поэте. «Река времён в своём стремленье…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. Ц е л и: подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в изображении вельмож, восхищение
храбростью простого народа, подчеркнуть живость и естественность стиха
| Объяснительно
-иллюстра-
тивная с
элементами
исследования и
частично
поисковая
| Лекция,
беседа,
выразительное
чтение
Коллективная, групповая
| У м е т ь: самостоятельно
рассуждать над содержанием стиха
З н а т ь: черты «высокого» и
«низкого»
У м е т ь: находить черты в
произведениях Державина
|
11
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Периодизация творчества. Интерес Пушкина к истории России. «Медный всадник» (отрывок).
Цели: на примере отрывка поэмы показать выражение чувства любви к Родине. Обозначить отношение Пушкина к Петру I как великому деятелю страны. Проследить образ автора в отрывке поэмы.
| Объяснительно
-иллюстративная с
элементами
исследования
| Лекция (в презентации)беседа, проблемные
задания
КоллективнаяГрупповая.
Индивидуальная
| ЗНАТЬ: жизнь и обзорно творчество поэта, об интересе Пушкина к истории России, находить исторические события в тексте.
УМЕТЬ: анализировать поэтический текст на примере отрывка из исторической поэмы.
УМЕТЬ: находить в тексте образ автора, соотносить сего исторической основой.
|
12
| Р.Р, А.С.Пушкин. Сравнительная характеристика двух полководцев Петра I и Карла ХII на примере отрывка из поэмы «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство в изображении полтавской битвы.
Цели: урок развития речи в ходе раскрытия заданной темы.
| Исследовательская, частично-
поисковая
| Составление таблицы, аналитическая беседа с цитированием КоллективнаяГрупповая.
| З н а т ь: историческую основу поэмы, иметь представление о исторических лицах, значимых в России и за пределами.
УМЕТЬ: анализировать и составлять сопоставительно-сравнительную характеристику персонажей произведения.
|
|