Рассмотрено на «Согласовано» «Утверждаю»
заседании ШМО Заместитель директора по УР Директор МБОУ «Затонская средняя
Протокол №1 ____________Зиганшина В.С. общеобразовательная школа»
от 28 августа 2013 г. _______________Сорокин А.И.
________Гайнуллина Л.С. Приказ №185 от 02.09.2013 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 7 класса
на 2013 -2014 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной; Москва, «Просвещение», 2009 год. Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература» в 2 частях, 16-е издание, авторы под редакцией В.Я. Коровиной, издательство «Просвещение», Москва, 2009 год.
Количество часов в год – 70; контрольных уроков – 4; уроков развития речи – 7; уроков внеклассного чтения – 10. Программу составила Зиганшина В.С.
Срок реализации программы 1 год
Педсовет №1 от 29.08.2013 г.
п.г.т. Куйбышевский Затон
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана с учетом Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (утвержден Приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089), на основе Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень) и Программы по литературе для 5 – 9 классов под редакцией В.Я. Коровиной; Москва «Просвещение», 2009 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника – хрестоматии для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина, Москва «Просвещение», 2011 г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в объёме 70 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 35 учебных недель, из них:
контрольных уроков – 4 часа, уроков развития речи - 7 часов, уроков внеклассного чтения - 10 часов.
Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:
- приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
- сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
- расширить читательский кругозор учащихся;
- повысить качество чтения;
- способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
- активизировать художественно-эстетические потребности детей;
- развить их литературный вкус;
- подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
- стимулировать творческую активность детей;
- формировать навык выразительного чтения;
- воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Программа предполагает систематическое 3 – 5-минутное чтение (вслух, про себя) текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов; - краткие и подробные пересказы текста; - изложение с элементами сочинения; - устные и письменные сочинения-характеристики героев; - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений; - развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой, зарубежной литературой.
Цель и задачи изучения учебного предмета: - развивать ребенка как компетентную личность путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности; - воспитать духовно развитую личность; - формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; - понимать авторские позиции; - формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; - развивать устную и письменную речь учащихся ; - овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; - выявлять в произведениях общечеловеческое содержание; - грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса. должны знать:
• образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; уметь:
• воспринимать и анализировать художественный текст; • выделять смысловые части художественного текста; • определять род и жанр литературного произведения; • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; • выражать свое отношение к прочитанному; • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; • владеть различными видами пересказа; • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебно -тематическое планирование курса литературы (7 класс)
№
| Название раздела программы
| Количество часов
всего
| Контрольные уроки
| Уроки развития речи
| Внеклассное чтение
| 1.
| Вводный урок.
| 1
|
|
|
| 2.
| Устное народное творчество.
| 6
|
|
| 2
| 3.
| Древнерусская литература.
| 3
|
| 1
|
| 4.
| Литература 18 века.
| 3
|
|
| 1
| 5.
| Литература 19 века.
А.С. Пушкин.
| 30
6
|
|
2
|
| М.Ю. Лермонтов.
| 4
| 1
|
|
| Н.В. Гоголь.
| 6
|
| 2
|
| И.С. Тургенев.
| 2
|
| 1
|
| Н.А. Некрасов.
| 2
|
|
| 1
| А.К. Толстой.
| 1
|
|
| 1
| М.Е. Салтыков-Щедрин.
| 3
| 1
|
| 1
| Л.Н. Толстой.
| 2
|
|
|
| А.П. Чехов.
| 3
|
|
| 1
| Поэзия 19 века.
| 1
|
|
|
| 6.
| Литература 20 века.
| 18
|
| 1
| 2
| 7.
| Литература народов мира.
| 1
|
|
| 1
| 8.
| Зарубежная литература.
| 6
|
|
| 1
|
| Итого
| 70
| 2
| 7
| 11
| |