«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на
Директор МБОУ «Затонская средняя Замдиректора по УР заседании РМО
общеобразовательная школа» ________ В.С.Зиганшина Протокол № 1
____________ Сорокин А.И. от 23 августа 2012 г.
Приказ № от 01.09.2012 г. ______Кулагина М.В.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 8 класса
на 2012 -2013 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной; Москва, «Просвещение», 2009 год. Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература. 8 класс» в 2 частях, 16-е издание, авторы В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев; издательство «Просвещение», Москва, 2009 год.
Количество часов в год – 70; контрольных уроков – 2; уроков развития речи – 5; уроков внеклассного чтения – 8.
Программу составила Зиганшина В.С.
Срок реализации программы 1 год
Педсовет №1 от 25.08.2012 г.
п.г.т. Куйбышевский Затон
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной; Москва, «Просвещение», 2009 год.
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. При этом ученик восьмого класса должен овладеть мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком, умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учащимися текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.
Этим целям подчинена структура и содержание программы курса литературы восьмого класса.
Курс восьмого класса открывается вводным уроком, на котором характеризуются важнейшие специфические свойства художественной литературы. Обобщая то, что узнали и с чем познакомились ранее, школьники должны получить более глубокое, чем раньше представление о литературе как одном из видов искусства, о её месте в жизни общества и отдельного человека.
Основа курса литературы восьмого класса – это чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Отличительная особенность курса литературы восьмого класса – хронологический принцип изучения литературных произведений. Именно с восьмого класса школьникам предстоит научиться выполнять более сложные виды заданий: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения. По ходу действия должен расширяться литературоведческий словарь, с помощью которого возможно более глубокое постижение художественного мира писателя.
Литература всегда отражала историю народа, историю страны, обращалась к важнейшим историческим событиям, вдохновляла народ на подвиги во славу Родины, прославляла героев, обличала несправедливость, прививала любовь к Отечеству.
Главной темой курса литературы восьмого класса является более подробное рассмотрение взаимосвязи литературы и истории.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
У учащихся 8 класса развиваются способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблемой произведения, а также совершенствование умений анализа текста и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на данном этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и анализу текста. Отбор теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание; житие как жанр литературы; мораль, аллегория, дума; понятие о классицизме, историзм художественной литературы; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор; прототип, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет, фабула, психологизм художественной литературы; конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции. Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решение общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и различие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
№
| Тема урока
| Колчас
| Тип урока и методы
| Виды контроля
| НРК, межпредметные
связи
| Домашнее задание
| Дата
| Примечание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1
| Литература и история
| 1
| Беседа, повторение, объяснение учителя
|
| Литературные места в Татарстане
| Прочитать стр3, составить конспект, вопрос№3
|
|
|
|
|
|
| 2
| Русские народные песни. Особенности песенного стиха.
| 1
| Сообщение учащихся, работа в группах, беседа, выразительное чтение
| Групповой
| Фольклор татарского народа
| Прочитать стр5-11. Знать жанры песен
Сочинить частушку
|
|
| 3-4
| Исторические народные песни. Их художественное своеобразие. «Пугачев казнен», «Пугачев в темнице».Предания как жанр народной прозы. Особенности содержания и художественной формы. «Предания о Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
| 2
| Беседа по вопросам, объяснение учителя, выразительное чтение, элементы сопоставитель- ного анализа
| Выразительное чтение
| История: «История Пугачева»
| Прочитать стр17-18.
Выразительное чтение песни (на выбор); выписать средства худ.выразительности.
Пересказ преданий, вопрос №1,2
Инд.: Сообщение о Ермаке
|
|
| 4
| Житийная литература как особый жанр. Художественные особенности жития.
| 1
| Повторение изученного, беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение Беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, описание картин
| Назвать признаки жития в «Повести о Петре и Февронии»
| Связь древнерусской литературы с фольклором и историей
| Подготовить связной рассказ о житийной литературе.
Прочитать «Житие Александра Невского»
Выписать признаки жития.
Инд.: сообщение об А. Невском
|
|
| 5
| «Житие Александра Невского». Тема бранного и духовного подвигов в произведении. Художественные особенности жития и воинской повести.
| 1
| Выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя
| Найти в тексте традиционные житийные мотивы и эпизоды, характерные для воинской повести.
| История. Александр Невский.
Живопись. Серов, Васильев
| Чтение и пересказ стр. 24-26, ответить на вопросы 1,2 стр.26 (какова основная мысль картин Серова и Семирадского?)
|
|
| 6
| Бытовая сатирическая повесть 17 века. «Повесть о Шемякином суде». Художественные особенности повести.
| 1
| Беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста
| Анализ текста групповой
|
| Худ. пересказ повести по гравюре 19 века. Записать в тетрадь значение фразеологизма «Шемякин суд».
Инд. : «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе»
|
|
| 7
| Р/Р. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе
| 1
| Объяснение учителя, выступление учеников, составление плана
| фронтальный
|
| Написать сочинение
|
|
|
|
| Из русской литературы
18 века. 7 часов
|
| 8-9
| Вн. чт. Сентиментализм как литературное течение 18 века. Повесть Н.Карамзина «Наталья- боярская дочь» как пример сентиментальной повести. Историческая основа произведения. Идеи идеально государства и идеального правителя, идеального служения отечеству. Новаторство писателя. События и характеры героев повести
| 2
| Уроки внеклассного чтения. Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста
Беседа по вопросам, комментарии учителя
| Анализ текста
| История: время, о котором пишет Карамзин
| Прочитать повесть до конца. Выписать черты сентиментализма. Составить план характеристики главных героев (по вариантам).
Прочитать повесть Каверина «Два капитана».
Ответить на предложенные вопросы
|
|
| 10
| Русский классицизм. Д.И. Фонвизин и его время. Комедия «Недоросль». Основной конфликт комедии. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии.
| 1
| Чтение текста. Инд.сообщения.
Беседа по вопросам.
Инсценирование.
| Чтение по ролям, инсцениро-вание. Инд.сообщение. Определить черты классицизма в пьесе.
| Исторический комментарий (Указ Петра 1 о дворянских детях, период реакции после смерти Петра1)
| Подготовить рассказ о судьбе Стародума,его взглядах на государственное устройство и обязанности истинного дворянина. Какие афоризмы актуальны в наши дни?
|
|
| 11
| .И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Проблема назначения человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума. Идеал гражданского служения Отечеству. Гуманистический пафос комедии.
| 1
| Рассказ о судьбе Стародума, чтение по ролям, комментированное чтение.
| Поиск ответа на проблем-ный вопрос. Работа со словом (подобрать синонимы к словам: добродетель, благочестие, добронравие
| Сопоставление с идеями Н. М. Карамзина о гражданском служении Отечеству (по повести «Наталья, боярская дочь»)
| Инд. Сообщение «Сценическая история «Недоросля».
Подобрать высказывания положительных персонажей о воспитании. Инсценирование посл.явления 5 действия
|
|
| 12
| Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Проблема воспитания в комедии. Госпожа Простакова и ее представления о жизни.
| 1
| Инсценирование, работа с текстом, комментирование текста
| Инд.сообщение, характе-ристика образа Простаковой. Доказать, что Митрофан – отражение матери.
| История. Отражение в комедии идей просвещения
| Выписать крылатые фразы. Объяснить значение выражений: простаковщина, Митрофанушка, митрофанов кафтан. Какова роль «говорящих» фамилий?
|
|
| 13
| Язык комедии. Сценическая история комедии. Бессмертие комедии Фонвизина.
| 1
| Чтение в лицах, комментирование текста.
| Индивидуальные сообщения
| Театральные постановки комедии Фонвизина
| Подобрать цитатный материал к темам сочинений «Положительный идеал Фонвизина», «Вот злонравия достойные плоды».
|
|
| 14
| Р.р. Подготовка к сочинению по произведениям Н.М. Карамзина и Д.И. Фонвизина.
| 1
| Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к сочинению.
| Отбор литературно-го материала для раскры-тия темы, написание вступления и заключения.
|
| Написать сочинение
|
|
|
| Из русской литературы 19 века 31 час
|
|
|
|
|
|
|
| 15-16
| Жанр басни в русской литературе. И.А.Крылов. Общественные и литературные взгляды баснописца. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Отражение в них взгляда баснописца на историю России.
| 2
| Беседа по вопросам, комментарии учителя Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, викторина
| Групповой
|
| Выучить наизусть 1 басню.
Инд.: Подготовить сообщение о жизни и деятельности К. Рылеева
|
|
| 17-18
| К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Свободолюбие (революционные убеждения) поэта. Жанр думы в его творчестве. Дума»Смерть Ермака». Тема и идея произведения. Образ Ермака. Художественные особенности думы.
| 2
| Анализ творческих работ, рассказ учителя, выразительное чтение
| Групповой
| История: основные события 18 века
| Ответить на вопросы учебника подготовить выразительн. чтение думы «Смерть Ермака»; стр.93 – ответить на вопросы2,3,7,8
|
|
| 19-20
| А.С. Пушкин . Тема дружества святого в стихотворении «19 октября»(«роняет лес…»). Обогащение любовной лирики мотивом пробуждения души к творчеству в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…»
| 2
| Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений
| Сравнительный анализ стихотворения Пушкина и романса Глинки
| Историко-биографический комментарий.
Романс Ф. Глинки «Я помню чудное мгновенье
| Выучить наизусть «Я помню чудное…». Выразительное чтение «19 октября».
|
|
| 21
| Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. «История пугачевского бунта». Замысел создания романа «Капитанская дочка»
| 1
| Объяснение учителя, выступление учеников, рассказ учителя, выразительное чтение
| Какие проблемы истории интересовали А.Пушкина. В чем значение «Истории Пугачевско-го бунта»
| История . Эпоха царствования Екатерины 2, причины и ход пугачевского бунта
| Перечитать главы 1-2. Подготовить их сжатый пересказ.
|
|
| 22
| А.Пушкин «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Становление личности Петра Гринева(анализ 1-2 глав)
| 1
| Беседа по вопросам Объяснение учителя, выступление учеников, выразительное чтение
| Выступление учащихся.
Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет? Полностью ли Петруша усвоил наставления отца?
| Пушкин и Казань
| Перечит главы 3-5, подготовить рассказ о жизни Гринева до восстания, сравнительную характеристику Гринева и Швабрина.
|
|
| 23
| Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.
| 1
| Сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизода
| Групповой
|
| Перечит гл 6-7 подготовить пересказ о падении крепости. Подготовить план рассказа о Пугачеве.
|
|
| |