Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка





НазваниеГатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка
страница1/4
Дата публикации22.10.2013
Размер0.63 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ

_______/Гатина С.А../ руководителя по УР «Надеждинская СОШ»

Протокол №_____ от МБОУ «Надеждинская СОШ» _____\Кузнецова О.А.\

«____»________2012г. ________/Петрова Н.А../ Приказ №_____ от

«____»__________2012г. «____»_________2012г.

Рабочая программа

учителя

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного

кавалера орденов Славы имени В.Р.Платонова

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Гатиной Светланы Анатольевны

первой квалификационной категории

по литературе в 5 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от

« » 2012 г.

2012 – 2013 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089

от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2008).

На изучение курса отводит 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Учебно-методическое планирование

по литературе


Классы: 5 класс
Учитель: Гатина Светлана Анатольевна

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков _____, развития речи _______, внеклассного чтения _______;

Административных контрольных уроков _________________________
Планирование составлено на основе Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Ф.Чертова. – М.: Просвещение, 2007; Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 7-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2006
Дополнительная литература:


  1. Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 1997

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996

  3. О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература 5». – М.: Экзамен, 2003

  4. И.И.Аркин Уроки литературы в 5-6 классах. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996

  5. Сказки Пушкина в школе. - М.: Просвещение, 1972

  6. Крыловский вечер в школе. Инсценировки. – М.: Детская литература, 1969

  7. Лермонтовский вечер в школе. Инсценировки. - М.: Детская литература, 1987

  8. Вредный витамин. Сборник детских пьес для театра кукол. – М.: Советская Россия, 1966

  9. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999

  10. Свищенкова Н.С. Внеклассная работа по литературе.- М.: Учпедгиз, 1963







УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН








п/п


НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ


Всего часов

ДАТА

1

Введение

Писатели о роли книг в жизни человека и общества.


1




2

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки).


1




3

Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка»: добро побеждает зло.

Сказки как вид народной прозы. Образ невесты-волшебницы, ее духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль бабы Яги в сказке.


1




4

Герои сказки « Иван- крестьянский сын и чудо - юдо» в оценке народа.

Особенности сюжета. Волшебная сказка героического содержания.


1




5

Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо».


1




6

Р.р. Рассказ - характеристика сказочного героя.

«Иван - крестьянский сын - защитник родной земли».


1




7

Вн./чт. Народные представления о справедливости, добре зле в сказках о животных и бытовых сказках.



1




8

Древнерусская литература

Возникновение древнерусской литературы.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».


1




9

Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».


1




10

Из литературы 18 века

Научные истины в поэтической форме в стихотворении

М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».


1




11

Из литературы 19 века

Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».


1




12

Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Чтение и анализ басен.

1




13

Вн./чт. Баснописцы 18 века.


1




14

Особенности сюжета, языка сказки В.А. Жуковского. «Спящая царевна», Особенности сюжета. Герои Литературной сказки.


1




15

Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок».

1



16

А. С. Пушкин.

Сюжеты и образы народных сказок в Прологе.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов.


1




17

Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Истоки рождения сюжета. Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри, Елисей, Соколко.


1




18

Р/р. Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». «Бродячие» сюжеты.


1




19

Р/р. СОЧИНЕНИЕ №1.

Отзыв на самостоятельно прочитанную литературную сказку.


1




20

Вн./чт. А. Погорельский

«Чёрная курица». Нравоучительное содержание сказки.

1






21

22


М. Ю. Лермонтов.

«Бородино» (1837) — отклик на 25-ленюю годовщину Бородинского сражения.

Историческая основа стихотворения. «Бородино». Значение рассказчика - солдата в поэтическом повествовании.



2




23

Н. В. Гоголь.

Поэтизация народной жизни, народных преданий в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

Сюжет и герои повести.


1




24

Р/р. Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». Особенности языка повести.


1





25

Н.А. Некрасов.

Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге». Особенности

композиции. Авторские рассуждения о судьбе народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке.


1




26

Вн./чт. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении.


1




27



И. С. Тургенев.

« Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению людей.


1




28

Духовные и нравственные качества Герасима.

1




29

Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.


1





30

Р/р. СОЧИНЕНИЕ №2.

По повести И.С. Тургенева «Муму».


1




31

Л. Н. Толстой.

« Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Мысль писателя о дружбе народов. Жилин и горцы.




1




32

Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.


1




33

А. П. Чехов

«Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.


1




34

Вн./чт. Рассказы Антоши Чехонте.


1




35

Р/р. Речь персонажей как средство их характеристики в рассказах А.П. Чехова.


1




36

А.А. Фет.

Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни.


1




37

Ф.И. Тютчев.

Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…».


1




38

Вн./чт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.


1



39

Р/р. СОЧИНЕНИЕ №3.

Обучение анализу лирического произведения

( на материале стихотворений русских поэтов 19 века).


1



40

И. Бунин

«Косцы». Человек и природа в рассказе.


1




41

В.Г.Короленко

«В дурном обществе». Вася и его отец.


1




42

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.


1




43

Вн./чт. Труд и талант в рассказе А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр».Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом.


1




44

С.А. Есенин.

Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении «Я покинул родимый дом».

1




45

П.П. Бажов

«Медной горы хозяйка». Народное представление о положительном герое.

Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы.



1




46

К.Г. Паустовский

«Тёплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке.


1




47

Вн./чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы».


1




48

С.Я. Маршак

Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки.


1




49

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».


1




50

А.П. Платонов

«Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.


1




51

В.П. Астафьев.

Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.


1




52

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».


1




53

К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

А. Твардовский « Рассказ танкиста».

Война и дети.


1




54

Вн./чт. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.


1



55

Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.(И.А. Бунин, Н.М. Рубцов, Дон-Аминадо).



1




56

Р/р. Сопоставительный анализ стихотворений. Д. Кедрин «Алёнушка» и А. А. Прокофьева «Алёнушка».


1



57

Вн./чт.

Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в стихотворениях русских поэтов 20 века.


1




58

Р/р. СОЧИНЕНИЕ №4.

Обучение анализу лирического произведения

( на материале стихотворений русских поэтов 20 века).


1




59

С. Черный.

«Кавказский пленник» . Юмористический сюжет рассказа.



1




60

Из зарубежной литературы

Р. Стивенсон

« Вересковый мед». Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков. Фольклорные традиции в поэзии писателя.


1




61

Д. Дефо.

«Робинзон Крузо». Герой на острове. Тема путешествия в литературе.


1




62

Г. X. Андерсен.

«Снежная королева». Кай и Герда. Мастер слов и сказок.


1




63

М. Твен.

« Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Система воспитания и обучения. Гимн детству.


1




64

Д. Лондон.

«Сказания о Кише». Повествование о мужестве, смелости, благородстве.


1




65

Подведение итогов года. Задание для летнего чтения.


1




66- 68

Резервные уроки.

3



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconПетровой Надежды Анатольевны первой квалификационной категории по...
Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации....
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconПетровой Надежды Анатольевны первой квалификационной категории по...
Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования...
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconЕршовой Ираиды Александровны, I квалификационной категории, по литературе...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconАндреевой Людмилы Николаевны учительницы химии-биологии по химии...
Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 11 классе учителя первой квалификационной...
Программы курса. Авторы: В. И. Сахаров, С. А. Зинин. // М.: Ооо «тид «Русское слово – рс 2009; Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская...
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconХудотеплой Светланы Николаевны, учителя первой квалификационной категории...
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,...
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconАнализ воспитательно-образовательной работы педагогического коллектива...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconКамалетдиновой Альбины Хамзовны II категория Рассмотрено на заседании...

Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе учителя первой квалификационной...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №108)
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconОсновные направления деятельности городского информационно-мето-дического...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики, психологии и управления (протокол от 20 г. № )
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconПрограмма самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconПлан учебно-воспитательной работы мбоу «Шумерлинская средняя общеобразовательная...
План работы школы на 2012-2013 у г рассмотрен и принят на заседании педагогического совета школы (протокол № от августа 2012 г.)
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconПлан учебно-воспитательной работы мкоу «Ихрекская средняя общеобразовательная...
План работы школы на 2012-2013 у г рассмотрен и принят на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 25 августа 2012...
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа Малиной Елены Анатольевны учителя первой квалификационной...
Принята на заседании педсовета Утверждена приказом (протокол от 26. 06. 13 №14) директора от 26. 06. 13 №98
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconПубличный доклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по литературе в 5 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2012 г. 2012 2013 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа учебного предмета по географии для 9 класса Шамсутдинов...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ивановская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Лениногорский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск