Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год)





Скачать 92.41 Kb.
НазваниеПрограмма самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год)
Дата публикации17.09.2013
Размер92.41 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
МБДОУ Выездновский детский сад № 1

ПРОГРАММА

самообразования по теме:
«Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»
(2012-2013 уч.год)

Выполнила:

учитель-логопед

Лещева В.Г.
2013г.

Пояснительная записка
В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены лёгкими (стёртыми) формами дизартрии.

Стёртая дизартрия — речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). При стертой дизартрии все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет на формирование других сторон речи.

Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у детей также характеризуется качественным своеобразием.

Количество детей со стёртой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту. Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии становится всё более актуальной на современном этапе развития логопедии.

В специальной литературе данное речевое нарушение именуется по-разному: «стёртая дизартрия», «минимальные проявления дизартрии», «дизартрический компонент», «дизартрический синдром», «лёгкая форма дизартрии», что свидетельствует о широком круге исследований данной проблемы.

Цель — выявить особенности фонетических и просодических нарушений при стертой форме дизартрии. На основе выявленных нарушений разработать комплексную коррекционно-логопедическую систему, направленную на её преодоление.

Достижение цели осуществляла  посредством последовательного решения задач:

1.    Изучить и проанализировать специальную медицинскую, психологическую, педагогическую литературу по проблеме.

2.    Выявить двигательные расстройства артикуляционного аппарата и фонетических особенностей речи детей со стертой формой дизартрии.

3.    Выявить особенности просодической стороны речи.

4. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.

5. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

6. Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.

7. Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом дизартрия.

8.Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.

План работы:

1 год (2011-2012 уч.год)


Содержание деятельности

Сроки

(начало -окончание

Форма предоставления результатов

Кем заслушиваем отчет

1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования

1. Подготовительный этап

  • Познакомиться с проблемами изучения стертой формой дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.

  • Изучить клинико-психологическая характе­ристика детей с минимальным проявлени­ем дизартрии.

  • Обзор информации по теме в Интернете.



2. Работа с детьми + с одаренными детьми

  • Провести работу по профилактике стертой дизартрии в каждой возрастной группе, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом, над развитием мимики.



3. Работа с воспитателями

  • Сообщение «Что такое Дизартрия?», «Развитие просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии».



4. Работа с родителями

  • Сбор анамнестических данных ребенка.

  • Консультации «Что такое Дизартрия?»



5. Самореализация

  • Систематизировать материал, апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии





Март-Май


Апрель - Май

Март - Май

Июнь-Август
Май
Март







Отчет за учебный год

  1. Познакомилась с проблемами изучения стертой формой дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.

  2. Клинико-психологическая характе­ристика детей с минимальным проявлени­ем дизартрии.

3. Выявила причины и характеристику нарушений звукопроизношений, (важное

значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при

гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы,

черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения,

опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например

врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а

также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем.

4. Изучила клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.

5. Систематизировала материал, апробировала игры, упражнения по развитию

просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.

  1. Оформила пособие по дифференциальной диагностики «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».

  2. Подготовила сообщение для воспитателей, родителей по проблеме «Развитие просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии».

  3. Провела работу по профилактике стертой дизартрии в каждой возрастной группе, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом, над развитием мимики, над развитием высоты голоса и речевого дыхания, упражнения для развития подвижности нижней и верхней челюсти, артикуляционные гимнастики-сказки, веселые упражнения для пассивной гимнастики.

2 год (2012-2013 уч.год)

Содержание деятельности

Сроки (начало-окончание

Форма предоставления результатов

Кем заслушивался отчет

2. Разработка программно-методического обеспечения и обобщение собственного опыта педагогической деятельности

1. Работа с детьми + с одаренными детьми

  • Изучение и применение методик коррекции речевого дыхания (дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. и Бутейко);

  • Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией;

  • Экспресс-обследование детей 2 младшей и средней группы на предмет прикуса и дизартрического компонента;

  • провести диагностики стертой формы дизартрии среди детей 4-6 лет.



2. Работа с родителями

  • Анкетирование «Речевое развитие ребенка»;

  • Составление и выпуск буклетов: «самомассаж шеи и лица», « Артикуляционная гимнастика», «Развитие речевого дыхания»;

  • Консультации «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с Дизартрией», «Что делать, если у вашего ребенка дизартрия?»;

  • Индивидуальные открытые занятия с родителями детей, имеющие диагноз Дизартрия;

  • Направление детей к детскому невропатологу для подтверждения диагноза и при необходимости назначения лечения.


3. Работа с воспитателями

  • Подготовить речевые игры на летний период для детей подготовительной, старшей и средней групп;

  • «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя» (подготовительная, старшая, средняя группа) - еженедельное пополнение папки артикуляционными гимнастиками, пальчиковыми играми, дыхательными гимнастиками, речевыми играми по различным лексическим темам.


4. Самореализация

  • Составить структуру логопедического занятия при дизартрии;

  • Разработать конспект занятия по постановке звука при дизартрии;

  • Подготовить сообщение для воспита­телей и специалистов ДОУ по проблеме «Современный подход к профи­лактике и коррекции стертой формы дизар­трии у детей»;

  • Пополнить картотеку упражнениями по развитию кинестетической основы движений руки;

  • Составить методику обследования стертой формы дизартрии.




В течение года
В течение года
Сентябрь

Апрель

Сентябрь

Декабрь

В течение года

В течение года

В течение года


Май
В течение года


Октябрь
Ноябрь
Апрель
Февраль

Октябрь-Ноябрь








Отчет за учебный год

  • В начале года провела анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка», одной из цели, которой являлась выявления причин дизартрии;

  • Продолжение работы по преодолению стертой дизартрии воспитанников, занимающихся на логопункте, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом, над развитием мимики, над развитием высоты голоса и речевого дыхания, упражнения для развития подвижности нижней и верхней челюсти, артикуляционные гимнастики и т.д.;

  • Подготовила тематическую выставку «Осень в гостях у грамматики. Осенние буквы», где дети вместе с родителями должны были изготовить новую изученную букву из природного материала. Коррекционно-развивающей целью являлась развитие мелкой моторики; развитие речи и коммуникативных способностей; развитие слухового, зрительного и пространственного мышления, что непосредственно необходимо при коррекции дизартрии;

  • Подготовила сообщение и презентацию для специалистов и воспитателей ДОУ «Инновационные технологии в логопедической практике», где затронула вопрос о современных подходах и методах, применяемые при коррекции дизартрии. А именно, логопедический массаж, массаж языка, японская методика пальцевого массажа, Су Джок терапия, песочная терапия и др.;

  • Консультации по данной теме с логопедами из других детских садов г.Арзамаса и Арзамасского района;

  • Определила структуру логопедического занятия при дизартрии и после этого разработала конспект занятия по постановке звука С при дизартрии;

  • Для профилактики и коррекции дизартрии подготовила речевые игры на летний период для детей от 4 до 7 лет; «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя» (подготовительная, старшая, средняя группа) - еженедельное пополнение папки артикуляционными гимнастиками, пальчиковыми играми, дыхательными гимнастиками, речевыми играми по различным лексическим темам;

  • Составление и выпуск буклетов: «Самомассаж шеи и лица», «Артикуляционная гимнастика», «Развитие речевого дыхания»;

  • Консультации для родителей «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с Дизартрией», «Что делать, если у вашего ребенка дизартрия?»

  • Индивидуальные открытые занятия с родителями детей, имеющие диагноз дизартрия (Шпагин Никита, Сиротин Влад, Лаврентьев Иван);

  • Были даны направление детей к детскому невропатологу для подтверждения диагноза и при необходимости назначения лечения;

  • Были изучены и применение методик коррекции речевого дыхания (дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. и Бутейко); Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией;

  • Проведено экспресс-обследование детей 2 младшей и средней группы на предмет прикуса и дизартрического компонента;

  • Проведена работа по преодолению саливации (Шпагин Никита, Жаринов Илья) и даны рекомендации родителям «Проглоти потом скажи»;

  • Обобщение опыта по данной теме с логопедами на форумах в Интернете, просматривала видео-уроки по коррекции дизартрии;

  • Была составлена и проведена методика обследования стертой формы дизартрии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Дизартрия») Факультет
Программа курса предназначена для студентов 1 го курса (2 й семестр) отделения логопедии и направлена на усвоение понятий, фактов,...
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconТемы самообразования учителей мбоусош №21 на 2012 – 2013 уч год
Уточнение и корректировка распределения нагрузки, расстановка педагогических кадров
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconАнализ учебно-воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
Развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconПрограмма учебной дисциплины устанавливает минимальные требования...
В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) icon2013-2014 уч год план работы библиотеки на 2013-2014 учебный год
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания...
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconПлан работы школьной библиотеки моу ирмо «Ширяевской сош» на 2012-2013 учебный год
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconПлан работы библиотеки мкоу сош №9 на 2013-2014учебный год. I. Задачи...
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconПлан работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
...
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconПлан работы библиотеки муниципального образовательного учреждения...
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconПлан заседаний Научно-Технического Совета ано впо «су рао» на 2012-2013 учебный год
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconТемы самообразования, проектов шмо учителей начальных классов на 2013 – 2014 уч год

Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconТест по теме: «Деятельность людей и её многообразие» вариант №1 Какое...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconИнформация о финансово-экономическом состоянии смсп за 2012 год
Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве за 2012 год увеличилась на 129 человек. По состоянию на 01. 01. 2013 года...
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconАнализ воспитывающей деятельности гбоу сош№1114 в 2012-2013 учебном год
План работы зоу одо г. Москвы в области воспитания и дополнительного образования детей на 2012-2013 уч год
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconДоклад Министра «Об итогах работы транспортного комплекса Республики...
Результаты деятельности за 2012 год продемонстрированы в фильме, в докладе я озвучу основные задачи Министерства и отрасли на предстоящий...
Программа самообразования по теме: «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления» (2012-2013 уч год) iconВыписка из приказа №221 по мбоу буревестниковской средней общеобразовательной...
Мбоу буревестниковской средней общеобразовательной школе «О тарификации на 2012-2013 учебный год» от 1 сентября 2012 года


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск