Скачать 407.48 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс по модулю Б3.В.1.1 Логопедия (раздел «Дизартрия») Факультет Дефектологический Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование» Кафедра Логопедии Составитель: д.п.н., профессор кафедры логопедии Архипова Е.Ф. Москва-2012 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_03_» _сентября__2012_г.
Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование» Профиль: логопедия Составители: _Е.Ф. Архипова__ профессор (должность) Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Программа курса предназначена для студентов 1 – го курса (2 – й семестр) отделения логопедии и направлена на усвоение понятий, фактов, закономерностей, связанных с характеристикой такой сложной формы речевой патологии, какой является дизартрия. В содержании курса предусмотрено: 1). получение студентами знаний о структуре речевого дефекта при дизартрии, причинах и механизмах речевого расстройства, психолого-педагогических критериях дифференциации основных клинических форм дизартрии; 2). формирование у студентов теоретических и практических представлений: – обследование детей и взрослых с дизартрией; – анализ данных анамнеза и результатов комплексного обследования; – определение структуры речевого дефекта и умение делать диагностические и прогностические выводы; – составление психолого-педагогической характеристики на ребенка и взрослого с дизартрией; существования, таких как: интегрируемость непрерывной – разработка комплексной программы коррекционного психолого-педагогического воздействия и составление планов-конспектов индивидуальных и фронтальных логопедических занятий на разных этапах коррекционно-формирующего воздействия; – осуществление обоснованного выбора методических средств и предметов коррекции и компенсации речевого дефекта, нарушения моторной сферы, познавательных и эмоционально-волевых процессов у детей с дизартрией. Курс рассчитан на 180 часов, в том числе лекционные, лабораторные занятия; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы на дневном отделении. Основные цели и задачи курса. Цель: Целью дисциплины является подготовка специалиста учителя-логопеда к работе со сложными речевыми нарушениями у детей и взрослых. Задачи: Задачами дисциплины являются: – умение обследовать лиц с дефектологической патологией и имеющих дизартрию; – выявлять структуру дефекта при дизартрии; – определять оптимальные пути коррекционной работы; – владеть современными технологиями психолого-педагогического воздействия. Уровень овладения данной дисциплины должен соответствовать следующим требованиям: Студент должен овладеть: – теоретическими знаниями по проблеме нарушений речи; – методологией психолого-педагогического изучения детей, имеющих нарушения в развитии речи и дизартрию; – практическими навыками психолого-педагогического и логопедического обследования лиц с дизартрией; – анализом педагогической документации. В результате изучения данного курса студенты должны знать: – этиологию, механизм, структуру речевых нарушений у разных категорий аномальных детей и взрослых; – специфику психолого-педагогического изучения лиц с речевыми нарушениями; – принципы и направления коррекционного воздействия в разные возрастные периоды при дизартрии. При успешном завершении обучения по разделу «Дизартрия» студенты приобретают умения: – проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование; – изучать медицинскую, педагогическую и логопедическую документацию; – выявлять речевые нарушения и определять структуру их дефекта; – диагностировать речевые нарушения и определять первичность и вторичность ведущего нарушения при дизартрии; – определять специфические психологические особенности у лиц с речевыми нарушениями; – консультировать родителей, имеющих детей с различными – сложными комбинированными дефектами, включающими речевые расстройства – дизартрию; – определять вид и тип специального коррекционно-образовательного учреждения для разных групп детей с речевыми отклонениями; – включать в комплексную медико-психолого-педагогическую работу с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями разного возраста (начиная с младенческого периода); – пропагандировать логопедические занятия, необходимые для профилактики своевременной речевых нарушений. Объем в ЗЕ: ______2 кредит___________________________ Время изучения: курс__1__________семестр___2______________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Возрастная анатомия и физиология, Педагогика, Психология. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Организация и планирование логопедических занятий, Индивидуальные формы логопедической работы, Коррекция произносительной стороны речи. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): - Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ; - Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности; - Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - Осуществление профессиональной деятельности. - Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения, моделирование и анализ ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: контрольный устный и письменный опрос; тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); 2 уровень сложности: конспектирование, планирование и анализ конспектов занятий; 3 уровень сложности: реферирование, моделирование социально-педагогических ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда, выполнение профессиональных творческих заданий Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить) 50/50 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
|
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Заикание») Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по модулю в2 Логопедия (раздел «Нарушение голоса») Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Учебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю кв. 8 Профессиональные нарушения голоса Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю б кв. 8 Эффективная коммуникация... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по модулю б кв. 9 Нарушение речи у слабослышащих детей Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 3 Логопедическая работа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический ... | Учебно-методический комплекс по модулю культура делового общения Факультет филологический Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современной деловой речи | ||
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 Логопедическое сопровождение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет ... |