Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет
страница1/4
Дата публикации03.11.2014
Размер0.65 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова










______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № _1_ от 02.09.2013

Учебно-методический комплекс
по модулю Б.3.В.1.3 Технология обследования речи

Факультет Дефектологический

Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование»

Кафедра Логопедии

Составитель: Матросова Т.А.

К.п.н., доцент

кафедры логопедии
Москва-2013

Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_02_» _сентября_2013_г.

Программа модуля «Технология обследования речи»
Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование»
Профиль: логопедия
Составители: __ Матросова Т.А., доцент__

(Ф.И.О., должность)

Москва-2013
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: формировать у студентов профессиональные качества специалиста, владеющего знаниями и технологиями изучения речи детей на основании психолого-педагогических знаний о детях с отклонениями в развитии, в том числе о детях с дислалией, ринолалией, ринофонией, дизартрией, алалией, сложными дефектами (ДЦП).

Задачи- - создание у студентов системных представлений о сущности логопедического обследования, его предмете, объекте, задачах и направлениях;

- ориентация на учет основных (общих для нормы и патологии) и специфических (характерных только для детей с отклонениями в развитии) закономерностей становления речевой функциональной системы;

- создание условий для овладения теоретической и практической базы изучения речевых возможностей детей;

- обучение разработке и реализации содержательных моделей обследования речи детей;

  • систематизировать и обобщить знания студентов об особенностях развития фонетического, лексического и грамматического строя речи и навыков связных высказываний у детей с различными нарушениями речи;

  • обеспечить усвоение студентами – будущими логопедами понятийного аппарата логопедии (принципы, методы, частные методики, логопедические технологии, способы и приемы коррекционной логопедической работы и др.);

  • сформировать у студентов методические навыки организации и проведения специально-педагогического обследования состояния (уровня развития) различных сторон речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста; познакомить студентов с современной методикой качественно-количественного анализа данных логопедического обследования.

Объем в ЗЕ: 5 кредита

Время изучения: курс 3, семестр 6,7

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Медико-биологические проблемы дефектологии,

Психолого-педагогическое сопровождение с речевыми нарушениями, Инновационные технологии в логопедии, Здровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедическая работа с детьми раннего возраста, индивидуальные формы логопедической работы, Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

  • Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;

  • Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Осуществление профессиональной деятельности.

  • Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля)

при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция 1


Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи.



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 и 2 уровня сложности


Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы



Компетенция 1


Содержание обследования речи.



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 и 2 уровня сложности


Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

промежуточ-ное тестирование

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование




Компетенция 1


Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика.

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь,

практические задания

Контрольный опрос,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 2 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты,

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование



Компетенция 1


Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь,

рефераты

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование



Компетенция 1


Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

итоговое тестирование



Компетенция 1


Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.



Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, -рефераты, контрольные работы

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование



Компетенция 1


Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты, контрольные работы

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


Компетенция 1


Обследование связной речи.


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное и итоговое тестирование

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 2 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты, контрольные работы

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)

Очная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Технология обследования речи

Лекции

22

70

6

Практические/семинарские

50

74

6

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен







6

Общий объем часов по дисциплине

72

144






Очно-заочная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Технология обследования речи

Лекции

30

70

6

Практические/семинарские

40

76

6

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен







6

Общий объем часов по дисциплине

70

146






Заочная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Технология обследования речи

Лекции

6

90

6

Практические/семинарские

16

104

6

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен







6

Общий объем часов по дисциплине

22

194





3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)
Очная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практич занятия

Самостоят работа

1

Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи.

8




18

2

Содержание обследования речи.

8




18

3

Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика

6




18

4

Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.




10

18

5

Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.




10

18

6

Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.




10

18

7

Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.




10

18

8

Обследование связной речи.




10

18







22

50

144


Очно-заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практич занятия

Самостоят работа

1

Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи. Содержание обследования речи.

10




22

2

Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика

10




22

3

Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.

10




22

4

Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.




10

20

5

Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.




10

20

6

Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.




10

20

7

Обследование связной речи.




10

20







30

40

146


Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практич занятия

Самостоят работа

1

Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи. Содержание обследования речи.

2




34

2

Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика

2




32

3

Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.

2




32

4

Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.




4

32

5

Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.




6

32

6

Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей. Обследование связной речи.




6

32







6

16

194


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи.

Логопедическое обследование как часть психолого-педагогического обследования, научные основы и принципы. Разработка теоретических, методологических, содержательных проблем обследования в отечественной логопедии и психологии. Анализ и сравнение основных теоретических и методических подходов к изучению различных сторон речи у детей и взрослых.

Предмет и объект исследования, задачи обследования, их формулирование и характеристика. Значение данных обследования для планирования и проведения коррекционной работы.

Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи.




2.

Содержание обследования речи.

Обследование речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационное восприятие, ритмоинтонационное оформление высказывания, слоговая структура слова, словарный запас, словообразование, грамматический строй речи, связная речь.

Содержание обследования речи.

Карта обследования

3

Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика

Подготовительный этап: отбор материала для обследования по каждому разделу (выбор заданий, определение последовательности их предъявления); составление схем и подготовка протоколов обследования; формулировка инструкций к заданиям, предварительный сбор анамнеза. Обоснование содержания и структуры предлагаемой схемы (фрагментов) обследования.

Этап обследования: организационный момент; вступительная беседа, определяющая мотивацию деятельности ребенка в период обследования; предъявление заданий (по инструкции или по образцу), фиксация результатов обследования (ведение протокола, запись на диктофон). Проведение обследования (его фрагментов) по одному из разделов с последующим обсуждением.

Этап анализа и оценки полученных материалов обследования. Определение параметров анализа данного обследования (по направлениям). Осуществление процедуры анализа по установленным параметрам. Учет содержательных и формализованных элементов обследования. Качественная и количественная оценка результатов обследования. Комментарии.

Этап формулирования выводов по результатам обследования.

Выводы констатирующего, диагностического, прогностического и методического характера. Формулирование выводов с комментариями.

Заполнение соответствующих разделов речевой карты по результатам анализа материалов обследования и с учетом выводов

Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика

Альбом обследования

4

Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.

Содержание и логопедические технологии обследования звукопроизношения и фонематического восприятия; определение параметров оценки результатов обследования. Организация логопедического обследования ребенка с нарушением речи (в коррекционных и массовых образовательных учреждениях). Анализ полученных данных и формулировка выводов. Порядок заполнения речевых карт.

Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.

Порядок заполнения речевых карт.

5

Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.

Содержание и логопедические технологии обследования отдельных компонентов интонации, интонационного восприятия и римоинтонационного оформления высказывания ребенка с нарушением речи. Параметры оценки результатов обследования. Проведение логопедического обследования в коррекционном иобразовательном учреждении. обследования. Проведение логопедического обследования в образовательном учреждении общего типа. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Порядок заполнения речевых карт.

Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.

Порядок заполнения речевых карт.

6

Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.

Содержание и логопедические технологии обследования словарного запаса и слоговой структуры слова. Составление протоколов обследования. Определение параметров оценки результатов обследования. Проведение логопедического обследования ребенка с нарушением речи в базовом практическом учреждении. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Процедура заполнения речевых карт.

Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.

Порядок заполнения речевых карт.

7

Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.

Содержание и логопедические технологии грамматического строя речи и словообразовательных способностей (уровни: морфологический, синтаксический, словообразовательный). Составление протоколов обследования. Критерии и параметры оценки результатов обследования грамматического строя речи. Проведение логопедического обследования ребенка с нарушением речи в базовом практическом учреждении. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Требования к заполнению речевых карт.

Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.

Порядок заполнения речевых карт.

8

Обследование связной речи.

Методика и логопедические технологии связной речи; определение параметров оценки результатов обследования. Составление протоколов обследования. Процедура проведения логопедического обследования ребенка с нарушением речи. Обследование детей в базовом практическом учреждении. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Требования к заполнению речевых карт.

Обследование связной речи.

Составление речевого заключения по данным обследования.


Основные понятия

  • Логопедия дошкольная (школьная, взрослых);

  • специальная (коррекционная) педагогика;

  • аномальный ребенок (с отклонениями в развитии, с особыми образовательными потребностями);

  • реабилитация, адаптация, коррекция, восстановление, развитие;

  • межпредметные связи;

  • этиология речевых нарушений;

  • пренатальная, перинатальная, постнатальная патология, ПЭП;

  • логоритмика;

  • язык и речь;

  • функциональные нарушения речи;

  • органические нарушения речи;

  • психолого-педагогический и клинико-педагогический подходы к классификации речевых нарушений.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические...
СД. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 9 Нарушение речи у слабослышащих детей Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю культура делового общения Факультет филологический
Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современной деловой речи
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие...
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность...
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв. 8 Профессиональные нарушения голоса Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 8 Эффективная коммуникация...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Заикание») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в2 Логопедия (раздел «Нарушение голоса») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск