Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
|
|
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № _1_ от 02.09.2013
| Учебно-методический комплекс по модулю Б.3.В.1.3 Технология обследования речи
Факультет Дефектологический
Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование»
Кафедра Логопедии
Составитель: Матросова Т.А.
К.п.н., доцент
кафедры логопедии Москва-2013
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № _1_
«_02_» _сентября_2013_г.
Программа модуля «Технология обследования речи» Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование» Профиль: логопедия Составители: __ Матросова Т.А., доцент__
(Ф.И.О., должность)
Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель: формировать у студентов профессиональные качества специалиста, владеющего знаниями и технологиями изучения речи детей на основании психолого-педагогических знаний о детях с отклонениями в развитии, в том числе о детях с дислалией, ринолалией, ринофонией, дизартрией, алалией, сложными дефектами (ДЦП).
Задачи- - создание у студентов системных представлений о сущности логопедического обследования, его предмете, объекте, задачах и направлениях;
- ориентация на учет основных (общих для нормы и патологии) и специфических (характерных только для детей с отклонениями в развитии) закономерностей становления речевой функциональной системы;
- создание условий для овладения теоретической и практической базы изучения речевых возможностей детей;
- обучение разработке и реализации содержательных моделей обследования речи детей;
систематизировать и обобщить знания студентов об особенностях развития фонетического, лексического и грамматического строя речи и навыков связных высказываний у детей с различными нарушениями речи;
обеспечить усвоение студентами – будущими логопедами понятийного аппарата логопедии (принципы, методы, частные методики, логопедические технологии, способы и приемы коррекционной логопедической работы и др.);
сформировать у студентов методические навыки организации и проведения специально-педагогического обследования состояния (уровня развития) различных сторон речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста; познакомить студентов с современной методикой качественно-количественного анализа данных логопедического обследования.
Объем в ЗЕ: 5 кредита
Время изучения: курс 3, семестр 6,7
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Медико-биологические проблемы дефектологии,
Психолого-педагогическое сопровождение с речевыми нарушениями, Инновационные технологии в логопедии, Здровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедическая работа с детьми раннего возраста, индивидуальные формы логопедической работы, Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
инструментальный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Осуществление профессиональной деятельности.
Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля)
при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;
2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;
3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция 1
| Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
Компетенция 1
| Содержание обследования речи.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
промежуточ-ное тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика.
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь,
практические задания
| Контрольный опрос,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 2 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты,
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь,
рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы,
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, -рефераты, контрольные работы
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты, контрольные работы
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Обследование связной речи.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное и итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 2 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты, контрольные работы
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Очная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Технология обследования речи
| Лекции
| 22
| 70
| 6
| Практические/семинарские
| 50
| 74
| 6
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
| 6
| Общий объем часов по дисциплине
| 72
| 144
|
|
Очно-заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Технология обследования речи
| Лекции
| 30
| 70
| 6
| Практические/семинарские
| 40
| 76
| 6
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
| 6
| Общий объем часов по дисциплине
| 70
| 146
|
|
Заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Технология обследования речи
| Лекции
| 6
| 90
| 6
| Практические/семинарские
| 16
| 104
| 6
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
| 6
| Общий объем часов по дисциплине
| 22
| 194
|
|
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения) Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи.
| 8
|
| 18
| 2
| Содержание обследования речи.
| 8
|
| 18
| 3
| Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика
| 6
|
| 18
| 4
| Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.
|
| 10
| 18
| 5
| Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.
|
| 10
| 18
| 6
| Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.
|
| 10
| 18
| 7
| Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.
|
| 10
| 18
| 8
| Обследование связной речи.
|
| 10
| 18
|
|
| 22
| 50
| 144
|
Очно-заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи. Содержание обследования речи.
| 10
|
| 22
| 2
| Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика
| 10
|
| 22
| 3
| Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.
| 10
|
| 22
| 4
| Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.
|
| 10
| 20
| 5
| Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.
|
| 10
| 20
| 6
| Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.
|
| 10
| 20
| 7
| Обследование связной речи.
|
| 10
| 20
|
|
| 30
| 40
| 146
|
Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи. Содержание обследования речи.
| 2
|
| 34
| 2
| Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика
| 2
|
| 32
| 3
| Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.
| 2
|
| 32
| 4
| Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.
|
| 4
| 32
| 5
| Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.
|
| 6
| 32
| 6
| Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей. Обследование связной речи.
|
| 6
| 32
|
|
| 6
| 16
| 194
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи.
| Логопедическое обследование как часть психолого-педагогического обследования, научные основы и принципы. Разработка теоретических, методологических, содержательных проблем обследования в отечественной логопедии и психологии. Анализ и сравнение основных теоретических и методических подходов к изучению различных сторон речи у детей и взрослых.
Предмет и объект исследования, задачи обследования, их формулирование и характеристика. Значение данных обследования для планирования и проведения коррекционной работы.
| Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи.
|
| 2.
| Содержание обследования речи.
| Обследование речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационное восприятие, ритмоинтонационное оформление высказывания, слоговая структура слова, словарный запас, словообразование, грамматический строй речи, связная речь.
| Содержание обследования речи.
| Карта обследования
| 3
| Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика
| Подготовительный этап: отбор материала для обследования по каждому разделу (выбор заданий, определение последовательности их предъявления); составление схем и подготовка протоколов обследования; формулировка инструкций к заданиям, предварительный сбор анамнеза. Обоснование содержания и структуры предлагаемой схемы (фрагментов) обследования.
Этап обследования: организационный момент; вступительная беседа, определяющая мотивацию деятельности ребенка в период обследования; предъявление заданий (по инструкции или по образцу), фиксация результатов обследования (ведение протокола, запись на диктофон). Проведение обследования (его фрагментов) по одному из разделов с последующим обсуждением.
Этап анализа и оценки полученных материалов обследования. Определение параметров анализа данного обследования (по направлениям). Осуществление процедуры анализа по установленным параметрам. Учет содержательных и формализованных элементов обследования. Качественная и количественная оценка результатов обследования. Комментарии.
Этап формулирования выводов по результатам обследования.
Выводы констатирующего, диагностического, прогностического и методического характера. Формулирование выводов с комментариями.
Заполнение соответствующих разделов речевой карты по результатам анализа материалов обследования и с учетом выводов
| Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика
| Альбом обследования
| 4
| Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.
| Содержание и логопедические технологии обследования звукопроизношения и фонематического восприятия; определение параметров оценки результатов обследования. Организация логопедического обследования ребенка с нарушением речи (в коррекционных и массовых образовательных учреждениях). Анализ полученных данных и формулировка выводов. Порядок заполнения речевых карт.
| Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.
| Порядок заполнения речевых карт.
| 5
| Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.
| Содержание и логопедические технологии обследования отдельных компонентов интонации, интонационного восприятия и римоинтонационного оформления высказывания ребенка с нарушением речи. Параметры оценки результатов обследования. Проведение логопедического обследования в коррекционном иобразовательном учреждении. обследования. Проведение логопедического обследования в образовательном учреждении общего типа. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Порядок заполнения речевых карт.
| Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.
| Порядок заполнения речевых карт.
| 6
| Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.
| Содержание и логопедические технологии обследования словарного запаса и слоговой структуры слова. Составление протоколов обследования. Определение параметров оценки результатов обследования. Проведение логопедического обследования ребенка с нарушением речи в базовом практическом учреждении. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Процедура заполнения речевых карт.
| Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.
| Порядок заполнения речевых карт.
| 7
| Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.
| Содержание и логопедические технологии грамматического строя речи и словообразовательных способностей (уровни: морфологический, синтаксический, словообразовательный). Составление протоколов обследования. Критерии и параметры оценки результатов обследования грамматического строя речи. Проведение логопедического обследования ребенка с нарушением речи в базовом практическом учреждении. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Требования к заполнению речевых карт.
| Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.
| Порядок заполнения речевых карт.
| 8
| Обследование связной речи.
| Методика и логопедические технологии связной речи; определение параметров оценки результатов обследования. Составление протоколов обследования. Процедура проведения логопедического обследования ребенка с нарушением речи. Обследование детей в базовом практическом учреждении. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Требования к заполнению речевых карт.
| Обследование связной речи.
| Составление речевого заключения по данным обследования.
|
Основные понятия
Логопедия дошкольная (школьная, взрослых);
специальная (коррекционная) педагогика;
аномальный ребенок (с отклонениями в развитии, с особыми образовательными потребностями);
реабилитация, адаптация, коррекция, восстановление, развитие;
межпредметные связи;
этиология речевых нарушений;
пренатальная, перинатальная, постнатальная патология, ПЭП;
логоритмика;
язык и речь;
функциональные нарушения речи;
органические нарушения речи;
психолого-педагогический и клинико-педагогический подходы к классификации речевых нарушений.
|