Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715.





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715.
страница1/6
Дата публикации28.01.2015
Размер0.67 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф. 12.1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)
050715.65 «Логопедия»

(код и наименование специальности/тей)
Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина


    1. Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.




    1. Рецензенты:


К.псх.н., доцент кафедры СПиСП Афонькина Ю.А., начальник коррекционно-развивающего отдела МБОУ ЦППРК Белоброва М.М.

    1. Пояснительная записка



Курс «Технология обследования и формирования произносительной стороны речи» предназначен для студентов II курса (4 семестр) специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью олигофренопедагогика». Итоговая аттестация – зачет.

Дисциплина является частью блока «Технологии обследования», включающего диагностику всех параметров речи.

Обследование произносительной стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Несмотря на то, что именно обследование звукопроизношения давно описано в логопедической литературе, оно до сих пор не всегда проводится в логопедических учреждениях на должном уровне. Главный недостаток, имеющий принципиальный методологический характер, - это разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи. Нередко сведения, полученные по трафаретным схемам обследования звуков, логопед не сопоставляет с данными глубокого изучения других сторон речи ребенка, его истории развития, особенностями речевой среды, не выстраивает в определенную иерархическую систему первичные и вторичные нарушения речевой деятельности. Не зная, какую роль играют дефекты звуков в аномальном речевом развитии ребенка, логопед ошибочно ограничивает сферу коррекционного воздействия постановкой звуков и их первичной автоматизацией.


Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух основных взаимосвязанных направлениях: ребенок усваивает артикуляцию и одновременно с этим – систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Таким образом, формирование звуковой стороны речи зависит от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

Цель дисциплины: подготовка студентов к индивидуальной форме коррекционной логопедической работы с детьми, опираю­щейся на сформированные у будущих специалистов эталоны дей­ствий (артикуляционных, звукопроизносительных, интонацион­ных и др.).
Задачи дисциплины:

- обеспечить усвоение студентами теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изу­чения и формирования произносительной стороны речи у детей;

- создать условия для овладения студентами технологиями обследования произносительной стороны речи, анализа ма­териалов обследования, планирования и проведения инди­видуальных коррекционных занятий.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, ди­агностико-аналитический, научно-методический, организационно-управленческой и консультативный виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих ти­повых задач:
в области коррекционно-развивающей деятельности:
- коррекционное обучение детей с нарушениями речи;

- реализация личностно-ориентированного подхода к обра­зованию и воспитанию детей с нарушениями речи; в области диагностико-аналитической деятельности:

- дифференциальная диагностика для определения типа на­рушения;

- проведение психолого-педагогического обследования с це­лью определения хода психического и речевого развития, соответствия возрастным нормам;

в области научно-методической деятельности:
- выполнение научно-методической работы, участие в рабо­те научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности в целях ее совершенство­вания и повышения своей квалификации;
в области организационно-управленческой:

- ведение документации логопеда, речевых карт; в области консультативной деятельности:

- консультирование детей с отклонениями в речевом разви­тии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития.
Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

  • строение и функционирование речевого аппарата;

  • закономерности становления звуковой (фонетической) си­стемы языка в онтогенезе; параметры оценки звукопроизношения, голоса, дыхательной функции и др.;

  • содержательные, структурные и методические аспекты об­следования я формирования произносительной стороны речи;

уметь:

  • производить целенаправленное наблюдение и самонаблю­дение за состоянием и движениями мышц лица, органов артикуляционного аппарата, за дыханием и голосом;

  • определять параметры анализа и производить анализ и са­моанализ (по соответствующим параметрам): строения, статики и динамики лица, артикуляционного аппарата, го-лосообраэующей и дыхательной систйм; звукопролзноше-иия; фонематического восприятия; интонационной сторо­ны речи;

  • подбирать и структурировать коррекционно-ориеятирую-ший дидактический и речевой материал для работы над ми­мической и артикуляционной моторикой, звукопроиэно-шением, фонематическим восприятием и интонацией;

  • моделировать фрагменты занятий по соответствующим на­правлениям работы на разных ее этапах (начальном, про­двинутом, конечном);


владеть навыками:

  • веденяя протоколов обследования;

  • анализа материалов, полученных в ходе обследования (по заранее определенным параметрам);

  • обобщения результатов обследования, формулирования вы­водов;

  • оформления речевой карты (ее фрагментов) по результатам анализа и обобщения материалов обследования;

  • сопоставления полученных результатов обследования раз­ных детей в рамках одних и тех же разделов обследования, установления индивидуальных особенностей состояния речи детей.


Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку к зачету, а также подбор диагностического материала и картотеки игр по коррекции звукопроизношения, голоса и дыхания у детей с речевой патологией.

Курс базируется на разработках Р.Е. Левиной, М.А. Поваляевой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Чиркиной, М.Ф. Фомичевой, М.Е. Хватцева и др.


    1. Государственный образовательный стандарт.

050715.00 «Логопедия»

ДПП.Ф.12 Технология обследования и формирования произносительной стороны речи. Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Технология формирования речевого дыхания.
050716.00 Специальная психология с доп. спец. Логопедия-



    1. Объем дисциплины и виды учебной работы



№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-ёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050715.00 «Логопедия»

2

4

40

30

16

14

-

10

экзамен

2.

050716.00 Специальная психология с доп. спец. Логопедия

5

9

50

14

6

8




36

зачет


    1. Содержание дисциплины.



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования.

1

1

-

-

3

2

Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование, основы технологии обследования.

1

1

-

-

3

3

Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица.

1

-

1

-

3

4

Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата.

0,5

-

0,5

-

3

5

Голосовые, дахательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе.

0,5

-

0,5

-

3

6

Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.

0,5

-

0,5

-

3

7.

Техника постановки звуков.

0,5

-

0,5

-

4

8.

Техника автоматизации и дифференциации звуков.

0,5

-

0,5

-

4

9.

Развитие ритмоинтонационной стороны речи в процессе занятий по произношению.

0,5

-

0,5

-

4




ВСЕГО

6

2

4

-

30

Примечание: Вариант 1 для специальности (шифр, название специальности/направления, форма обучения)

Вариант 2…

Количество часов не совпадает


1.6.2. Содержание разделов дисциплины «Технология обследования произносительной стороны речи».
Тема 1. Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования.
Определение, выделение и характеристика отдельных органов артикуляционного аппарата и лица. Уточнение понятий «мимика лица» и «артикуляционная моторика». Мимические и артикуляционные упражнения, их описание и демонстрация.
Тема 2. Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование, основы технологии обследования.
Определение и функциональная характеристика органов дыхания и голосообразования. Упражнения для обследования дыхания и голоса, их описание и демонстрация.
Тема 3. Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица.
Определение параметров анализа строения, статики и динамики артикуляционного аппарата и лица. Особенности строения (в онтогенезе и дизонтогенезе). Качественная характеристика движений соответствующих органов. Возможности нахождения и удержания нужного уклада (позы). Особенности переключаемости и др. Составление схемы для проведения фрагмента обследования: мимики лица; артикуляционного аппарата. Демонстрация соответствующих заданий, используемых в этих фрагментах, с последующим анализом и самоанализом образцов выполнения заданий.
Тема 4. Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата.
Отбор и составление комплексов упражнений развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица. Описание, демонстрация, последующий анализ и самоанализ упражнений на развитие объёма, точности, целенаправленности движений, возможности фиксации артикуляционных и мимических поз, переключаемости, темпа движений и т.д.
Тема 5: Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе.
Речевое дыхание как основа устной речи. Физические характеристики речевого голоса (интенсивные, частотные и темпоральные компоненты). Отбор упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса. Описание, демонстрация и последующий анализ и самоанализ образцов упражнений, направленных на совершенствование дыхания, на развитие силы, высоты, голоса. Темпа и ритма речи.
Тема 6: Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Характеристика звуков речи, уточнение особенностей их артикуляции и фонации. Отбор, описательная характеристика и демонстрация артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звуков, относящихся к различным фонетическим группам (свистящие, шипящие, вибранты и т.д.).

Сочетание артикуляционных упражнений с элементами дыхательной и голосовой работы. Формирование артикуляторно-дыхательной координации. Анализ и самоанализ проведения фрагментов артикуляционной гимнастики.
Тема 7: Техника постановки звуков.
Способы постановки конкретных звуков, их описание и демонстрация. Анализ и самоанализ использования студентами соответствующих способов постановки свистящих, шипящих, аффрикат и др. звуков.
Тема 8: Техника автоматизации и дифференциации звуков.
Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков. Особенности начального и завершающего этапов работы над звуков (звуками) в рамках автоматизации и дифференциации. Моделирование фрагментов занятий по автоматизации и дифференциации.

1.6.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание и объем самостоятельной работы студентов


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования.


- Подобрать речевой материал для обследования мимики лица и артикуляционной моторики.


3

Выполнение тестов

2

Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование, основы технологии обследования.


- Схематически изобразить фонаторную и дыхательную систему. Сделать анализ.


3

Выполнение тестов

3

Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица.


- Составить протокол обследования артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

- Разработать комплекс упражнения для развития статической координации губ, языка, щёк.

- Разработать комплекс упражнений для развития динамической координации губ, языка, щёк.



4

Выполнение тестов

4

Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата.


- Проанализировать «профили артикуляционных укладов» в норме и при нарушениях произношения.

- Составить протокол обследования артикуляционного аппарата (строение и подвижность).


4

Выполнение тестов

5

Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе.


- Разработать комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков на подготовительном этапе.

- Разработать комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков на подготовительном этапе.


4

Выполнение тестов

6

Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.


- Разработать фрагмент занятия по постановке свистящих звуков.

- Разработать фрагмент занятия по постановке вибранта (горловой ротацизм).

- Подготовить карточки по постановке звуков. Отразить в них все 4 этапа коррекции.



4

Выполнение тестов

7

Техника постановки звуков.



Разработать фрагмент занятия по автоматизации звука Р (С; Ш, Л).

Подобрать речевой материал.
Разработать фрагмент занятия по дифференциации звуков: Р-Л; С-Ш; Ц-Ч…


4

Выполнение тестов

8

Техника автоматизации и дифференциации звуков.

- обследовать интонационную сторону речи у детей с ОНР (дизартрией, ринолалией, заиканием)

- подобрать речевой материал для отработки различных компонентов интонации



4

Выполнение тестов

Указать количество часов для всех специальностей

Форма самостоятельной работы- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты, контрольные работы.


    1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Планы практических занятий.
Тема 3. Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица.

План.


  1. Определение параметров анализа строения, статики и динамики артикуляционного аппарата и лица.

  2. Особенности строения (в онтогенезе и дизонтогенезе).

  3. Качественная характеристика движений соответствующих органов. Возможности нахождения и удержания нужного уклада (позы).

  4. Особенности переключаемости и др.


Вопросы для коллективного обсуждения.


  1. Составление схемы для проведения фрагмента обследования: мимики лица; артикуляционного аппарата.

  2. Демонстрация соответствующих заданий, используемых в этих фрагментах, с последующим анализом и самоанализом образцов выполнения заданий.

Задания для самостоятельной работы

- Составить протокол обследования артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

- Разработать комплекс упражнения для развития статической координации губ, языка, щёк.

- Разработать комплекс упражнений для развития динамической координации губ, языка, щёк.
Литература:

Основная

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие ре­чевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.

  2. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.

  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.

  4. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.


Дополнительная

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.

  2. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.

  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.

  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

  5. Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.


Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата.

План.

  1. Отбор и составление комплексов упражнений для развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица.

  2. Описание, демонстрация, последующий анализ и самоанализ упражнений на развитие объёма, точности, целенаправленности движений, возможности фиксации артикуляционных и мимических поз, переключаемости, темпа движений и т.д.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Отбор упражнений для развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица.

  2. Анализ и самоанализ упражнений на развитие объёма, точности, целенаправленности движений.

Задания для самостоятельной работы

- Проанализировать «профили артикуляционных укладов» в норме и при нарушениях произношения.

- Составить протокол обследования артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

Литература:

Основная

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие ре­чевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.

  2. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.

  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.

  4. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.


Дополнительная

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.

  2. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.

  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.

  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

  5. Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.


Тема 5: Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе.

План.

  1. Речевое дыхание как основа устной речи.

  2. Физические характеристики речевого голоса (интенсивные, частотные и темпоральные компоненты).

  3. Понятие о правильном речевом дыхании.

  4. Методики формирования правильного речевого дыхания.

  5. Приемы формирования правильного речевого дыхания.



Вопросы для коллективного обсуждения.


  1. Отбор упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса.

  2. Описание, демонстрация и последующий анализ и самоанализ образцов упражнений, направленных на совершенствование дыхания, на развитие силы, высоты, голоса, темпа и ритма речи.


Задания для самостоятельной работы

  1. Составить картотеку упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса.


Литература:

Основная

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие ре­чевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.

  2. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.

  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.

  4. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.


Дополнительная

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.

  2. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.

  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.

  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

  5. Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.


Тема 6: Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.

План.

  1. Характеристика звуков речи, уточнение особенностей их артикуляции и фонации.

  2. Сочетание артикуляционных упражнений с элементами дыхательной и голосовой работы.

  3. Формирование артикуляторно-дыхательной координации.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Отбор, описательная характеристика и демонстрация артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звуков, относящихся к различным фонетическим группам (свистящие, шипящие, вибранты и т.д.).

  2. Анализ и самоанализ проведения фрагментов артикуляционной гимнастик

Задания для самостоятельной работы

- Разработать комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков на подготовительном этапе.

- Разработать комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков на подготовительном этапе.
Литература:

Основная

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие ре­чевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.

  2. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.

  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.

  4. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.


Дополнительная

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.

  2. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.

  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.

  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

  5. Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.


Тема 7: Техника постановки звуков.

План.


  1. Способы постановки конкретных звуков, их описание и демонстрация.

  2. Анализ и самоанализ использования студентами соответствующих способов постановки свистящих, шипящих, аффрикат и др. звуков.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Способы постановки звуков Р – РЬ.

  2. Способы постановки звуков Л – ЛЬ.

  3. Способы постановки звуков С - СЬ, З - ЗЬ, Ц.

  4. Способы постановки звков Ш, Ж, Ч, Щ.

  5. Способы постановки звуков К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ.

  6. Способы постановки звука Й.

Задания для самостоятельной работы

- Разработать фрагмент занятия по постановке свистящих звуков.

- Разработать фрагмент занятия по постановке вибранта (горловой ротацизм).

- Подготовить карточки по постановке звуков. Отразить в них все 4 этапа коррекции.
Литература:

Основная

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие ре­чевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.

  2. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.

  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.

  4. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.


Дополнительная

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.

  2. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.

  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.

  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

  5. Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.


Тема 8: Техника автоматизации и дифференциации звуков.

План.

  1. Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков. Особенности начального и завершающего этапов работы над звуками в рамках автоматизации и дифференциации.

  2. Моделирование фрагментов занятий по автоматизации и дифференциации.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков.

  2. Особенности начального и завершающего этапов работы над звуками в рамках автоматизации и дифференциации.

Задания для самостоятельной работы

Разработать фрагмент занятия по автоматизации звука Р (С; Ш, Л).

-Подобрать речевой материал.

-Разработать фрагмент занятия по дифференциации звуков: Р-Л; С-Ш; Ц-Ч…
Литература:

Основная

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие ре­чевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.

  2. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.

  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.

  4. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.


Дополнительная

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.

  2. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.

  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.

  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

  5. Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.


Тема 9: Развитие ритмоинтонационной стороны речи в процессе занятий по произношению.

План.

  1. Идея сочетания занятий по автоматизации и дифференциации звуков с работой над дыханием, голосом, различными параметрами интонации и ритмом.

  2. Специально-ориентированный отбор речевого материала и упражнений для занятий по произношению, постановка дополнительных задач к используемым упражнениям: произношение слоговых рядов разной длины на одном выдохе; восприятие и проговаривание автоматизированных рядов, стихов, потешек, пословиц в определённом темпе (с изменением темпа), с определённой громкостью (с изменением громкости звучания), с использованием определённой высоты голоса (с изменением высоты); восприятие и произношение высказываний (повествование, вопрос, побуждение и т.д.); задания на акцентуацию и паузирование.

  3. Моделирование и проведение фрагментов занятий, включающих рассмотренные разделы работы.

  4. Анализ и самоанализ фрагментов занятий.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Специально-ориентированный отбор речевого материала и упражнений для занятий по произношению, постановка дополнительных задач к используемым упражнениям: произношение слоговых рядов разной длины на одном выдохе; восприятие и проговаривание автоматизированных рядов, стихов, потешек, пословиц в определённом темпе (с изменением темпа), с определённой громкостью (с изменением громкости звучания), с использованием определённой высоты голоса (с изменением высоты); восприятие и произношение высказываний (повествование, вопрос, побуждение и т.д.); задания на акцентуацию и паузирование.

  2. Моделирование и проведение фрагментов занятий, включающих рассмотренные разделы работы.


Задания для самостоятельной работы

-- обследовать интонационную сторону речи у детей с ОНР (дизартрией, ринолалией, заиканием)

- подобрать речевой материал для отработки различных компонентов интонации

Литература:

Основная

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие ре­чевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.

  2. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.

  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.

  4. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.


Дополнительная

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.

  2. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.

  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.

  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

  5. Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconРабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф логопедические технологии....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
СД. Ф. 12. 5 Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования...
Цель – подготовить студентов к индивидуальной и фронтальной формам коррекционной логопедической работы с детьми, страдающими недоразвитием...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050715. iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск