МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУВПО МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф. 12.1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям) 050715.65 «Логопедия»
(код и наименование специальности/тей)
Утверждено на заседании кафедры СПиСП ППИ
(протокол № 1 от 09.09.13 г.)
Зав. кафедрой СПиСП
______________Ю.А. Афонькина
Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.
Рецензенты:
К.псх.н., доцент кафедры СПиСП Афонькина Ю.А., начальник коррекционно-развивающего отдела МБОУ ЦППРК Белоброва М.М.
Пояснительная записка
Курс «Технология обследования и формирования произносительной стороны речи» предназначен для студентов II курса (4 семестр) специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью олигофренопедагогика». Итоговая аттестация – зачет.
Дисциплина является частью блока «Технологии обследования», включающего диагностику всех параметров речи.
Обследование произносительной стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Несмотря на то, что именно обследование звукопроизношения давно описано в логопедической литературе, оно до сих пор не всегда проводится в логопедических учреждениях на должном уровне. Главный недостаток, имеющий принципиальный методологический характер, - это разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи. Нередко сведения, полученные по трафаретным схемам обследования звуков, логопед не сопоставляет с данными глубокого изучения других сторон речи ребенка, его истории развития, особенностями речевой среды, не выстраивает в определенную иерархическую систему первичные и вторичные нарушения речевой деятельности. Не зная, какую роль играют дефекты звуков в аномальном речевом развитии ребенка, логопед ошибочно ограничивает сферу коррекционного воздействия постановкой звуков и их первичной автоматизацией. Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух основных взаимосвязанных направлениях: ребенок усваивает артикуляцию и одновременно с этим – систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Таким образом, формирование звуковой стороны речи зависит от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.
Цель дисциплины: подготовка студентов к индивидуальной форме коррекционной логопедической работы с детьми, опирающейся на сформированные у будущих специалистов эталоны действий (артикуляционных, звукопроизносительных, интонационных и др.). Задачи дисциплины:
- обеспечить усвоение студентами теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у детей;
- создать условия для овладения студентами технологиями обследования произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных коррекционных занятий.
Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, научно-методический, организационно-управленческой и консультативный виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач: в области коррекционно-развивающей деятельности: - коррекционное обучение детей с нарушениями речи;
- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи; в области диагностико-аналитической деятельности:
- дифференциальная диагностика для определения типа нарушения;
- проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического и речевого развития, соответствия возрастным нормам;
в области научно-методической деятельности: - выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
- анализ собственной деятельности в целях ее совершенствования и повышения своей квалификации; в области организационно-управленческой:
- ведение документации логопеда, речевых карт; в области консультативной деятельности:
- консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития. Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
строение и функционирование речевого аппарата;
закономерности становления звуковой (фонетической) системы языка в онтогенезе; параметры оценки звукопроизношения, голоса, дыхательной функции и др.;
содержательные, структурные и методические аспекты обследования я формирования произносительной стороны речи;
уметь:
производить целенаправленное наблюдение и самонаблюдение за состоянием и движениями мышц лица, органов артикуляционного аппарата, за дыханием и голосом;
определять параметры анализа и производить анализ и самоанализ (по соответствующим параметрам): строения, статики и динамики лица, артикуляционного аппарата, го-лосообраэующей и дыхательной систйм; звукопролзноше-иия; фонематического восприятия; интонационной стороны речи;
подбирать и структурировать коррекционно-ориеятирую-ший дидактический и речевой материал для работы над мимической и артикуляционной моторикой, звукопроиэно-шением, фонематическим восприятием и интонацией;
моделировать фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы на разных ее этапах (начальном, продвинутом, конечном);
владеть навыками:
веденяя протоколов обследования;
анализа материалов, полученных в ходе обследования (по заранее определенным параметрам);
обобщения результатов обследования, формулирования выводов;
оформления речевой карты (ее фрагментов) по результатам анализа и обобщения материалов обследования;
сопоставления полученных результатов обследования разных детей в рамках одних и тех же разделов обследования, установления индивидуальных особенностей состояния речи детей.
Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку к зачету, а также подбор диагностического материала и картотеки игр по коррекции звукопроизношения, голоса и дыхания у детей с речевой патологией.
Курс базируется на разработках Р.Е. Левиной, М.А. Поваляевой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Чиркиной, М.Ф. Фомичевой, М.Е. Хватцева и др.
Государственный образовательный стандарт.
050715.00 «Логопедия»
ДПП.Ф.12 Технология обследования и формирования произносительной стороны речи. Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Технология формирования речевого дыхания. 050716.00 Специальная психология с доп. спец. Логопедия-
Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля
| Трудо-ёмкость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам.
работа
| 1.
| 050715.00 «Логопедия»
| 2
| 4
| 40
| 30
| 16
| 14
| -
| 10
| экзамен
| 2.
| 050716.00 Специальная психология с доп. спец. Логопедия
| 5
| 9
| 50
| 14
| 6
| 8
|
| 36
| зачет
|
Содержание дисциплины.
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Вариант 1
|
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам.раб.
| 1
| Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования.
| 1
| 1
| -
| -
| 3
| 2
| Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование, основы технологии обследования.
| 1
| 1
| -
| -
| 3
| 3
| Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица.
| 1
| -
| 1
| -
| 3
| 4
| Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата.
| 0,5
| -
| 0,5
| -
| 3
| 5
| Голосовые, дахательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе.
| 0,5
| -
| 0,5
| -
| 3
| 6
| Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.
| 0,5
| -
| 0,5
| -
| 3
| 7.
| Техника постановки звуков.
| 0,5
| -
| 0,5
| -
| 4
| 8.
| Техника автоматизации и дифференциации звуков.
| 0,5
| -
| 0,5
| -
| 4
| 9.
| Развитие ритмоинтонационной стороны речи в процессе занятий по произношению.
| 0,5
| -
| 0,5
| -
| 4
|
| ВСЕГО
| 6
| 2
| 4
| -
| 30
| Примечание: Вариант 1 для специальности (шифр, название специальности/направления, форма обучения)
Вариант 2…
Количество часов не совпадает
1.6.2. Содержание разделов дисциплины «Технология обследования произносительной стороны речи». Тема 1. Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования. Определение, выделение и характеристика отдельных органов артикуляционного аппарата и лица. Уточнение понятий «мимика лица» и «артикуляционная моторика». Мимические и артикуляционные упражнения, их описание и демонстрация. Тема 2. Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование, основы технологии обследования. Определение и функциональная характеристика органов дыхания и голосообразования. Упражнения для обследования дыхания и голоса, их описание и демонстрация. Тема 3. Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица. Определение параметров анализа строения, статики и динамики артикуляционного аппарата и лица. Особенности строения (в онтогенезе и дизонтогенезе). Качественная характеристика движений соответствующих органов. Возможности нахождения и удержания нужного уклада (позы). Особенности переключаемости и др. Составление схемы для проведения фрагмента обследования: мимики лица; артикуляционного аппарата. Демонстрация соответствующих заданий, используемых в этих фрагментах, с последующим анализом и самоанализом образцов выполнения заданий. Тема 4. Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата. Отбор и составление комплексов упражнений развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица. Описание, демонстрация, последующий анализ и самоанализ упражнений на развитие объёма, точности, целенаправленности движений, возможности фиксации артикуляционных и мимических поз, переключаемости, темпа движений и т.д. Тема 5: Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе. Речевое дыхание как основа устной речи. Физические характеристики речевого голоса (интенсивные, частотные и темпоральные компоненты). Отбор упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса. Описание, демонстрация и последующий анализ и самоанализ образцов упражнений, направленных на совершенствование дыхания, на развитие силы, высоты, голоса. Темпа и ритма речи. Тема 6: Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков. Характеристика звуков речи, уточнение особенностей их артикуляции и фонации. Отбор, описательная характеристика и демонстрация артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звуков, относящихся к различным фонетическим группам (свистящие, шипящие, вибранты и т.д.).
Сочетание артикуляционных упражнений с элементами дыхательной и голосовой работы. Формирование артикуляторно-дыхательной координации. Анализ и самоанализ проведения фрагментов артикуляционной гимнастики. Тема 7: Техника постановки звуков. Способы постановки конкретных звуков, их описание и демонстрация. Анализ и самоанализ использования студентами соответствующих способов постановки свистящих, шипящих, аффрикат и др. звуков. Тема 8: Техника автоматизации и дифференциации звуков. Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков. Особенности начального и завершающего этапов работы над звуков (звуками) в рамках автоматизации и дифференциации. Моделирование фрагментов занятий по автоматизации и дифференциации.
1.6.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Содержание и объем самостоятельной работы студентов
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1
| Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования.
| - Подобрать речевой материал для обследования мимики лица и артикуляционной моторики.
| 3
| Выполнение тестов
| 2
| Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование, основы технологии обследования.
| - Схематически изобразить фонаторную и дыхательную систему. Сделать анализ.
| 3
| Выполнение тестов
| 3
| Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица.
| - Составить протокол обследования артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
- Разработать комплекс упражнения для развития статической координации губ, языка, щёк.
- Разработать комплекс упражнений для развития динамической координации губ, языка, щёк.
| 4
| Выполнение тестов
| 4
| Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата.
| - Проанализировать «профили артикуляционных укладов» в норме и при нарушениях произношения.
- Составить протокол обследования артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
| 4
| Выполнение тестов
| 5
| Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе.
| - Разработать комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков на подготовительном этапе.
- Разработать комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков на подготовительном этапе.
| 4
| Выполнение тестов
| 6
| Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.
| - Разработать фрагмент занятия по постановке свистящих звуков.
- Разработать фрагмент занятия по постановке вибранта (горловой ротацизм).
- Подготовить карточки по постановке звуков. Отразить в них все 4 этапа коррекции.
| 4
| Выполнение тестов
| 7
| Техника постановки звуков.
| Разработать фрагмент занятия по автоматизации звука Р (С; Ш, Л).
Подобрать речевой материал. Разработать фрагмент занятия по дифференциации звуков: Р-Л; С-Ш; Ц-Ч…
| 4
| Выполнение тестов
| 8
| Техника автоматизации и дифференциации звуков.
| - обследовать интонационную сторону речи у детей с ОНР (дизартрией, ринолалией, заиканием)
- подобрать речевой материал для отработки различных компонентов интонации
| 4
| Выполнение тестов
| Указать количество часов для всех специальностей
Форма самостоятельной работы- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты, контрольные работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Планы практических занятий. Тема 3. Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица.
План.
Определение параметров анализа строения, статики и динамики артикуляционного аппарата и лица.
Особенности строения (в онтогенезе и дизонтогенезе).
Качественная характеристика движений соответствующих органов. Возможности нахождения и удержания нужного уклада (позы).
Особенности переключаемости и др.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Составление схемы для проведения фрагмента обследования: мимики лица; артикуляционного аппарата.
Демонстрация соответствующих заданий, используемых в этих фрагментах, с последующим анализом и самоанализом образцов выполнения заданий.
Задания для самостоятельной работы
- Составить протокол обследования артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
- Разработать комплекс упражнения для развития статической координации губ, языка, щёк.
- Разработать комплекс упражнений для развития динамической координации губ, языка, щёк. Литература:
Основная
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.
Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
Дополнительная
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.
Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата.
План.
Отбор и составление комплексов упражнений для развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица.
Описание, демонстрация, последующий анализ и самоанализ упражнений на развитие объёма, точности, целенаправленности движений, возможности фиксации артикуляционных и мимических поз, переключаемости, темпа движений и т.д.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Отбор упражнений для развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица.
Анализ и самоанализ упражнений на развитие объёма, точности, целенаправленности движений.
Задания для самостоятельной работы
- Проанализировать «профили артикуляционных укладов» в норме и при нарушениях произношения.
- Составить протокол обследования артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
Литература:
Основная
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.
Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
Дополнительная
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.
Тема 5: Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе.
План.
Речевое дыхание как основа устной речи.
Физические характеристики речевого голоса (интенсивные, частотные и темпоральные компоненты).
Понятие о правильном речевом дыхании.
Методики формирования правильного речевого дыхания.
Приемы формирования правильного речевого дыхания.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Отбор упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса.
Описание, демонстрация и последующий анализ и самоанализ образцов упражнений, направленных на совершенствование дыхания, на развитие силы, высоты, голоса, темпа и ритма речи.
Задания для самостоятельной работы
Составить картотеку упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса.
Литература:
Основная
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.
Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
Дополнительная
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.
Тема 6: Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков.
План.
Характеристика звуков речи, уточнение особенностей их артикуляции и фонации.
Сочетание артикуляционных упражнений с элементами дыхательной и голосовой работы.
Формирование артикуляторно-дыхательной координации.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Отбор, описательная характеристика и демонстрация артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звуков, относящихся к различным фонетическим группам (свистящие, шипящие, вибранты и т.д.).
Анализ и самоанализ проведения фрагментов артикуляционной гимнастик
Задания для самостоятельной работы
- Разработать комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков на подготовительном этапе.
- Разработать комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков на подготовительном этапе. Литература:
Основная
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.
Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
Дополнительная
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.
Тема 7: Техника постановки звуков.
План.
Способы постановки конкретных звуков, их описание и демонстрация.
Анализ и самоанализ использования студентами соответствующих способов постановки свистящих, шипящих, аффрикат и др. звуков.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Способы постановки звуков Р – РЬ.
Способы постановки звуков Л – ЛЬ.
Способы постановки звуков С - СЬ, З - ЗЬ, Ц.
Способы постановки звков Ш, Ж, Ч, Щ.
Способы постановки звуков К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ.
Способы постановки звука Й.
Задания для самостоятельной работы
- Разработать фрагмент занятия по постановке свистящих звуков.
- Разработать фрагмент занятия по постановке вибранта (горловой ротацизм).
- Подготовить карточки по постановке звуков. Отразить в них все 4 этапа коррекции. Литература:
Основная
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.
Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
Дополнительная
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.
Тема 8: Техника автоматизации и дифференциации звуков.
План.
Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков. Особенности начального и завершающего этапов работы над звуками в рамках автоматизации и дифференциации.
Моделирование фрагментов занятий по автоматизации и дифференциации.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков.
Особенности начального и завершающего этапов работы над звуками в рамках автоматизации и дифференциации.
Задания для самостоятельной работы
Разработать фрагмент занятия по автоматизации звука Р (С; Ш, Л).
-Подобрать речевой материал.
-Разработать фрагмент занятия по дифференциации звуков: Р-Л; С-Ш; Ц-Ч… Литература:
Основная
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.
Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
Дополнительная
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.
Тема 9: Развитие ритмоинтонационной стороны речи в процессе занятий по произношению.
План.
Идея сочетания занятий по автоматизации и дифференциации звуков с работой над дыханием, голосом, различными параметрами интонации и ритмом.
Специально-ориентированный отбор речевого материала и упражнений для занятий по произношению, постановка дополнительных задач к используемым упражнениям: произношение слоговых рядов разной длины на одном выдохе; восприятие и проговаривание автоматизированных рядов, стихов, потешек, пословиц в определённом темпе (с изменением темпа), с определённой громкостью (с изменением громкости звучания), с использованием определённой высоты голоса (с изменением высоты); восприятие и произношение высказываний (повествование, вопрос, побуждение и т.д.); задания на акцентуацию и паузирование.
Моделирование и проведение фрагментов занятий, включающих рассмотренные разделы работы.
Анализ и самоанализ фрагментов занятий.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Специально-ориентированный отбор речевого материала и упражнений для занятий по произношению, постановка дополнительных задач к используемым упражнениям: произношение слоговых рядов разной длины на одном выдохе; восприятие и проговаривание автоматизированных рядов, стихов, потешек, пословиц в определённом темпе (с изменением темпа), с определённой громкостью (с изменением громкости звучания), с использованием определённой высоты голоса (с изменением высоты); восприятие и произношение высказываний (повествование, вопрос, побуждение и т.д.); задания на акцентуацию и паузирование.
Моделирование и проведение фрагментов занятий, включающих рассмотренные разделы работы.
Задания для самостоятельной работы
-- обследовать интонационную сторону речи у детей с ОНР (дизартрией, ринолалией, заиканием)
- подобрать речевой материал для отработки различных компонентов интонации
Литература:
Основная
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004.
Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2002.
Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
Дополнительная
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.
|