Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия»





Скачать 381.69 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия»
страница1/3
Дата публикации15.04.2015
Размер381.69 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
СД В 1.2 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050715.65 «Логопедия»

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина
Структура программы учебной дисциплины
1. Автор программы: старший преподаватель Лобанова Ольга Васильевна

2. Рецензенты: старший преподаватель Онопа Оксана Алексеевна

3. Пояснительная записка:

  • Цель – подготовить студентов к индивидуальной и фронтальной формам коррекционной логопедической работы с детьми, страдающими недоразвитием лексико-грамматического строя речи.

  • Курс направлен на решение следующих задач:

    • обеспечить усвоение студентами теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования лексико-грамматического строя речи у детей;

    • создать условия для овладения студентами технологиями обследования лексико-грамматического строя речи, анализа матери­алов обследования, планирования и проведения индивидуаль­ных и подгрупповых коррекционных занятий.

  • место курса в общей системе подготовки специалиста;

Овладение техникой моделирования оптимальных систем изучения и обучения детей в процессе коррекционного воздействия требует персональной практической готовности каждого студента к выполнению соответствующих профессионально значимых опе­раций и действий. В этой связи в содержании курса «Технология формирования лексико-грамматического строя речи» отражается его направленность на формирование у будущих логопедов операционных умений, необходимых в рабо­те с детьми по указанным ниже направлениям.

Курс рассчитан на 30 часов лекционных и 26 часов практических занятий; отдель­ные вопросы выносятся для самостоятельной работы, на которую отводится 108 часов; по итогам курса проводится зачет.

  • требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь);

В процессе изучения курса студенты должны знать:

  • понятие лексико-грамматического строя речи;

  • закономерности становления лексико-грамматической систе­мы языка в онтогенезе;

  • параметры обследования состояния словарного запаса, навыков словообразования, словоизменения (формообразования) и др.;

  • содержательные, структурные и методические аспекты обсле­дования и формирования лексико-грамматического строя речи у детей.
    Студенты должны уметь:

  • производить целенаправленное наблюдение и самонаблюде­ние за состоянием словарного запаса и грамматического строя речи;

  • определять параметры анализа и производить анализ и само­анализ (по соответствующим параметрам): состояния словарного запаса, навыков словообразования, словоизменения (формообразования), употребления предложно-падежных конструкций;

  • подбирать и структурировать коррекционно-ориентирующий дидактический и речевой материал для работы над активизацией и пополнением словаря, развитием навыков словообразования, словоизменения (формообразования), употребления предложно-падежных конструкций, составления предложений;

  • моделировать фрагменты занятий по соответствующим на­правлениям работы на разных ее этапах (начальном, продви­нутом, конечном).




  • ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке;


4. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050715.65

Логопедия

3

5

100

12

-

12

-

88

ЗАЧЕТ


5. Содержание дисциплины.

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Понятие лексико-грамматического строя речи

-

-

-

-

8

2.

Обследование состояния словарного запаса.

1

-

1

-

8

3.

Обследование состояния навыков словообразования.

1

-

1

-

8

4.

Обследование состояния навыков словоизменения (формообразования).

1

-

1

-

8

5.

Обследование состояния навыков употребления предложно-падежных конструкций.

1

-

1

-

8

6.

Технология развития слухового внимания и понимания речи

1

-

1

-

8

7.

Технология пополнения, уточнения и активизации словаря (глагольного и именного)

1

-

1

-

8

8.

Технология развития навыков словообразования.

2

-

2

-

8

9.

Технология развития навыков словоизменения (формообразования).

2

-

2

-

8

10.

Технология развития навыков употребления предложно-падежных конструкций.

1

-

1

-

8

11.

Технология развития навыков составления предложений

1

-

1

-

8


5.2. Содержание разделов дисциплины.


  1. Понятие лексико-грамматического строя речи.

Составляющие компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие (понятие навыка фонематического анализа и синтеза), мелодико-интонационная и темпо-ритмическая стороны речи, словарь, грамматический строй речи, связная речь (различные типы рассказывания). Лексико-грамматический строй речи как единая система.


  1. Обследование состояния словарного запаса у детей.

Уровни развития словарного запаса (импрессивной и экспрессивной речи). Качественный и количественный анализ словарного состава обследуемого: имен существительных, глаголов, имен прилагательных (качественных, притяжательных, относительных), наречий, имен числительных, наречий, местоимений, предлогов. Приемы обследования словарного запаса: называние предметов, действий и качеств, подбор однородных слов, обобщенных понятий, синонимов, антонимов.


  1. Обследование состояния навыков словообразования.

Понятие словообразования. Приемы обследования навыков словообразования: образование глаголов от глагольных основ с помощью приставок (в том числе образование глаголов с противоположным значением), образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование имен существительных, обозначающих профессии или вид деятельности человека при помощи суффиксов, образование имен прилагательных от имен существительных, образование имен прилагательных, обозначающих неполноту действия, образование глаголов от имен прилагательных, подбор родственных слов.


  1. Обследование состояния навыков словоизменения (формообразования).

Понятие словоизменения (формообразования). Приемы обследования навыков словоизменения: изменение имен существительных по падежам (склонение), изменение имен прилагательных по родам, изменение имен существительных женского, мужского и среднего рода по числам, изменение имен существительных с непродуктивными основами по числам, изменение глаголов по временам, согласование глаголов с именами существительными по числам и родам (в прошедшем времени), согласование имен существительных с числительными.


  1. Обследование состояния навыков употребления предложно-падежных конструкций.

Приемы обследования навыков понимания и употребления предложно-падежных конструкций: выполнение действий по инструкции логопеда (одно- и многоступенчатые инструкции), понимание предложений с причинно-следственной связью, понимание предлогов, употребление предлогов (простых и сложных).


  1. Технология развития слухового внимания и понимания речи.

Влияние слухового внимания на развитие лексико-грамматического строя речи. Основные направления работы по развитию слухового внимания и понимания речи (на примере неречевых звуков, на примере звуков речи): работа над вниманием к речи окружающих, над различением речевых и неречевых звуков (шумов), над пониманием и запоминанием инструкций взрослого. Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.


  1. Технология пополнения, уточнения и активизации словаря (глагольного и именного).

Основные направления работы над словарным запасом: расширение пассивного словаря (понимание слов и выражений), активизация употребления имеющихся в импрессивной речи слов и выражений, уточнение значений близких (по звучанию и значению) слов, введение в речь (импрессивную и экспрессивную) и закрепление новых слов и выражений. Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.


  1. Технология развития навыков словообразования.

Основные направления работы над формированием навыков словообразования: образование глаголов от глагольных основ с помощью приставок (в том числе образование глаголов с противоположным значением), образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование имен существительных, обозначающих профессии или вид деятельности человека при помощи суффиксов, образование имен прилагательных от имен существительных, образование имен прилагательных, обозначающих неполноту действия, образование глаголов от имен прилагательных, подбор родственных слов. Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.


  1. Технология развития навыков словоизменения (формообразования).

Основные направления работы над формированием навыков словоизменения (формообразования): изменение имен существительных по падежам (склонение), изменение имен прилагательных по родам, изменение имен существительных женского, мужского и среднего рода по числам, изменение имен существительных с непродуктивными основами по числам, изменение глаголов по временам, согласование глаголов с именами существительными по числам и родам (в прошедшем времени), согласование имен существительных с числительными. Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.


  1. Технология развития навыков употребления предложно-падежных конструкций.

Основные направления работы над развитием навыков употребления предложно-падежных конструкций: выполнение действий по инструкции логопеда (одно- и многоступенчатые инструкции), понимание предложений с причинно-следственной связью, понимание предлогов, употребление предлогов (простых и сложных). Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.


  1. Технология развития навыков составления предложений

Основные направления работы над навыками составления предложений: составление двухсловных предложений, распространение двухсловного предложения путем добавления второстепенных членов предложения (определений, дополнений, обстоятельств). Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.
5.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.


Тема

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.

3.

4.

5.

1.

Обследование состояния словарного запаса.

Обследование состояния словарного запаса у детей.


8

Защита рефератов. Конспектирование статей. Дидактический материал для обследования.

2.

Обследование состояния навыков словообразования.

Обследование состояния навыков словообразования у детей.

8

Защита рефератов. Дидактический материал для обследования.

3.

Обследование состояния навыков словоизменения (формообразования).

Обследование состояния навыков словоизменения (формообразования) у детей.

8

Защита рефератов. Конспектирование статей. Дидактический материал.

4.

Обследование состояния навыков употребления предложно-падежных конструкций.

Обследование состояния навыков употребления предложно-падежных конструкций у детей.

8

Защита рефератов. Конспектирование статей. Дидактический материал.

5.

Технология развития слухового внимания и понимания речи

Технология развития слухового внимания и понимания речи

8

Защита рефератов.

6.

Технология пополнения, уточнения и активизации словаря (глагольного и именного)

Технология пополнения, уточнения и активизации словаря (глагольного и именного) у детей.

8

Защита рефератов. Конспектирование статей. Дидактический материал

7.

Технология развития навыков словообразования.

Технология развития навыков словообразования у детей.

8

Защита рефератов. Конспектирование статей. Дидактический материал

8.

Технология развития навыков словоизменения (формообразования).

Технология развития навыков словоизменения (формообразования) у детей.

8

Защита рефератов. Конспектирование статей. Дидактический материал

9.

Технология развития навыков употребления предложно-падежных конструкций.

Технология развития навыков употребления предложно-падежных конструкций у детей.

8

Защита рефератов. Дидактический материал

10.

Технология развития навыков составления предложений

Технология развития навыков составления предложений у детей.

8

Защита рефератов. Дидактический материал

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
СД. Ф. 12. 5 Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические...
СД. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная...
Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс 5 (СД. Ф. 11)«Логопедическая...
Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования лексико-грамматического строя речи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050715. 65 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск