Скачать 381.69 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД В 1.2 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050715.65 «Логопедия» Утверждено на заседании кафедрыСПиСП ППИ (протокол № 1 от 09.09.13 г.) Зав. кафедрой СПиСП ______________Ю.А. Афонькина Структура программы учебной дисциплины 1. Автор программы: старший преподаватель Лобанова Ольга Васильевна 2. Рецензенты: старший преподаватель Онопа Оксана Алексеевна 3. Пояснительная записка:
Овладение техникой моделирования оптимальных систем изучения и обучения детей в процессе коррекционного воздействия требует персональной практической готовности каждого студента к выполнению соответствующих профессионально значимых операций и действий. В этой связи в содержании курса «Технология формирования лексико-грамматического строя речи» отражается его направленность на формирование у будущих логопедов операционных умений, необходимых в работе с детьми по указанным ниже направлениям. Курс рассчитан на 30 часов лекционных и 26 часов практических занятий; отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы, на которую отводится 108 часов; по итогам курса проводится зачет.
В процессе изучения курса студенты должны знать:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
5. Содержание дисциплины. 5.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
5.2. Содержание разделов дисциплины.
Составляющие компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие (понятие навыка фонематического анализа и синтеза), мелодико-интонационная и темпо-ритмическая стороны речи, словарь, грамматический строй речи, связная речь (различные типы рассказывания). Лексико-грамматический строй речи как единая система.
Уровни развития словарного запаса (импрессивной и экспрессивной речи). Качественный и количественный анализ словарного состава обследуемого: имен существительных, глаголов, имен прилагательных (качественных, притяжательных, относительных), наречий, имен числительных, наречий, местоимений, предлогов. Приемы обследования словарного запаса: называние предметов, действий и качеств, подбор однородных слов, обобщенных понятий, синонимов, антонимов.
Понятие словообразования. Приемы обследования навыков словообразования: образование глаголов от глагольных основ с помощью приставок (в том числе образование глаголов с противоположным значением), образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование имен существительных, обозначающих профессии или вид деятельности человека при помощи суффиксов, образование имен прилагательных от имен существительных, образование имен прилагательных, обозначающих неполноту действия, образование глаголов от имен прилагательных, подбор родственных слов.
Понятие словоизменения (формообразования). Приемы обследования навыков словоизменения: изменение имен существительных по падежам (склонение), изменение имен прилагательных по родам, изменение имен существительных женского, мужского и среднего рода по числам, изменение имен существительных с непродуктивными основами по числам, изменение глаголов по временам, согласование глаголов с именами существительными по числам и родам (в прошедшем времени), согласование имен существительных с числительными.
Приемы обследования навыков понимания и употребления предложно-падежных конструкций: выполнение действий по инструкции логопеда (одно- и многоступенчатые инструкции), понимание предложений с причинно-следственной связью, понимание предлогов, употребление предлогов (простых и сложных).
Влияние слухового внимания на развитие лексико-грамматического строя речи. Основные направления работы по развитию слухового внимания и понимания речи (на примере неречевых звуков, на примере звуков речи): работа над вниманием к речи окружающих, над различением речевых и неречевых звуков (шумов), над пониманием и запоминанием инструкций взрослого. Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.
Основные направления работы над словарным запасом: расширение пассивного словаря (понимание слов и выражений), активизация употребления имеющихся в импрессивной речи слов и выражений, уточнение значений близких (по звучанию и значению) слов, введение в речь (импрессивную и экспрессивную) и закрепление новых слов и выражений. Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.
Основные направления работы над формированием навыков словообразования: образование глаголов от глагольных основ с помощью приставок (в том числе образование глаголов с противоположным значением), образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование имен существительных, обозначающих профессии или вид деятельности человека при помощи суффиксов, образование имен прилагательных от имен существительных, образование имен прилагательных, обозначающих неполноту действия, образование глаголов от имен прилагательных, подбор родственных слов. Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.
Основные направления работы над формированием навыков словоизменения (формообразования): изменение имен существительных по падежам (склонение), изменение имен прилагательных по родам, изменение имен существительных женского, мужского и среднего рода по числам, изменение имен существительных с непродуктивными основами по числам, изменение глаголов по временам, согласование глаголов с именами существительными по числам и родам (в прошедшем времени), согласование имен существительных с числительными. Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.
Основные направления работы над развитием навыков употребления предложно-падежных конструкций: выполнение действий по инструкции логопеда (одно- и многоступенчатые инструкции), понимание предложений с причинно-следственной связью, понимание предлогов, употребление предлогов (простых и сложных). Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям.
Основные направления работы над навыками составления предложений: составление двухсловных предложений, распространение двухсловного предложения путем добавления второстепенных членов предложения (определений, дополнений, обстоятельств). Игры и упражнения, используемые в работе по указанным направлениям. 5.3. Темы для самостоятельного изучения.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... СД. Ф. 12. 5 Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 1 Логопедические... СД. Ф. 12. 1 Логопедические технологии: Технология обследования и формирования произносительной стороны речи | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс 5 (СД. Ф. 11)«Логопедическая... Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |