ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.5 ЭКОЛОГИЯ ПОЧВ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050102 «Биология» со специализацией «Экологическое воспитание»
(код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры
биологии и химии
естественно-географического факультета
(протокол № 12 от 26 марта 2008 г.) Зав.кафедрой биологии и химии
к.б.н., доцент Харламова М.Н.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е.Ю., к.с.-х.н. Ласкин П.В.
Рецензенты: - кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А.А.
- ведущий научный сотрудник лаборатории геологии и геодинамики ММБИ Павлова Л.Г. 1.3 Пояснительная записка:
Цель курса - рассмотрение проблем, связанных с взаимоотношениями между почвой как природным телом и биотическим компонентом геосистем. Почва, с одной стороны, - один из важнейших экологических факторов, а с другой она представляет собой продукт функционирования экосистем. Почва, будучи прямо или опосредованно связанной с биотой, выполняет множество различных функций, всегда имеющих важное значение для экосистем того или иного уровня организации.
Состав, свойства и генезис почв студенты изучали по курсам «Биологические основы сельского хозяйства» и «Почвоведение», поэтому основное внимание при изучении дисциплины «Экология почв» будет уделено экологическим глобальным и биогеоценотическим функциям почв. Также будут рассмотрены вопросы антропогенного воздействия на почвенный покров, управления качеством и охраны почв.
На практических занятиях будет изучена роль режимов почв, будут рассмотрены проблемы эрозии почв, рекультивации земель и т.д.
В результате освоения программы студенты должны знать и уметь определить роль почвы в функционировании биосферы, определить ее значение в поддержании жизни на Земле и те опасности, которые угрожают жизни почвы. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности, содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов: 80 часов
Экология почв является дисциплиной специализации, в стандарте (ГОС ВПО) по специальности отсутствует. Основные дидактические единицы дисциплины: экологическое значение почв в функционировании биосферы, почва как трехфазная система, основные режимы почв, экологические функции почв, неоднородность почвенного покрова и биологическое разнообразие, антропогенное воздействие на почвенный покров, охрана и управление качеством почв. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудоемкость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
| 1
| 050102 «Биология» со специализацией «Экологическое воспитание»
| 5
| 9
| 80
| 28
| 18
| -
| 10
| 52
| экзамен
|
1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
|
ЛК
| ПР/СМ
|
ЛБ
| Сам.
раб.
| 1.
| Экологическое значение почв
|
| 2
| -
|
| 2
| 2.
| Почва как экологический фактор
|
| 2
| -
|
| 6
| 3.
| Влияние почвы на литосферу
|
| 2
| -
|
| 6
| 4.
| Почвенный покров и гидросфера
|
| 2
| -
|
| 6
| 5.
| Почвенный покров и атмосфера
|
| 2
| -
|
| 6
| 6.
| Функции почвы в наземных экосистемах
|
| 2
| -
|
| 4
| 7.
| Неоднородность почв и почвенного покрова и биологическое разнообразие
|
| 2
| -
|
| 4
| 8.
| Антропогенные изменения почвенного покрова
|
| 2
| -
|
| 6
| 9.
| Почвенно-экологическое картографирование и мониторинг почвенного покрова
|
| 2
| -
|
| 6
| 10.
| Современные концепции управления качеством почв. Охрана почв.
|
| 2
| -
|
| 4
| ВСЕГО
| 30
| 20
| -
| 10
| 50
|
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема.
| Форма самостоятельной работы.
| Кол-во
часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| Экологическое значение почв
| Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Учение В.В. Докучаева о факторах почвообразования
2) Его экологическое значение
3) Генезис почв
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почвы. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
Иенни Г. Факторы почвообразования. – М., 1948.
Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред. В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. – М.: Высшая школа.
| 2
| Опрос на практическом занятии
| 2.
| Почва как экологический фактор
| Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Почва как трехфазная система.
2) Соответствующие режимы.
3) Радиационный режим почв.
4) Значение эдафического фактора в функционировании экосистем.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почвы. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.
Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
6. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред.
В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа.
| 6
| Опрос на практическом занятии
| 3.
| Влияние почвы на литосферу
| Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Взаимосвязь эволюций почв и литосферы.
2) Биогеохимические циклы в лесных сообществах Кольского полуострова.
3) Литосферные функции почв.
4) Влияние энергетики почвенного покрова на литосферу.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.
Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
5. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред.
В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа
| 6
| Опрос на практическом занятии
| 4.
| Почвенный покров и гидросфера
| Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Значение воды для живых организмов.
2) Проблема пресной воды.
3) Последствия загрязнения почв для гидросферы.
4) Загрязнение водоемов.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.
Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
5. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред.
В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа
| 6
| Схема круговорота воды.
Опрос на практическом занятии
| 5.
| Почвенный покров и атмосфера
| Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Составы атмосферы и почвенного воздуха. Взаимовлияние.
2) Атмосферные функции почвы.
3) Санитарные функции почв.
Контрольные работы: не предусмотрены
Рефераты:
1. Атмосферные функции почвы
2. Взаимовлияние почвы и атмосферы.
Литература по теме:
Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.
Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
5. Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред.
В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа
| 6
| Реферат
| 6.
| Функции почвы в наземных экосистемах
| Вопросы для самостоятельного изучения:
1) «Сигнальная» функция почв.
2) Продуктивность различных экосистем. Зависимость от почвенного покрова.
3) Качественная оценка земель.
4) Земельная рента.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.
Переверзев В.Н. Биохимия гумуса и азота почв Кольского полуострова. – Л.: Наука, 1987.
Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред.
В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа
7. Структурно-функциональная роль почвы в биосфере / Под ред. Г.В. Добровольского. – М.: ГЕОС, 1999.
8. Фокин А.Д. Почва, биосфера и жизнь на Земле. – М.: наука, 1986.
| 4
| Опрос на практическом занятии
| 7.
| Неоднород-ность почв и почвенного покрова и биологическое разнообразие
| Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Индикационная геоботаника.
2) Значение для геохимических изысканий.
3) Основы бонитировки почв.
4) Земельный кадастр.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.
Переверзев В.Н. Биохимия гумуса и азота почв Кольского полуострова. – Л.: Наука, 1987.
Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред.
В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа
7. Фокин А.Д. Почва, биосфера и жизнь на Земле.
– М.: наука, 1986.
| 4
| Опрос на практическом занятии
| 8.
| Антропогенные изменения почвенного покрова
| Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Эрозия и деградация почв.
2) Последствия освоения целины в США и России.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.
Переверзев В.Н. Биохимия гумуса и азота почв Кольского полуострова. – Л.: Наука, 1987.
Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред.
В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа
| 6
| Сообщение по историческим фактам эрозии почв в глобальном масштабе
| 9.
| Почвенно-экологическое картографирование и мониторинг почвенного покрова
| Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Составление почвенно-экологических карт.
2) Основные загрязнители почв.
3) Составление план-схем загрязненных территорий.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Методы почвенного картографирования / Сост. А.А. Преображенская, А.С. Боголюбов. – М.: Экосистема, 1998.
Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
Почвоведение: Учебн.: в 2 т. / Под ред.
В.А. Ковды, Б.Г. Розанова. - М.: Высшая школа
| 6
| Список основных загрязнителей почв Мурманской области. Возможные последствия.
| 10.
| Современные концепции управления качеством почв. Охрана почв.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Влияние осушения болот на экосистему.
2) Законодательство РФ по охране земель.
3) Изучение почвенного покрова заповедников.
4) Красная книга почв.
5) Земельное право.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Минеев В.Г., Ремпя Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. – М.: Росагропромиздат, 1990.
Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Агропромиздат, 1989.
Структурно-функциональная роль почвы в биосфере / Под ред. Г.В. Добровольского. – М.: ГЕОС, 1999.
Фокин А.Д. Почва, биосфера и жизнь на Земле.
– М.: наука, 1986.
| 4
| Выполнение тестов
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения
дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
|