Скачать 1.37 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.8, СД.Ф.8 АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102, 020201 «Биология» 050102.00 «Биология с дополнительной специальностью География» 050103.00 «География с дополнительной специальностью Биология» Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 10 от 07 февраля 2008 г.) Зав. кафедрой Харламова М.Н. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: к.б.н., доцент, зав. кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова. 1.2 Рецензенты: к.б.н., доцент кафедры биологии и химии М.Ю. Меньшакова; к.б.н., старший научный сотрудник ПИНРО М.А. Новиков. 1.3 Пояснительная записка: Программа дисциплины «Анатомия и морфология человека» предназначена для студентов III курса естественно-географического факультета Мурманского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности 050103, 032500.00 «География с дополнительной специальностью Биология» и для студентов II курса того же факультета МГПУ, обучающихся по специальностям 050102, 032400 «Биология» и 050102, 032400.00 «Биология с дополнительной специальностью География». Она составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Следует отметить, что анатомия человека традиционно является одной из фундаментальных дисциплин в системе биологического образования. Цель данного курса – знакомство с формой и строением человеческого тела, его различных органов и систем, и соответственно основными задачами анатомии являются изучение организма человека как единого целого с учетом его возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также выявление морфофункциональных связей, подчеркивающих неразрывность и взаимную обусловленность формы и функции. Анатомия человека базируется на знаниях, полученных в курсах гистологии, эмбриологии и др., и способствует их углублению. В свою очередь анатомия человека является базой для физиологии человека и животных. Изучение анатомии и морфологии человека предусматривает теоретический лекционный курс в объеме 60 (50, 40) часов и лабораторные занятия (20, 40 и 30 часов). Основные теоретические сведения о строении тела человека с учетом современных достижений биологической науки раскрываются в ходе лекций. Содержание лекционного курса состоит из шести основных разделов. Остальная учебная работа проводится в форме лабораторных занятий, коллоквиумов и самостоятельной работы студентов. На лабораторных занятиях студенты закрепляют и развивают основные знания, изложенные на лекциях, изучают частную анатомию отдельных органов и систем организма человека, а так же гистологические препараты по частной гистологии, которые позволяют показывать функциональные свойства органов и систем организма. На лабораторных занятиях уделяется также внимание вопросам оказания первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях. Проверка знаний студентов осуществляется на каждом лабораторном занятии (текущий контроль). Обсуждение материала по отдельным темам (например, кровеносной и нервной системе) может проходить в форме коллоквиума. По окончанию дисциплины «Анатомия и морфология человека» проводится экзамен, на котором студенты показывают свои знания и умения в соответствии с поставленными перед курсом задачами. Студенты должны знать строение организма человека, включая микроскопическое, топографию, функции всех органов и систем и уметь при необходимости применить полученные знания во время педагогической практики в школе. Кроме того, студенты должны владеть основными методами оказания первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях. Выполнение курсовых и дипломных работ по курсу «Анатомия и морфология человека» не планируется. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО требований к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.
В таблице приведены требования и обязательный минимум содержания по специальностям 050102, 032400 «Биология» и 050102.00, 032400.00 «Биология с дополнительной специальностью География». Для последней специальности характерно немного меньшее количество отводимых на ее изучение часов (140). В основной образовательной программе специальности 050103.00, 032500.00 «География с дополнительной специальностью Биология» дисциплина «Анатомия и морфология человека» относится к блоку ДДС.00 «Дисциплины дополнительной специальности». 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина).
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание. Вариант 1 – для специальностей 050103.00, 032500.00 «География-биология» и 050102.00, 032400.00 «Биология-география» (последняя специальность приведена в скобках), вариант 2 – для специальностей 032400, 050102 «Биология» (последняя специальность также приведена в скобках).
Вариант 3 – для специальности 050102 «Биология» ЗФО. 1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Анатомия как наука. Краткий очерк истории развития анатомии. Методы анатомического исследования. Общий обзор тела человека, анатомическая терминология. Уровни организации организма человека как целостной биологической системы. Понятие о тканях, органах, системах и аппаратах органов. Раздел 1. Дерматология. Эпидермис, дерма и подкожная жировая клетчатка. Их структура и функции. Раздел 2. Остеология и артрология. Общие данные о скелете и его функциях. Классификация костей. Строение, рост и развитие костей, типы соединений. Суставы, их строение и классификация. Скелет туловища: позвоночный столб и грудная клетка. Особенности строения позвонка. Отделы позвоночника, их свойства, физиологические изгибы и их функциональное значение. Строение грудины и ребер. Скелет головы. Кости мозгового и лицевого черепа. Череп в целом, его особенности. Скелет поясов и свободных верхней и нижней конечностей. Строение и движение в суставах поясов и конечностей. Таз в целом, его особенности. Строения большого и малого таза. Особенности строения в скелете конечностей в связи с прямохождением и приспособлением к труду. Сравнительная характеристика верхней и нижней конечностей. Развитие костей скелета в филогенезе и онтогенезе. Раздел 3. Миология. Строение, кровоснабжение и иннервация скелетных мышц. Классификация мышц. Функциональная характеристика. Сила и работа мышц. Синергизм и антагонизм. Особенности развития мышц. Их рост. Мышцы туловища (груди, живота, шеи и спины), их обзор. Функциональная характеристика мышц туловища. Обзор движений туловища. Мышцы головы. Мимические и жевательные мышцы, их обзор. Движение шеи и головы. Речевой акт человека. Мышцы верхней и нижней конечности, плечевого и тазового поясов. Обзор движений и мышц поясов и свободных верхней и нижней конечностей. Особенности опорно-двигательного аппарата человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Раздел 4. Спланхнология. Пищеварительная система, общие принципы строения, ее функциональное значение. Строение паренхиматозных органов и стенки трубчатых органов. Особенности полости рта, глотки, пищевода и желудка. Обзор отделов тонкого и толстого кишечника. Печень и поджелудочная железа, их топография, внешнее и внутреннее строение, функции. Кровоснабжение и иннервация органов пищеварительной системы. Брюшина, ее листки, полость. Образования брюшины, функциональное значение. Дыхательная система, общий обзор. Воздухоносные пути, гортань, трахея, бронхи, их строение и функциональное значение. Легкие, их поверхности, края, доли, корень и ворота. Ацинус – структурная и функциональная единица легкого. Плевра, ее листки, полость и синусы. Средостение. Его отделы и органы. Мочеполовой аппарат. Обзор строения и функций мочевых органов: почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Строение нефрона – морфофункциональной единицы почки. Мужские и женские половые органы. Эмбриогенез. Обзор мужских и женских наружных и внутренних половых органов. Возрастные особенности мужской и женской половой системы. Циклические особенности последней. Промежность. Эндокринные железы, их классификация. Гормоны и их роль в регуляции функций организма. Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечник, паращитовидные железы, эндокринные части половых желез и поджелудочной железы, их структурная и функциональная характеристика. Раздел 5. Ангиология. Обзор системы кровообращения. Артерии, микроциркуляторное русло, вены, их особенности. Большой и малый круги кровообращения. Общие закономерности хода и ветвления артерий, особенности формирования венозного русла. Топография, форма и размеры сердца. Его строение, кровоснабжение и иннервация. Околосердечная сумка. Особенности сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Артерии и вены малого круга кровообращения. Сосуды большого круга кровообращения. Аорта, ее отделы и ветви. Артерии шеи, головы и верхней конечности. Грудной и брюшной отделы аорты, их париетальные и висцеральные ветви. Артерии таза и свободной нижней конечности. Вены большого круга кровообращения. Системы верхней и нижней полых вен. Воротная вена. Кровообращение плода. Онто- и филогенез сердечно-сосудистой системы. Обзор лимфатической системы. Лимфатические капилляры, сосуды, протоки и узлы. Органы кроветворения и иммунной системы. Костный мозг. Тимус. Селезенка. Раздел 6. Неврология. Обзор строения нервной системы, ее роль в жизнедеятельности организма. Нервная ткань. Нейроны, их классификация и функции. Нервные окончания и волокна. Межнейронные синапсы. Нейроглия. Рефлекс и рефлекторные дуги. Центральный и периферический отделы нервной системы. Соматическая и вегетативная системы. Развитие нервной системы. Положение, форма и строение спинного мозга. Проводящие пути. Спинномозговые узлы, корешки и нервы. Функции спинного мозга. Общий обзор головного мозга. Эмбриогенез и возрастные изменения. Отделы головного мозга, их функциональное значение. Морфология и строение продолговатого мозга. Задний мозг. Морфология и строение моста, мозжечка и его ножек. Ядра мозжечка. Четвертый желудочек. Ромбовидная ямка. Средний мозг. Морфология ножек мозга и пластинки четверохолмия. Структуры основания, покрышки. Водопровод мозга. Значение ядер ствола. Ретикулярная формация ствола, ее организация. Строение, нейронная организация и значение таламуса, метаталамуса, эпиталамуса, гипоталамуса. Большие полушария конечного мозга, их доли, основные борозды и извилины, филогенез. Базальные ядра, их значение. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные проводящие пути больших полушарий. Боковые желудочки мозга, их сосудистые сплетения. Цитоархитектоника и миелоархитектоника коры. Морфологические основы динамической локализации функций в коре. Кора как система мозговых концов анализаторов. Лимбическая система мозга. Проводящие пути. Развитие головного мозга в фило- и онтогенезе. Этапы изменения головного мозга в антропогенезе. Оболочки головного и спинного мозга. Сосуды большого мозга. Развитие коры в онтогенезе. Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Нервные сплетения: шейное, плечевое, поясничное и крестцовое; их основные ветви и области иннервации. Общая характеристика черепных нервов. Их происхождение, состав волокон, основные области иннервации. Общий план строения и функции вегетативной нервной системы. Ее рефлекторная дуга. Центральная и периферическая части симпатической нервной системы. Периферия и центры парасимпатической части нервной системы: краниальный отдел, мезенцефалическая и бульбарная части, сакральный отдел. Вегетативная иннервация органов. Адаптационно-трофическая роль симпатической системы. Органы чувств и их проводящие пути. Общие закономерности структурной организации анализаторов. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Схема строения анализатора, периферический, проводниковый и центральный его отделы. Развитие и строение органов зрения, обоняния, вкуса, слуха и равновесия. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
Примечание. Первые цифры в столбце – часы на самостоятельную работу для специальности «География-биология», в скобках после них указаны часы, отводимые на самостоятельную работу студентов, обучающихся по специальности «Биология-география». Жирным шрифтом выделены часы для специальности 050102 (2000), 032400 «Биология», в скобках жирным шрифтом указаны часы для специальности 050102 (2005) «Биология». 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Лабораторная работа № 1 Тема: Скелет туловища. Особенности строения позвоночного столба, грудины и ребер Материал и оборудование: скелет человека, наборы позвонков и других костей скелета туловища, плакаты и атласы по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Демонстрация и изучение строения позвонков, ребер, грудины, соединений костей туловища. Работа с муляжами и атласами. Зарисовать позвонки, на рисунке указать тело, дуги, позвоночные вырезки и отверстие, отростки, ямки. Зарисовать крестец, грудину и ребра и указать основание, верхушку, отверстия, гребни и т.д. На рисунке с грудиной и ребрами обозначить тело, рукоятку, мечевидный отросток, угол, вырезки, суставные поверхности, борозды, шейку и др. Вопросы для коллективного обсуждения Скелет туловища: позвоночный столб и грудная клетка. Особенности строения позвонка. Отделы позвоночника, их свойства, физиологические изгибы и их функциональное значение. Строение грудины и ребер. Особенности соединений костей туловища. Межпозвоночные соединения, соединения между затылочной костью и первыми шейными позвонками, соединения ребер с позвонками и др. Рекомендуемая литератураКурепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Лабораторная работа № 2 Тема: Кости мозгового и лицевого черепа. Череп в целом, его топография. Особенности строения и соединений костей черепа Материал и оборудование: скелет человека, наборы костей черепа, модели черепа, атласы и плакаты по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Демонстрация и изучение костей мозгового и лицевого черепа. Используя атласы и муляжи, рассмотреть особенности строения затылочной, клиновидной, теменной, височной, лобной, решетчатой, небной и других костей, верхней и нижней челюсти. Составить таблицу, в которой будут перечислены описанные выше кости мозгового и лицевого черепа и указаны их особенности. Череп в целом, его топография. С помощью атласа и муляжей изучить особенности внутренней и наружной поверхностей основания черепа. Изучение соединений костей черепа, работа с муляжами, плакатами и атласами. Вопросы для коллективного обсуждения Скелет головы. Кости мозгового и лицевого черепа. Особенности строения затылочной, клиновидной, теменной, височной, лобной, решетчатой, небной и других костей, верхней и нижней челюсти. Череп в целом, его топография. Особенности соединений костей черепа. Рекомендуемая литератураКурепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Примечание. Продолжительность данной лабораторной работы для специальности «Биология» в каждой подгруппе должна составлять не менее 4 часов (или охватывать два занятия). Лабораторная работа № 3 Тема: Скелет поясов и свободных конечностей. Особенности строения и соединений костей поясов и конечностей. Движения в суставах Материал и оборудование: скелет человека, наборы костей конечностей, скелеты мужского и женского таза, атласы и плакаты по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Демонстрация и изучение скелета поясов и свободных верхней и нижней конечностей. С помощью атласа и муляжей рассмотреть строение лопатки, ключицы, плечевой кости, а также костей предплечья и кисти, обратить внимание на их особенности. Изучить соединение ключицы с грудиной и лопаткой, плечевой и локтевой суставы, соединения костей кисти. Используя атласы и муляжи, рассмотреть тазовую кость, ее особенности, строение большого и малого таза. Изучить строение бедренной кости, костей голени и стопы. Провести сравнительную характеристику верхней и нижней конечностей. Описать движения в суставах поясов и конечностей, особенности строения в скелете конечностей в связи с прямохождением и приспособлением к труду. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 анатомия и морфология... Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав отделом морских млекопитающих и птиц ммби кнц... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)... Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12 Зоология позвоночных... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология... Рецензенты: Макаров М. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран | Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности... |