Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет





Скачать 348.68 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет
страница1/3
Дата публикации09.11.2014
Размер348.68 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова










______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 02/09/2013

Учебно-методический комплекс
по модулю Б3.В.1.1 Логопедия (раздел «Афазия»)

Факультет Дефектологический

Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование»

Кафедра Логопедии

Составитель: доцент

кафедры логопедии

Ларина О.Д,


Москва-2013
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«02» _сентября__2013_г.



  1. Программа модуля «Логопедия (Афазия)»


Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование»
Профиль: логопедия
Составители: _О.Д. Ларина__доцент

(должность)

Москва-2013
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель дисциплины: ознакомление студентов с современными тенденциями изучения такого нарушения как афазия, последовательное изложение закономерностей речевого развития лиц, страдающих афазией, формирование у будущих логопедов представлений о системе лечебно-педагогического мероприятия, реализуемых в условиях учреждений специального типа.

Задачи:

- ознакомить студентов с актуальными аспектами проблемы афазии и особенностях ее проявления;

- раскрыть этиопатогенез и клиническую картину данного нарушения;

- изучить специфику двигательных, речевых и психических нарушений, имеющих место в структуре сложного нарушения – афазия;

- обучить студентов основам обследования лиц с афазией, анализа полученных данных;

- наметить стратегию коррекционно-педагогического воздействия и применения реабилитационных технологий.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:

  • структура речевого нарушения при афазии, его причины и механизмы;

  • психолого-педагогические критерии дифференциации основных форм афазии;

  • содержание и методики комплексного психолого-педагогического обследования лиц с афазией;

  • основные направления и содержание дифференцированной лечебно-педагогической работы в условиях медицинского стационара;

  • особенности речи больных с афазией и системы коррекционно-педагогической работы;

- содержание и методы логопедической работы по преодолению афазии;

  • профилактики рецидивов и организации системы логопедической помощи лицам, страдающим афазией.


Студенты должны уметь:

- проводить обследование лиц с афазией;

- обосновывать основные направления дифференцированного
коррекционного воздействия в работе с лицами, страдающими афазией;

- анализировать результатов комплексного исследования:

  • составлять развернутые планы-конспекты логопедических занятий на разных этапах коррекционного обучения;

  • анализировать структуру и содержание занятий.


Объем в ЗЕ: ______3 кредит___________________________

Время изучения: курс__4__________семестр___8______________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Возрастная анатомия и физиология, Педагогика, Психология, Психопатология, Невропатология.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Организация и планирование логопедических занятий, Индивидуальные формы логопедической работы, Коррекция произносительной стороны речи.
Групповая принадлежность ОМ:

профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;

- Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности;

- Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- Осуществление профессиональной деятельности.

- Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения, моделирование и анализ ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: контрольный устный и письменный опрос; тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа);

2 уровень сложности: конспектирование, планирование и анализ конспектов занятий;

3 уровень сложности: реферирование, моделирование социально-педагогических ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда, выполнение профессиональных творческих заданий
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить)

50/50 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция 1


Введение в проблему. Акустико-гностическая сенсорная афазия.




Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы


Компетенция 3


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (контрольный устный опрос)

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование


Компетенция 1



Акустико-мнестическая афазия.


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы



Компетенция 1



Афферентная моторная афазия.


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование


Компетенция 1



Амнестико-семантическая афазия.



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы



Компетенция 1



Эфферентная моторная афазия.


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание


Компетенция 1



Динамическая афазия.


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование


2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)

Очная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Логопедия

Афазия

Лекции

16

44

8

Практические/семинарские

40

44

8

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен







8

Общий объем часов по дисциплине

56

88





Очно-заочная форма обучения

Факультет/

Направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Логопедия Афазия

Лекции

12

20

8

Практические/семинарские

24

32

8

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен







8

Общий объем часов по дисциплине

36

52





Заочная форма обучения

Факультет/

Направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Логопедия Афазия

Лекции

10

20

8

Практические/семинарские

10

32

8

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен







8

Общий объем часов по дисциплине

20

52





3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по каждой форме обучения)

Очная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия и семинары

Самостоятельная работа

1.

Введение в проблему. Акустико-гностическая сенсорная афазия.

6

10

10

2.

Акустико-мнестическая афазия.

2

6

14

3.

Афферентная моторная афазия.

2

6

14

4.

Амнестико-семантическая афазия.

2

6

14

5.

Эфферентная моторная афазия.

2

6

12

6.

Динамическая афазия.

2

6

14







16

40

88


Очно-заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия и семинары

Самостоятельная работа

1.

Введение в проблему. Акустико-гностическая сенсорная афазия. Акустико-мнестическая афазия.

6




12

2.

Афферентная моторная афазия.

4

2

10

3.

Амнестико-семантическая афазия.

2

6

10

4.

Эфферентная моторная афазия.




8

10

5.

Динамическая афазия.




8

10







12

24

52



Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия и семинары

Самостоятельная работа

1.

Введение в проблему. Акустико-гностическая сенсорная афазия. Акустико-мнестическая афазия.

10




10

2.

Афферентная моторная афазия.




2

14

3.

Амнестико-семантическая афазия.




4

14

4.

Эфферентная моторная афазия. Динамическая афазия.




4

14







10

10

52


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Введение в проблему. Акустико-гностическая сенсорная афазия.

При акустико-гностической афазии нарушается восприятие речи, понимание речи, обусловленное нарушением фонематического слуха.

Больные с этой формой афазии наиболее перспективны в плане восстановления речи, чтения и письма по сравнению с другими формами афазии и их можно вернуть к работе или учебе.


Введение в проблему. Акустико-гностическая сенсорная афазия.

Особенности проявления афазии.

2.

Акустико-мнестическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия - нарушается речевая память, при тестировании восприятия 2-3 слов, они удерживают 1-е и 3-е слово, 2-е пропускают.


Акустико-мнестическая афазия.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика лиц, страдающих акустико-гностической сенсорной афазией.

3.

Афферентная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных полей левой теменной доли, при которой возникает апраксия артикуляционного аппарата, проявляющаяся в трудностях нахождения пространственных поз языка и других органов артикуляции, которые сопровождаются грубым нарушением чтения и письма.


Афферентная моторная афазия.

Характеристика лиц, страдающих акустико-мнестической афазией.

4.

Амнестико-семантическая афазия.

Амнестико-семантическая афазия возникает при поражении третичных полей теменной доли, связанных с глубинными отделами мозга проводящими путями.


Амнестико-семантическая афазия.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика взрослых, страдающих афферентной моторной афазией.

5.

Эфферентная моторная афазия.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении задних нижнелобных отделов мозга и бывает разной степени тяжести - от трудности нахождения звукового состава слова до незначительных трудностей экспрессивного аграмматизма.


Эфферентная моторная афазия.

Психолого-педагогическая и клиническая характеристика лиц, страдающих амнестико-семантической афазией.

6.

Динамическая афазия.

Динамическая афазия возникает при поражении третичных полей лобной доли, связанных с проводящими путями глубинных отделов головного мозга.


Динамическая афазия.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика лиц, страдающих эфферентной мотроной афазией. динамической афазией.



Основные понятия

  • Акустико-гностическая сенсорная афазия

  • Акустико-мнестическая афазия

  • Амнестико-семантическая афазия

  • Афазия

  • Афферентная моторная афазия

  • Динамическая афазия

  • комплексный подход;

  • принципы коррекционной работы;

  • структура нарушения речи;

  • этапы и содержания коррекционной работы.

  • Эфферентная моторная афазия

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Заикание») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в2 Логопедия (раздел «Нарушение голоса») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Дизартрия») Факультет
Программа курса предназначена для студентов 1 го курса (2 й семестр) отделения логопедии и направлена на усвоение понятий, фактов,...
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия (Афазия)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 8 Эффективная коммуникация...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв. 8 Профессиональные нарушения голоса Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 9 Нарушение речи у слабослышащих детей Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический
...
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 3 Логопедическая работа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 Логопедическое сопровождение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю культура делового общения Факультет филологический
Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современной деловой речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск