Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет





Скачать 429.32 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет
страница1/4
Дата публикации04.03.2015
Размер429.32 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.







______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 02 сентября 2013 г.

Учебно-методический комплекс
по модулю М.2.В.2 Коммуникативные нарушения речи

и их коррекция

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии

Составитель: О.С.Орлова,

д.п.н., профессор

кафедры логопедии

Москва-2013
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"

Зав.кафедрой

Орлова О.С.




___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 02 сентября 2013 г



Программа модуля «Коммуникативные нарушения речи и их коррекция»
Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии


Составители: __ Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии__

Москва-2013
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.
Цель дисциплины – формирование личностных профессиональных компетенций бакалавра в области преодоления коммуникативных нарушений, владеющего знаниями в сфере модернизации исследовательского процесса и обладающего исследовательским стилем педагогической деятельности

Задачи: магистр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование в ходе изучения модуля должен научиться решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии.

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья;

построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

осуществление психолого-педагогического сопровождения.

Объем в ЗЕ: 6 кредита

Время изучения: курс 1.2 семестр 2-3

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному курсу по выбору является успешное освоение модулей:

Психология, Педагогика, Медико-биологические основы специальной педагогики и психологии, диагностика и другие модули Профессионального цикла.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях,

Технология обследования речи,

Методика развития речи дошкольников, особенности воспитания детей с ОВЗ,

Индивидуальные формы логопедической работы, Коррекция произносительной стороны речи,

Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида,

Дифференциальная диагностика речевых нарушений,

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми-инвалидами.

Групповая принадлежность ОМ: общекультурный

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

В области коррекционно-педагогической деятельности:

способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

В области диагностико-консультативной деятельности:

способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки эффективности (ПК-7);

готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

Формы освоения ОМ:

при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - инструментальный


Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция 1


Основы современной теории и практики коммуникаций



Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 и 2 уровня сложности


Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы



Компетенция 1


Психофизиологические, психологические и социально психологические аспекты коммуникаций


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 и 2 уровня сложности


Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

промежуточ-ное тестирование

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование




Компетенция 1


Теория обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями речи


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь,

практические задания

Контрольный опрос,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 2 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты,

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование



Компетенция 1


Психология детей с коммуникативными нарушениями речи


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь,

рефераты

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование


Компетенция 1


Формирования коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

итоговое тестирование


2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)

Очная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Коммуникативные нарушения речи и их коррекция

Лекции

22

70

3

Практические/семинарские

38

50

3

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен




36

3

Общий объем часов по дисциплине

60








Заочная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Коммуникативные нарушения речи и их коррекция

Лекции

16

76

4

Практические/семинарские










Лабораторные

36

100

4

Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен







4

Общий объем часов по дисциплине

52

176






3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)

Очная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практич занятия

Самостоят работа

1

Основы современной теории и практики коммуникаций

8

4

32

2

Психофизиологические, психологические и социально психологические аспекты коммуникаций

8

4

31

3

Теория обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями речи

6

10

31

4

Психология детей с коммуникативными нарушениями речи




10

31

5

Формирования коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития




10

31







22

38

156

Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практич занятия

Самостоят работа

1

Основы современной теории и практики коммуникаций

6




37

2

Психофизиологические, психологические и социально психологические аспекты коммуникаций

4

8

35

3

Теория обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями речи

4

8

35

4

Психология детей с коммуникативными нарушениями речи

2

10

35

5

Формирования коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития




10

35







16

36

176



3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Основы современной теории и практики коммуникаций

Коммуникация как процесс с обратной связью. Вербальные методы получения и передачи информации. Невербальные коммуникации


Основы современной теории и практики коммуникаций

Невербальные коммуникации

2.

Психофизиологические, психологические и социально психологические

аспекты коммуникаций


Межличностные коммуникации в контексте трансактного анализа.

Типология личности и межличностное общение. Типология личности и межличностное общение. Психофизиологические особенности восприятия и переработки информации.

Самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов, выполнение практических занятий по обследованию детей


Психофизиологические, психологические и социально психологические

аспекты коммуникаций


Самостоятельная работа с теоретическим материалом

3

Теория обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями речи


Предмет, задачи курса. Актуальность проблематики. Место данного курса в системе коррекционно-педагогического образования. Значение смежных дисциплин для изучения и углубленного понимания отклонений в развитии при комплексном нарушении. Современный подход к проблеме комплексных (сложных) нарушений развития детского возраста. Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития. Современное понимание сущности комплексного (сложного) дефекта. Этиология комплексных (сложных) нарушений.

Проблема дифференциальной диагностики детей с комплексными нарушениями развития. Понятие об осложненном нарушении.

Теория обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями речи


Понятие об осложненном нарушении

4

Психология детей с коммуникативными нарушениями речи


Учение о психическом дизонтогенезе. Варианты дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Дети с коммуникативными нарушениями речи. Нарушение коммуникации у детей с сенсорными расстройствами.


Психология детей с коммуникативными нарушениями речи


Нарушение коммуникации у детей с сенсорными расстройствами

5

Формирования коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития


Невербальные средства коммуникации с детьми, имеющими сложные нарушения. Методические приемы работы. Технические средства.


Формирования коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития


Технические средства.




Основные понятия



  • Коммуникация

  • Невербальные коммуникации

  • Межличностные коммуникации

  • межличностное общение

  • дизонтогенез

  • сенсорные расстройства

  • Коммуниккацонные барьеры

  • Речевая патология:

- характеристика отдельных форм;

- структура нарушения речи;

- комплексный подход;

- принципы коррекционной работы;

- этапы и содержания коррекционной работы

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв. 8 Профессиональные нарушения голоса Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 9 Нарушение речи у слабослышащих детей Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю культура делового общения Факультет филологический
Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современной деловой речи
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие...
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность...
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Заикание») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 8 Эффективная коммуникация...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в2 Логопедия (раздел «Нарушение голоса») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения речи и их коррекция Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск