Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Орлова О.С.
|
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № 1 от 02 сентября 2013 г.
| Учебно-методический комплекс по модулю М.2.В.2 Коммуникативные нарушения речи
и их коррекция
Факультет: дефектологический
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)
Кафедра: Логопедии
Составитель: О.С.Орлова,
д.п.н., профессор
кафедры логопедии
Москва-2013 Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
| Зав.кафедрой
| Орлова О.С.
|
| ___________________
| Решение заседания кафедры
| протокол № 1 от 02 сентября 2013 г
|
Программа модуля «Коммуникативные нарушения речи и их коррекция» Факультет: дефектологический
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)
Кафедра: Логопедии
Составители: __ Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии__
Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель дисциплины – формирование личностных профессиональных компетенций бакалавра в области преодоления коммуникативных нарушений, владеющего знаниями в сфере модернизации исследовательского процесса и обладающего исследовательским стилем педагогической деятельности
Задачи: магистр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование в ходе изучения модуля должен научиться решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
компенсация и коррекция нарушений в развитии.
изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья;
построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
осуществление психолого-педагогического сопровождения.
Объем в ЗЕ: 6 кредита
Время изучения: курс 1.2 семестр 2-3
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному курсу по выбору является успешное освоение модулей:
Психология, Педагогика, Медико-биологические основы специальной педагогики и психологии, диагностика и другие модули Профессионального цикла. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях,
Технология обследования речи,
Методика развития речи дошкольников, особенности воспитания детей с ОВЗ,
Индивидуальные формы логопедической работы, Коррекция произносительной стороны речи,
Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида,
Дифференциальная диагностика речевых нарушений,
Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми-инвалидами.
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный
Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
В области коррекционно-педагогической деятельности:
способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);
способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
В области диагностико-консультативной деятельности:
способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);
способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки эффективности (ПК-7);
готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);
Формы освоения ОМ:
при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
50/50 % - инструментальный
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция 1
| Основы современной теории и практики коммуникаций
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
Компетенция 1
| Психофизиологические, психологические и социально психологические аспекты коммуникаций
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
промежуточ-ное тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Теория обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями речи
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь,
практические задания
| Контрольный опрос,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 2 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты,
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Психология детей с коммуникативными нарушениями речи
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь,
рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Формирования коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы,
итоговое тестирование
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Очная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Коммуникативные нарушения речи и их коррекция
| Лекции
| 22
| 70
| 3
| Практические/семинарские
| 38
| 50
| 3
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
| 36
| 3
| Общий объем часов по дисциплине
| 60
|
|
|
Заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Коммуникативные нарушения речи и их коррекция
| Лекции
| 16
| 76
| 4
| Практические/семинарские
|
|
|
| Лабораторные
| 36
| 100
| 4
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
| 4
| Общий объем часов по дисциплине
| 52
| 176
|
|
3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)
Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Основы современной теории и практики коммуникаций
| 8
| 4
| 32
| 2
| Психофизиологические, психологические и социально психологические аспекты коммуникаций
| 8
| 4
| 31
| 3
| Теория обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями речи
| 6
| 10
| 31
| 4
| Психология детей с коммуникативными нарушениями речи
|
| 10
| 31
| 5
| Формирования коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития
|
| 10
| 31
|
|
| 22
| 38
| 156
| Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Основы современной теории и практики коммуникаций
| 6
|
| 37
| 2
| Психофизиологические, психологические и социально психологические аспекты коммуникаций
| 4
| 8
| 35
| 3
| Теория обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями речи
| 4
| 8
| 35
| 4
| Психология детей с коммуникативными нарушениями речи
| 2
| 10
| 35
| 5
| Формирования коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития
|
| 10
| 35
|
|
| 16
| 36
| 176
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Основы современной теории и практики коммуникаций
| Коммуникация как процесс с обратной связью. Вербальные методы получения и передачи информации. Невербальные коммуникации
| Основы современной теории и практики коммуникаций
| Невербальные коммуникации
| 2.
| Психофизиологические, психологические и социально психологические
аспекты коммуникаций
| Межличностные коммуникации в контексте трансактного анализа.
Типология личности и межличностное общение. Типология личности и межличностное общение. Психофизиологические особенности восприятия и переработки информации.
Самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов, выполнение практических занятий по обследованию детей
| Психофизиологические, психологические и социально психологические
аспекты коммуникаций
| Самостоятельная работа с теоретическим материалом
| 3
| Теория обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями речи
| Предмет, задачи курса. Актуальность проблематики. Место данного курса в системе коррекционно-педагогического образования. Значение смежных дисциплин для изучения и углубленного понимания отклонений в развитии при комплексном нарушении. Современный подход к проблеме комплексных (сложных) нарушений развития детского возраста. Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития. Современное понимание сущности комплексного (сложного) дефекта. Этиология комплексных (сложных) нарушений.
Проблема дифференциальной диагностики детей с комплексными нарушениями развития. Понятие об осложненном нарушении.
| Теория обучения и воспитания детей с коммуникативными нарушениями речи
| Понятие об осложненном нарушении
| 4
| Психология детей с коммуникативными нарушениями речи
| Учение о психическом дизонтогенезе. Варианты дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Дети с коммуникативными нарушениями речи. Нарушение коммуникации у детей с сенсорными расстройствами.
| Психология детей с коммуникативными нарушениями речи
| Нарушение коммуникации у детей с сенсорными расстройствами
| 5
| Формирования коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития
| Невербальные средства коммуникации с детьми, имеющими сложные нарушения. Методические приемы работы. Технические средства.
| Формирования коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития
| Технические средства.
|
Основные понятия
Коммуникация
Невербальные коммуникации
Межличностные коммуникации
межличностное общение
дизонтогенез
сенсорные расстройства
Коммуниккацонные барьеры
Речевая патология:
- характеристика отдельных форм;
- структура нарушения речи;
- комплексный подход;
- принципы коррекционной работы;
- этапы и содержания коррекционной работы
|