Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
|
| Ярыгин Д.В.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № 1 от 30.08.2013
|
Учебно-методический комплекс
по модулю Б3.КВ7 Глагол в системе частей речи
Факультет филологический
Направление: 050100 Педагогическое образование
Профиль 050110 Филологическое образование
Кафедра русского языка
Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н. А.
Москва-2013
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № _1_
«__30_» __08_________2013г.
Программа модуля «Глагол в системе частей речи»
Направление: 050100 Педагогическое образование
Профиль: 050110 Филологическое образование
Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н.А.
Москва-2013
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса
Цель: исследование актуальных проблем морфологии (на материале именных частей речи).
Задачи:
- углубление знаний, полученных в основном курсе современного русского языка об именных частях речи;
- формирование умений выявлять различия между лексическим и грамматическим значением слова;
- приобретение навыков работы с учебной и научной литературой, посвященной изучению грамматических категорий именного слова в современном русском языке;
- овладение нормами устной и письменной речи, изучение особенностей формообразования именных частей речи.
Объем в ЗЕ: 3 Время изучения: курс IV семестр 7 Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
Современный русский язык, Основы языкознания
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Современный русский язык, Типология членов предложения в современном русском языке, Структура и семантика многочленного сложного предложения.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Морфологический разбор глагола: характеристики лексемы и словоформы.
Знание теории полевой структуры частей речи.
Знание теории функциональной грамматики (семантика и формоизменение глагольного слова).
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных
3 уровень сложности: эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Компетенция
| Тема 1
Объем глаголноой лексемы
| Конспекты, презентации
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных,
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
| Компетенция
| Тема 2
Особенности глагольного формоизменения
| Конспекты, презентации
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
|
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Устный и письменный
| Компетенция
| Тема 3
Грамматические категории глагольной лексемы
| Конспекты, презентации
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
|
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 4
Грамматические категории отдельных глагольных форм
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 5
Атрибутивные формы глагола (причастие)
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 6
Деепричастие
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 7
Принципы морфологического анализа глагола
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 8
Особенности глагольного формоизменения. Словообразование глаголов.
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
Форма обучения заочная
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
|
|
| Лекции
| 2
| 40
| 7
| Практические/семинарские
| 4
| 62
| 7
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
| +
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 6
| 102
|
| 3. Содержание модуля/ дисциплины
Краткое содержание курса
Границы глагола как части речи. Инфинитив как форма глагола. Атрибутивные формы глагола. Глагол в функциональной грамматике современного русского языка.
Грамматические категории глагольной лексемы. Категории вида. Вопросы о видовой паре глаголов. Основные формы выражения видовой корреляции. Вариантные образования видовых форм. Многозначность и образование видовых пар глагола. Одновидовые и двувидовые глаголы. Вид у глаголов движения. Аспектуальность русского глагола. Способы глагольного действия. Основные частные значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Понятие о конкуренции видов.
Категория залога. Соотносительность активных и пассивных конструкций. Однозалоговые глаголы. Категория залога в атрибутивных формах глагола. Возвратные глаголы. Семантические типы возвратных глаголов.
Грамматические категории отдельных глагольных форм. Категория наклонения глагола. Содержательная сущность и форма выражения. Контекстные значения форм наклонений. Синонимия наклонений. Модальность русского глагола.
Категория времени глагола. Система глагольных имен. Абсолюное, относительное и переносное употребление форм времени. Синонимия временных форм глагола. Категория времени у причастий и деепричастий.
Категория лица глагола. Значение и способы выражения. Контекстные значения форм лица. Ограничения в образовании личных форм. Безличные глаголы в русском языке.
Атрибутивные формы глагола. Вопрос о месте причастия и деепричастия в морфологической системе глагола. Особенности образования действительных и страдательных причастий. Склонение причастий. Значение и грамматические признаки деепричастия. Образование деепричастий.
Особенности глагольного формоизменения. Две основы в глаголе. Классы глаголов. Спряжение глагола. типы спряжения: первое, второе, изолированные глаголы. Схемы ударения для личных форм глагола, инфинитива, форм прошедшего времени и атрибутивных форм глагола.
Словобразование глаголов в современном русском языке.
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1.
| Границы глагола как части речи
| 2
|
|
| 10
| 2.
| Грамматические категории глагольной лексемы
|
| 4
|
| 30
| 3.
| Грамматические категории отдельных глагольных форм
|
|
|
| 32
| 4.
| Атрибутивные формы глагола
|
|
|
| 30
| 3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Границы глагола как части речи.
| Личные формы глагола. Инфинитив как форма глагола. Атрибутивные формы глагола. Глагол в функциональной грамматике современного русского языка.
| Лекция 1. Объем глагольной лексемы.
Глагол как самостоятельная часть речи.
Инфинитив как форма глагола.
Атрибутивные формы глагола.
Категории глагола в теории функциональной грамматики.
|
| 2.
| Грамматические категории глагольной лексемы.
| Категории вида. Вопросы о видовой паре глаголов. Основные формы выражения видовой корреляции. Вариантные образования видовых форм. Многозначность и образование видовых пар глагола. Одновидовые и двувидовые глаголы. Вид у глаголов движения. Аспектуальность русского глагола. Способы глагольного действия. Основные частные значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Понятие о конкуренции видов.
Категория залога. Соотносительность активных и пассивных конструкций. Однозалоговые глаголы. Категория залога в атрибутивных формах глагола. Возвратные глаголы. Семантические типы возвратных глаголов.
|
| Занятие 1. Категория вида. Содеражательное значение видового противопоставления.
Видовая пара. Способ глагольног действия. Аспектуальность.
Занятие 2. Залог как грамматическая категория глагола. Понятие конверсива.
Средства выражения действительного и страдательного залогов.
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.
| 3.
| Грамматические категории глагольных словоформ.
| Категория наклонения глагола. Содержательная сущность и форма выражения. Контекстные значения форм наклонений. Синонимия наклонений. Модальность русского глагола.
Категория времени глагола. Система глагольных имен. Абсолюное, относительное и переносное употребление форм времени. Синонимия временных форм глагола. Категория времени у причастий и деепричастий.
Категория лица глагола. Значение и способы выражения. Контекстные значения форм лица. Ограничения в образовании личных форм. Безличные глаголы в русском языке.
|
|
| 4.
| Атрибутивные формы глагола.
| Вопрос о месте причастия и деепричастия в морфологической системе глагола. Особенности образования действительных и страдательных причастий. Склонение причастий. Значение и грамматические признаки деепричастия. Образование деепричастий.
|
|
| Основные понятия
Грамматическое значение, грамматическая форма, часть речи, грамматическая категория, морфологическая парадигма, абсолютное и относительное употребление форм, атрибутивные формы глагола, аспектуальность, глагольная лексема и словоформа, залог, личные и безличные глаголы, модальность, парадигма глагольного слова, персональность, спрягаемые и склоняемые глагольные словоформы, темпоральность, функциональная грамматика.
Календарно-тематический план
Факультет филологический
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «Глагол в системе частей речи»
Форма обучения заочная
Курс IV
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Педагогическое образование Профиль Филологическое образование
| Границы глагола как части речи.
| 12
| 2
|
|
| 10
|
| Грамматические категории глагольной лексемы.
| 34
|
| 4
|
| 30
|
| Грамматические категории глагольных словоформ.
| 32
|
|
|
| 32
|
| Атрибутивные формы глагола.
| 30
|
|
|
| 30
|
|
Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Факультет филологический
Специальность/ направление: Педагогическое образование Профиль Филологическое образование
Курс 4
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| декабрь
| янвать
| Педагогическое образование
| Состав глагольного слова и его границы
| доклад
| *
|
|
|
| Продуктивные и непродуктивные типы видовой корреляции
| реферат
|
| *
|
|
| Значения формообразующего и словообразовательного суффикса –ся-
| эссе
|
|
| *
|
| Система изъявительного наклонения и его модальные разновидности
| доклад
|
|
|
| *
| Грамматические категории причастия
| проект
|
|
|
| *
|
|