Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический
страница1/11
Дата публикации27.01.2015
Размер1.29 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 30.08.2013


Учебно-методический комплекс

по модулю Б3.КВ7 Глагол в системе частей речи

Факультет филологический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль 050110 Филологическое образование

Кафедра русского языка

Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н. А.

Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«__30_» __08_________2013г.



  1. Программа модуля «Глагол в системе частей речи»


Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: 050110 Филологическое образование

Составитель: к.ф.н., доц. Семенова Н.А.

Москва-2013

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса

Цель: исследование актуальных проблем морфологии (на материале именных частей речи).

Задачи:

  - углубление знаний, полученных в основном курсе современного русского языка об именных частях речи;

- формирование умений выявлять различия между лексическим и грамматическим значением слова;

- приобретение навыков работы с учебной и научной литературой, посвященной изучению грамматических категорий именного слова в современном русском языке;

- овладение нормами устной и письменной речи, изучение особенностей формообразования именных частей речи.

Объем в ЗЕ: 3
Время изучения: курс IV семестр 7
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

Современный русский язык, Основы языкознания

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Современный русский язык, Типология членов предложения в современном русском языке, Структура и семантика многочленного сложного предложения.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей 

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  1. Морфологический разбор глагола: характеристики лексемы и словоформы.

  2. Знание теории полевой структуры частей речи.

  3. Знание теории функциональной грамматики (семантика и формоизменение глагольного слова).

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных

3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция


Тема 1

Объем глаголноой лексемы

Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных,

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный

Компетенция


Тема 2

Особенности глагольного формоизменения

Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;




конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Устный и письменный

Компетенция


Тема 3

Грамматические категории глагольной лексемы

Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование




конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 4

Грамматические категории отдельных глагольных форм




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 5

Атрибутивные формы глагола (причастие)




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 6

Деепричастие




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 7

Принципы морфологического анализа глагола




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 8

Особенности глагольного формоизменения. Словообразование глаголов.




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный


2. Объем модуля и виды учебной работы

Форма обучения заочная

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа







Лекции

2

40

7

Практические/семинарские

4

62

7

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен


+







Общий объем часов по дисциплине

6

102




3. Содержание модуля/ дисциплины

Краткое содержание курса

Границы глагола как части речи. Инфинитив как форма глагола. Атрибутивные формы глагола. Глагол в функциональной грамматике современного русского языка.

Грамматические категории глагольной лексемы. Категории вида. Вопросы о видовой паре глаголов. Основные формы выражения видовой корреляции. Вариантные образования видовых форм. Многозначность и образование видовых пар глагола. Одновидовые и двувидовые глаголы. Вид у глаголов движения. Аспектуальность русского глагола. Способы глагольного действия. Основные частные значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Понятие о конкуренции видов.

Категория залога. Соотносительность активных и пассивных конструкций. Однозалоговые глаголы. Категория залога в атрибутивных формах глагола. Возвратные глаголы. Семантические типы возвратных глаголов.

Грамматические категории отдельных глагольных форм. Категория наклонения глагола. Содержательная сущность и форма выражения. Контекстные значения форм наклонений. Синонимия наклонений. Модальность русского глагола.

Категория времени глагола. Система глагольных имен. Абсолюное, относительное и переносное употребление форм времени. Синонимия временных форм глагола. Категория времени у причастий и деепричастий.

Категория лица глагола. Значение и способы выражения. Контекстные значения форм лица. Ограничения в образовании личных форм. Безличные глаголы в русском языке.

Атрибутивные формы глагола. Вопрос о месте причастия и деепричастия в морфологической системе глагола. Особенности образования действительных и страдательных причастий. Склонение причастий. Значение и грамматические признаки деепричастия. Образование деепричастий.

Особенности глагольного формоизменения. Две основы в глаголе. Классы глаголов. Спряжение глагола. типы спряжения: первое, второе, изолированные глаголы. Схемы ударения для личных форм глагола, инфинитива, форм прошедшего времени и атрибутивных форм глагола.

Словобразование глаголов в современном русском языке.

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Границы глагола как части речи

2







10

2.

Грамматические категории глагольной лексемы




4




30

3.

Грамматические категории отдельных глагольных форм










32

4.

Атрибутивные формы глагола










30

3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Границы глагола как части речи.

Личные формы глагола. Инфинитив как форма глагола. Атрибутивные формы глагола. Глагол в функциональной грамматике современного русского языка.

Лекция 1. Объем глагольной лексемы.

  1. Глагол как самостоятельная часть речи.

  2. Инфинитив как форма глагола.

  3. Атрибутивные формы глагола.

  4. Категории глагола в теории функциональной грамматики.




2.

Грамматические категории глагольной лексемы.

Категории вида. Вопросы о видовой паре глаголов. Основные формы выражения видовой корреляции. Вариантные образования видовых форм. Многозначность и образование видовых пар глагола. Одновидовые и двувидовые глаголы. Вид у глаголов движения. Аспектуальность русского глагола. Способы глагольного действия. Основные частные значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Понятие о конкуренции видов.

Категория залога. Соотносительность активных и пассивных конструкций. Однозалоговые глаголы. Категория залога в атрибутивных формах глагола. Возвратные глаголы. Семантические типы возвратных глаголов.





Занятие 1. Категория вида. Содеражательное значение видового противопоставления.

Видовая пара. Способ глагольног действия. Аспектуальность.

Занятие 2. Залог как грамматическая категория глагола. Понятие конверсива.

Средства выражения действительного и страдательного залогов.

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.


3.

Грамматические категории глагольных словоформ.

Категория наклонения глагола. Содержательная сущность и форма выражения. Контекстные значения форм наклонений. Синонимия наклонений. Модальность русского глагола.

Категория времени глагола. Система глагольных имен. Абсолюное, относительное и переносное употребление форм времени. Синонимия временных форм глагола. Категория времени у причастий и деепричастий.

Категория лица глагола. Значение и способы выражения. Контекстные значения форм лица. Ограничения в образовании личных форм. Безличные глаголы в русском языке.








4.

Атрибутивные формы глагола.

Вопрос о месте причастия и деепричастия в морфологической системе глагола. Особенности образования действительных и страдательных причастий. Склонение причастий. Значение и грамматические признаки деепричастия. Образование деепричастий.








Основные понятия

Грамматическое значение, грамматическая форма, часть речи, грамматическая категория, морфологическая парадигма, абсолютное и относительное употребление форм, атрибутивные формы глагола, аспектуальность, глагольная лексема и словоформа, залог, личные и безличные глаголы, модальность, парадигма глагольного слова, персональность, спрягаемые и склоняемые глагольные словоформы, темпоральность, функциональная грамматика.

Календарно-тематический план

Факультет филологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «Глагол в системе частей речи»

Форма обучения заочная

Курс IV

направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Педагогическое образование Профиль Филологическое образование


Границы глагола как части речи.

12

2







10




Грамматические категории глагольной лексемы.

34




4




30




Грамматические категории глагольных словоформ.

32










32




Атрибутивные формы глагола.

30










30






  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Факультет филологический

Специальность/ направление: Педагогическое образование Профиль Филологическое образование

Курс 4

направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

декабрь

янвать

Педагогическое образование

Состав глагольного слова и его границы

доклад

*










Продуктивные и непродуктивные типы видовой корреляции

реферат




*







Значения формообразующего и словообразовательного суффикса –ся-

эссе







*




Система изъявительного наклонения и его модальные разновидности

доклад










*

Грамматические категории причастия

проект










*



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю культура делового общения Факультет филологический
Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современной деловой речи
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю Философия художественного...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв15 «Поэтика прозы М. М....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю Техника выразительного чтения...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю «Мастерство А. П. Чехова-прозаика»...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв5 Ономастика Факультет филологический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Современные методы коррекции и реабилитации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 9 Нарушение речи у слабослышащих детей Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический
Цель: приобретение студентами углубленных знаний о жизни и творчестве М. А. Шолохова одного из классиков русской литературы ХХ века....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск