Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
|
| Замолоцких Е.Г.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от
|
Учебно-методический комплекс
по модулю Техника выразительного чтения
Факультет Филологический
Направление: Педагогическое образование
Кафедра: русской литературы
Составитель: д.ф.н., проф. И. В. Гречаник
Москва-2012
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № __
«___» ___________200_г.
Программа модуля «Техника выразительного чтения»
Направление: Педагогическое образование
Профиль: филологическое образование Составитель: _д.ф.н., проф. И. В. Гречаник______________________
Москва-2012
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель: освоить основы техники выразительного чтения как средства передачи голосом всех мыслей и чувств, заключённых в произведении, обучение рассказыванию литературных произведений разных жанров и стилей, обеспечивая целостность восприятия, читательское, речевое развитие и нравственно-эстетическое воспитание.
Задачи:
- овладеть основами техники речи на уровне постановки дыхания, выработки дикции, постановки голоса;
- освоить логику речи, учитывая её ритмику, значение пауз, логических ударений, выработать методику их использования в речи, обеспечивая логическую выразительность и ясность;
- выработать эмоционально-образную выразительность речи, освоить составление исполнительской чтецкой партитуры.
- дать представление о принципах, приемах обучения выразительному чтению и художественному рассказыванию, их роли в творческом развитии личности;
- ознакомить учащихся с основами техники чтения (дыхание, голос, дикция), отработать некоторые из правил;
- показать значение и основные приемы исполнительского анализа произведения;
- обучать выразительному чтению и рассказыванию произведений различного жанра (басни, лирические стихотворения, фрагменты эпических произведений);
- формировать умения пересказывать произведения разных авторов и создавать рассказы на основе литературных текстов и по жизненным впечатлениям.
Объем в ЗЕ: _____________2___________________________
Время изучения: курс_____1_______семестр____2_____________
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
Методика преподавания литературы, История русской литературы, Введение в литературоведение, педагогическая практика.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
История русской литературы, История Зарубежной литературы, педагогическая практика, методика преподавания литературы.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
инструментальный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
- владение навыками выразительного чтения.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
- выразительное чтение художественного текста.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
- использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: имитационные упражнения.
2 уровень сложности: кейс.
3 уровень сложности: проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
30/70 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения.
| Введение в технику выразительного чтения.
| Конспекты, презентации
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка: - конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения.
| Древнегреческая школа выразительного чтения.
| Конспекты, презентации
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения.
| Древнерусская литература — книжная и звучащая.
| Конспекты, презентации
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения.
| Выразительное чтение в Киевской Руси.
| Конспекты презентации
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения.
| Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий.
| Конспекты, презентации
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Напевность и декалмация.
| Конспекты, презентации
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Петербургская школа Плавильщикова.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Авторское чтение И. А. Крылова.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Реалистическая школа М. С. Щепкина.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Строение речевого аппарата.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Работа над дикцией.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Развитие голоса.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Работа над интонацией.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Вклад в развитие выразительного чтения А. С. Пушкина.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Теория выразительного чтения в трудах Ю.Э. Озаровского.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| К.С. Станиславский о музыкальности речи.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Школа выразительного чтения в XX веке и начале XXI.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Логические ударения.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Характеристики речи.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Типология пауз.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Выразительность речи.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Функции пауз.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Работа с ударением.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Работа со знаками препинания.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Подтекст и авторская идея.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Авторская задача.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Исполнительская партитура.
|
|
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Особенности чтения басни.
|
| Имитационные упражнения,
кейс
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Особенности чтения стихотворений.
|
| Имитационные упражнения,
кейс
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
| Компетенция 1
- владение навыками выразительного чтения
| Особенности чтения прозы.
|
| Имитационные упражнения,
кейс
| Кейс, проект
| Рабочая тетрадь
| Проверка конспектов и знания их содержания,
выполнения заданий кейса, выполнения проекта.
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
|
|
|
| 36 ч.
| 36 ч.
| 2
| Филологический/ педагогическое образование
| Техника выразительного чтения
| Лекции
| 6 ч.
|
|
| Практические/семинарские
| 30 ч.
|
|
| Лабораторные
| -
|
|
| Консультации
| -
|
|
| Курсовые/рефераты
| -
|
|
| Контрольные работы
| -
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
| 6
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 42
|
|
| 3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по каждой форме обучения)
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
| 1.
| Выразительное чтение как самостоятельное искусство, приём и метод в изучении языка и литературы.
| 1
|
|
| 2.
| Древнегреческая мусическая школа выразительного чтения. Связь музыки с пением и речью. Теория Аристотеля.
| 1
|
|
| 3.
| Древнерусская литература — книжная и звучащая. Устная поэзия восточных славян. Жанры проповеди, поучения, жития, псалма.
| 1
|
|
| 4.
| Авторские чтения в Киевской Руси. Православное богослужение как сочетание пения с речью. Полунапевное чтение.
| 1
|
|
| 5.
| Школа Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого. Правила чтения в русской школе.
| 1
|
|
| 6.
| Столкновение русской напевности и французской декламации в 30-е гг. XVIII в.
| 1
|
|
| 7.
| Петербургская школа Плавильщикова.
|
|
| 2
| 8.
| Авторское чтение Д.И. Крылова.
|
|
| 2
| 9.
| Реалистическая школа Щепкина.
|
|
| 2
| 10.
| Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи.
|
|
| 2
| 11.
| Развитие речевого дыхания. Приёмы работы над дикцией.
|
|
| 2
| 12.
| Развитие голоса. Признаки голоса. Тембр. Сила (громкость). Высота голоса. Полётность голоса. Выносливость голоса. Адаптивность голоса. Суггестивность.
|
|
| 2
| 13.
| Работа над интонацией. Логическое ударение. Пауза. Темп речи. Тон. Ритм.
|
|
| 2
| 14.
| Влияние А.С. Пушкина на развитие звучащего слова в России.
|
|
| 2
| 15.
| Теория выразительного чтения в трудах Ю.Э. Озаровского.
|
|
| 2
| 16.
| К.С. Станиславский о музыкальности речи.
|
|
| 2
| 17.
| Школа выразительного чтения в советской период.
|
|
| 2
| 18.
| Школа выразительного чтения в постсоветский период.
|
|
| 2
| 19.
| Современные открытия в области выразительного чтения.
|
| 2
|
| 20.
| Логические ударения. Способы подачи логических центров. Логическая пауза, её значение в речи и связь со знаками препинания.
|
| 2
|
| 21.
| Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм.
|
| 2
| 1
| 22.
| Соотношение логических и ритмические пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы).
|
| 2
| 1
| 23.
| Техническое совершенство в подаче логических ударений и логических пауз.
|
| 2
| 1
| 24.
| Эмоционально-образная выразительность речи. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие.
|
| 2
| 1
| 25.
| Паузы: психологические, начальные, финальные. Раздельность речи – первое условие ее понятности. Группировка звуков и слов.
|
| 2
| 1
| 26.
| Роль пауз в раздельности речи. Логическое ударение, его средства: тональное повышение и понижение, усиление звука, замедленное произнесение слова, паузы.
|
| 2
| 1
| 27.
| Основные правила нахождения места ударения: о новом понятии, и противопоставлении, о сравнении, о многословном понятии и др.
|
|
| 2
| 28.
| Роль знаков препинания в логическом чтении текста. Неразрывная связь логической и эмоционально-образной выразительности чтения и рассказывания.
|
|
| 2
| 29.
| Средства эмоционально-образной выразительности. Стимулирование видения, представления того, о чем рассказывается, читается.
|
| 2
|
| 30.
| Правильное понимание произведения, авторской художественной идеи, пропитывание ее активным отношением. Выявление подтекста произведения и отдельных его частей.
|
| 2
|
| 31.
| Определение исполнительской задачи, намерения, желания воздействовать на слушателей в конкретном направлении.
|
| 2
|
| 32.
| Рождение общения чтеца со слушателями – единство мысли, чувства и волевой направленности.
|
|
| 2
| 33.
| Основные знаки исполнительской партитуры. Знакомство с основными знаками партитуры (логические ударения, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона. Упражнения по определению места логического ударения и по разметке текста (закрепление и совершенствование умений на последующих занятиях).
|
| 2
|
| 34.
| Выразительное чтение басни. Особенность жанра басни. Работа над образной выразительностью басни (видение, представление, фантазирование).
|
| 2
|
| 35.
| Выразительное чтение стихотворений. Лирика как род литературы. Особенности чтения стихов: ритмичность, музыкальность как средство передачи эмоционально-образного содержания, выявление в чтении особенностей стихотворной речи: стиховые паузы, переносы, метр, рифма, инструментовка стиха.
|
| 2
|
| 36.
| Художественный прозаический текст. Особенности исполнения. Особенность чтения эпического произведения: описание, повествование, диалог. Определение сверхзадачи исполнения, выбор формы общения со слушателями.
|
| 2
|
| 3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Введение в технику выразительного чтения.
| Выразительное чтение как самостоятельное искусство, приём и метод в изучении языка и литературы.
| Февраль
|
| 2.
| Древнегреческая школа выразительного чтения.
| Древнегреческая мусическая школа выразительного чтения. Связь музыки с пением и речью. Теория Аристотеля.
| Феврал
|
| 3.
| Древнерусская литература — книжная и звучащая.
| Древнерусская литература — книжная и звучащая. Устная поэзия восточных славян. Жанры проповеди, поучения, жития, псалма.
| Февраль
|
| 4.
| Выразительное чтение в Киевской Руси.
| Авторские чтения в Киевской Руси. Православное богослужение как сочетание пения с речью. Полунапевное чтение.
| Февраль
|
| 5.
| Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий.
| Школа Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого. Правила чтения в русской школе.
| Февраль
|
| 6.
| Напевность и декалмация.
| Столкновение русской напевности и французской декламации в 30-е гг. XVIII в.
| Февраль
|
| 7.
| Петербургская школа Плавильщикова.
| Петербургская школа Плавильщикова. Основные принципы. Приёмы выразительного чтения. Концепция выразительности.
|
| Февраль
| 8.
| Авторское чтение И. А. Крылова.
| И. А. Крылов — русский поэт, баснописец, переводчик и писатель. Своеобразие басен Крылова. Особенности авторского чтения поэта.
|
| Февраль
| 9.
| Реалистическая школа М. С. Щепкина.
| М. С. Щепкин как один из основоположников русской актёрской школы. Щепкин и классики XIX века. Роли Щепкина разных жанров. Ведущие установки русской реалистической школы.
|
| Февраль
| 10.
| Строение речевого аппарата.
| Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи. Особенности артикуляции. Работа над совершенствованием речевого аппарата.
|
| Февраль
| 11.
| Работа над дикцией.
| Развитие речевого дыхания. Приёмы работы над дикцией. Упражнения на развитие дикции.
|
| Март
| 12.
| Развитие голоса.
| Развитие голоса. Признаки голоса. Тембр. Сила (громкость). Высота голоса. Полётность голоса. Выносливость голоса. Адаптивность голоса. Суггестивность.
|
| Март
| 13.
| Работа над интонацией.
| Работа над интонацией. Логическое ударение. Пауза. Темп речи. Тон. Ритм.
|
| Март
| 14.
| Вклад в развитие выразительного чтения А. С. Пушкина.
| Влияние А.С. Пушкина на развитие звучащего слова в России. Пушкин как основоположник русского национального самосознания. Искусство убеждения. Интересы. Пушкин и русское общество.
|
| Март
| 15.
| Теория выразительного чтения в трудах Ю.Э. Озаровского.
| Ю. Э. Озаровский как драматический актёр, педагог, театровед, режиссёр Александринского театра. Работа «Музыка живого слова. Основы русского художественного чтения». Основные положения концепции Озоровского.
|
| Март
| 16.
| К.С. Станиславский о музыкальности речи.
| К. С. Станиславский как русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель. Станиславский как основатель Московского общества Искусства и Литературы и МХТ. Традиционные художественные ценности русского искусства сцены. Теория музыкальной речи.
|
| Март
| 17.
| Школа выразительного чтения в XX веке и начале XXI.
| Школа выразительного чтения в советской период. Школа выразительного чтения в постсоветский период.
Современные открытия в области выразительного чтения.
|
| Март
| 18.
| Логические ударения.
| Логические ударения. Способы подачи логических центров. Логическая пауза, её значение в речи и связь со знаками препинания.
|
| Март
| 19.
| Характеристики речи.
| Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм.
|
| Март
| 20.
| Типология пауз.
| Соотношение логических и ритмические пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы). Техническое совершенство в подаче логических ударений и логических пауз. Паузы: психологические, начальные, финальные. Раздельность речи – первое условие ее понятности. Группировка звуков и слов.
|
| Март
| 21.
| Выразительность речи.
| Эмоционально-образная выразительность речи. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие.
Средства эмоционально-образной выразительности. Стимулирование видения, представления того, о чем рассказывается, читается.
|
| Апрель
| 22.
| Функции пауз.
| Роль пауз в раздельности речи. Логическое ударение, его средства: тональное повышение и понижение, усиление звука, замедленное произнесение слова, паузы.
|
| Апрель
| 23.
| Работа с ударением.
| Основные правила нахождения места ударения: о новом понятии, и противопоставлении, о сравнении, о многословном понятии и др.
|
| Апрель
| 24.
| Работа со знаками препинания.
| Роль знаков препинания в логическом чтении текста. Неразрывная связь логической и эмоционально-образной выразительности чтения и рассказывания.
|
| Апрель
| 25.
| Подтекст и авторская идея.
| Правильное понимание произведения, авторской художественной идеи, пропитывание ее активным отношением. Выявление подтекста произведения и отдельных его частей.
Рождение общения чтеца со слушателями – единство мысли, чувства и волевой направленности.
|
| Апрель
| 26.
| Авторская задача.
| Определение исполнительской задачи, намерения, желания воздействовать на слушателей в конкретном направлении.
|
| Апрель
| 27.
| Исполнительская партитура.
| Основные знаки исполнительской партитуры. Знакомство с основными знаками партитуры (логические ударения, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона. Упражнения по определению места логического ударения и по разметке текста (закрепление и совершенствование умений на последующих занятиях).
|
| Апрель
| 28.
| Особенности чтения басни.
| Выразительное чтение басни. Особенность жанра басни. Работа над образной выразительностью басни (видение, представление, фантазирование).
|
| Апрель
| 29.
| Особенности чтения стихотворений.
| Выразительное чтение стихотворений. Лирика как род литературы. Особенности чтения стихов: ритмичность, музыкальность как средство передачи эмоционально-образного содержания, выявление в чтении особенностей стихотворной речи: стиховые паузы, переносы, метр, рифма, инструментовка стиха.
|
| Апрель
| 30.
| Особенности чтения прозы.
| Художественный прозаический текст. Особенности исполнения. Особенность чтения эпического произведения: описание, повествование, диалог. Определение сверхзадачи исполнения, выбор формы общения со слушателями.
|
| Апрель
|
|