Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Котовчихина Н.Д.
| Замолоцких Е.Г.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол №1 от 03.2012г.
| Учебно-методический комплекс по модулю «Мастерство А.П. Чехова-прозаика» Б 3. КВ14 (шифр, название) (4/7)
Факультет филологический
Кафедра русской и зарубежной литературы
Направление: педагогическое образование
Составитель: к.ф.н., доцент
В.А. Старикова
Москва-2012
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой
_Котовчихина Н.Д .(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № __
«___» ___________20_г.
1. Программа модуля
«Мастерство А.П. Чехова-прозаика» Б 3. КВ14 (шифр, название)
(4\7)
Код направления подготовки 05 100.62 Направление: педагогическое образование
Профиль: филологическое образование Составители: к.ф.н., доцент
В.А. Старикова
Москва-2012 Пояснительная записка Цель: Раскрыть феномен А.П. Чехова, место и значение его творчества в истории русской литературы.
Задачи: Изучить творческий метод писателя, его стилевое своеобразие в контексте историко-литературного развития эпохи.
Объем в ЗЕ: ____________2____________________________
Время изучения: курс______4______семестр_______7__________
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Введение в литературоведение, История русской литературы
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Истории русской литературы XIX в. Курсов по выбору.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный
Кластерная принадлежность ОМ:
Мировоззренческий, инструментальный.
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
1. Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2).
2.Способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).
3.Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (Пк-8).
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
- Знать основные вехи творческой биографии А.П. Чехова .
– Изучить творческий метод писателя, его стилевое своеобразие в контексте историко-литературного развития эпохи.
–учиться приемам и принципам анализа художественного произведения в единстве формы и содержания.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
Использование активных методов обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: тесты с закрытой формой заданий.
2 уровень сложности: подготовка рефератов
3 уровень сложности: эссе
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % –мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля
Компетен
ции
( шифр)
| Тема
| Лекции
(групповая работа)
| Семинарские
занятия
(групповая, звеньевая
работа)
| Практические
занятия
(групповая ,звеньевая работа)
| Самостоятельная
работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Компетенция 1
( ПК - 2)
| Тема 1
Духовная биография Чехова
| Конспекты, презентации
| Тесты с закрытой формой задания
| реферат,
эссе
| Рабочая тетрадь
| Опрос, проверка вып-я зад-ий
| Компетенция 2.
ОК.М. 3.1
|
| Тесты с закрытой формой задания
| реферат,
эссе,проект
| Рабочая тетрадь
|
| Компетенция 3.
ОК.И..2.2.3.2.
|
| Круглый стол
Выступления
|
эссе,
проект
| Рабочая тетрадь
|
| Компетенция 4
ПК-5
| Тема 2.
Творческая лаборатория Чехова
| Конспекты, презентации
| реферирование,
| Проект,
эссе
| Рабочая тетрадь
| Опрос, проверка вып-я зад-ий
| Компетенция 5
ОК.М..3.1.
|
| Выступления
Круглый стол
| реферат,
эссе
| Рабочая тетрадь
|
| Компетенция 6
ОК.И.2.2.
|
| Тесты с закрытой формой задания
| реферат,
эссе
| Рабочая тетрадь
|
| Компетенция 7
ПК.-8
| Тема 3 .
Поэтика чеховского рассказа.
| Конспекты, презентации
| Тесты
|
эссе
| Рабочая тетрадь
| Опрос, проверка вып-я зад-ий
| Компетенция 8
ОК.М.1.1.
|
| реферирование,
| реферат,
эссе
| Рабочая тетрадь
|
| Компетенция 9
ОК.И .2.2.
|
| Круглый стол
Выступления
| реферат,
эссе
| Рабочая тетрадь
|
| Компетенция 10
ПК-8
| Тема 4.
Природа и поэтика комического в произведениях Чехова.
| Конспекты, презентации
| Тесты
| реферат,
проект
| Рабочая тетрадь
| Опрос, проверка вып-я зад-ий
| Компетенция 11
ОК.Н.2.2.1
|
| кейс,
| реферирование,
эссе
| Рабочая тетрадь
|
| Компетенция 12
ОК.И.1.1.
|
| реферирование,
| проект
эссе
| Рабочая тетрадь
|
| Компетенция 13
ОК.Н.2.2.1
| Тема 5.
А.П. Чехов в мемуарной литературе и критике современников.
|
| Тесты
| реферат,
эссе
| Рабочая тетрадь
| Опрос, проверка вып-я зад-ий
| Компетенция 14
ПК-2
|
| Круглый стол
Выступления
| тезирование
| Рабочая тетрадь
|
| Компетенция 15
ОК.И.1.1.
|
| Тесты
| Аквариум,
эссе
| Рабочая тетрадь
|
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
(по очной форме обучения)
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Филологический фа-культет. Педагогическое образование
| Мастерство Чехова-прозаика
| Лекции
| 20
| 30
| 8
| Практические/семинарские
| 22
|
|
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 72
|
|
|
Объем модуля и виды учебной работы
(по заочной форме обучения)
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Филологический фак. Литературное образование
| Мастерство Чехова-прозаика
| Лекции
| 6
| 60
| 9
| Практические/семинарские
| 6
|
|
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 72
|
|
|
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по очной форме обучения)
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| …
| Самостоятельная работа
| 1.
| Духовнаяя биография Чехова
| 4
| 4
|
|
| 7
| 2.
| Творческая лаборатория Чехова
| 7
| 8
|
|
| 7
| 3.
| Поэтика рассказа
| 7
| 8
|
|
| 9
| 4.
| Поэтика комического
| 2
| 2
|
|
| 7
|
3. 1.Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по заочной форме обучения)
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| …
| Самостоятельная работа
| 1.
| Духовнаяя биография Чехова
| 1
|
|
|
| 15
| 2.
| Творческая лаборатория Чехова
| 1
| 2
|
|
| 15
| 3.
| Поэтика рассказа
| 2
| 2
|
|
| 15
| 4.
| Поэтика комического
| 2
| 2
|
|
| 15
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Духовная биография Чехова.
| Мировое значение писателя. Биография. Творческая эволюция. Периодизация.
| 1.Личность и творчество. Споры о личности Чехова.
| 1.Современники о Чехове.
| 2.
| Творческая лаборатория писателя
| Психология творчества. Литература и медицина. Влияние естественных наук на художественный стиль.
| 2.Естественник и
поэт. 3.Чехов о литературном труде и творческом процессе писателя 4. Раннее творчество.
Проблема творческой индивидуальности Чехова периода «Антоши Чехонте».
| 2.Творческая лаборатория Чехова. Работа над рассказом. 3. Проблема творческой оригинальности Антоши Чехонте
4.Жанровое многообразие в раннем творчестве.
Проблема личности и общества в повести А.П.Чехова "Скучная история". 6. «Палата № 6»
| 3.
|
Поэтика
рассказа
| Влияние «осколочной беллетристики». Становление короткого рассказа.
Повествовательные способы достижения объективности. Приемы построения образа, композиция, языковые ресурсы, идея. Своеобразие юмора. Поэтика заглавий. Открытость финалов. Подтекст. Деталь. Жест. Мимика. Анализ содержательности формы .Конкретный разбор выразительно-изобразительной функции структуры образа, особенностей повествования.
| 5. Рассказ «короче воробьиного носа». Становление
художественной системы. 6. Двуплановость чеховского повествования. Язык и композиция. Герой, сюжет, финал. 7.Специфика художественной изобразительности в прозе Чехова. 8. Живопись и музыка – категории чеховской поэтики 9.Цвет, свет, звук – художественные элементы поэтической системы повести Чехова «Степь».
| 7.Художественный мир повести А.П. Чехова «Три года»
8. Тема любви и самореализации в рассказах Чехова.
9.Трагедия народной жизни в повести «Мужики»
10.Цветообраз и звукопись в рассказе Чехова «По делам службы».
| 4
| Поэтика комического в произведениях Чехова.
| Природа и формы комического. Комические сюжетные ситуации, абсурд, нелепость, алогизм, комический гротеск, веселый смех.
Функции иронии.
| 10.Внутренняя ирония в рассказах и повестях Чехова
| 11.Комедия человеческих нравов и характеров в рассказах Чехова
| Основные понятия.
Творческий метод, жанр, лапидарный стиль, психология творчества, творческая лаборатория, рассказ, повесть, комедия, драма, архитектоника, подтекст, символ, художественная деталь, музыкальность, живописность, «иронический модус».
Футляр, хамелеонство, пришибеевщина, беликовщина, чиномания, чинопочитание, «недотепство», «душечка».
1.Календарно-тематический план
(по очной форме обучения)
Факультет филологический
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «Мастерство А.П. Чехова-прозаика»_____________________________________________________
Форма обучения ____________ очная
Курс__4___
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Педагогическое образование филолог.проф. бакалавры
| Духовнаяя биография Чехова
| 15
| 4
| 4
|
| 7
| февраль
| Творческая лаборатория Чехова
| 22
| 7
| 8
|
| 7
| март
| Поэтика рассказа
| 24
| 7
| 8
|
| 9
| апрель
| Природа комического в произведениях Чехова.
| 11
| 2
| 2
|
| 7
| май
|
1.Календарно-тематический план
(по заочной форме обучения)
Факультет филологический
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «Мастерство А.П. Чехова-прозаика»_____________________________________________________
Форма обучения ____________заочная
Курс__5_, семестр 9.__
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| литературное образование
| Духовнаяя биография Чехова
| 16
| 1
|
|
| 15
| сентябрь
| Творческая лаборатория Чехова
| 18
| 1
| 2
|
| 15
| октябрь
| Поэтика рассказа
| 19
| 2
| 2
|
| 15
| ноябрь
| Природа комического в произведениях Чехова.
| 19
| 2
| 2
|
| 15
| декабрь
|
2.ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет филологический
Специальность/ направление: педагогическое
Курс __4___
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Педагогическое образование филолог.проф. бакалавры
| А.П.Чехов в воспоминаниях современников.
| Читател.
дневник
|
|
|
| *
| *
|
|
|
| Проблемы поэтики Чехова
| рефераты
|
|
|
|
| *
| *
| *
|
| Повести и рассказы Чехова (список)
| Читател.
дневник
|
|
|
|
| *
| *
| *
| *
| Составл.
библиографии работ о Ч. за юбилейный 2010 год.
| картотека
|
|
|
|
|
|
| *
|
| Мой Чехов
| эссе
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
3.ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1.Поэтика чеховских заглавий.
2. Время и свет в рассказе А.П. Чехова «Студент».
3.Проблема счастья в творчестве А.П. Чехова.
4. « Степной» шедевр Чехова.
5.Музыкальность как особенность художественного стиля Чехова.
6.Игровое начало в рассказе Чехова «Анна на шее».
7.Язык и композиция рассказа Чехова «Устрицы».
8.Проблема характера главного героя в рассказе «Скучная история».
9.Тема милосердия в «Рассказе старшего садовника» Чехова.
10.Талант Чехова в оценке А.И. Куприна. 4. |