Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический
страница1/15
Дата публикации06.11.2014
Размер2.01 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю"





Утверждаю

зав.кафедрой

"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

_______________________

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

(к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А.)




Замолоцких Е.Г.

Решение заседания кафедры




______________________

протокол №1

10 сентября 2012 г.

___________________







Решение заседания кафедры







протокол № от


Учебно-методический комплекс
по модулю Б3.КВ15 Язык Шолохова
Факультет филологический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль 050110 Филологическое образование

Кафедра русского языка

Составитель: к.ф.н., доц. Давыдова О.А.

Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

(к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А.)
Решение заседания

кафедры Протокол № 1

10 сентября 2012 г.



  1. Программа модуля «Язык Шолохова»


Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: 050110 Филологическое образование


Составитель: к.ф.н., доц. Давыдова О.А.

Москва-2013

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса

Цель: приобретение студентами углубленных знаний о жизни и творчестве М.А.Шолохова - одного из классиков русской литературы ХХ века. Знание особенностей стиля писателя и особенностей языка, формирующих этот стиль.
Задачи:

  - углубленное изучение жизни М.А.Шолохова,

- более детальное знакомство с основными произведениями писателя,

- знакомство с языковыми особенностями языка писателя, формирующими неповторимый стиль писателя,

- воспитание у студентов чувства гордости за неповторимый язык М.А.Шолохова, чье имя носит университет, в котором они получают высшее образование.

Объем в ЗЕ: 2
Время изучения: курс IV семестр 8;

з/о. курс 5 семестр 10
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

Основы языкознания, Современный русский язык , Филологический анализ текста, Лингвистический анализ текста, Русская литература ХХ века; курса по выбору: Творчество И.А.Шолохова.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Написание выпускной квалификационной работы

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте

- Имеет представление о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского языка
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- Знать биографию писателя и языковую специфику его произведений
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция


Тема 1

Биография М.А.Шолохова.


Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект


Рабочая тетрадь


Устный и письменный


Компетенция



Тема 2

Донские казаки – главные герои произведений М.А.Шолохова..


Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект


Рабочая тетрадь


Устный и письменный


Компетенция


Тема 3

Структура лексемы казак в языке М.А.Шолохова.


Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект


Рабочая тетрадь


Устный и письменный




Тема 4

лексика и фразеология, отражающая этапы военной службы казаков




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 5

Особенности фразеологии в произведениях М.А.Шолохова.




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 6

Структура и семантика сравнений в произведениях М.А.Шолохова.




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный




Тема 7

«Словарь языка Михаила Шолохова» как достижение в лексикографии словарей языка писателя.




Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование

конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ

эссе, проект

Рабочая тетрадь

Устный и письменный


2. Объем модуля и виды учебной работы

Форма обучения дневная

год набора 2012

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа







Лекции

12

20

8

Практические/семинарские

16

24




Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен



+







Общий объем часов по дисциплине

28

44





Форма обучения заочная

год набора 2012

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа







Лекции

2

30

10

Практические/семинарские

6

34




Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен



+







Общий объем часов по дисциплине

8

64






3. Содержание модуля/ дисциплины

Краткое содержание курса

Биография М.А. Шолохова.

Казачество – особое военно-земледельческое сословие России. Донские казаки – главные герои произведений М.А.Шолохова. История донского казачества. Отражение истории донских казаков в произведениях М.А.Шолохова. Структура лексемы казак в языке М.А.Шолохова. От кугаря до ополченца (лексика и фразеология, отражающая этапы военной службы казаков).

Образные средства в поэтике М.А.Шолохова. Особенности фразеологии в произведениях М.А.Шолохова. Шолоховское фразообразование. Структура и семантика сравнений в произведениях М.А.Шолохова.

Лексикография. «Словарь языка Михаила Шолохова» как достижение в лексикографии словарей языка писателя. Структура словаря. Методика работы с ним.

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

год набора 2012

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары



Самостоятельная работа

1.

Биография М.А.Шолохова.

2

-







4

2.

Казачество – особое сословие России

4

6







14

3.

Образные средства поэтики писателя

4

6







16

4.

Лексикография

2

6







10


Заочная форма обучения

год набора 2012

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары



Самостоятельная работа

1.

Биография М.А.Шолохова.




-







4

2.

Казачество – особое сословие России




2







24

3.

Образные средства поэтики писателя

2

2







26

4.

Лексикография




2







10


. 3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

очное отделение

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Биография

Биография М.А.Шолохова. Время создания основных произведений писателя: «Донских рассказов», романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», рассказов «Наука ненависти», «Судьба человека», романа «Они сражались за Родину»


Лекция 1.. Краткая биография М.А.Шолохова. Время создания основных произведений писателя: «Донских рассказов», романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», рассказов «Наука ненависти», «Судьба человека», романа «Они сражались за Родину»





2.

Казачество – особое сословие России

История донского казачества.

Лекция 2. Донские казаки – главные герои произведений М.А.Шолохова. Отражение истории донских казаков в произведениях М.А.Шолохова Лекция 3. Структура лексемы казак в языке М.А.Шолохова.

Лекция 4. Лексика и фразеология, отражающая этапы военной службы казаков


Занятие 1.

Текстема «Казак» в «Словаре языка Михаила Шолохова».

Концепт и текстема.

Занятие 2. Структура лексемы казак в языке М.А.Шолохова Занятие 3. От кугаря до ополченца (лексика и фразеология, отражающая этапы военной службы казаков).

3.

Образные средства поэтики писателя

Система образных средств поэтики писателя.

Лекция 5. Фразеология М.А.Шолохова.

Литературная фразеология, ее творческое преобразование.

Диалектная фразеология.

Авторская фразеология.

Сравнения – характерная особенность поэтики писателя.

Семантические и структурные разряды сравнений М.А.Шолохова

Занятие 4.

Фразеология М.А.Шолохова и ее разряды

Занятие 5.

Структура и семантика сравнений в произведениях М.А.Шолохова.


4.

Лексикография

«Словарь языка Михаила Шолохова» - новаторский словарь языка писателя

Лекция 6. «Словарь языка Михаила Шолохова»


Занятие 6. Структура «Словаря языка Михаила Шолохова»

Занятие 7-8. Структура словарной статьи в словаре. Методика работы со словарем




заочное отделение

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Биография

Биография М.А.Шолохова. Время создания основных произведений писателя: «Донских рассказов», романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», рассказов «Наука ненависти», «Судьба человека», романа «Они сражались за Родину»








2.

Казачество – особое сословие России

История донского казачества.




Занятие 1.

Текстема «Казак» в «Словаре языка Михаила Шолохова».

Концепт и текстема.

Структура лексемы казак в языке М.А.Шолохова От кугаря до ополченца (лексика и фразеология, отражающая этапы военной службы казаков).

3.

Образные средства поэтики писателя

Система образных средств поэтики писателя.

Лекция 1. Фразеология М.А.Шолохова.

Литературная фразеология, ее творческое преобразование.

Диалектная фразеология.

Авторская фразеология.

Сравнения – характерная особенность поэтики писателя.

Семантические и структурные разряды сравнений М.А.Шолохова

Занятие 2

Фразеология М.А.Шолохова и ее разряды.

Структура и семантика сравнений в произведениях М.А.Шолохова.


4.

Лексикография

«Словарь языка Михаила Шолохова» - новаторский словарь языка писателя




Занятие 3. Структура «Словаря языка Михаила Шолохова»

Структура словарной статьи в словаре. Методика работы со словарем



Основные понятия

семантическая структура лексемы, значения узуальные и авторские;

этнографический компонент значения слова;

диалектизмы, виды диалектизмов, этнографизмы;

тропы и фигуры: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, литота, параллелизм, анафора, эпифора;

антропонимы, составляющие антропонимического трехчлена;

фразеология узуальная, диалектная, авторская; виды трансформаций узуальной фразеологии;

словари языка писателей.


  1. Календарно-тематический план

Факультет филологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «Язык Шолохова»

Форма обучения очная

Курс IV


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Педагогическое образование Профиль Филологическое образование


Биография

6

2

-




4

февраль

Казачество – особое сословие России

24

4

6




14

март

Образные средства

26

4

6




16

апрель

Морфология

18

2

6




10

май

Форма обучения заочная

Курс V


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Педагогическое образование Профиль Филологическое образование


Биография

4




-




4

февраль

Казачество – особое сословие России

26




2




24

март

Образные средства

50

2

2




46

апрель

Морфология

12




2




10

май




  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет филологический

Специальность/ направление: Педагогическое образование Профиль Филологическое образование

Курс 4


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

март

апрель

май

июнь

Педагогическое образование

Биография М.А.Шолохова

доклад













*










Казаки – особое военно-земледельческое сословие России.

История 11 казачьих войск России

реферат
















*







Образные средства поэтики М.А.Шолохова

Реферат
















*







Словари казачьей речи

реферат







*







*





































Заочное отделение Курс5


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

март

апрель

май

июнь

Педагогическое образование

Биография М.А.Шолохова

доклад













*










Казаки – особое военно-земледельческое сословие России.

История 11 казачьих войск России

реферат
















*







Образные средства поэтики М.А.Шолохова

Реферат
















*







Словари казачьей речи

реферат







*







*





































  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык писателя Факультет филологический
Цель: формирование понятия «идиостиль писателя»; приобретение студентами углубленных знаний о жизни и творчестве М. А. Шолохова одного...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв15 «Поэтика прозы М. М....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю 2 Старославянский язык Факультет филологический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв5 Ономастика Факультет филологический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю культура делового общения Факультет филологический
Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современной деловой речи
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю Философия художественного...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю «Мастерство А. П. Чехова-прозаика»...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю Техника выразительного чтения...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю в6 «Основы археологии» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв15 Язык Шолохова Факультет филологический iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «история древних цивилизаций»....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск