Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
|
Утверждаю
зав.кафедрой
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| _______________________
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| (к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А.)
|
| Замолоцких Е.Г.
| Решение заседания кафедры
|
| ______________________
| протокол №1
10 сентября 2012 г.
| ___________________
|
|
| Решение заседания кафедры
|
|
| протокол № от
|
Учебно-методический комплекс по модулю Б3.КВ15 Язык Шолохова Факультет филологический
Направление: 050100 Педагогическое образование
Профиль 050110 Филологическое образование
Кафедра русского языка
Составитель: к.ф.н., доц. Давыдова О.А.
Москва-2013
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова
Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
(к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А.) Решение заседания
кафедры Протокол № 1
10 сентября 2012 г.
Программа модуля «Язык Шолохова»
Направление: 050100 Педагогическое образование
Профиль: 050110 Филологическое образование
Составитель: к.ф.н., доц. Давыдова О.А.
Москва-2013
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса
Цель: приобретение студентами углубленных знаний о жизни и творчестве М.А.Шолохова - одного из классиков русской литературы ХХ века. Знание особенностей стиля писателя и особенностей языка, формирующих этот стиль. Задачи:
- углубленное изучение жизни М.А.Шолохова,
- более детальное знакомство с основными произведениями писателя,
- знакомство с языковыми особенностями языка писателя, формирующими неповторимый стиль писателя,
- воспитание у студентов чувства гордости за неповторимый язык М.А.Шолохова, чье имя носит университет, в котором они получают высшее образование.
Объем в ЗЕ: 2 Время изучения: курс IV семестр 8;
з/о. курс 5 семестр 10 Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
Основы языкознания, Современный русский язык , Филологический анализ текста, Лингвистический анализ текста, Русская литература ХХ века; курса по выбору: Творчество И.А.Шолохова.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Написание выпускной квалификационной работы
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
- Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте
- Имеет представление о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского языка Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
- Знать биографию писателя и языковую специфику его произведений Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
3 уровень сложности: эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция
| Тема 1
Биография М.А.Шолохова.
|
Конспекты, презентации
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
|
Рабочая тетрадь
|
Устный и письменный
|
Компетенция
| Тема 2
Донские казаки – главные герои произведений М.А.Шолохова..
|
Конспекты, презентации
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
|
Рабочая тетрадь
|
Устный и письменный
|
Компетенция
| Тема 3
Структура лексемы казак в языке М.А.Шолохова.
|
Конспекты, презентации
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
|
Рабочая тетрадь
|
Устный и письменный
|
| Тема 4
лексика и фразеология, отражающая этапы военной службы казаков
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование;
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 5
Особенности фразеологии в произведениях М.А.Шолохова.
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 6
Структура и семантика сравнений в произведениях М.А.Шолохова.
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
| Тема 7
«Словарь языка Михаила Шолохова» как достижение в лексикографии словарей языка писателя.
|
| Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование
| конспектирование, реферат, анализ различных типов данных, исторический анализ
эссе, проект
| Рабочая тетрадь
| Устный и письменный
|
2. Объем модуля и виды учебной работы
Форма обучения дневная
год набора 2012
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
|
|
| Лекции
| 12
| 20
| 8
| Практические/семинарские
| 16
| 24
|
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
+
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 28
| 44
|
|
Форма обучения заочная
год набора 2012
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
|
|
| Лекции
| 2
| 30
| 10
| Практические/семинарские
| 6
| 34
|
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
+
|
|
| Общий объем часов по дисциплине
| 8
| 64
|
|
3. Содержание модуля/ дисциплины
Краткое содержание курса
Биография М.А. Шолохова.
Казачество – особое военно-земледельческое сословие России. Донские казаки – главные герои произведений М.А.Шолохова. История донского казачества. Отражение истории донских казаков в произведениях М.А.Шолохова. Структура лексемы казак в языке М.А.Шолохова. От кугаря до ополченца (лексика и фразеология, отражающая этапы военной службы казаков).
Образные средства в поэтике М.А.Шолохова. Особенности фразеологии в произведениях М.А.Шолохова. Шолоховское фразообразование. Структура и семантика сравнений в произведениях М.А.Шолохова.
Лексикография. «Словарь языка Михаила Шолохова» как достижение в лексикографии словарей языка писателя. Структура словаря. Методика работы с ним.
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
год набора 2012
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| …
| Самостоятельная работа
| 1.
| Биография М.А.Шолохова.
| 2
| -
|
|
| 4
| 2.
| Казачество – особое сословие России
| 4
| 6
|
|
| 14
| 3.
| Образные средства поэтики писателя
| 4
| 6
|
|
| 16
| 4.
| Лексикография
| 2
| 6
|
|
| 10
|
Заочная форма обучения
год набора 2012
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| …
| Самостоятельная работа
| 1.
| Биография М.А.Шолохова.
|
| -
|
|
| 4
| 2.
| Казачество – особое сословие России
|
| 2
|
|
| 24
| 3.
| Образные средства поэтики писателя
| 2
| 2
|
|
| 26
| 4.
| Лексикография
|
| 2
|
|
| 10
|
. 3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
очное отделение
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Биография
| Биография М.А.Шолохова. Время создания основных произведений писателя: «Донских рассказов», романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», рассказов «Наука ненависти», «Судьба человека», романа «Они сражались за Родину»
| Лекция 1.. Краткая биография М.А.Шолохова. Время создания основных произведений писателя: «Донских рассказов», романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», рассказов «Наука ненависти», «Судьба человека», романа «Они сражались за Родину»
|
| 2.
| Казачество – особое сословие России
| История донского казачества.
| Лекция 2. Донские казаки – главные герои произведений М.А.Шолохова. Отражение истории донских казаков в произведениях М.А.Шолохова Лекция 3. Структура лексемы казак в языке М.А.Шолохова.
Лекция 4. Лексика и фразеология, отражающая этапы военной службы казаков
| Занятие 1.
Текстема «Казак» в «Словаре языка Михаила Шолохова».
Концепт и текстема.
Занятие 2. Структура лексемы казак в языке М.А.Шолохова Занятие 3. От кугаря до ополченца (лексика и фразеология, отражающая этапы военной службы казаков).
| 3.
| Образные средства поэтики писателя
| Система образных средств поэтики писателя.
| Лекция 5. Фразеология М.А.Шолохова.
Литературная фразеология, ее творческое преобразование.
Диалектная фразеология.
Авторская фразеология.
Сравнения – характерная особенность поэтики писателя.
Семантические и структурные разряды сравнений М.А.Шолохова
| Занятие 4.
Фразеология М.А.Шолохова и ее разряды
Занятие 5.
Структура и семантика сравнений в произведениях М.А.Шолохова.
| 4.
| Лексикография
| «Словарь языка Михаила Шолохова» - новаторский словарь языка писателя
| Лекция 6. «Словарь языка Михаила Шолохова»
| Занятие 6. Структура «Словаря языка Михаила Шолохова»
Занятие 7-8. Структура словарной статьи в словаре. Методика работы со словарем
|
заочное отделение
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Биография
| Биография М.А.Шолохова. Время создания основных произведений писателя: «Донских рассказов», романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», рассказов «Наука ненависти», «Судьба человека», романа «Они сражались за Родину»
|
|
| 2.
| Казачество – особое сословие России
| История донского казачества.
|
| Занятие 1.
Текстема «Казак» в «Словаре языка Михаила Шолохова».
Концепт и текстема.
Структура лексемы казак в языке М.А.Шолохова От кугаря до ополченца (лексика и фразеология, отражающая этапы военной службы казаков).
| 3.
| Образные средства поэтики писателя
| Система образных средств поэтики писателя.
| Лекция 1. Фразеология М.А.Шолохова.
Литературная фразеология, ее творческое преобразование.
Диалектная фразеология.
Авторская фразеология.
Сравнения – характерная особенность поэтики писателя.
Семантические и структурные разряды сравнений М.А.Шолохова
| Занятие 2
Фразеология М.А.Шолохова и ее разряды.
Структура и семантика сравнений в произведениях М.А.Шолохова.
| 4.
| Лексикография
| «Словарь языка Михаила Шолохова» - новаторский словарь языка писателя
|
| Занятие 3. Структура «Словаря языка Михаила Шолохова»
Структура словарной статьи в словаре. Методика работы со словарем
|
Основные понятия
семантическая структура лексемы, значения узуальные и авторские;
этнографический компонент значения слова;
диалектизмы, виды диалектизмов, этнографизмы;
тропы и фигуры: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, литота, параллелизм, анафора, эпифора;
антропонимы, составляющие антропонимического трехчлена;
фразеология узуальная, диалектная, авторская; виды трансформаций узуальной фразеологии;
словари языка писателей.
Календарно-тематический план
Факультет филологический
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «Язык Шолохова»
Форма обучения очная
Курс IV
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Педагогическое образование Профиль Филологическое образование
| Биография
| 6
| 2
| -
|
| 4
| февраль
| Казачество – особое сословие России
| 24
| 4
| 6
|
| 14
| март
| Образные средства
| 26
| 4
| 6
|
| 16
| апрель
| Морфология
| 18
| 2
| 6
|
| 10
| май
| Форма обучения заочная
Курс V
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Педагогическое образование Профиль Филологическое образование
| Биография
| 4
|
| -
|
| 4
| февраль
| Казачество – особое сословие России
| 26
|
| 2
|
| 24
| март
| Образные средства
| 50
| 2
| 2
|
| 46
| апрель
| Морфология
| 12
|
| 2
|
| 10
| май
|
Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет филологический
Специальность/ направление: Педагогическое образование Профиль Филологическое образование
Курс 4
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| ноябрь
| декабрь
| март
| апрель
| май
| июнь
| Педагогическое образование
| Биография М.А.Шолохова
| доклад
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Казаки – особое военно-земледельческое сословие России.
История 11 казачьих войск России
| реферат
|
|
|
|
|
| *
|
|
| Образные средства поэтики М.А.Шолохова
| Реферат
|
|
|
|
|
| *
|
|
| Словари казачьей речи
| реферат
|
|
| *
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Заочное отделение Курс5
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| ноябрь
| декабрь
| март
| апрель
| май
| июнь
| Педагогическое образование
| Биография М.А.Шолохова
| доклад
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Казаки – особое военно-земледельческое сословие России.
История 11 казачьих войск России
| реферат
|
|
|
|
|
| *
|
|
| Образные средства поэтики М.А.Шолохова
| Реферат
|
|
|
|
|
| *
|
|
| Словари казачьей речи
| реферат
|
|
| *
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|