Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста»
страница1/6
Дата публикации20.03.2015
Размер0.76 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный областной университет» (МГОУ)

Факультет русской филологии

Кафедра истории русского языка и общего языкознания
УТВЕРЖДЕНО

Решением Ученого совета МГОУ

Протокол

от «________» 20__ г.,№
Ректор ____________ Хроменков П.Н.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Филологический анализ текста (переработанный)
Направление подготовки

032700. 62 Филология
Профиль подготовки

Отечественная филология
Срок обучения

4 года
Квалификация (степень)

Бакалавр
Форма обучения

очная

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол «___» _______ 2012г. №_

ГОУ ВПО МГОУ Завкафедрой истории русского

« « _________________ 201___г. языка и общего языкознания

Начальник УМУ _________________ _________________________

/В.Г. Голышев/ / Л.Ф. Копосов/


Москва 2012

Автор – составитель РУПОСОВА Л.П.

кандидат филологических наук, профессор

Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» - составная часть ООП ВПО по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация (степень) «бакалавр»).

УМК дисциплины является основным методическим и методологическим инструментом, определяющим: цель и задачи дисциплины; ее актуальность; место дисциплины в структуре ООП: требования к минимуму содержания и уровню освоения дисциплины; компетенции обучающихся; объем часов и распределение учебного времени по видам занятий и разделам изучаемого курса. Методические материалы соответствующих разделов программы содержат тематическое планирование лекционных занятий, виды занятий, распределение часов по темам. Материалы предназначены для организации индивидуальной и самостоятельной работы бакалавров очного отделения факультета русской филологии по дисциплине.

УМК учебной дисциплины составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация «бакалавр»), профиль подготовки «Отечественная филология» от 14 января 2010г. (№ 34). УМК дисциплины является приложением к основной образовательной программе по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденной 09 июня 2011 года (протокол № 10).

Дисциплина «Филологический анализ текста»(ФАТ) входит в базовую часть математического и естественно-научного цикла учебного плана ООП по направлению 032700.62 «Филология».

УМК обсужден на заседании кафедры истории русского языка и общего языкознания МГОУ (протокол № 1 от 30.8.2012 г.).

Рецензент - , к.ф.н. доц. кафедры стилистики русского языка, риторики, культуры речи Шамшин И.В.

УМК утвержден на заседании учебно-методической комиссии факультета русской филологии МГОУ и рекомендован к использованию в образовательном процессе (протокол № 2 от 04.09. 2012 года).

Председатель УМК факультета

русской филологии

доктор педагогических наук, доцент И.Ю. Гац

Рупосова Л.П., 2012

ГОУ ВПО МГОУ, 2012

2. Структура УМК

Содержание
3.Учебная программа

3.1.Введение ………………………………………………….…........................ 4

3.2.Содержание курса………………………………………………….….......... 7

3.2.1.Таблица …………………………………………………………….……… 7

3.2.2.Тематический план лекционного курса ФАТ………………….……….. 8

3.3.Тематический план практических(семинарских) занятий……….............. 11

4.Организация самостоятельной работы………………………........................ 20

5.Темы контрольных работ и рефератов …………………………..……… 23

6.Требования к зачету, список вопросов……………………………..………. 27

7.Методическое обеспечение дисциплины:………………………………….. 29

7.1.Методические рекомендации к практическим (семинарским)

занятиям, коллоквиуму, рефератам……………………………………..…….. 29

7.2.Методические рекомендации по осуществлению текущего,.

самостоятельного и итогового контроля……………………………………… 32

7.3.Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов……………………………….……………………………… 40

8. Дополнительная литература ………………………………………………... 43

9.Материально-техническое обеспечение реализации учебной

программы ФАТ………………………………………………………………... 45

9.1.Программы, пособия, литература…………………………………….......... 45

9.2.Наглядные, аудиовизуальные, технические средства обучения…………. 46

9.3.Учебно-лабораторная база для проведения практических занятий........... 46

3.Учебная программа

3.1.Введение: Цель и задачи освоения дисциплины

«Филологический анализ текста» - ДПП.Ф. 08 для студентов 4 курса очного отделения историко-филологического института МГОУ
В соответствии с одной из задач профессиональной деятельности выпускника по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация «бакалавр»), профиль подготовки «Отечественная филология» целью освоения дисциплины «Филологический анализ текста» является формирование филологической культуры и профессиональных компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по названному выше направлению с учетом особенностей подготовки, развития коммуникативных и психологических качеств специалиста.

Для реализации этой цели необходимо решение конкретных задач:

- формирование у студентов системы знаний по текстовой деятельности как основе речевого общения;

-ознакомление студентов со спецификой художественного текста (ХТ) как особой формы коммуникации; закрепление представлений об отечественной филологии как единой дисциплине в двух ее ипостасях: русский язык/русская литература;

-раскрытие ключевых проблем теории художественного текста: его порождения и восприятия, информативности, интегративности, «полифонии», категорий и свойств, уровней текста, его образности и т.д.

-освоение методик анализа лингвистической основы ХТ, включая языковые средства всех уровней и характер их организации, соотношения в художественном тексте книжных и разговорных, кодифицированных и некодифицированных, узусных и индивидуально-авторских элементов;

-расширение сведений о литературно-художественном стиле, этапах его развития, отличиях от других функциональных стилей и от литературного языка;

-совершенствование умений интерпретации смысла ХТ с опорой на его лингвистическую основу;

-углубление представлений о специфике культуры речи, риторики, эстетики, философии, психологии;

-подготовка к освоению курсов « Теория коммуникаций», «Этнолингвистика», «Психолингвистика», «Культурология»;

-демонстрация вклада отечественных писателей и поэтов в эволюцию отечественного языка, его стилистического и дискурсивного богатства.

Курс «Филологический анализ текста» - один из завершающих в историко-филологическом институте МГОУ. Студенты-старшекурсники уже приобрели определенный уровень знаний по профильным предметам синхронического и исторического циклов лингвистики и литературоведения. Роль курса ФАТ связана с его обобщающим и синтезирующим характером в рамках современного литературно-языкового образования . Актуальность курса ФАТ определяется освоением понятий: коммуникативный эффект, коммуникативная стратегия художественного текста (ХТ), коммуникативная интенция, регулятивность текста как способ управления познавательной деятельностью адресата, интертекстуальность, ЯКМ, концепт, дискурсивные практики.

Курс «Филологический анализ текста» опирается на изучение вербального пространства художественного текста (на курс «Лингвистический анализ текста»), но все более сближается в последнее время с теорией художественной речи, что требует изучения новых подходов и методов исследования и реализации текстовой деятельности и ее воздействия на адресата. Курс предназначен для обеспечения инновационного учебного процесса, подготавливающего специалистов в области русской филологии (русского языка и литературы) для школ, лицеев, гимназий Московской области. Развитие коммуникативной теории текста и теории дискурса, лингвистики текста и ее разделов (семантики, парадигматики, синтагматики текста) привело к необходимости смещения интересов специалистов, включая учителей Подмосковья, с анализа отдельных элементов текста, их эстетической и функционально-стилистической функции к комплексному исследованию конкретных текстовых систем, отражающих КМ нарратора.

Выпускник историко-филологического института МГОУ должен уметь решать следующие профессиональные задачи (п. 2.4. ООП):

-в области педагогической деятельности:

- изучать возможности, потребности, достижения обучающихся и проектировать на основе полученных результатов образовательные программы, дисциплины и индивидуальные формы обучения, воспитания, развития;

-организовывать обучение и воспитание в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (русский язык и литература);

-организовывать взаимодействие с общественными и образовательными органами, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

-использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, – с применением информационных технологий;

-осуществлять профессиональное самообразование и личностный образовательный рост, проектировать дальнейшее развитие профессиональной карьеры;

-в области культурно-просветительной деятельности:

-изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в представлении нового, интересного, материала, в освещении вопросов культурологии, этнологии, эстетики;

-организация культурного пространства;

-в области научно-исследовательской деятельности: сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования, включая умения порождать, понимать и интерпретировать тексты;

-разработка новых педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса нового времени, задач воспитания, обучения и развития личности;

-проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, в том числе,- интернет-ресурсов; анализ результатов арт-педагогической практики в школе, в культурных учреждениях Подмосковья.

Результаты освоения дисциплины ФАТ определяются по приобретаемым выпускником МГОУ компетенциям, т.е. по способности выпускника применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Компетенции выпускника по направлению подготовки бакалавров непосредственно связаны с областью, объектами, видами и задачами профессиональной деятельности выпускника. В результате освоения дисциплины «Филологический анализ текста» бакалавр должен знать:

-связи языка и культуры; связи языка и художественной литературы;

-вербальный и ментальный уровни языковой личности;

-прецедентность ХТ на уровне прецедентного феномена, прецедентного имени, прецедентной ситуации;

-методы и направления анализа художественного текста;

-уровни языка, их единицы, особенности функционирования этих единиц в ХТ;

-основы дифференциации ХТ по жанру, виду, ключевым словам, ключевым понятиям;

-структурность ХТ;

-экстралингвистические признаки ХТ;

-основы теории коммуникации и теории дискурса.

Студент-бакалавр должен уметь:

-оперировать терминологией данного курса;

-анализировать графические, лексико-семантические, стилистические, словообразовательные, грамматические явления с учетом соответствующих экстра- и интраязыковых факторов в плане диахронии и синхронии;

-с системных позиций оценивать сходства и различия, проявляющиеся в разных текстах одного автора или нескольких авторов в рамках одного функционального стиля или одного функционального вида ХТ;

-ориентироваться в литературных направлениях определенной эпохи;

-сформулировать идею ХТ;

-показать особенности композиции ХТ.

Студент – бакалавр должен владеть:

-представлением о языке как знаковой системе;

-пониманием принципов отбора языкового материала не только с целевой установкой ХТ, но и с КМ автора;

-приемами использования полученных знаний на практике при анализе языкового материала;
-методологией компаративистики, чтобы использовать полученные знания применительно к языковой ситуации каждого периода истории русской литературы.

Место курса в литературно-языковом образовании бакалавров в структуре ООП определяется его теоретической и практической значимостью в новой коммуникативно-когнитивной парадигме филологии. Основополагающими понятиями новой научной парадигмы являются: текст, дискурс, языковая личность. ФАТ помогает по-новому осознавать языковые факты, которые представляются системными в тексте, а не изолированными. Опора на этимологизацию дает студентам возможность не только заучивать материал, но и осознавать его как отражение отечественной ментальности в разные исторические эпохи в рамках соответствующего культурного пространства. Нельзя отрицать красочность курса, что наглядно может быть представлено в индивидуальных проектах и в общей презентации на основе анализа семантического пространства художественных текстов с глубокой гуманитарной идеей – « русская литература – воплощенное в тексте свидетельство эволюции русского литературного языка и языковой способности русского этноса и его выдающихся представителей».

Статус и место дисциплины «Филологический анализ текста» в системе подготовки бакалавра отечественной филологии определяет набор компетенций, формирование которых позволит обеспечить данный аспект профессиональной деятельности.

Бакалавр должен обладать:

общекультурными компетенциями (ОК):

-владеть культурой мышления; обладать способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК- 1, ОК-4-5);

-владеть нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-1, ОПК -1);

-владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов укрепления здоровья, быть направленным на достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК- 15).

профессиональными компетенциями (ПК):

-в педагогической деятельности:

-готовностью к распространению и популяризации русского языка, русской литературы и филологических знаний в воспитательной работе с учащимися (ПК-3-6, ПК-11).

-в прикладной деятельности:

-владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-8, ПК – 12);

-в проектной деятельности:

-владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительных учреждениях (типа «Дня славянской культуры»/ «Дня города»/юбилея русского писателя или поэта), а также в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК – 15, ПК -17-21).
3.2. Структура и содержание курса «Филологический анализ текста»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Дисциплина изучается на четвертом курсе очного отделения в 8-м семестре.

3.2.1. Таблица





Наименование темы

Виды учебной работы

Л

С

П

СРС

1

Введение. Предмет и задачи курса «Филологический анализ текста». Свойства и качества ХТ. Категории ХТ. Художественная речь. Образный строй ХТ.

1

2




4


2

Комплексный анализ ХТ Сравнительно-сопоставительный анализ ХТ

2

4

2




8

4

3

Концептуальный анализ ХТ.

1

2




4

4

Семантическое пространство ХТ: вербальное и ментальное Презентации




4




10

5

Идиолект, Идиостиль. Структура ХТ.




2




6


6

Филологический анализ ХТ. Текстоцентрический и антропоцентрический анализ ХТ.



1

4




8


7

Экстралингвистические параметры ХТ.





4




6


8

Лингвистика текста как новое направление исследования. ХТ в аспекте коммуникации.Коммуникативная организация ХТ.

1

2




6


9

Коллоквиум




2




6

10

Тестирование

Реферат




2

2




4

6




Итого 108

6

32




70


Примечание:1. Об организации текущего, промежуточного и рубежного контроля

см. раздел 7.2.
3.2.2.Тематический план лекционного курса

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ художественного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплин филологический анализ текста...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «управленческий анализ в отраслях»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «инвестиционный анализ»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Комплексный экономический...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Финансовый анализ»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Интерпретация художественного текста»
Умкд «Интерпретация художественного текста». Направление подготовки: магистратура
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Государственное регулирование вэд»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс ситуационный анализ направление
Ситуационный анализ: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель Куликова А. С., Калининград, 2013
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Системный анализ эффективности...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск