Скачать 0.84 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной университет» (МГОУ) Факультет русской филологии Кафедра истории русского языка и общего языкознания УТВЕРЖДЕНО Решением Ученого совета МГОУ Протокол от «________» 20__ г.,№ Ректор ____________ Хроменков П.Н. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Лингвистический анализ текста (переработанный) Направление подготовки 032700. 62 Филология Профиль подготовки Отечественная филология Срок обучения 5 лет Квалификация (степень) Специалист Форма обучения очная Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление Протокол «___» _______ 2012г. №_ ГОУ ВПО МГОУ Завкафедрой истории русского « « _________________ 201___г. языка и общего языкознания Начальник УМУ _________________ _________________________ /В.Г. Голышев/ / Л.Ф. Копосов/ Москва 2012 Автор – составитель РУПОСОВА Л.П. кандидат филологических наук, профессор Учебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста» - составная часть ООП ВПО по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация (степень) «специалист»). УМК дисциплины является основным методическим и методологическим инструментом, определяющим: цель и задачи дисциплины; ее актуальность; место дисциплины в структуре ООП: требования к минимуму содержания и уровню освоения дисциплины; компетенции обучающихся; объем часов и распределение учебного времени по видам занятий и разделам изучаемого курса. Методические материалы соответствующих разделов программы содержат тематическое планирование лекционных занятий, виды занятий, распределение часов по темам. Материалы предназначены для организации индивидуальной и самостоятельной работы специалистов очного отделения факультета русской филологии по дисциплине. УМК учебной дисциплины составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация «специалист»), профиль подготовки «Отечественная филология» от 14 января 2010г. (№ 34). УМК дисциплины является приложением к основной образовательной программе по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденной 09 июня 2011 года (протокол № 10). Дисциплина «Лингвистический анализ текста» (ЛАТ) входит в базовую часть математического и естественно-научного цикла учебного плана ООП по направлению 032700.62 «Филология». УМК обсужден на заседании кафедры истории русского языка и общего языкознания МГОУ (протокол № 1 от 30.8.2012 г.). Рецензент - , к.ф.н. доц. кафедры стилистики русского языка, риторики, культуры речи Шамшин И.В. УМК утвержден на заседании учебно-методической комиссии факультета русской филологии МГОУ и рекомендован к использованию в образовательном процессе (протокол № 2 от 04.09. 2012 года). Председатель УМК факультета русской филологии доктор педагогических наук, доцент И.Ю. Гац Содержание учебной программы 3.Учебная программа 3.1.Введение ………………………………………………….…........................ 4 3.2.Содержание курса………………………………………………….….......... 7 3.2.1.Таблица …………………………………………………………….……… 7 3.2.2.Тематический план лекционного курса ФАТ………………….……….. 8 3.3.Тематический план практических(семинарских) занятий……….............. 12 4.Организация самостоятельной работы………………………........................ 24 5.Темы контрольных работ и рефератов …………………………..……… 28 6.Требования к зачету, список вопросов……………………………..………. 31 7.Методическое обеспечение дисциплины:………………………………….. 33 7.1.Методические рекомендации к практическим (семинарским) занятиям, коллоквиуму, рефератам……………………………………..…….. 33 7.2.Методические рекомендации по осуществлению текущего,. самостоятельного и итогового контроля……………………………………… 36 7.3.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……………………………….……………………………… 43 8. Дополнительная литература ………………………………………………... 47 9.Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы ФАТ………………………………………………………………... 48 9.1.Программы, пособия, литература…………………………………….......... 48 9.2.Наглядные, аудиовизуальные, технические средства обучения…………. 49 9.3.Учебно-лабораторная база для проведения практических занятий........... 49 Структура УМК 3.Учебная программа 3.1.Введение: Цель и задачи освоения дисциплины «Лингвистический анализ текста» - ДПП.Ф. 08 для студентов 4-5 курса очного отделения историко-филологического института МГОУ В соответствии с одной из задач профессиональной деятельности выпускника по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация «специалист»), профиль подготовки «Отечественная филология» целью освоения дисциплины «Лингвистический анализ текста» является формирование филологической культуры и профессиональных компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по названному выше направлению с учетом особенностей подготовки, развития коммуникативных и психологических качеств специалиста. Для реализации этой цели необходимо решение конкретных задач: - формирование у студентов системы знаний по текстовой деятельности как основе речевого общения; -ознакомление студентов со спецификой художественного текста (ХТ) как особой формы коммуникации; закрепление представлений об отечественной филологии как единой дисциплине в двух ее ипостасях: русский язык/русская литература; -раскрытие ключевых проблем теории художественного текста: его порождения и восприятия, информативности, интегративности, «полифонии», категорий и свойств, уровней текста, его образности и т.д. -освоение методик анализа лингвистической основы ХТ, включая языковые средства всех уровней и характер их организации, соотношения в художественном тексте книжных и разговорных, кодифицированных и некодифицированных, узусных и индивидуально-авторских элементов; -расширение сведений о литературно-художественном стиле, этапах его развития, отличиях от других функциональных стилей и от литературного языка; -совершенствование умений интерпретации смысла ХТ с опорой на его лингвистическую основу; -углубление представлений о специфике культуры речи, риторики, эстетики, философии, психологии; -подготовка к освоению курсов « Теория коммуникаций», «Этнолингвистика», «Психолингвистика», «Культурология»; «Филологический анализ ХТ» -демонстрация вклада отечественных писателей и поэтов в эволюцию отечественного языка, его стилистического и дискурсивного богатства. Курс «Лингвистический анализ текста» - один из завершающих в историко-филологическом институте МГОУ. Студенты-старшекурсники уже приобрели определенный уровень знаний по профильным предметам синхронического и исторического циклов лингвистики и литературоведения. Роль курса ЛАТ связана с его обобщающим и синтезирующим характером в рамках современного литературно-языкового образования . Актуальность курса ЛАТ определяется освоением понятий: картина мира, нарратор художественного текста (Х), адресатХТ , категории ХТ, структура ХТ, интертекстуальность,аллюзии, концепт,семантическое пространство ХТ,поуровневый анализ ХТ. Курс «Лингвистический анализ текста» опирается на изучение вербального пространства художественного текст, но все более сближается в последнее время с теорией художественной речи, что требует изучения новых подходов и методов исследования и реализации текстовой деятельности и ее воздействия на адресата. Курс предназначен для обеспечения инновационного учебного процесса, подготавливающего специалистов в области русской филологии (русского языка и литературы) для школ, лицеев, гимназий Московской области. Развитие коммуникативной теории текста и теории дискурса, лингвистики текста и ее разделов (семантики, парадигматики, синтагматики текста) привело к необходимости смещения интересов специалистов, включая учителей Подмосковья, с анализа отдельных элементов текста, их эстетической и функционально-стилистической функции к комплексному исследованию конкретных текстовых систем, отражающих КМ нарратора. Выпускник историко-филологического института МГОУ должен уметь решать следующие профессиональные задачи (п. 2.4. ООП): -в области педагогической деятельности: - изучать возможности, потребности, достижения обучающихся и проектировать на основе полученных результатов образовательные программы, дисциплины и индивидуальные формы обучения, воспитания, развития; -организовывать обучение и воспитание в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (русский язык и литература); -организовывать взаимодействие с общественными и образовательными органами, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности; -использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, – с применением информационных технологий; -осуществлять профессиональное самообразование и личностный образовательный рост, проектировать дальнейшее развитие профессиональной карьеры; -в области культурно-просветительной деятельности: -изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в представлении нового, интересного, материала, в освещении вопросов культурологии, этнологии, эстетики; -организация культурного пространства; -в области научно-исследовательской деятельности: сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования, включая умения порождать, понимать и интерпретировать тексты; -разработка новых педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса нового времени, задач воспитания, обучения и развития личности; -проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, в том числе,- интернет-ресурсов; анализ результатов арт-педагогической практики в школе, в культурных учреждениях Подмосковья. Результаты освоения дисциплины ЛАТ определяются по приобретаемым выпускником МГОУ компетенциям, т.е. по способности выпускника применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Компетенции выпускника по направлению подготовки бакалавров непосредственно связаны с областью, объектами, видами и задачами профессиональной деятельности выпускника. В результате освоения дисциплины «Лингвистический анализ текста» выпускник должен знать: -связи языка и культуры; связи языка и художественной литературы; -вербальный и ментальный уровни языковой личности; -прецедентность ХТ на уровне прецедентного феномена, прецедентного имени, прецедентной ситуации; -методы и направления лингвистического анализа художественного текста; -уровни языка, их единицы, особенности функционирования этих единиц в ХТ; -основы дифференциации ХТ по жанру, виду, ключевым словам, ключевым понятиям; -структурность ХТ; -экстралингвистические признаки ХТ; -диалогичность ХТ. Специалист должен уметь: -оперировать терминологией данного курса; -анализировать графические, лексико-семантические, стилистические, словообразовательные, грамматические явления с учетом соответствующих экстра- и интраязыковых факторов в плане диахронии и синхронии; -с системных позиций оценивать сходства и различия, проявляющиеся в разных текстах одного автора или нескольких авторов в рамках одного функционального стиля или одного функционального вида ХТ; -ориентироваться в литературных направлениях определенной эпохи; -сформулировать идею ХТ; -показать особенности композиции ХТ. Специалист должен владеть: -представлением о языке как знаковой системе; -пониманием принципов отбора языкового материала не только с целевой установкой ХТ, но и с КМ автора; -приемами использования полученных знаний на практике при анализе языкового материала; -методологией компаративистики, чтобы использовать полученные знания применительно к языковой ситуации каждого периода истории русской литературы. Место курса в литературно-языковом образовании специалистов в структуре ООП определяется его теоретической и практической значимостью в новой коммуникативно-когнитивной парадигме филологии. Основополагающими понятиями новой научной парадигмы являются: текст, речевая реятельность, языковая личность. ЛАТ помогает по-новому осознавать языковые факты, которые представляются системными в тексте, а не изолированными. Опора на этимологизацию дает студентам возможность не только заучивать материал, но и осознавать его как отражение отечественной ментальности в разные исторические эпохи в рамках соответствующего культурного пространства. Нельзя отрицать красочность курса, что наглядно может быть представлено в индивидуальных проектах и в общей презентации на основе анализа семантического пространства художественных текстов с глубокой гуманитарной идеей – « русская литература – воплощенное в тексте свидетельство эволюции русского литературного языка и языковой способности русского этноса и его выдающихся представителей». Статус и место дисциплины «Лингвистический анализ текста» в системе подготовки специалиста в области отечественной филологии определяет набор компетенций, формирование которых позволит обеспечить данный аспект профессиональной деятельности. Специалист должен обладать: общекультурными компетенциями (ОК): -владеть культурой мышления; обладать способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК- 1, ОК-4-5); -владеть нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-1, ОПК -1); -владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов укрепления здоровья, быть направленным на достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК- 15). профессиональными компетенциями (ПК): -в педагогической деятельности: -готовностью к распространению и популяризации русского языка, русской литературы и филологических знаний в воспитательной работе с учащимися (ПК-3-6, ПК-11). -в прикладной деятельности: -владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-8, ПК – 12); -в проектной деятельности: -владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительных учреждениях (типа «Дня славянской культуры»/ «Дня города»/юбилея русского писателя или поэта), а также в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК – 15, ПК -17-21). 3.2. Структура и содержание курса «Лингвистический анализ текста» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Дисциплина изучается на четвертом-пятом курсах очного отделения в 7-м, 8-м, 9-м семестрах. 3.2.1. Таблица
Итого-108 10 64 34 3.2.2.Тематический план лекционного курса |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ» Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ художественного... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс дисциплины «управленческий анализ в отраслях» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «инвестиционный анализ» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Комплексный экономический... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Финансовый анализ» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Интерпретация художественного текста» Умкд «Интерпретация художественного текста». Направление подготовки: магистратура | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Государственное регулирование вэд» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Сочинение рассуждение на лингвистическую тему Формы работы: слово учителя, лингвистический анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая работа,... | ||
Учебно-методический комплекс ситуационный анализ направление Ситуационный анализ: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель Куликова А. С., Калининград, 2013 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лингвистический анализ текста (лат) – одна из форм работы по развитию речи, максимально способствующая сближению уроков русского... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Системный анализ эффективности... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального... | ||
Урока: обобщение и систематизация знаний Цели: обобщить знания учащихся по основным вопросам синтаксиса; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста | Учебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ... ... |