Скачать 1.6 Mb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Ф.14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1.1 Автор программы: Пожидаева О.В., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии 1.3 Пояснительная записка: Цели освоения дисциплины: - Дать студентам знание основных закономерностей построения художественного произведения и исторического развития литературы как в теоретическом аспекте, так и в практических применениях своего общекультурного развития в журналистской работе, связанной с подготовкой и анализом различного рода текстов. - Подготовить студентов к профессиональной деятельности, а именно к чтению, устным выступлениям и письменным работам в области литературоведения; помочь усвоить сложный категориальный аппарат теории литературы, истории литературы и литературной критики. - Дать представление о тексте как единстве смысловой и лингвистической структуры. - Сформировать понятия уровневой организации художественного текста. - Показать текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней, их роль в передаче содержательно-концептуальной информации текста. - Вооружить студентов общенаучными, общефилологическими и частными методами и приемами анализа художественного текста. Место дисциплины в структуре ООП ВПО: Дисциплина относится к циклу гуманитарных, обеспечивающих теоретическую подготовку будущего специалиста. Курс «Филологический анализ текста» помогает овладеть методологией филологического и лингвистического анализа текста, способствует повышению общефилологической подготовки студентов и усилению ее профессиональной направленности. Соединяя воедино лингвистические и литературоведческие знания, курс поднимает студента на новый научный и методологический уровень. Объединяя общетеоретические сведения о тексте и его подсистемах и практические навыки работы с ним, филологический анализ призван научить студентов комплексному анализу текста, рассматривать его как целостное и неразрывное единство формы и содержания. По результатам обучения студенты должны получить представление об основных признаках текста, текстовых категориях, тектообразующих возможностях языковых единиц разных уровней, а также о разнообразии текстов, структурирующихся по определенным типологическим критериям. Важной задачей является индивидуальная работа с текстом речевого произведения, а также сопоставление собственного исследовательского опыта с результатами наблюдений других исследователей. При этом в первую очередь учитывается профессиональная ориентация будущих специалистов, которым предстоит работать с текстами различных типов в учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой и других сферах – официально-деловыми, публицистическими, научными, разговорными, художественными, где последние обладают несомненной спецификой. Кроме того, курс «Филологический анализ текста» призван закрепить навыки и умения, полученные студентами при изучении основных содержательных положений лингвистики и литературоведения; овладеть различными методиками анализа текста; создать у студентов чёткое представление о различных подходах к филологическому анализу текстов: семиотическому, типологическому, философско-эстетическому, историческому, комплексному. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: истории русской и зарубежной литературы. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть: - навыками самостоятельного научного анализа литературно-художественного произведения, филологического анализа текстов разных жанров; - навыками комплексного описания текста как единицы речи: лингвистический, текстоцентрический, прагматический, когнитивный аспекты. 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО направления. Филологический анализ текста Понятие текста как объекта лингвистического и литературоведческого анализа. Текстообразующие факторы и основные текстовые категории. Единицы текста. Соотношение текстового фрагмента, абзаца и сверхфразового единства. Целостность и связность текста. Виды текстовой информации. Подтекст. Модальность текста. Тематическая и коммуникативная заданность. Функционально-смысловые типы текстов. Специфика художественного текста как объекта филологического анализа. Монолог и диалог как основные формы социально-речевого общения и их отражение в художественной речи. Филологический анализ текста в школе и его функции в формировании коммуникативной компетентности. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Текст как объект филологического исследования. Объект, предмет, цель и задачи курса. Науки, изучающие текст, аспекты изучения текста. Проблематика и задачи филологического анализа текста. Соотношение филологического анализа текста и других видов анализа текста. Основные признаки текста. Понятие текста. Подходы к определению текста. Общее и различное в понимании текста. Современное состояние теории текста. Текст как система. Единицы текста. Единицы членимости текста: высказывание, фрагмент текста, сложное синтаксическое целое, абзац. Типы членения теста. Свойства текста и признаки: антропоцентричность, социологичность, и др. Текстовые категории. Основные средства межфразовой связи. Цельность, связность, образ автора, хронотоп. Различные подходы к выделению основных текстовых категорий. Связность текста на различных уровнях языковой структуры. Соотношение понятий цельности, связности, интеграции текста. Категории текста, характеризуемые как лингвистические универсалии: человек, пространство, время – и их языковая экспликация в тексте. Текст как структурно-семантическое образование. Форма, содержание, функционирование текста. Информативность текста, типы информации в тексте. Способы организации содержания в тексте. Композиция. Текст, метатекст, гипертекст. Миф. Архетип. Концептуальность текста. Концепты. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней. Факторы, влияющие на отбор языковых средств. Самоорганизация текста как системное свойство. Язык и стиль. Текстообразующая роль образных средств. Тропы и фигуры. Типология текстов. Функциональная, жанровая, психолингвистическая. Функционально-смысловые и функционально-стилистические типы текстов. Тематическая и коммуникативная заданность текста. Способы отражения действительности в тексте. Функционально-стилистические характеристики текста. Функционально-смысловые типы речи и их соотношение с композиционно-смысловыми типами. Монологические и диалогические разновидности текста. Экстралингвистические параметры в анализе текстов. Анализ и интерпретация. Текст и действительность. Факторы, затрудняющие понимание текста. Приемы и методы анализа текстов разных жанров. Наблюдение, описание, моделирование, эксперимент. Семантико-стилистический метод. Стилистический эксперимент. Сопоставительные методы анализа. Лингвистический комментарий. Специфика анализа художественного текста. Комплексный филологический анализ текста. Автор, персонаж и рассказчик как текстовые универсалии. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь в художественном тексте. Понятие идиостиля автора. Индивидуальный стиль писателя и его выражение на разных уровнях текста. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по... | Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 7 Теория языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История... М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии... Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные,... |