Скачать 131.33 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Р.10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 8 семестр) 1.1 Автор программы: Бурцева А.В., к.п.н., доцент кафедры русской филологии МГГУ 1.3 Пояснительная записка: Цель: на основе знаний, полученных студентами при изучении теоретико-литературного курса, дать сведения и практические навыки выразительного чтения произведений художественной литературы, необходимые учителю в процессе профессиональной педагогической деятельности. Задачи: - закрепить знания основных литературоведческих понятий и терминов; - ввести в оборот теоретические понятия, связанные с практикой выразительного чтения; - научить студентов соединять идейно-художественный анализ литературного произведения с приёмами и средствами выразительного чтения. Студенты должны знать: - основные теоретические понятия, применяемые в практике выразительного чтения; - специфику различных жанровых форм эпических, лирических и драматических произведений. Студенты должны уметь: - проводить идейно-художественный анализ произведений разных жанров в единстве содержания и формы; - разрабатывать словесное действие, исходя из природы художественного произведения; - использовать технические приёмы выразительного чтения; - продемонстрировать примеры выразительного чтения произведений различных жанров прозы и поэзии. Курс выразительного чтения является важной частью профессиональной подготовки учителя литературы, так как чаще всего художественный текс на школьном уроке в первом звучании представляет учитель; от успеха первого чтения зависит многое в дальнейшей работе над текстом произведения с учащимися. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. 1. Основы искусства чтения. Дидактическое значение выразительной речи. Художественное чтение как исполнительское искусство. Цели выразительного чтения. Теоретические основы искусства чтения. Содержание работы над эмоциональной выразительностью. Отношение к читаемому. Словесное действие. 2 Логика речи. Понятие «логика речи». Группировка звуков и слов. Речевые звенья и паузы. Логическое ударение, основные правила расстановки логических ударений. Логическая мелодия и синтаксический строй. Логическая мелодия простого и сложного предложений. Функции знаков препинания. 3. Голос и речь. Речевой аппарат и его работа. Качества звучания устной речи (сила, высота, тембр, подвижность, благозвучность, полётность). Дикция (практическая фонетика). Произношение некоторых звукосочетаний. Особенности старых орфоэпических норм. 4. Анализ и исполнение литературного произведения. Этапы работы над выразительным чтением произведения. Разбор произведения (жанр, тема, идея, композиция, образы), определение главной задачи исполнения. Работа над образами. Чтение по книге и наизусть. 5. Чтение художественной прозы. Рассказывание как начальный этап работы над прозой. Подробный пересказ. Художественное рассказывание. Различные жанры прозы в художественном исполнении (сказка, рассказ, лирическая проза). Чтение по книге и наизусть. 6 Чтение стихотворных произведений. Ритмика стиха. Изохронность. Логическое и смысловое наполнение рифмы. Паузы и длительности. Цезура. Особенности чтения дольника. Верлибр. Особенности стиха В.Маяковского. Соблюдение поэтического синтаксиса, явление переноса, анафоры, эпифоры, симплоки. Метр стиха в чтении. Звуковая организация в стихотворной речи. Риторические фигуры. Различные жанровые формы лирики в художественном чтении (гражданская, философская, пейзажная, любовная). 7. Чтение басен. Жанровые особенности басен. Речь автора и диалоги персонажей. Работа над образами басен, выявление характеров. Раскрытие идее басни. Особенности басенного стиха. Чтение басни – разговор со слушателями. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие № 1 Тема: Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». План:
Литература:
Практическое занятие № 2 Тема: Работа над текстом рассказа И.С.Тургенева «Певцы». План:
Литература:
Практическое занятие № 3 Тема: Работа над стихотворными произведениями. План:
Литература:
Практическое занятие № 4 Тема: Работа над образами басен. План:
Литература:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература:
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1 Перечень используемых технических средств: проигрыватель. 1.9.2 Перечень используемых пособий. 1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения. Грамзаписи цикла «Поэты читают свои стихи». 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Нет 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету. Зачёт проводится в форме выполнения каждым студентом практического задания: подготовить и прочитать наизусть а) фрагмент прозаического текста; б) лирическое стихотворение; в) басню. 1.12 Комплект экзаменационных билетов. Нет 1.13 Примерная тематика рефератов. Нет 1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет 1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет 1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). Основы искусства чтения: -выразительное чтение; -художественное чтение. Логика речи: - логика речи; -логическая мелодия; -логическая пауза; -логическое ударение; - пауза напряжения; - пауза припоминания; - пауза ритмическая; - пауза умолчания; - пауза физиологическая; - речевое звено; - словесное действие; - фраза. Голос и речь: - благозвучность; - высота; - дикция; - подвижность; - полётность; - сила; - тембр. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по... | Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 7 Теория языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История... М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии... Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки... |