Скачать 377.03 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.В.1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература (1 курс, 1 семестр) 2. Автор программы: Н.А. Шевченко, к.филол.н., доцент кафедры русской филологии 4. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины являются: познакомить студентов с наиболее важными положениями науки о языке, расширить их лингвистический кругозор, развить интерес к изучаемому предмету и таким образом подготовить их к дальнейшему изучению предметов лингвистического цикла. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина входит математический и естественнонаучный цикл. В системе подготовки учителя русского языка дисциплина «Введение в языкознание» является пропедевтической, поэтому от ее успешного усвоения зависит дальнейшее лингвистическое образование студентов. В свою очередь усвоение знаний по этой дисциплине возможно на основе того комплекса знаний, умений и навыков, которые были приобретены студентами в средней школе. Понятие об уровнях языка и языковых единицах, о языке как важнейшем средстве коммуникации в обществе, о взаимосвязи языка и мышления даст возможность плодотворного изучения дисциплин, посвященным конкретным разделам лингвистики, рассматривающим язык как в синхронии, так и в диахронии. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины по направлению 032700.62 Филология ОК-8 – осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности. ПК-1 – способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка(языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии. по направлению 050100.62 Педагогическое образование ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-3: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; ОПК-2: способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных. Социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: общие характеристики языка как объекта и предмета языкознания; общие принципы системной организации языка и наиболее важные закономерности строения отдельных языковых уровней; основные направления (методы) науки о языке. 2) Уметь: давать четкие и полные определения основных понятий; грамотно использовать лингвистическую терминологию; выполнять лингвистический анализ языкового материала в объеме, предусмотренном программой; самостоятельно работать с научной и научно-популярной лингвистической литературой. 3) Владеть: принципами классификации и анализа языковых единиц разных уровней, лингвистическими терминами, навыками работы с лингвистической литературой. 7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина). Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет ___5 (3)_____ зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); _____180 (108)________ часов.
8. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Вариант 1 по направлению 032700.62 Филология Вариант 2 по направлению 050100.62 Педагогическое образование 9. Содержание разделов дисциплины 1 -2. Язык как предмет лингвистики. Основные методы изучения языка. Предмет и задачи курса «Введение в языкознание», его место в системе лингвистической подготовки специалиста-филолога и учителя русского языка и литературы. Языкознание как наука о человеческом языке и о конкретных языках. Общее языкознание и частные языковедческие дисциплины. Историческое языкознание. Прикладное языкознание. «Внутренняя» и «внешняя» лингвистика. Связь языкознания с другими науками; дисциплины, возникшие на стыке наук. Функции языка. Коммуникативная функция. Язык как общественное явление. Когнитивная (мыслеформирующая) функция. Язык и мышление. Другие функции языка. Основные направления (методы) в языкознании. Описательное языкознание. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятие о родстве языков. Генеалогическая классификация языков. Языковая семья, группа, подгруппа. Семьи языков мира. Индоевропейская семья языков. Славянская группа языков. Системный метод в языкознании. Структура языка как его иерархическая организация. Уровни (ярусы) языка. Основные единицы языка: фонема, морфема, слово, предложение. Понятие системы. Системная организация единиц языка на каждом из ярусов. Парадигматические и синтагматические отношения между единицами языка. Понятие знака. Язык как система знаков. Место языка среди других знаковых систем. Семиотика. Язык и речь, их диалектическое единство. Статика и динамика в языке. Синхрония и диахрония как два аспекта изучения языка. Ведущая роль системного метода в языкознании ХХ века, его взаимодействие с описательным и сравнительно-историческим методами. Конкретные методы и методики, применяемые при изучении языкового материала. Наблюдение и эксперимент в языкознании. Понятие о собственно лингвистических методах и методиках. 3. Происхождение языка. Историческое развитие языков Вопрос о происхождении языка, его осмысление наукой прошедших веков; современное осмысление проблемы. Разнообразие языков мира. Ареальная (географическая) классификация языков. История языка и история общества. Основные процессы развития языков и диалектов: дифференциация и интеграция. Основные тенденции в развитии языков и диалектов в родоплеменном, рабовладельческом, феодальном, капиталистическом обществе. Понятия «племенной диалект», «язык народности», «национальный язык». Языковые контакты. Языки международного общения. Искусственные языки. Понятие о внутренних законах развития языка. Вопрос о причинах языковых изменений. 4.Фонетическая система языка Предмет и задачи фонетики. Понятие о звуке речи. Акустические свойства звуков речи. Устройство и работа речевого аппарата, функции его дыхательных частей. Артикуляция, фазы артикуляции: экскурсия, выдержка, рекурсия. Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия между гласными и согласными звуками. Понятие об акустической классификации гласных и согласных звуков. Артикуляционная классификация гласных звуков. Артикуляционная классификация согласных звуков. Понятие об ударении и интонации. Виды ударения. Условия произношения и их влияние на характер звуков. Позиционные изменения звуков. Редукция. Комбинаторные изменения звуков. Аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. Изменения в количестве и последовательности звуков в слове. Диереза, эпентеза, протеза, метатеза; их связь с позиционными и комбинаторными изменениями. Три аспекта изучения звуков: акустический, артикуляционный, функциональный. Функциональный аспект изучения звуков. Фонема как единица языка. Соотношение фонемы и звука. Понятие о системе фонем. Дифференциальные интегральные признаки фонем. Орфоэпия. Понятие произносительной нормы. Отражение произносительной нормы в орфоэпических словарях. 5. Письмо Роль письма в жизни общества. «Предметное письмо», различные способы передачи информации без использования начертательных знаков. Начертательное письмо, этапы его развития. Пиктография. Идеография, иероглифическое письмо. Фонография, слоговое (силлабическое) и буквенно-звуковое (алфавитное) письмо. Использование пиктографии, идеографии и фонографии в современном обществе. Графика и орфография. Принципы орфографии: фонематический, фонетический, традиционно-исторический. Транскрипция как специальный вид письма. 6. Словарный состав языка Предмет и задачи лексикологии. Проблема определения понятия «слово». Основные признаки слова. Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение слова. Соотношение лексического значения слова и понятия. Моносемия и полисемия. Прямые и переносные значения слова. Способы переноса наименований. Омонимия, ее отличие от полисемии. Явление паронимии. Лексико-семантическая система языка. Парадигматические отношения на лексическом уровне. Синонимия. Синонимический ряд. Антонимия. Антонимическая пара. Гипонимия. Лексико-семантическая группа. Синтагматические отношения на лексическом уровне. Лексическая сочетаемость. Внутренняя форма слова. Этимология. Принципы этимологического анализа. Деэтимологизация, явление «народной этимологии». Исторические изменения в словарном составе языка. Пути пополнения лексики: словообразование, изменение значений слов, заимствование, калькирование. Неологизмы. Устаревшие слова: историзмы, архаизмы. Историческое изменение лексических значений слов. Явление «табу», эвфемизмы. Понятие фразеологизма. Лексикография. Основные типы словарей. 7. Грамматический строй языка Предмет и основные разделы грамматики: морфемика, морфология, синтаксис. Лексические и грамматические значения. Виды грамматических значений. Структура слова. Понятие морфемы. Классификация морфем. Основа слова. Понятие словоформы. Грамматическая форма слова как единство грамматического значения и способа его выражения (грамматического способа). Грамматические способы языков. Синтаксические грамматические способы. Аффиксация (агглютинация и фузия). Фонемное чередование. Редупликация. Сложение. Супплетивизм. Способ ударения. Аналитические грамматические способы. Способ служебных слов. Способ порядка слов. Способ интонации. Грамматическая категория. Модифицирующие и классифицирующие грамматические категории. Части речи и принципы их выделения. Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативность как важнейшее свойство предложения. Основные факторы развития грамматического строя языка. Морфологический процесс переразложения основ, его разновидности. Явление морфологической аналогии. Исторические изменения в системе частей речи и синтаксическом строе языка. Типологическая классификация языков. 10. Темы для самостоятельного изучения Вариант 1 по направлению 032700.62 Филология
Вариант 2 по направлению 050100.62 Педагогическое образование
11. Образовательные технологии: лекционно-семинарско-зачетная система, проблемное обучение, исследовательские методы, технология сотрудничества. Интерактивные формы занятий: 1-2. Интервью. 3. Дискуссия. 4. Работа в группах. 5. Ролевая игра. 6. Работа в группах. 7. Тренинг. 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Практическое занятие № 1. Тема: Язык как объект и предмет лингвистики. План: 1. Языкознание, его разделы. 2. Функции языка. 3. Сравнительно-исторический метод в языкознании. 4. Язык как система. Структура языка. Системный метод в языкознании. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что представляет собой языкознание как наука о языке? 2. Как можно доказать величайшую роль языка в жизни человека и общества? 3. Какие методы используются в языкознании для изучения языка? 4. В чем сущность сравнительно-исторического метода? Что такое родство языков? 5. В виде какой структуры можно представить язык? Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовьте ответы на предложенные вопросы, сделайте рабочие записи. 2. Представьте в виде схемы индоевропейскую семью языков и отдельно славянскую группу языков. 3. Приведите свои примеры языковых единиц разных уровней, запишите в тетрадь. 4. Начните составление терминологического словника. 5. Подготовьтесь к интервью по вопросу о функциях языка и роли языка в жизни общества. Литература основная
дополнительная 1. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. – М., 1996. 2. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1984 Практическое занятие № 2-3. Тема: Происхождение языка. Историческое развитие языков. План: 1. Вопрос о происхождении языка (дискуссия) 2. Ареальная классификация языков. 3. Дифференциация и интеграция в развитии языков. 4. Племенной диалект, язык народности, национальный язык. 5. Литературные языки. 6. Языки международного общения, искусственные языки (дискуссия). 7. Основные закономерности развития языков. 8. Статическое и динамическое в языковой системе. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какие существуют гипотезы о происхождении языка? 2. Каковы основные процессы развития языков и диалектов? 3. В чем особенности литературного языка? 4. Каковы основные закономерности развития языков? 5. В чем состоят внутренние законы развития языка? Задания для самостоятельной работы: 1. Изучите материал к практическому занятию, сделайте рабочие записи, продолжите составление терминологического словника. 2. Составьте список языков народов, традиционно проживавших на территории Кольского полуострова и Карелии. Литература Основная 1. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1996. 2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1997. 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1979. дополнительная 1. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. – М., 1996. 2. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1984 3. Филин Ф. П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. – М., 1972. Практическое занятие № 4. Тема: Транскрипция фонетическая и фонематическая. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература: основная 1. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1996. 2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1997. 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1979. дополнительная
Практическое занятие № 5-6. Тема: Фонетика. Фонетические единицы. Фонема и звук. Терминологический минимум: фонема, звук, ассимиляция, аккомодация, диссимиляция, редукция, диэреза, протеза, эпентеза, гаплология, метатеза, оглушение согласного на конце слова, ударение (словесное, синтагматическое, фразовое; подвижное и неподвижное, свободное и фиксированное), слог, интонация. План 1. Понятие фонемы и звука. Классификация гласных и согласных фонем. 2. Взаимодействие звуков в речевом потоке. 3. Ударение. 4. Интонация. Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Как соотносятся фонема и звук? 2. Каковы принципы классификации фонем? 3. Какие процессы происходят со звуками в потоке речи? Задания для самостоятельной работы:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение... Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению... | Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,... |