Скачать 214.86 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД(М).Ф.3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1.1 Автор программы: Шевченко Н. А., к.филол.н., доцент кафедры русской филологии 1.3 Пояснительная записка Курсы, посвященные современному состоянию русского языка, являются центральными в системе лингвистических дисциплин, изучаемых студентами филологического направления. Дисциплина "Современный русский язык: Лексикология" имеет целью сформировать у студента фундаментальные знания о лексике современного русского литературного языка и воспитать языковую личность, владеющую богатствами родного языка и бережно относящуюся к ним. Задачи курса: 1) познакомить студентов с достижениями русистов в области лексикологии; 2) научить студентов основам лингвистического анализа лексико-фразеологических единиц; 3) повысить уровень культуры речи и общей культуры мышления студентов, развить их лингвистическую наблюдательность; 4) воспитать эстетическое отношение учащихся к богатствам родного языка. Дисциплина «Современный русский язык: лексикология» тесно связана с другими филологическими дисциплинами. Студенты должны знать: 1) закономерности формирования и развития лексики современного русского литературного языка; 2) структурно-семантические и функциональные характеристики лексико-фразеологических единиц; 3) особенности русской языковой картины мира; 4) понятийный аппарат дисциплины в его развитии и проблематике; 5) имена выдающихся русистов-лексикологов и основные направления их деятельности. Студенты должны уметь: 1) использовать теоретические знания в собственной речевой практике и лингвистическом анализе текста; 2) выполнять лингвистический анализ слов и фразеологизмов; 3) ориентироваться в справочной литературе по русистике, словарях; 4) говорить и писать на родном языке правильно, точно, выразительно, свободно выбирая и используя языковые средства с учетом сферы общения. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности. Лексикология Лексика как открытая система. Лингвокультурная традиция и современность, внешние и внутренние заимствования. Антропоцентризм и системоцентризм в изучении лексических явлений. Системный характер лексики. Способы лексико-семантического варьирования слова. Лексическое значение слова. Виды лексической коннотации. Фразеология как проявление лингвокультурной общности носителей языка и языковой картины мира. Аспекты и приемы лексического анализа слова и текста в школьном курсе русского языка. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Предмет и задачи лексикологии. Слово как основная номинативная единица языка. Лексико-фразеологическая система. Лексическая семантика. Аспекты лексического значения слова. Внутренняя форма слова и ее виды. Семный состав лексического значения. Типология лексических значений. Лексическая моно- и полисемия. Проблема тождества слова. Семантическая структура полисеманта. Значения основные и производные, свободные и несвободные (фразеологически связанные, лексически связанные, конструктивно обусловленные, синтаксически обусловленные), прямые и переносные (виды переносов). Лингвистическая интерпретация метафоры. Узуальные и окказиональные переносные словоупотребления. Парадигматические отношения слов по форме. Лексическая омонимия и смежные явления. Типы омонимов, проблема разграничения с полисемантами. Паронимы и парономазы. Словари омонимов и паронимов. Проблема определения лексических синонимов. Гиперонимы и гипонимы. Синонимический ряд, типы синонимов. Эвфемизмы. Узуальные и окказиональные синонимы. Синонимия и полисемия. Словари синонимов. Лексическая антонимия. Типы антонимов. Энантиосемия. Узуальная и окказиональная антонимия. Квазиантонимы. Антонимия, синонимия и полисемия. Словари антонимов. Лексика русского языка с точки зрения ее формирования. Этимологические словари. Исконно русские слова, их разновидности. Иноязычные слова, их отражение в словарях. Причины, источники, характер заимствования. Освоение иноязычных слов русским языком. Старославянизмы. Кальки и полукальки. Вопрос об отношении к заимствованиям. Проблема лексической коннотации. Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка. Слова книжные (их разновидности), разговорные и просторечные, их отражение в словарях. Эмоционально-оценочные слова. Мелиоративная и пейоративная лексика, ее отражение в словарях. Лексика с точки зрения сферы употребления. Корпоративная лексика, ее разновидности и отражение в словарях. Диалектизмы, их типы, лексикография. Жаргонная и арготическая лексика. Активный и пассивный запас. Устаревшие слова, их разновидности и отражение в словарях. Неологизмы, окказионализмы, их разновидности и отражение в словарях. Русская фразеология, ее кумулятивная функция. Проблема определения фразеологизма. Семантическая, структурная, генеалогическая классификации ФЕ. Системные связи и функциональные характеристики фразеологизмов. Фразеография. Русская лексикография, ее история и проблематика. Типы словарей. Основные комплексные и аспектные словари русского языка. Русская ономастика, ее предмет и задачи. Онимы и апеллятивы. Антропонимы и топонимы, их отражение в словарях. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу: Практическое занятие № 1. Тема: Лексическое значение слова План:
Задания для самостоятельной работы:
Литература: Основная Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006. дополнительная
Практическое занятие № 2.Тема: Лексическая парадигматикаПлан:
Задания для самостоятельной работы:
Литература: основная Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006. дополнительная
Практическое занятие № 3. Тема: Лексика с точки зрения ее формирования. План. 1. Формирование русской лексики. Группы исконных слов. 2. Понятие и причины заимствований. Типы заимствованных слов. 3. Приметы заимствованных слов. 4. Освоение заимствованных слов. 5. Понятие активного и пассивного запаса в лексикологии. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы собственно лексические, лексико-фонетические, лексико-словообразовательные, семантические). 6. Новые слова (неологизмы лексические и семантические, исконно русские и заимствованные, окказионализмы). Задания для самостоятельной работы: Подготовиться к ролевой игре-дискуссии «Иноязычные слова. За и против». Для этого необходимо следующее.
ЗАЩИТНИКИ СТОРОННИКИ 1 – В 1 – Г 1 – В 1 – Г
А) сослаться на авторитеты, Б) провести лингвистические эксперименты в доказательство своей точки зрения (трансформировать текст за счет введения или изъятия иноязычных слов, например), В) применить элементы театрализации. Литература: основная Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006. дополнительная
Практическое занятие № 4. Тема: Лексика с точки зрения экспрессивно-стилистической и сферы употребления. План: 1.Лексика стилистически нейтральная и стилистически окрашенная. Виды стилистической окраски. 2. Лексика общенародная и ограниченного употребления. 3. Лексика диалектная, специальная, жаргонная. Задания для самостоятельной работы: 1. Выпишите из газет примеры употребления стилистически окрашенной лексики (не менее 10). 2. Подготовьте сообщение о диалектных или специальных словах. Литература: основная Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006. дополнительная Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972. Фомина М. И.Современный русский язык. Лексикология. – М., 2003. Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М, 1996. Практическое занятие № 5. Тема: Фразеология. Лексикография. План 1. Понятие фразеологии и фразеологизма. 2. Классификация фразеологизмов. 3. Лингвистические и энциклопедические словари. 4. Типы лингвистических словарей. Задания для самостоятельной работы: 1. Выпишите из фразеологического словаря 10 фразеологизмов (и их значения), ранее вам неизвестных. 2. Слова заморский и пейзаж посмотрите в разных словарях (толковых, словаре синонимов, словообразовательном и др.), сравнив полученную о них информацию. Сделайте вывод о назначении этих словарей, структуре словарной статьи. Литература: Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006. дополнительная Виноградов В. В. Лексикология. Лексикография // Избранные труды. – М., 1977. Введенская Л. А. Русская лексикография. – Ростов-на-Дону, 2011. Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.. 1996. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. – М., 1972 Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. Словарь иностранных слов. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка / под ред. К. С. Горбачевича. – М. 1973. Фразеологический словарь русского языка/ под ред. А. И. Молоткова. 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература: Основная Валгина Н.С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И.; под ред. Н.С. Валгиной. – М.: Логос, 2008. Дополнительная Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006. Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях // Исследования по русской грамматике. М. 1975. Виноградов В.В. Лексикология. Лексикография // Избранные труды. – М., 1977. Вишнякова О.В. Паронимы в русском языке. М. 1984 Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. М. 1986. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. М. 1973. Васильев Л.М. Современная лексическая семантика. М., 1990. Солодуб Ю.П., Альбрехт Ф.Б. Современный русский язык. Лексика и фразеология (сопоставительный аспект). – М., 2003. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.. 1996. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1977. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: лексика. – М., 1977. Русский язык конца ХХ столетия. – М., 1996. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972. Русский язык: энциклопедия / под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1997. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч.1. /Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – М., 1987. Словари 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1 Перечень используемых технических средств: - видеопроектор, - мультимедийное и компьютерное оборудование. 1.9.2 Перечень используемых пособий:
1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. 1. Покажите на примере 2-х слов основные свойства слова как лексической единицы. 2. Приведите по три примера однозначных и многозначных слов из предложенного текста. Рассуждая о развитии русского языка в современную эпоху, говорят обычно о так называемом «информационном взрыве». Наиболее ярко этот «взрыв» проявляется в виде все увеличивающего потока публикаций в области науки и техники. Возрастают объемы документации в сфере управления и планирования, производства и технологии. Бурно развиваются средства массовой информации. 3. Выделенное слово реализует конструктивно обусловленное метафорическое значение (выберите правильный вариант ответа): А) МЯГКИЙ согласный; Б) не мужчина, а ТРЯПКА; В) ВЕРХ наглости. 4. Выделенное слово реализует производное метонимическое значение (выберите правильный вариант ответа): А) ПРОБКА на дороге; Б) весь УНИВЕРСИТЕТ возмущен; В) ЛАПЫ елки. 5. Найдите «третий лишний» в каждом столбике, учитывая: - виды переносных значений: А) подыскать себе ЗАМЕНУ; Б) у студента два ХВОСТА; В) МОРЕ слез; - виды несвободных значений: А) ТУПОЙ угол; Б) ДЕНЬ учителя; В) ТЯГА к знаниям. 6. Из отрывка, данного в задании 2, выпишите по три примера исконно русских и заимствованных слов. 7. Отметьте неверные характеристики парадигматических отношений слов: - золотой СНОП – невыносимый СНОБ – омофоны; - ЧЕРЕДА событий – сушеная ЧЕРЕДА – лексические омонимы; - ПРОСТОЙ вопрос – вынужденный ПРОСТОЙ – омоформы; - глубокая ПРОПАСТЬ – ПРОПАСТЬ без вести – омоформы; - просеянная МУКА – невыносимая МУКА – омографы; - серебряная СПИЦА – мне не СПИТСЯ – паронимы. 8. Найдите в рядах: - старославянизм: ждать, роща, красный, плен; - собственно русское слово: по-польски, хлеб, время; - экзотизм: апельсин, паранджа, компьютер; - канцеляризм: монофтонгизация, истец, когорта; - историзм: дилижанс, виктория, чело; - фразеологизм: синее небо, грецкий орех, злое лицо. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету. Слово как основная номинативная единица языка. Лексико-фразеологическая система. Аспекты лексического значения слова. Семный состав лексического значения. Типология лексических значений. Лексическая моно- и полисемия. Семантическая структура многозначного слова. Лексическая омонимия и смежные явления. Типы омонимов. Паронимы. Словари омонимов и паронимов. Лексические синонимы. Синонимический ряд, типы синонимов. Лексическая антонимия. Типы антонимов. Лексика русского языка с точки зрения ее формирования. Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка. Лексика с точки зрения сферы употребления. Активный и пассивный запас. Устаревшие слова, их разновидности и отражение в словарях. Неологизмы. Русская фразеология. Семантическая, структурная, генеалогическая классификации ФЕ. Фразеография. Русская лексикография. Типы словарей. Основные комплексные и аспектные словари русского языка. 1.12 Комплект экзаменационных билетов нет (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет 1.13 Примерная тематика рефератов. Метафорические значения слов. Вопросы лексикологии и фразеологии в трудах В. В. Виноградова. Синонимические средства языка. Старославянизмы в современном русском языке. Заимствования наших дней. Лингвокультурологический аспект фразеологии. 1.14. Примерная тематика курсовых работ. Нет 1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет 1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет 1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). Толкование терминов дается по изданиям: Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990 Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976. РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Тема 2. Определите, в каком значении употреблено слово, охарактеризуйте это значение. Зачем нужна каждому из нас высокая культура речи? Высокий – «очень хороший» - переносное, мотивированное, свободное. Культура – «высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение» - переносное, мотивированное, конструктивно ограниченное. Тема 3. Подберите синонимы к слову, определите их разновидность. Феномен трибуны, микрофона – страх перед ними – известен каждому выступающему. Страх – боязнь, испуг, опасение, трепет, ужас, робость (семантико-стилистические). Тема 4. Какие слова являются заимствованными, каковы фонетические или словообразовательные приметы этих заимствований? Домашний, эволюция, анемия, джаз, ручной, здравствовать, кулак. Эволюция – латинское, начальный звук Э, -ция; джаз – английское, звукосочетание ДЖ; анемия – греческое, начальный звук А; здравствовать – старославянское, неполногласие РА. Тема 8. Фразеологизмы «бить баклуши», «попасть впросак» относят к фразеологическим сращениям. Однако этимология помогает узнать значение слов «баклуши» и «впросак». Можно ли, зная это значение, перевести эти ФЕ в разряд фразеологических единств? Ответ. Нельзя, так как слова «баклуши» и «впросак» для современного языка являются устаревшими, значение их непонятны говорящим. |