Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 214.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.11.2013
Размер214.86 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД(М).Ф.3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр)
1.1 Автор программы: Шевченко Н. А., к.филол.н., доцент кафедры русской филологии
1.3 Пояснительная записка

Курсы, посвященные современному состоянию русского языка, являются центральными в системе лингвистических дисциплин, изучаемых студентами филологического направления. Дисциплина "Современный русский язык: Лексикология" имеет целью сформировать у студента фундаментальные знания о лексике современного русского литературного языка и воспитать языковую личность, владеющую богатствами родного языка и бережно относящуюся к ним.

Задачи курса:

1) познакомить студентов с достижениями русистов в области лексикологии;

2) научить студентов основам лингвистического анализа лексико-фразеологических единиц;

3) повысить уровень культуры речи и общей культуры мышления студентов, развить их лингвистическую наблюдательность;

4) воспитать эстетическое отношение учащихся к богатствам родного языка.

Дисциплина «Современный русский язык: лексикология» тесно связана с другими филологическими дисциплинами.

Студенты должны знать:

1) закономерности формирования и развития лексики современного русского литературного языка;

2) структурно-семантические и функциональные характеристики лексико-фразеологических единиц;

3) особенности русской языковой картины мира;

4) понятийный аппарат дисциплины в его развитии и проблематике;

5) имена выдающихся русистов-лексикологов и основные направления их деятельности.

Студенты должны уметь:

1) использовать теоретические знания в собственной речевой практике и лингвистическом анализе текста;

2) выполнять лингвистический анализ слов и фразеологизмов;

3) ориентироваться в справочной литературе по русистике, словарях;

4) говорить и писать на родном языке правильно, точно, выразительно, свободно выбирая и используя языковые средства с учетом сферы общения.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности.

    Лексикология

Лексика как открытая система. Лингвокультурная традиция и современность, внешние и внутренние заимствования. Антропоцентризм и системоцентризм в изучении лексических явлений. Системный характер лексики. Способы лексико-семантического варьирования слова. Лексическое значение слова. Виды лексической коннотации. Фразеология как проявление лингвокультурной общности носителей языка и языковой картины мира. Аспекты и приемы лексического анализа слова и текста в школьном курсе русского языка.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


Шифр и наименование специальности

Курс

Сем.

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК


ПР

ЛБ

Сам.

работа

050300 Филологическое образование Профиль - русский язык и литература

4

7

50

30

20

10

-

20

зачет



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.


















Общие вопросы лексикологии

2

2

-

-

-


















Лексическая семантика

6

4

2

-

2


















Лексическая парадигматика

6

4

2

-

2


















Лексика с точки зрения ее формирования

3

2

1

-

2


















Лексика с точки зрения экспрессивно- стилистической

3

2

1

-

-


















Лексика с точки зрения сферы употребления

3

2

1

-

2


















Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса

3

2

1

-

2


















Фразеология

3

2

1

-

2


















Лексикография

1

-

1

-

4


















Ономастика

-

-

-

-

4



















Итого

30

20

10

-

20
















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Предмет и задачи лексикологии. Слово как основная номинативная единица языка. Лексико-фразеологическая система.

Лексическая семантика. Аспекты лексического значения слова. Внутренняя форма слова и ее виды. Семный состав лексического значения. Типология лексических значений.

Лексическая моно- и полисемия. Проблема тождества слова. Семантическая структура полисеманта. Значения основные и производные, свободные и несвободные (фразеологически связанные, лексически связанные, конструктивно обусловленные, синтаксически обусловленные), прямые и переносные (виды переносов). Лингвистическая интерпретация метафоры. Узуальные и окказиональные переносные словоупотребления.

Парадигматические отношения слов по форме. Лексическая омонимия и смежные явления. Типы омонимов, проблема разграничения с полисемантами. Паронимы и парономазы. Словари омонимов и паронимов.

Проблема определения лексических синонимов. Гиперонимы и гипонимы. Синонимический ряд, типы синонимов. Эвфемизмы. Узуальные и окказиональные синонимы. Синонимия и полисемия. Словари синонимов.

Лексическая антонимия. Типы антонимов. Энантиосемия. Узуальная и окказиональная антонимия. Квазиантонимы. Антонимия, синонимия и полисемия. Словари антонимов.

Лексика русского языка с точки зрения ее формирования. Этимологические словари. Исконно русские слова, их разновидности. Иноязычные слова, их отражение в словарях. Причины, источники, характер заимствования. Освоение иноязычных слов русским языком. Старославянизмы. Кальки и полукальки. Вопрос об отношении к заимствованиям.

Проблема лексической коннотации. Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка. Слова книжные (их разновидности), разговорные и просторечные, их отражение в словарях. Эмоционально-оценочные слова. Мелиоративная и пейоративная лексика, ее отражение в словарях.

Лексика с точки зрения сферы употребления. Корпоративная лексика, ее разновидности и отражение в словарях. Диалектизмы, их типы, лексикография. Жаргонная и арготическая лексика.

Активный и пассивный запас. Устаревшие слова, их разновидности и отражение в словарях. Неологизмы, окказионализмы, их разновидности и отражение в словарях.

Русская фразеология, ее кумулятивная функция. Проблема определения фразеологизма. Семантическая, структурная, генеалогическая классификации ФЕ. Системные связи и функциональные характеристики фразеологизмов. Фразеография.

Русская лексикография, ее история и проблематика. Типы словарей. Основные комплексные и аспектные словари русского языка.

Русская ономастика, ее предмет и задачи. Онимы и апеллятивы. Антропонимы и топонимы, их отражение в словарях.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма

контроля выполнения самостоятельной работы

1

Лингвистические основы изучения лексического значения в средней школе

Конспекты статей, анализ школьных учебников *Шипицына Г.М. Компонентный анализ при повторении лексики // РЯШ.1999. №4.

Полянских Н.Н. Учимся видеть метафору// РЯШ.2000.№2 и др.

2

Дискуссия на ПР (коллоквиум)

2

Синонимы, антонимы

Работа со словарями, составление заданий с использованием синонимов и антонимов для школьников.

2

Проверка на зачете

3

Иноязычные слова с точки зрения культуры речи

Подготовка выступления в роли защитника или противника заимствований (рабочие записи, раз-

работка творческих заданий, в том числе с элементами театрализации).

2

Ролевая игра на ПР

4

Слова ограниченной сферы употребления

Профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы

в текстах разных жанров (подбор примеров)

2

Проверка на ПР

5

Лексика пассивного запаса

Устаревшая и новая лексика

в текстах разных жанров (подбор примеров)

2

Проверка на ПР

6

Фразеология

Составление заданий для школьников.

2

Проверка на зачете.

7

Великие русские лексикографы

Реферат

4

Защита реферата

8

Топонимика Кольского Севера

Подбор дидактического материала для занятий со школьниками по справочникам*

* А.А.Минкин. Топонимы Мурмана. Мурманск,1976

С.В. Попов. Названия студеных берегов. Мурманск, 1990.

4

Выступления на семинаре


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Практическое занятие № 1.

Тема: Лексическое значение слова

План:

  1. Аспекты лексического значения.

  2. Внутренняя форма слова, ее разновидности. Явления народной и поэтической этимологии.

  3. Метод компонентного анализа лексического значения. Иерархия сем.

  4. Свободные и несвободные значения слов.

  5. Прямое и переносное значение. Виды переносов.

  6. Однозначные и многозначные слова. Семантическая структура многозначного слова.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнить рабочие записи статей В.В. Виноградова.

  2. Составить терминологический словник по теме, подобрать самостоятельно иллюстрации к каждому термину.

  3. Выполнить компонентный анализ лексических значений слов СЛОВЕСНИК, МЕТАФОРА.

Литература:

Основная

Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008.
Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006.

дополнительная

  1. Виноградов В.В. Основные типы лексического значения слова // Лексикология и лексикография. М., 1977.

  2. Васильев Л.М. Современная лексическая семантика. М., 1990.

  3. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1977.



Практическое занятие № 2.
Тема: Лексическая парадигматика
План:

  1. Омонимия и смежные явления.

  2. Паронимы и парономазы.

  3. Проблемы лексической синонимии.

  4. Синонимический ряд. Типы синонимов.

  5. Лексическая антонимия. Типы антонимов.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Показать все виды парадигматических отношений слов по форме на материале следующих единиц: ДОРОГА, ДЖИН, ПРОПАСТЬ, ЛИСА, ОЖОГ, ЗНАТЬ, ЗДРАВИЦА, СЫТЫЙ, МАТ, ЧЕРЕДА.

  2. Подобрать 10 фрагментов художественных текстов, в которых использованы синонимы и антонимы, охарактеризовать их.

Литература:

основная

Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006.

дополнительная

  1. В.В.Виноградов. Об омонимии и смежных явлениях // Исследования по русской грамматике. М. 1975.

  2. О.В. Вишнякова. Паронимы в русском языке. М. 1984.

  3. А.А. Брагина. Синонимы в литературном языке. М. 1986.

  4. Л.А. Новиков. Антонимия в русском языке. М. 1973.


Практическое занятие № 3.

Тема: Лексика с точки зрения ее формирования.

План.

1. Формирование русской лексики. Группы исконных слов.

2. Понятие и причины заимствований. Типы заимствованных слов.

3. Приметы заимствованных слов.

4. Освоение заимствованных слов.

5. Понятие активного и пассивного запаса в лексикологии.

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы собственно лексические, лексико-фонетические, лексико-словообразовательные, семантические).

6. Новые слова (неологизмы лексические и семантические, исконно русские и заимствованные, окказионализмы).

Задания для самостоятельной работы:

Подготовиться к ролевой игре-дискуссии «Иноязычные слова. За и против». Для этого необходимо следующее.

  1. Выбрать роль защитника или противника иноязычных слов в русском языке, указать свою фамилию в соответствующей части таблицы:

ЗАЩИТНИКИ СТОРОННИКИ

1 – В 1 – Г 1 – В 1 – Г


  1. Используя предложенную и самостоятельно подобранную литературу, сформулируйте 5-6 аргументов в защиту избранного взгляда на иноязычные слова (примерное начало: «Иноязычные слова нам необходимы, потому что 1)…2)…3)…»и т.д. или «Иноязычные слова нам не нужны, так как 1)…2)…3)…». Каждый аргумент должен подкрепляться иллюстрациями.

  2. Готовясь отстаивать избранную позицию, попробуйте:

А) сослаться на авторитеты,

Б) провести лингвистические эксперименты в доказательство своей точки зрения (трансформировать текст за счет введения или изъятия иноязычных слов, например),

В) применить элементы театрализации.

Литература:

основная

Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006.

дополнительная

  1. Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова. М., 1969. С.215 и далее.

  2. Брагина А.А. Чужое все-таки чужое // РР. 1981. №4.

  3. Вартаньян Э. Путешествие в слово. М., 1975. С. 65 и далее.

  4. Галь Н. Слово живое и мертвое. М., 1987. С.28-69.

  5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. С. 167-170.

  6. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1986. С.179-190.

  7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., 1988. С.74-82.

  8. Мещерский Н.А. История русского литературного языка. Л., 1981. С.142-150, 153-155, 168-170, 180-181, 184-187, 235.

  9. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М.,1984. С.44-47.

  10. Русская словесность. 1994. №5. С.59-63.

  11. Томашевский Б.В. Стилистика. Л., 1983. С.103-148.

  12. Улуханов И.С. О новых заимствованиях в русском языке // РЯШ. 1994. №1.

  13. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981. С.301 и далее.

  14. Шанский Н.М. Иностранные языки на уроках русского языка // РЯШ. 1997. №1,2.



Практическое занятие № 4.

Тема: Лексика с точки зрения экспрессивно-стилистической и сферы употребления.

План:

1.Лексика стилистически нейтральная и стилистически окрашенная. Виды стилистической окраски.

2. Лексика общенародная и ограниченного употребления.

3. Лексика диалектная, специальная, жаргонная.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выпишите из газет примеры употребления стилистически окрашенной лексики (не менее 10).

2. Подготовьте сообщение о диалектных или специальных словах.

Литература:

основная

Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006.

дополнительная

Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972.

Фомина М. И.Современный русский язык. Лексикология. – М., 2003.

Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М, 1996.
Практическое занятие № 5.

Тема: Фразеология. Лексикография.

План

1. Понятие фразеологии и фразеологизма.

2. Классификация фразеологизмов.

3. Лингвистические и энциклопедические словари.

4. Типы лингвистических словарей.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выпишите из фразеологического словаря 10 фразеологизмов (и их значения), ранее вам неизвестных.

2. Слова заморский и пейзаж посмотрите в разных словарях (толковых, словаре синонимов, словообразовательном и др.), сравнив полученную о них информацию. Сделайте вывод о назначении этих словарей, структуре словарной статьи.

Литература:

Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006.

дополнительная

Виноградов В. В. Лексикология. Лексикография // Избранные труды. – М., 1977.

Введенская Л. А. Русская лексикография. – Ростов-на-Дону, 2011.

Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.. 1996.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. – М., 1972

Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка.

Словарь иностранных слов.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка / под ред. К. С. Горбачевича. – М. 1973.

Фразеологический словарь русского языка/ под ред. А. И. Молоткова.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная

Валгина Н.С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И.; под ред. Н.С. Валгиной. – М.: Логос, 2008.

Дополнительная

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006.

Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях // Исследования по русской грамматике. М. 1975.

Виноградов В.В. Лексикология. Лексикография // Избранные труды. – М., 1977.

Вишнякова О.В. Паронимы в русском языке. М. 1984

Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. М. 1986.

Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. М. 1973.

Васильев Л.М. Современная лексическая семантика. М., 1990.

Солодуб Ю.П., Альбрехт Ф.Б. Современный русский язык. Лексика и фразеология (сопоставительный аспект). – М., 2003.

Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.. 1996.

Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1977.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык: лексика. – М., 1977.

Русский язык конца ХХ столетия. – М., 1996.

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972.

Русский язык: энциклопедия / под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1997.

Современный русский язык: в 3-х ч. Ч.1. /Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – М., 1987.
Словари
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

- видеопроектор,

- мультимедийное и компьютерное оборудование.

1.9.2 Перечень используемых пособий:

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1969.

  2. Большой энциклопедический словарь: Языкознание/Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М., 1988. (В 1-м изд.: Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990).

  3. Сборник упражнений по современному русскому языку: учебю пособие для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Филологи» / П. А. Лекант и др; под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

1. Покажите на примере 2-х слов основные свойства слова как лексической единицы.

2. Приведите по три примера однозначных и многозначных слов из предложенного текста.

Рассуждая о развитии русского языка в современную эпоху, говорят обычно о так называемом «информационном взрыве». Наиболее ярко этот «взрыв» проявляется в виде все увеличивающего потока публикаций в области науки и техники. Возрастают объемы документации в сфере управления и планирования, производства и технологии. Бурно развиваются средства массовой информации.

3. Выделенное слово реализует конструктивно обусловленное метафорическое значение (выберите правильный вариант ответа):

А) МЯГКИЙ согласный;

Б) не мужчина, а ТРЯПКА;

В) ВЕРХ наглости.

4. Выделенное слово реализует производное метонимическое значение (выберите правильный вариант ответа):

А) ПРОБКА на дороге;

Б) весь УНИВЕРСИТЕТ возмущен;

В) ЛАПЫ елки.

5. Найдите «третий лишний» в каждом столбике, учитывая:

- виды переносных значений:

А) подыскать себе ЗАМЕНУ;

Б) у студента два ХВОСТА;

В) МОРЕ слез;

- виды несвободных значений:

А) ТУПОЙ угол;

Б) ДЕНЬ учителя;
В) ТЯГА к знаниям.

6. Из отрывка, данного в задании 2, выпишите по три примера исконно русских и заимствованных слов.

7. Отметьте неверные характеристики парадигматических отношений слов:

- золотой СНОП – невыносимый СНОБ – омофоны;

- ЧЕРЕДА событий – сушеная ЧЕРЕДА – лексические омонимы;

- ПРОСТОЙ вопрос – вынужденный ПРОСТОЙ – омоформы;

- глубокая ПРОПАСТЬ – ПРОПАСТЬ без вести – омоформы;

- просеянная МУКА – невыносимая МУКА – омографы;

- серебряная СПИЦА – мне не СПИТСЯ – паронимы.

8. Найдите в рядах:

- старославянизм: ждать, роща, красный, плен;

- собственно русское слово: по-польски, хлеб, время;

- экзотизм: апельсин, паранджа, компьютер;

- канцеляризм: монофтонгизация, истец, когорта;

- историзм: дилижанс, виктория, чело;

- фразеологизм: синее небо, грецкий орех, злое лицо.
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

Слово как основная номинативная единица языка.

Лексико-фразеологическая система.

Аспекты лексического значения слова. Семный состав лексического значения. Типология лексических значений.

Лексическая моно- и полисемия. Семантическая структура многозначного слова. Лексическая омонимия и смежные явления. Типы омонимов.

Паронимы. Словари омонимов и паронимов.

Лексические синонимы. Синонимический ряд, типы синонимов.

Лексическая антонимия. Типы антонимов.

Лексика русского языка с точки зрения ее формирования.

Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка.

Лексика с точки зрения сферы употребления.

Активный и пассивный запас. Устаревшие слова, их разновидности и отражение в словарях. Неологизмы.

Русская фразеология. Семантическая, структурная, генеалогическая классификации ФЕ. Фразеография.

Русская лексикография. Типы словарей. Основные комплексные и аспектные словари русского языка.
1.12 Комплект экзаменационных билетов нет (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет

1.13 Примерная тематика рефератов.

Метафорические значения слов.

Вопросы лексикологии и фразеологии в трудах В. В. Виноградова.

Синонимические средства языка.

Старославянизмы в современном русском языке.

Заимствования наших дней.

Лингвокультурологический аспект фразеологии.

1.14. Примерная тематика курсовых работ. Нет

1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет

1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет

1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

Толкование терминов дается по изданиям:

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).

Тема 2.

Определите, в каком значении употреблено слово, охарактеризуйте это значение.

Зачем нужна каждому из нас высокая культура речи?

Высокий – «очень хороший» - переносное, мотивированное, свободное.

Культура – «высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение» - переносное, мотивированное, конструктивно ограниченное.
Тема 3.

Подберите синонимы к слову, определите их разновидность.

Феномен трибуны, микрофона – страх перед ними – известен каждому выступающему.

Страх – боязнь, испуг, опасение, трепет, ужас, робость (семантико-стилистические).
Тема 4.

Какие слова являются заимствованными, каковы фонетические или словообразовательные приметы этих заимствований?

Домашний, эволюция, анемия, джаз, ручной, здравствовать, кулак.

Эволюция – латинское, начальный звук Э, -ция; джаз – английское, звукосочетание ДЖ; анемия – греческое, начальный звук А; здравствовать – старославянское, неполногласие РА.
Тема 8.

Фразеологизмы «бить баклуши», «попасть впросак» относят к фразеологическим сращениям. Однако этимология помогает узнать значение слов «баклуши» и «впросак». Можно ли, зная это значение, перевести эти ФЕ в разряд фразеологических единств?

Ответ. Нельзя, так как слова «баклуши» и «впросак» для современного языка являются устаревшими, значение их непонятны говорящим.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск