Методические рекомендации по изучению дисциплины СД(М).Ф.2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература 1.1 Авторы программы: Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания МГГУ;
Горбань Л.В., кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания МГГУ. 1.3 Пояснительная записка:
Цель курса: приобретение теоретических знаний в области морфемики, дериватологии и морфологии, а также практических умений и навыков морфемного, этимологического, словообразовательного и морфологического анализа языковых единиц;
Задачи курса:
познакомить студентов с теоретическим основами и научным аппаратом словообразования и морфологии;
формировать у студентов самостоятельное, творческое осмысление фактов языка с учетом тенденций в их развитии и нового истолкования в науке;
совершенствовать владение словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка;
в рамках курса обеспечить глубокие знания об устройстве и взаимосвязях разных уровней языковой системы русского языка (лексики, фонетики, словообразования, грамматики, стилистики, орфографии и пунктуации) и свойствах, типах и функциях языковых единиц этих уровней;
посредством данной дисциплины ориентировать студентов на педагогическую, научно-методическую, воспитательную и социально-просветительскую деятельность.
Место курса в общей системе подготовки бакалавра.
Курс «Современный русский язык. Словообразование. Морфология» занимает важное место в подготовке студентов филологических факультетов, обучающихся по направлению «Филологическое образование» профиль «Русский язык и литература».
Данный курс призван сформировать у студентов такие важные понятия в области морфемики и дериватологии, как «морфема», «морф», «алломорфы», «варианты морфем», «корневые и аффиксальные морфемы», «функции морфем», «значения морфем», «деривация», «словообразовательный тип», «словообразовательная парадигма», «словообразовательное гнездо», «способы словообразования»; «грамматическая парадигма», «морфологическая категория», «грамматическое значение», «знаменательные и служебные части речи», «слова категории состояния», «модельность».
Изучение курсов «Словообразование» и «Морфология» - это не только усвоение теоретических сведений, но и овладение и навыками языковых разборов (морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического), следствием чего является углубленное понимание грамматических (шире - языковых) явлений.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По окончании изучения курса студенты должны знать:
важнейшие лингвистические понятия, исследовательские методы и научный аппарат современной русистики, применяемый в курсах «Словообразование» и «Морфология»;
место и значение словообразования и морфологии среди других уровней языковой системы русского языка (лексики, фонетики, синтаксиса, стилистики, орфографии), их устройство и присущие им языковые единицы со всеми важнейшими признаками и свойствами;
принципы классификации частей речи в русском языке;
закономерности функционирования языковых единиц разных уровней;
нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексические, словообразовательные, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);
важнейшие учебные и научные словари, пособия и справочники по русскому языку, необходимые для изучения курсов «Словообразование» и «Морфология»;
Студенты должны уметь:
работать с лингвистической и методической литературой;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать лингвистические факты;
подбирать примеры к теоретическим положениям, составлять конспекты и тезисы работ на лингвистические темы;
определять морфемный состав языковых единиц, значение и роль каждой минимальной единицы языка с учетом их морфологического варьирования и исторических изменений;
определять словообразовательный тип, способы образования языковых единиц, значение производных слов; средства и способы выражения грамматических значений;
делать словообразовательный, морфологический и стилистический анализ языковых единиц;
делать лингвистический анализ любых текстов, выделять в тексте различные единицы языка;
совершенствовать владение словообразовательными и морфологическими нормами современного русского литературного языка;
анализировать с позиции лингвистической теории школьные учебники и пособия по русскому языку;
использовать полученные знания в организации своей педагогической деятельности.
Студенты должны владеть:
- методами морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического анализа языковых единиц;
При подготовке программы использовались учебники, учебно-методические пособия и сборники задача и упражнений, написанные и/или отредактированные Касаткиным Л.Л., Крысиным Л.П., Львовым М.Р., Тереховой Т.Г., Максимовым Л.Ю., Мыльниковой С.Е., Рахмановой Л.И., Поповым Р.Н, Маловицким Л.Я., Бахваловой Т.В., Карповой А.Н.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений, на которых читается данная дисциплина):
№ п/п
| Шифр и наименование направления
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудо-емкость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам.
работа
| 1.
| 050300.62 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература»
| 3
| 6
| 120
| 70
| 50
| 20
| -
| 50
| зачет
|
1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№
п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| Cам. раб.
|
| Морфемика. Морфема. Виды морфем русского языка. Морфемный разбор слова.
| 3
| 2
| 1
| 4
|
| Словообразование. Способы словообразования русского языка. Словообразовательный анализ слова.
| 10
| 8
| 2
| 4
|
| Различия между морфемным и словообразовательным анализами слов.
| 3
| 3
| -
| -
|
| Морфология как раздел грамматики. Принципы классификации частей речи в русском языке.
| 6
| 4
| 2
| 4
|
| Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных. Склонение существительных.
| 5
| 3
| 2
| 4
|
| Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Склонение прилагательных.
| 5
| 3
| 2
| 4
|
| Имя числительное. Разряды и особенности склонения числительных.
| 5
| 3
| 2
| 4
|
| Местоимение. Разряды и склонение местоимений.
| 8
| 6
| 2
| 4
|
| Глагол как часть речи. Система форм глагола. Грамматические категории глагола. Спряжение глаголов.
Причастие и деепричастие как особые формы глагола.
| 4
| 2
| 2
| 6
|
| Наречие и слова категории состояния как части речи. Разряды наречий. Вопрос о словах категории состояния.
| 8
| 6
| 2
| 6
|
| Служебные части речи. Разряды предлогов, союзов, частиц.
| 8
| 6
| 2
| 6
|
| Модальные слова. Междометия. Разновидности модальных слов и междометий.
| 5
| 4
| 1
| 4
|
| Всего
| 70
| 50
| 20
| 50
|
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Морфемика. Понятие морфемы. Виды морфем русского языка. Исторические изменения в морфемном составе слова. Морфемный разбор слова.
Словообразование. Словоизменение и словообразование. Производящая и производная основы. Словообразовательные гнезда и цепочки. Словообразовательные словари. Словообразовательный тип. Способы словообразования.
Морфология как раздел грамматики. Предмет и задачи морфологии. Принципы классификации частей речи в русском языке.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных.
Категории рода, числа и падежа у существительных. Склонение существительных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Склонение прилагательных. Краткие формы и степени сравнения прилагательных.
Имя числительное. Разряды числительных. Особенности склонения числительных.
Местоимение. Разряды местоимений. Склонение местоимений.
Глагол как часть речи. Система форм глагола. Классы глаголов. Категории вида, залога и переходности глагола.
Категории наклонения и времени глагола. Категории лица и числа глагола. Спряжение глаголов.
Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Образование причастий и деепричастий глагола.
Морфологический разбор глагольных форм.
Наречие и слова категории состояния как части речи. Разряды наречий. Вопрос о словах категории состояния.
Служебные части речи. Разряды предлогов, союзов, частиц.
Модальные слова. Междометия. Разновидности модальных слов и междометий. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| Морфемика. Исторические изменения в морфемном составе слова.
| Подготовка сообщения.
| 4
| Устный опрос.
| 2.
| Словообразование. Неморфологические способы словообразования.
| Составление таблиц.
| 4
| Проверка таблиц.
| 3.
| Морфология. Принципы классификации частей речи в русском языке.
| Подготовка реферативных сообщений.
|
| Обсуждение сообщений.
| 4.
| Имя существительное. Особенности выражения категорий рода, числа и падежа у существительных. Типы склонение существительных.
| Составление таблиц.
| 4
| Проверка таблиц.
| 5.
| Имя прилагательное. Образование и особенности употребления кратких форм и степеней сравнения прилагательных.
| Составление конспекта.
Работа со справочником Д.Э.Розенталя.
| 4
| Опрос по конспекту
| 6.
| Имя числительное. Дробные числительные. Особенности склонения числительных.
| Составление викторины.
| 4
| Обсуждение викторины.
| 7.
| Местоимение. Личные местоимения в истории русского языка.
| Подготовка сообщений по публикациям в журнале «Русская речь» и «Журналистика и культура русской речи».
| 4
| Обсуждение сообщений.
| 8.
| Глагол как часть речи. Классы глаголов.
| Составление таблицы.
| 4
| Проверка таблицы.
| 9.
| Образование и особенности употребления причастий и деепричастий в русском языке.
| Конспект работы В.В.Виноградова.
| 6
| Проверка конспекта.
| 10.
| Наречия и слова категории состояния. Образование наречий. Вопрос о словах категории состояния.
| Конспект работ Л.В.Щербы и В.В.Виноградова.
| 6
| Проверка конспекта.
| 11.
| Служебные части речи. Разряды смысловых частиц.
| Вопросы для самостоятельного изучения
| 6
| Коллективное обсуждение.
| 12.
| Модальные слова. Междометия. Особенности пунктуации и употребления.
| Составление конспекта по «Грамматике 80».
| 4
| Проверка конспекта.
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Тема: Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Вопросы и задания:
Расскажите о порядке морфемного разбора.
Назовите виды изменения исходной морфемной структуры слов и типы словарей, из которых можно узнать об исходной морфемной структуре слова.
Расскажите, почему морфемный разбор слова необходимо начинать с определения частеречной принадлежности слова.
Укажите способ нахождения корневой морфемы.
Раскройте понятие «одноструктурное» слово.
6. Укажите, чем словообразовательный анализ отличается от морфемного.
7. Объясните, почему словообразовательный анализ необходимо начинать с определения частеречной принадлежности слова и нахождения его начальной формы.
8. Назовите, какие виды морфонологических изменений могут сопровождать процесс образования слов.
9. Расскажите о порядке словообразовательного разбора слова.
Задания для самостоятельной работы:
сделайте полный морфемный разбор слов: голубизна, медленно (идти), перевозка, украшение, широта, водрузить;
- сделайте полный словообразовательный разбор следующих слов: домовитость, зачитываться, мечтательность, настольный, приземление, сопричастность, хранение, чувствовать, приземлиться..
Литература:
Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, §§ 1 - 11.
Современный русский язык / Под ред. Р.Н. Попова…, с.150-172.
МОРФОЛОГИЯ
Тема: Лексико-грамматические разряды имен существительных. Склонение имен существительных.
Вопросы и задания:
Назовите все лексико-грамматические разряды, характерные для существительных.
Охарактеризуйте деление существительных на имена нарицательные и имена собственные.
Расскажите о распределении имен нарицательных на конкретные, отвлеченные (абстрактные), вещественные и собирательные.
Раскройте грамматическую природу разделения имен существительных на одушевленные и неодушевленные; укажите, в чем отличие грамматического различия от биологического.
Какие типы и разновидности склонения выделяются у существительных в русском языке.
Почему нельзя определить тип склонения (и род) у существительных, имеющих форму только множественного числа.
Задания для самостоятельной работы:
распределите существительные по лексико-грамматическим разрядам: бард, бумага, бюро, Вера, вера, груздь, гуашь, еж, ежевика, жалость, животное, зависть, зерно, ил, имя, ласка, лось, мел, Нева, недра, сатин, солома, тайга, цунами, юродивый;
определите тип склонения существительных: армия, вишня, груздь, грусть, дитя, знамя, ковш, Коля, крыша, мозоль, мороженое, мостовая, пляж, озеро, рожь, слуга, тушь, удивление, служащий, толь, сушь, судья, ателье, духи, сливки.
Литература:
Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, § 18 – 35.
Современный русский язык /Под ред. Р.Н. Попова, с. 181-196.
Тема: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.
Вопросы и задания:
Назовите семантические, морфологические и синтаксические признаки прилагательных.
Укажите, по каким признакам прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные. Докажите, что граница между лексико-грамматическими разрядами прилагательных не является неизменной.
Расскажите о типах и разновидностях склонения прилагательных.
Задания для самостоятельной работы:
употребите в значении качественных и относительных прилагательные: железный, каменный, азиатский, бумажный, весенний, деревянный, заячий, казенный, нервный, царский, шелковый, романтический, ювелирный, монашеский, огненный;
определите тип и разновидность склонения прилагательных: абрикосовый, беличий, ветхий, горючий, дядин, ежовый, желтый, лошадиный, овечий, павлиний, цирковой, ковровый.
Литература:
Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, §§ 37- 44.
Современный русский язык /Под ред. Р.Н. Попова, с. 200-212.
Тема: Глагол как часть речи. Система форм глагола. Классы глаголов. Категории вида, залога и переходности глагола.
Вопросы и задания:
Расскажите о семантических, морфологических и синтаксических особенностях глаголов как части речи.
Назовите продуктивные и непродуктивные классы. Расскажите об особенностях основ глаголов, относящихся к пяти продуктивным классам.
Охарактеризуйте семантические и грамматические отличия глаголов несовершенного вида от совершенного.
Охарактеризуйте глаголы русского языка по отношению к залогу.
Укажите семантические, словообразовательные, морфологические и синтаксические признаки переходных глаголов.
Задания для самостоятельной работы:
выделите у глаголов основы настоящего (будущего) времени и основу инфинитива, от каждой основы образуйте все возможные глагольные формы: бледнеть, беречь, гулять, зимовать, погаснуть, шить, петь, пасть;
определите, к какому классу относится каждый из глаголов: бегать, бежать, выздороветь, греметь, готовить, махнуть, отполировать, снять, ткать, одеть, рдеть, сбрить, клеить;
подберите к указанным глаголам парные глаголы другого вида и укажите, каким способом они образованы: вянуть, гнить, допить, желтеть, замедлить, запереть, искать, наказать, объяснять, оценить, признать, рассыпать, прыгать, читать;
употребите перечисленные глаголы в активном и страдательном залогах: одеть, переписывать, собирать, строить;
определите, какие из глаголов являются переходными, а какие – непереходными: встать, застеклить, обветрить, озорничать, обезжирить, ползти, рассердиться, холодеть, узнавать, учить.
Литература:
Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, §§ 55 – 63.
Современный русский язык /Под ред. Р.Н. Попова, с.229-238.
Тема: Категории наклонения и времени глагола. Категории лица и числа глагола. Спряжение глаголов.
Вопросы и задания:
Укажите значение и грамматические особенности форм наклонений и времен в русском языке.
Каковы отличия систем форм глаголов совершенного и несовершенного вида.
Охарактеризуйте значение и грамматические особенности безличных глаголов.
Объясните разницу между широким и узким пониманием спряжения глагола.
Назовите типы спряжения глаголов в русском языке.
Задания для самостоятельной работы:
образуйте все формы изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений от глаголов: вытереть – вытирать, искать – найти, бояться, быть, напоить, лечь;
употребите в безличном значении глаголы: пахнуть, вскружить, одеть, посветлеть, занести, плакаться, повеять;
установите тип спряжения глаголов: брызгать, выдержать, заботиться, замкнуться, зиждиться, копать, лететь, спать, надеяться, стелить, клеить, строить, съесть, быть, хотеть.
Литература:
Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, §§ 64 – 68.
Современный русский язык /Под ред. Р.Н. Попова, с.238-246.
Тема: Причастие и деепричастие как особые формы глагола.
Вопросы и задания:
Охарактеризуйте причастие как особую глагольно-именную форму.
Назовите все виды причастий в русском языке и особенности их образования.
Как зависит образование причастий от категории вида и переходности глаголов.
Охарактеризуйте деепричастие как особую глагольно-наречную форму.
Назовите способы образования деепричастий.
Задания для самостоятельной работы:
отграничьте словосочетания с причастиями от словосочетаний с именами прилагательными: блестящее выступление, выдающийся педагог, говорящая кукла, текущий счет, тающий снег, бывший директор, отяжелевшая голова, ограниченный человек, усиленное питание, склоняемые слова, решаемая задача;
образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от глаголов: брить, гнать, плясать, идти, приглянуться, сбежать, запереть, посвятить.
Литература:
Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, §§ 69 – 70.
Современный русский язык /Под ред. Р.Н. Попова, с.246-250.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1 Рекомендуемая литература:
Литература основная
Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 частях / Под ред. Л.Ю.Максимова. – М., Просвещение, 1989.
Мыльникова С.Е., Фадеева Т.А., Глотова Е.А. Современный русский язык. Словообразование. Морфология: учебно-методический комплекс для дистантного обучения студентов педагогических вузов / С.Е. Мыльникова, Т.А. Фадеева, Е.А.Глотова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 504 с.
Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: учебник для студентов вузов/ Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – 2-е изд. , испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 464 с.
Современный русский язык: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. Р.Н.Попова. – М., Просвещение, 1986.
Сборник тренировочно-контрольных упражнений по современному русскому языку (с элементами программирования). – Вып.1-4. – М., 1988-1989.
Попов Р.Н., Маловицкий Л.Я., Бахвалова Т.В., Карпова А.Н. Сборник упражнений по русскому языку: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – 2-е изд. – М., 1991.
Антошина С.А. Русский язык: грамматика (морфемика, словообразование, морфология): Учебно-методическое пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультета ПиМНО. – Мурманск, 2003. – 46 с.
|