Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 396.88 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации06.11.2013
Размер396.88 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД(М).Ф.2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
1.1 Авторы программы: Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания МГГУ;

Горбань Л.В., кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания МГГУ.
1.3 Пояснительная записка:

  • Цель курса: приобретение теоретических знаний в области морфемики, дериватологии и морфологии, а также практических умений и навыков морфемного, этимологического, словообразовательного и морфологического анализа языковых единиц;

  • Задачи курса:

  1. познакомить студентов с теоретическим основами и научным аппаратом словообразования и морфологии;

  2. формировать у студентов самостоятельное, творческое осмысление фактов языка с учетом тенденций в их развитии и нового истолкования в науке;

  3. совершенствовать владение словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка;

  4. в рамках курса обеспечить глубокие знания об устройстве и взаимосвязях разных уровней языковой системы русского языка (лексики, фонетики, словообразования, грамматики, стилистики, орфографии и пунктуации) и свойствах, типах и функциях языковых единиц этих уровней;

  5. посредством данной дисциплины ориентировать студентов на педагогическую, научно-методическую, воспитательную и социально-просветительскую деятельность.

  • Место курса в общей системе подготовки бакалавра.

Курс «Современный русский язык. Словообразование. Морфология» занимает важное место в подготовке студентов филологических факультетов, обучающихся по направлению «Филологическое образование» профиль «Русский язык и литература».

Данный курс призван сформировать у студентов такие важные понятия в области морфемики и дериватологии, как «морфема», «морф», «алломорфы», «варианты морфем», «корневые и аффиксальные морфемы», «функции морфем», «значения морфем», «деривация», «словообразовательный тип», «словообразовательная парадигма», «словообразовательное гнездо», «способы словообразования»; «грамматическая парадигма», «морфологическая категория», «грамматическое значение», «знаменательные и служебные части речи», «слова категории состояния», «модельность».

Изучение курсов «Словообразование» и «Морфология» - это не только усвоение теоретических сведений, но и овладение и навыками языковых разборов (морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического), следствием чего является углубленное понимание грамматических (шире - языковых) явлений.

  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По окончании изучения курса студенты должны знать:

  • важнейшие лингвистические понятия, исследовательские методы и научный аппарат современной русистики, применяемый в курсах «Словообразование» и «Морфология»;

  • место и значение словообразования и морфологии среди других уровней языковой системы русского языка (лексики, фонетики, синтаксиса, стилистики, орфографии), их устройство и присущие им языковые единицы со всеми важнейшими признаками и свойствами;

  • принципы классификации частей речи в русском языке;

  • закономерности функционирования языковых единиц разных уровней;

  • нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексические, словообразовательные, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);

  • важнейшие учебные и научные словари, пособия и справочники по русскому языку, необходимые для изучения курсов «Словообразование» и «Морфология»;



Студенты должны уметь:

  • работать с лингвистической и методической литературой;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать лингвистические факты;

  • подбирать примеры к теоретическим положениям, составлять конспекты и тезисы работ на лингвистические темы;

  • определять морфемный состав языковых единиц, значение и роль каждой минимальной единицы языка с учетом их морфологического варьирования и исторических изменений;

  • определять словообразовательный тип, способы образования языковых единиц, значение производных слов; средства и способы выражения грамматических значений;

  • делать словообразовательный, морфологический и стилистический анализ языковых единиц;

  • делать лингвистический анализ любых текстов, выделять в тексте различные единицы языка;

  • совершенствовать владение словообразовательными и морфологическими нормами современного русского литературного языка;

  • анализировать с позиции лингвистической теории школьные учебники и пособия по русскому языку;

  • использовать полученные знания в организации своей педагогической деятельности.


Студенты должны владеть:

- методами морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического анализа языковых единиц;


  • При подготовке программы использовались учебники, учебно-методические пособия и сборники задача и упражнений, написанные и/или отредактированные Касаткиным Л.Л., Крысиным Л.П., Львовым М.Р., Тереховой Т.Г., Максимовым Л.Ю., Мыльниковой С.Е., Рахмановой Л.И., Поповым Р.Н, Маловицким Л.Я., Бахваловой Т.В., Карповой А.Н.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050300.62 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература»

3

6


120

70

50

20

-

50

зачет




1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

Cам. раб.



Морфемика. Морфема. Виды морфем русского языка. Морфемный разбор слова.

3

2


1


4



Словообразование. Способы словообразования русского языка. Словообразовательный анализ слова.

10

8


2


4



Различия между морфемным и словообразовательным анализами слов.

3

3


-

-



Морфология как раздел грамматики. Принципы классификации частей речи в русском языке.

6

4


2


4



Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных. Склонение существительных.

5

3


2


4



Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Склонение прилагательных.

5

3


2


4



Имя числительное. Разряды и особенности склонения числительных.

5

3


2


4



Местоимение. Разряды и склонение местоимений.

8

6


2


4



Глагол как часть речи. Система форм глагола. Грамматические категории глагола. Спряжение глаголов.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

4

2


2


6



Наречие и слова категории состояния как части речи. Разряды наречий. Вопрос о словах категории состояния.

8

6


2


6



Служебные части речи. Разряды предлогов, союзов, частиц.

8

6


2


6



Модальные слова. Междометия. Разновидности модальных слов и междометий.

5

4

1

4




Всего

70

50

20

50


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Морфемика. Понятие морфемы. Виды морфем русского языка. Исторические изменения в морфемном составе слова. Морфемный разбор слова.

Словообразование. Словоизменение и словообразование. Производящая и производная основы. Словообразовательные гнезда и цепочки. Словообразовательные словари. Словообразовательный тип. Способы словообразования.

Морфология как раздел грамматики. Предмет и задачи морфологии. Принципы классификации частей речи в русском языке.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных.

Категории рода, числа и падежа у существительных. Склонение существительных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Склонение прилагательных. Краткие формы и степени сравнения прилагательных.

Имя числительное. Разряды числительных. Особенности склонения числительных.

Местоимение. Разряды местоимений. Склонение местоимений.

Глагол как часть речи. Система форм глагола. Классы глаголов. Категории вида, залога и переходности глагола.

Категории наклонения и времени глагола. Категории лица и числа глагола. Спряжение глаголов.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Образование причастий и деепричастий глагола.

Морфологический разбор глагольных форм.

Наречие и слова категории состояния как части речи. Разряды наречий. Вопрос о словах категории состояния.

Служебные части речи. Разряды предлогов, союзов, частиц.

Модальные слова. Междометия. Разновидности модальных слов и междометий.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Морфемика. Исторические изменения в морфемном составе слова.

Подготовка сообщения.

4

Устный опрос.


2.

Словообразование. Неморфологические способы словообразования.

Составление таблиц.

4

Проверка таблиц.

3.

Морфология. Принципы классификации частей речи в русском языке.

Подготовка реферативных сообщений.




Обсуждение сообщений.


4.

Имя существительное. Особенности выражения категорий рода, числа и падежа у существительных. Типы склонение существительных.

Составление таблиц.


4

Проверка таблиц.

5.

Имя прилагательное. Образование и особенности употребления кратких форм и степеней сравнения прилагательных.

Составление конспекта.

Работа со справочником Д.Э.Розенталя.

4

Опрос по конспекту


6.

Имя числительное. Дробные числительные. Особенности склонения числительных.

Составление викторины.

4

Обсуждение викторины.

7.

Местоимение. Личные местоимения в истории русского языка.

Подготовка сообщений по публикациям в журнале «Русская речь» и «Журналистика и культура русской речи».

4

Обсуждение сообщений.


8.

Глагол как часть речи. Классы глаголов.

Составление таблицы.

4

Проверка таблицы.

9.

Образование и особенности употребления причастий и деепричастий в русском языке.

Конспект работы В.В.Виноградова.

6

Проверка конспекта.

10.

Наречия и слова категории состояния. Образование наречий. Вопрос о словах категории состояния.

Конспект работ Л.В.Щербы и В.В.Виноградова.

6

Проверка конспекта.

11.

Служебные части речи. Разряды смысловых частиц.

Вопросы для самостоятельного изучения

6

Коллективное обсуждение.


12.

Модальные слова. Междометия. Особенности пунктуации и употребления.

Составление конспекта по «Грамматике 80».

4

Проверка конспекта.



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Тема: Морфемный и словообразовательный анализ слова.

Вопросы и задания:

  1. Расскажите о порядке морфемного разбора.

  2. Назовите виды изменения исходной морфемной структуры слов и типы словарей, из которых можно узнать об исходной морфемной структуре слова.

  3. Расскажите, почему морфемный разбор слова необходимо начинать с определения частеречной принадлежности слова.

  4. Укажите способ нахождения корневой морфемы.

  5. Раскройте понятие «одноструктурное» слово.

6. Укажите, чем словообразовательный анализ отличается от морфемного.

7. Объясните, почему словообразовательный анализ необходимо начинать с определения частеречной принадлежности слова и нахождения его начальной формы.

8. Назовите, какие виды морфонологических изменений могут сопровождать процесс образования слов.

9. Расскажите о порядке словообразовательного разбора слова.

Задания для самостоятельной работы:

    • сделайте полный морфемный разбор слов: голубизна, медленно (идти), перевозка, украшение, широта, водрузить;

- сделайте полный словообразовательный разбор следующих слов: домовитость, зачитываться, мечтательность, настольный, приземление, сопричастность, хранение, чувствовать, приземлиться..

Литература:

      1. Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, §§ 1 - 11.

      2. Современный русский язык / Под ред. Р.Н. Попова…, с.150-172.

МОРФОЛОГИЯ

Тема: Лексико-грамматические разряды имен существительных. Склонение имен существительных.

Вопросы и задания:

  1. Назовите все лексико-грамматические разряды, характерные для существительных.

  2. Охарактеризуйте деление существительных на имена нарицательные и имена собственные.

  3. Расскажите о распределении имен нарицательных на конкретные, отвлеченные (абстрактные), вещественные и собирательные.

  4. Раскройте грамматическую природу разделения имен существительных на одушевленные и неодушевленные; укажите, в чем отличие грамматического различия от биологического.

  5. Какие типы и разновидности склонения выделяются у существительных в русском языке.

  6. Почему нельзя определить тип склонения (и род) у существительных, имеющих форму только множественного числа.

Задания для самостоятельной работы:

  • распределите существительные по лексико-грамматическим разрядам: бард, бумага, бюро, Вера, вера, груздь, гуашь, еж, ежевика, жалость, животное, зависть, зерно, ил, имя, ласка, лось, мел, Нева, недра, сатин, солома, тайга, цунами, юродивый;

  • определите тип склонения существительных: армия, вишня, груздь, грусть, дитя, знамя, ковш, Коля, крыша, мозоль, мороженое, мостовая, пляж, озеро, рожь, слуга, тушь, удивление, служащий, толь, сушь, судья, ателье, духи, сливки.

Литература:

  1. Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, § 18 – 35.

  2. Современный русский язык /Под ред. Р.Н. Попова, с. 181-196.

Тема: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.

Вопросы и задания:

    1. Назовите семантические, морфологические и синтаксические признаки прилагательных.

    2. Укажите, по каким признакам прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные. Докажите, что граница между лексико-грамматическими разрядами прилагательных не является неизменной.

    3. Расскажите о типах и разновидностях склонения прилагательных.

Задания для самостоятельной работы:

  • употребите в значении качественных и относительных прилагательные: железный, каменный, азиатский, бумажный, весенний, деревянный, заячий, казенный, нервный, царский, шелковый, романтический, ювелирный, монашеский, огненный;

  • определите тип и разновидность склонения прилагательных: абрикосовый, беличий, ветхий, горючий, дядин, ежовый, желтый, лошадиный, овечий, павлиний, цирковой, ковровый.

Литература:

  1. Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, §§ 37- 44.

  2. Современный русский язык /Под ред. Р.Н. Попова, с. 200-212.


Тема: Глагол как часть речи. Система форм глагола. Классы глаголов. Категории вида, залога и переходности глагола.

Вопросы и задания:

      1. Расскажите о семантических, морфологических и синтаксических особенностях глаголов как части речи.

      2. Назовите продуктивные и непродуктивные классы. Расскажите об особенностях основ глаголов, относящихся к пяти продуктивным классам.

      3. Охарактеризуйте семантические и грамматические отличия глаголов несовершенного вида от совершенного.

      4. Охарактеризуйте глаголы русского языка по отношению к залогу.

      5. Укажите семантические, словообразовательные, морфологические и синтаксические признаки переходных глаголов.

Задания для самостоятельной работы:

  • выделите у глаголов основы настоящего (будущего) времени и основу инфинитива, от каждой основы образуйте все возможные глагольные формы: бледнеть, беречь, гулять, зимовать, погаснуть, шить, петь, пасть;

  • определите, к какому классу относится каждый из глаголов: бегать, бежать, выздороветь, греметь, готовить, махнуть, отполировать, снять, ткать, одеть, рдеть, сбрить, клеить;

  • подберите к указанным глаголам парные глаголы другого вида и укажите, каким способом они образованы: вянуть, гнить, допить, желтеть, замедлить, запереть, искать, наказать, объяснять, оценить, признать, рассыпать, прыгать, читать;

  • употребите перечисленные глаголы в активном и страдательном залогах: одеть, переписывать, собирать, строить;

  • определите, какие из глаголов являются переходными, а какие – непереходными: встать, застеклить, обветрить, озорничать, обезжирить, ползти, рассердиться, холодеть, узнавать, учить.

Литература:

  1. Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, §§ 55 – 63.

  2. Современный русский язык /Под ред. Р.Н. Попова, с.229-238.

Тема: Категории наклонения и времени глагола. Категории лица и числа глагола. Спряжение глаголов.

Вопросы и задания:

    1. Укажите значение и грамматические особенности форм наклонений и времен в русском языке.

    2. Каковы отличия систем форм глаголов совершенного и несовершенного вида.

    3. Охарактеризуйте значение и грамматические особенности безличных глаголов.

    4. Объясните разницу между широким и узким пониманием спряжения глагола.

    5. Назовите типы спряжения глаголов в русском языке.

Задания для самостоятельной работы:

  • образуйте все формы изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений от глаголов: вытереть – вытирать, искать – найти, бояться, быть, напоить, лечь;

  • употребите в безличном значении глаголы: пахнуть, вскружить, одеть, посветлеть, занести, плакаться, повеять;

  • установите тип спряжения глаголов: брызгать, выдержать, заботиться, замкнуться, зиждиться, копать, лететь, спать, надеяться, стелить, клеить, строить, съесть, быть, хотеть.

Литература:

  1. Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, §§ 64 – 68.

  2. Современный русский язык /Под ред. Р.Н. Попова, с.238-246.

Тема: Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Вопросы и задания:

    1. Охарактеризуйте причастие как особую глагольно-именную форму.

    2. Назовите все виды причастий в русском языке и особенности их образования.

    3. Как зависит образование причастий от категории вида и переходности глаголов.

    4. Охарактеризуйте деепричастие как особую глагольно-наречную форму.

    5. Назовите способы образования деепричастий.

Задания для самостоятельной работы:

  • отграничьте словосочетания с причастиями от словосочетаний с именами прилагательными: блестящее выступление, выдающийся педагог, говорящая кукла, текущий счет, тающий снег, бывший директор, отяжелевшая голова, ограниченный человек, усиленное питание, склоняемые слова, решаемая задача;

  • образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от глаголов: брить, гнать, плясать, идти, приглянуться, сбежать, запереть, посвятить.

Литература:

  1. Русский язык/ Под ред. Л.Ю.Максимова…, §§ 69 – 70.

  2. Современный русский язык /Под ред. Р.Н. Попова, с.246-250.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Литература основная

  1. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 частях / Под ред. Л.Ю.Максимова. – М., Просвещение, 1989.

  2. Мыльникова С.Е., Фадеева Т.А., Глотова Е.А. Современный русский язык. Словообразование. Морфология: учебно-методический комплекс для дистантного обучения студентов педагогических вузов / С.Е. Мыльникова, Т.А. Фадеева, Е.А.Глотова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 504 с.

  3. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: учебник для студентов вузов/ Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – 2-е изд. , испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 464 с.

  4. Современный русский язык: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. Р.Н.Попова. – М., Просвещение, 1986.

  5. Сборник тренировочно-контрольных упражнений по современному русскому языку (с элементами программирования). – Вып.1-4. – М., 1988-1989.

  6. Попов Р.Н., Маловицкий Л.Я., Бахвалова Т.В., Карпова А.Н. Сборник упражнений по русскому языку: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – 2-е изд. – М., 1991.

  7. Антошина С.А. Русский язык: грамматика (морфемика, словообразование, морфология): Учебно-методическое пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультета ПиМНО. – Мурманск, 2003. – 46 с.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск