Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 173.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.10.2013
Размер173.14 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Р.6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
1.1 Автор программы: Литвин В.Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры РЯЛиМП, Гафаров Р.М., кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП

1.3 Пояснительная записка:

  Предлагаемый студентам курс — «Литературное краеведение» — является специальным курсом о литературе, дополняющим основные историко-литературные дисциплины, читаемые на протяжении всего времени обучения на филологическом факультете. В рамках курса студенты знакомятся с различными краеведческими аспектами не только истории литературы, но и теории литературы.

Программа курса «Литературное краеведение»

- включает материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания студентов по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов;

- развивает навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;

Курс «Литературное краеведение» включает произведения художественной литературы, историко-литературные сведения, сведения по культуре устной и письменной речи.

В процессе освоения курса предполагается:

- знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка;

- знакомство с биографическими данными о писателях-классиках  XVIII, XIX и XX веков, побывавших на Кольском полуострове;

- анализ содержания и структуры литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);

- изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

Студенты должны знать:

- содержание изученных произведений писателей;

- сведения по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;

Студенты должны уметь:

- давать самостоятельную оценку изученным произведениям;

- грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному;

- выступать с докладами и сообщениями;

- писать отзывы, рецензии, эссе;

- разработать конспект урока по литературному краеведению для школьников.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050300.62 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература»

3

6

66

46

34

12

-

20

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения.

2

2

-




-

2.

Саамская культура.

6

4

2




2

3.

Поморский фольклор.

6

4

2




4

4.

Прошлое Кольской земли в произведениях 19 начала 20 веков.

2

2

-




2

5.

Отражение преобразований на Севере в 20-50 гг. в литературе.

4

2

2




-

6.

Литература периода Великой Отечественной войны.

6

4

2




4

7.

Литературный процесс второй пол. 20 века на Мурмане.

10

6

4




6

8.

Современное состояние литературы Мурманской области.

10

10

-




2




Итого:

46

34

12




20


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин.

Саамская культура. Три яруса саамской мифологии: космический, анимистический, этнологический. Творчество А. Бажанова и О. Вороновой, Н. Большаковой.

Поморский фольклор. Фольклор как единая целостная система Истоки и носители народного творчества. Жанры поморского фольклора.

Прошлое Кольской земли в произведениях 19 начала 20 веков. Литературное открытие Севера. Жанр путешествия в литературе ХIХ в., посвященной Северу. А.А. Бестужев-Марлинский (1797-1837). «Мореход Никитин». Творчество С.В. Максимова.

Творчество К. Случевского. «Мурманские отголоски». Проблема взаимосвязи творческой мысли и морской стихии, соотношение человека и природы.

М. Пришвин «За волшебным колобком». Легенды и правда о жизни лопарей. Северный характер, его особенности.

Отражение преобразований на Севере в 20-50 гг. в литературе. М. Горький «На краю земли». Размах государственного строительства в Мурманске. Образ человека, который «приводит в порядок землю». Е. Замятин на Кольском Севере.

Литература периода Великой Отечественной войны. Литературное братство в Заполярье в период Великой Отечественной войны: Н. Флеров, Н. Букин, Б. Лавренев, И. Шток. Особенности поэзии и драматургии тех лет.

Литературный процесс второй пол. 20 века на Мурмане. Создание Мурманского отделения Союза писателей СССР. Идейно-художественное своеобразие областной литературы: развитие жанров (поэзия, проза, публицистика), тематический диапазон местной литературы, решение актуальных проблем.

B.C. Маслов. «Круговая порука», «Крутая дресва», «Из рук в руки», «Проклятой памяти», «Еще живые». Морально-философские обобщения в прозе Маслова, поиск возможный путей возрождения.

Н.А. Скромный. «Перелом». Тема коллективизации в романе-эпопее. Трагедия народа и личности. Традиции и новаторство в изображении коллективизации.

Б.С. Романов. «Капитанские повести» исследования человеческих характеров в экстремальных ситуациях.

Л.А. Крейн. «Дуга большого круга», «Адмирал» Система жизненных ценностей военных моряков: долг, честь, взаимопомощь...

Роль династии Блиновых в развитии мурманской литературы: Н.Н. Блинов «Судьбы». «Люди под палубой», А.С. Хрусталева «На полубаке», «Бабушкины бриллианты», Н. Блинов. «Катастрофа», Б. Блинов «Вершина», «Порт», «Личное дело», «Эти теплые дни», «Последний бич». Человек и море. Становление личности в условиях морской стихии.

Б. Поляков. «Кола» События Крымской войны 1854 года. Осада Колы английским корветом «Миранда».

B.C. Пикуль: тема войны в творчестве писателя. «Океанский патруль», «Реквием каравану PQ-17». Герои - люди разных национальностей. Трагедия в Баренцевом море в 1942 г.

И.Н. Чесноков. «Крест викинга», «Изгои», «Мореход Герасимов». Тема освоения русского Севера.

Очерковая литература 60-90 гг. В. Сорокажердьев «Не вернулись из боя», «Тайну хранило море», М. Орешета – новый этап изображения войны на Севере. Морально-этический аспект в изображении героического характера. В. Смирнов «Поворотная вода» социально-нравственный аспект взаимоотношений человека и природы. Б. Блинов «Мой Мурманск. Памятные страницы в жизни города».

Современное состояние литературы Мурманской области.

Дни Баренцева моря. День Славянской письменности и культуры. Рубцовские чтения в Мурманске. Славянский ход.

Раскол в местной писательской организации. Мурманский Союз писателей России, Союз российских писателей. Периодические издания мурманских писателей: «Под сенью Трифона», «Мурманский берег». Участие мурманских писателей в издании журнала «Север».

Современная мурманская поэзия. Н. Колычев: темы, сюжеты. В. Смирнов: образ Мурманска в творчестве. Творчество Т. Агаповой. В. Тимофеев
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Саамская культура.

Подготовка рефератов по плану практического занятия

2

Защита и обсуждение рефератов



Поморский фольклор.

Подготовка рефератов по плану практического занятия

4

Защита и обсуждение рефератов



Прошлое Кольской земли в произведениях 19 начала 20 веков

вопросы для самостоятельного изучения

2

зачет



Отражение преобразований на Севере в 20-50 гг. в литературе.

Подготовка рефератов по плану практического занятия

-

Защита и обсуждение рефератов



Литература периода Великой Отечественной войны.

вопросы для самостоятельного изучения

4

зачет



Литературный процесс второй пол. 20 века на Мурмане.

Подготовка рефератов по плану практического занятия

2

Защита и обсуждение рефератов



Образ моря в современной мурманской поэзии.

Подготовка письменного сообщения.

2

Подготовка докладов.



Образ Мурманска в поэзии современных авторов – жителей Мурманской области.

Подготовка письменного сообщения.

2

Рефераты.



Современное состояние литературы Мурманской области.

Подготовка рефератов по плану практического занятия

2

Защита и обсуждение рефератов


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Практическое занятие № 1

Тема: Саамская литература

План.

  1. История саамского народа.

  2. Своеобразие литературы.

  3. Фольклор древний и современный.

  4. Представители саамской литературы сегодня.

  5. Перспективы развития литературы саамов в условиях глобализации.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  • В чем состоит своеобразие литературы северных народов России, в том числе саами?

  • В чем состоит значение современной саамской литературы для жителей области?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить сообщения о фактах материальной и духовной культуры саами.

  2. Подготовить сообщения о современных представителях саамской литературы.

Литература:

  • http://www.vokrugsveta.ru/tv/archives/?item id=709

  • http://euclid.pdmi.ras.ru/-*cgi/FN slovar.html

  • http://www.ruslapiand.ru/saami.htm

  • Киселев А.А. Советские саамы. - любое издание.

  • Ушаков И.Ф. История родного края. - любое издание.

  • Чарнолусский В.В. В краю летучего камня. Заметки этнографа. - М., 1972


Практическое занятие № 2

Тема: Поморский фольклор

План.

  1. История освоения северных земель русскими поселенцами.

  2. Связь поморской культуры с общероссийскими традициями.

  3. Фольклор Терского берега и Мурманского берега, сходство и различия.

  4. Судьба поморской литературы сегодня.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем состоит своеобразие поморской литературы?

  2. Какие мотивы характерны для поморского искусства?

  3. Как представлена поморская культура сегодня в литературе?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить доклад о поморском фольклоре.

  2. Сообщение: Творчество Б. Шергина.

  3. Сообщение: Творчество С. Писахова.

Литература:

  1. Базпров Э., Бицадзе Н. Культура русских поморов: опыт системного исследования.- М.,2004.

  2. http://www.pomorsu.ru/body.php?page=sin50250

  3. http://www.dvinainform.ru/news/2005/08/17/31145.shtml?prn

  4. http://fvodors.narod.ru/cultura.htm

  5. http://www.gpntb.ru/win/whoiswho/i_l397.html

  6. Ушаков И.Ф. История родного края. - любое издание.

  7. Пантелеева Л.Т. Храни огонь родного очага. - любое издание.

  8. Ушаков И.Ф. Кольская старина. - Мурманск, 1986.

  9. Богданов Е. Поморы. - М;Современник,1973.

  10. Афанасьев А.Н. Народ-художник. - М., 1985

  11. Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю.- Мурманск, 1988

  12. Сказки Терского берега Белого моря. - Л. 1973.


Практическое занятие № 3

Тема: Литература Мурманской области в 20-50 гг. 20 века.

План:

  1. Факторы развития Кольского края в начале 20 века, преобразования в материальной культуре северян, новые тенденции развития.

  2. Строительство Мурманска, преобразование края в годы революции, новые ресурсы
    края - отражение в культурной жизни северян.

  3. Литература на Севере 20-30 годов.

  4. Литература на Севере в 50 г.

  5. Отражение достижений развития края в общероссийской литературе.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие изменения в литературе происходят в жизни области в 20-30 годах, как можно их оценить: потеря самобытности, зарождение новой субкультуры?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить сообщение: урбанистические мотивы в литературе Севера 20-30-х годов.

  2. Тема освоения Севера в произведениях литературы 50-х годов.

Литература

  1. Пантелеева Л.Т. Храни огонь родного очага. - Мурманск, 1993.

  2. Кольский край в литературе / Под ред. В. Шейнкера. - Любое издание.

  3. Мурман - Край российский. /Сост. В. Сорокажердьев. - М. 1985.

  4. Киселев А.А. История родного края - любое издание.


Практическое занятие № 4

Тема: Литература военного времени.

План.

  1. Мурманск накануне войны.

  2. Война на Севере.

  3. Отражение реалий военного времени в произведениях литературы

  4. Писатели на Северном фронте.

  5. Военная тематика в произведениях современной полярной литературы, живописи, музыке.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем состоит своеобразие произведений, созданных во время военных действий на Севере?

  2. В чем состоит актуальность вышеуказанных произведений сегодня?

  3. Почему и по сей день полярные деятели литературы обращаются к военной тематике тех дней?

  4. В чем отличие представления о войне в 40-х годах 20 века и сегодня?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить доклад: деятели литературы на фронтах Севера.

  2. Военная тематика в произведения современных писателей, журналистов, исследователей.

Литература:

  1. Полякова А. Быть человеком: Биогр. очерки о ветеранах Мурмана.- Мурманск, 2002

  2. http://apatity.fio.ru/proiects/prl071/istonya.html

  3. http://www.videoguide.ru/card_film.asp?idFilm=21701

  4. http://fio.novgorod.ru/projects/project2051/gorod.htm

  5. http://warmech.narod.ru/smersh/168.html

  6. http://www.woridhist.ru/qual/ref/Beliaev.rtf

  7. http://murmanout.ru/news/page/5/367/

  8. Диамент Р. Северный флот в боях за Родину 1941-1945. - М., 2005


Практическое занятие № 5-6

Тема: Литература Мурманской области во второй половине 20 века.

План.

  1. Изменения в культурной жизни 1960-е-2000 гг.

  2. Современная литература

  3. Исследования писателями Мурманской области нравственно-моральной проблематики.

  4. Освещение в региональной литературе проблемы поморской деревни.

  5. Морская тема в областной литературе.

  6. Исторические произведения, рассказывающие о судьбах края.

  7. Пути развития региональной поэзии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Тенденции развития литературы народов Севера?

  2. Участие литераторов в общественной и политическое жизни края.

  3. Будущее литературы Мурмана?

Задания для самостоятельной работы:
Подготовить доклад:

  • Современная литература Кольской земли (автор по выбору студента)

  • Литературы коренных народов сегодня.

  • Современная поэзия Севера (автор по выбору студента)
    Литература:

1. Велигина К. Сын Божий, Сын Человеческий. -М.: Ковчег, 2002.

2. Гавриков А. Под знаком беды: Стихи. - Мурманск: Милори, 2002

3. Дорогой по Кольскому краю: Сб. стихотворений / Сост. С.Г. Пивовар.- Мурманск: Релиз, 2002.

4. Мунина С. Я хочу увидеть солнце: Лирика.- Мурманск: Север, 2002

5. Мурманский берег: Альм.: Культурол. вып. / Гл. ред. Б.Н. Блинов. -Мурманск, 2002.

6. На пути к свету: Стихи.- Мурманск, 2002

7. Полякова А. Быть человеком: Биогр. очерки о ветеранах Мурмана.- Мурманск, 2002.

8. Северин А. Увертюра: Стихотворения - Мурманск: Кн. изд-во, 2002.

9. Сорокажердьев В. Сорок стихотворений: Сб. стихов.- Мурманск: Кн. изд-во, 2002
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

основная

  1. Соловьева Л.А. Литературное краеведение: Пособие для учителя. Факультативный курс / Науч. ред. Л.А. Финк.- Самара, 1994.

  2. Порман Р.Н. Литературное краеведение: (Из истории литературной жизни Татарии и Башкирии периода Великой Отечественной войны): Учеб. пособие по спецкурсу. -Уфа, 1987.

  3. Чмыхало Б.А. Литературный регионализм: Учебное пособие. -Красноярск, 1990.

  4. Лисниченко В. В. Поморская мозаика : [сборник краеведч. статей] / Лисниченко В. В., Лисниченко Н. Б. - Архангельск : Правда Севера, 2009. – 305с.

  5. Сорокажердьев В. В. Кольский острог-город Кола: страницы истории, 1517-2010 / Сорокажердьев В. В. - Изд. 2-е. - Мурманск : Опимах, 2010. - 150, Голов А. Г.

  6. Краеведческие организации на Мурмане в 1920-1930-е годы : [монография] / Голов А. Г. - СПб. : ИП Никифорова, 2010. - 187 с.

  7. Московская Д. С. Н. П. Анциферов и художественная местнография русской литературы 1920-1930-х гг. : к истории взаимосвязей русской литературы и краеведения : [монография] / Московская Д. С. ; Учреждение РАН, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ). - М. : ИМЛИ РАН, 2010. - 431 с.

  8. Варзуга : материалы регион. научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 авг. 2009 г. / под ред. игумена Митрофана (Баданина) ; Мурм. и Мончегорская епархия Моск. Патриархата [и др.]. - Мурманск : Изд-во Мурм. и Мончегорской епархии. - 304 с.,



дополнительная

  1. Пантелеева Л.Т. Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага - Мурманск,1993.

  2. Кольский край в литературе / Сост. В. Шейнкер. - любое издание.

  3. Мурман - край российский/ Сост. В. Сорокажердьев. - М., 1985

  4. Ушаков И.Ф. Кольская старина. - Мурманск, 1986.

  5. Ушаков И.ф. История родного края. - Мурманск любое издание.

  6. Киселев А.А. История родного края. - Мурманск, любое издание.

  7. Киселев А.А. Советские саамы. - Мурманск. Любое издание.


1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Литература саами (характеристика, представители, современные перспективы)

  2. Поморская литература (характеристика, представители, современные перспективы)

  3. Литература о Кольском крае в 19 веке.

  4. Литература о Севере в начале 20 века.

  5. Литература Мурманского края в 20-30 годы.

  6. Литература военного времени.

  7. Мурманская литература 50-60 гг.

  8. Литература Мурманской области 70-80 гг.

  9. Современное состояние литературы Мурманской области.

  10. Литературное краеведение в школе и вузе.


1.13. Примерная тематика рефератов.

  • Коренные народности севера: своеобразие фольклора.

  • Поморский фольклор как культурная ценность России.

  • Кольская старина в произведениях С. Максимова.

  • Освоение Мурманского края в произведения 20-30 годов.

  • Православные тенденции в современной мурманской литературе.

  • Своеобразие современной литературы Кольской земли.

  • Проблематика современной поморской деревни в Крутодресвянских рассказах
    В. Маслова.

  • В. Маслов. Внутренний рынок. Смысл названия романа.

  • Отражение в семье Лепехиных истории страны (по книге Н.Н. Блинова «Судьбы»)

  • Традиции русской классики в лирике Н. Колычева.

  • Художественное время и пространство в лирике Н. Колычева.

  • Русский север в изображении М. Пришвина

  • Русский Север в изображении С. В. Максимова («Год на севере») и
    К.К. Случевского («Мурманские отголоски»)

  • Изображение деревни в отечественной литературе в последней трети 20 века
    (по произведениям В. Распутина и В. Маслова)

  • Тема исторического прошлого Кольского Севера в прозе и лирике писателей
    Мурманской области.


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

Историческое краеведение

Литературное краеведение

Фольклор

Мифология

Сказка

Пословица

Поговорка

Бывальщина

Зодчество

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск