Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Р.6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература 1.1 Автор программы: Литвин В.Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры РЯЛиМП, Гафаров Р.М., кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП
1.3 Пояснительная записка:
Предлагаемый студентам курс — «Литературное краеведение» — является специальным курсом о литературе, дополняющим основные историко-литературные дисциплины, читаемые на протяжении всего времени обучения на филологическом факультете. В рамках курса студенты знакомятся с различными краеведческими аспектами не только истории литературы, но и теории литературы.
Программа курса «Литературное краеведение»
- включает материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания студентов по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов;
- развивает навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;
Курс «Литературное краеведение» включает произведения художественной литературы, историко-литературные сведения, сведения по культуре устной и письменной речи.
В процессе освоения курса предполагается:
- знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка;
- знакомство с биографическими данными о писателях-классиках XVIII, XIX и XX веков, побывавших на Кольском полуострове;
- анализ содержания и структуры литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);
- изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.
Студенты должны знать:
- содержание изученных произведений писателей;
- сведения по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;
Студенты должны уметь:
- давать самостоятельную оценку изученным произведениям;
- грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному;
- выступать с докладами и сообщениями;
- писать отзывы, рецензии, эссе;
- разработать конспект урока по литературному краеведению для школьников. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудо-емкость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам.
работа
| 1.
| 050300.62 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература»
| 3
| 6
| 66
| 46
| 34
| 12
| -
| 20
| зачет
|
1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Вариант 1
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
| 1.
| Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения.
| 2
| 2
| -
|
| -
| 2.
| Саамская культура.
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 3.
| Поморский фольклор.
| 6
| 4
| 2
|
| 4
| 4.
| Прошлое Кольской земли в произведениях 19 начала 20 веков.
| 2
| 2
| -
|
| 2
| 5.
| Отражение преобразований на Севере в 20-50 гг. в литературе.
| 4
| 2
| 2
|
| -
| 6.
| Литература периода Великой Отечественной войны.
| 6
| 4
| 2
|
| 4
| 7.
| Литературный процесс второй пол. 20 века на Мурмане.
| 10
| 6
| 4
|
| 6
| 8.
| Современное состояние литературы Мурманской области.
| 10
| 10
| -
|
| 2
|
| Итого:
| 46
| 34
| 12
|
| 20
|
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин.
Саамская культура. Три яруса саамской мифологии: космический, анимистический, этнологический. Творчество А. Бажанова и О. Вороновой, Н. Большаковой.
Поморский фольклор. Фольклор как единая целостная система Истоки и носители народного творчества. Жанры поморского фольклора.
Прошлое Кольской земли в произведениях 19 начала 20 веков. Литературное открытие Севера. Жанр путешествия в литературе ХIХ в., посвященной Северу. А.А. Бестужев-Марлинский (1797-1837). «Мореход Никитин». Творчество С.В. Максимова.
Творчество К. Случевского. «Мурманские отголоски». Проблема взаимосвязи творческой мысли и морской стихии, соотношение человека и природы.
М. Пришвин «За волшебным колобком». Легенды и правда о жизни лопарей. Северный характер, его особенности.
Отражение преобразований на Севере в 20-50 гг. в литературе. М. Горький «На краю земли». Размах государственного строительства в Мурманске. Образ человека, который «приводит в порядок землю». Е. Замятин на Кольском Севере.
Литература периода Великой Отечественной войны. Литературное братство в Заполярье в период Великой Отечественной войны: Н. Флеров, Н. Букин, Б. Лавренев, И. Шток. Особенности поэзии и драматургии тех лет.
Литературный процесс второй пол. 20 века на Мурмане. Создание Мурманского отделения Союза писателей СССР. Идейно-художественное своеобразие областной литературы: развитие жанров (поэзия, проза, публицистика), тематический диапазон местной литературы, решение актуальных проблем.
B.C. Маслов. «Круговая порука», «Крутая дресва», «Из рук в руки», «Проклятой памяти», «Еще живые». Морально-философские обобщения в прозе Маслова, поиск возможный путей возрождения.
Н.А. Скромный. «Перелом». Тема коллективизации в романе-эпопее. Трагедия народа и личности. Традиции и новаторство в изображении коллективизации.
Б.С. Романов. «Капитанские повести» исследования человеческих характеров в экстремальных ситуациях.
Л.А. Крейн. «Дуга большого круга», «Адмирал» Система жизненных ценностей военных моряков: долг, честь, взаимопомощь...
Роль династии Блиновых в развитии мурманской литературы: Н.Н. Блинов «Судьбы». «Люди под палубой», А.С. Хрусталева «На полубаке», «Бабушкины бриллианты», Н. Блинов. «Катастрофа», Б. Блинов «Вершина», «Порт», «Личное дело», «Эти теплые дни», «Последний бич». Человек и море. Становление личности в условиях морской стихии.
Б. Поляков. «Кола» События Крымской войны 1854 года. Осада Колы английским корветом «Миранда».
B.C. Пикуль: тема войны в творчестве писателя. «Океанский патруль», «Реквием каравану PQ-17». Герои - люди разных национальностей. Трагедия в Баренцевом море в 1942 г.
И.Н. Чесноков. «Крест викинга», «Изгои», «Мореход Герасимов». Тема освоения русского Севера.
Очерковая литература 60-90 гг. В. Сорокажердьев «Не вернулись из боя», «Тайну хранило море», М. Орешета – новый этап изображения войны на Севере. Морально-этический аспект в изображении героического характера. В. Смирнов «Поворотная вода» социально-нравственный аспект взаимоотношений человека и природы. Б. Блинов «Мой Мурманск. Памятные страницы в жизни города».
Современное состояние литературы Мурманской области.
Дни Баренцева моря. День Славянской письменности и культуры. Рубцовские чтения в Мурманске. Славянский ход.
Раскол в местной писательской организации. Мурманский Союз писателей России, Союз российских писателей. Периодические издания мурманских писателей: «Под сенью Трифона», «Мурманский берег». Участие мурманских писателей в издании журнала «Север».
Современная мурманская поэзия. Н. Колычев: темы, сюжеты. В. Смирнов: образ Мурманска в творчестве. Творчество Т. Агаповой. В. Тимофеев 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
| Саамская культура.
| Подготовка рефератов по плану практического занятия
| 2
| Защита и обсуждение рефератов
|
| Поморский фольклор.
| Подготовка рефератов по плану практического занятия
| 4
| Защита и обсуждение рефератов
|
| Прошлое Кольской земли в произведениях 19 начала 20 веков
| вопросы для самостоятельного изучения
| 2
| зачет
|
| Отражение преобразований на Севере в 20-50 гг. в литературе.
| Подготовка рефератов по плану практического занятия
| -
| Защита и обсуждение рефератов
|
| Литература периода Великой Отечественной войны.
| вопросы для самостоятельного изучения
| 4
| зачет
|
| Литературный процесс второй пол. 20 века на Мурмане.
| Подготовка рефератов по плану практического занятия
| 2
| Защита и обсуждение рефератов
|
| Образ моря в современной мурманской поэзии.
| Подготовка письменного сообщения.
| 2
| Подготовка докладов.
|
| Образ Мурманска в поэзии современных авторов – жителей Мурманской области.
| Подготовка письменного сообщения.
| 2
| Рефераты.
|
| Современное состояние литературы Мурманской области.
| Подготовка рефератов по плану практического занятия
| 2
| Защита и обсуждение рефератов
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие № 1
Тема: Саамская литература
План.
История саамского народа.
Своеобразие литературы.
Фольклор древний и современный.
Представители саамской литературы сегодня.
Перспективы развития литературы саамов в условиях глобализации.
Вопросы для коллективного обсуждения:
В чем состоит своеобразие литературы северных народов России, в том числе саами?
В чем состоит значение современной саамской литературы для жителей области?
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить сообщения о фактах материальной и духовной культуры саами.
Подготовить сообщения о современных представителях саамской литературы.
Литература:
http://www.vokrugsveta.ru/tv/archives/?item id=709
http://euclid.pdmi.ras.ru/-*cgi/FN slovar.html
http://www.ruslapiand.ru/saami.htm
Киселев А.А. Советские саамы. - любое издание.
Ушаков И.Ф. История родного края. - любое издание.
Чарнолусский В.В. В краю летучего камня. Заметки этнографа. - М., 1972
Практическое занятие № 2
Тема: Поморский фольклор
План.
История освоения северных земель русскими поселенцами.
Связь поморской культуры с общероссийскими традициями.
Фольклор Терского берега и Мурманского берега, сходство и различия.
Судьба поморской литературы сегодня.
Вопросы для коллективного обсуждения:
В чем состоит своеобразие поморской литературы?
Какие мотивы характерны для поморского искусства?
Как представлена поморская культура сегодня в литературе?
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить доклад о поморском фольклоре.
Сообщение: Творчество Б. Шергина.
Сообщение: Творчество С. Писахова.
Литература:
Базпров Э., Бицадзе Н. Культура русских поморов: опыт системного исследования.- М.,2004.
http://www.pomorsu.ru/body.php?page=sin50250
http://www.dvinainform.ru/news/2005/08/17/31145.shtml?prn
http://fvodors.narod.ru/cultura.htm
http://www.gpntb.ru/win/whoiswho/i_l397.html
Ушаков И.Ф. История родного края. - любое издание.
Пантелеева Л.Т. Храни огонь родного очага. - любое издание.
Ушаков И.Ф. Кольская старина. - Мурманск, 1986.
Богданов Е. Поморы. - М;Современник,1973.
Афанасьев А.Н. Народ-художник. - М., 1985
Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю.- Мурманск, 1988
Сказки Терского берега Белого моря. - Л. 1973.
Практическое занятие № 3
Тема: Литература Мурманской области в 20-50 гг. 20 века.
План:
Факторы развития Кольского края в начале 20 века, преобразования в материальной культуре северян, новые тенденции развития.
Строительство Мурманска, преобразование края в годы революции, новые ресурсы края - отражение в культурной жизни северян.
Литература на Севере 20-30 годов.
Литература на Севере в 50 г.
Отражение достижений развития края в общероссийской литературе.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Какие изменения в литературе происходят в жизни области в 20-30 годах, как можно их оценить: потеря самобытности, зарождение новой субкультуры?
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить сообщение: урбанистические мотивы в литературе Севера 20-30-х годов.
Тема освоения Севера в произведениях литературы 50-х годов.
Литература
Пантелеева Л.Т. Храни огонь родного очага. - Мурманск, 1993.
Кольский край в литературе / Под ред. В. Шейнкера. - Любое издание.
Мурман - Край российский. /Сост. В. Сорокажердьев. - М. 1985.
Киселев А.А. История родного края - любое издание.
Практическое занятие № 4
Тема: Литература военного времени.
План.
Мурманск накануне войны.
Война на Севере.
Отражение реалий военного времени в произведениях литературы
Писатели на Северном фронте.
Военная тематика в произведениях современной полярной литературы, живописи, музыке.
Вопросы для коллективного обсуждения:
В чем состоит своеобразие произведений, созданных во время военных действий на Севере?
В чем состоит актуальность вышеуказанных произведений сегодня?
Почему и по сей день полярные деятели литературы обращаются к военной тематике тех дней?
В чем отличие представления о войне в 40-х годах 20 века и сегодня?
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить доклад: деятели литературы на фронтах Севера.
Военная тематика в произведения современных писателей, журналистов, исследователей.
Литература:
Полякова А. Быть человеком: Биогр. очерки о ветеранах Мурмана.- Мурманск, 2002
http://apatity.fio.ru/proiects/prl071/istonya.html
http://www.videoguide.ru/card_film.asp?idFilm=21701
http://fio.novgorod.ru/projects/project2051/gorod.htm
http://warmech.narod.ru/smersh/168.html
http://www.woridhist.ru/qual/ref/Beliaev.rtf
http://murmanout.ru/news/page/5/367/
Диамент Р. Северный флот в боях за Родину 1941-1945. - М., 2005
Практическое занятие № 5-6
Тема: Литература Мурманской области во второй половине 20 века.
План.
Изменения в культурной жизни 1960-е-2000 гг.
Современная литература
Исследования писателями Мурманской области нравственно-моральной проблематики.
Освещение в региональной литературе проблемы поморской деревни.
Морская тема в областной литературе.
Исторические произведения, рассказывающие о судьбах края.
Пути развития региональной поэзии.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Тенденции развития литературы народов Севера?
Участие литераторов в общественной и политическое жизни края.
Будущее литературы Мурмана?
Задания для самостоятельной работы: Подготовить доклад:
Современная литература Кольской земли (автор по выбору студента)
Литературы коренных народов сегодня.
Современная поэзия Севера (автор по выбору студента) Литература:
1. Велигина К. Сын Божий, Сын Человеческий. -М.: Ковчег, 2002.
2. Гавриков А. Под знаком беды: Стихи. - Мурманск: Милори, 2002
3. Дорогой по Кольскому краю: Сб. стихотворений / Сост. С.Г. Пивовар.- Мурманск: Релиз, 2002.
4. Мунина С. Я хочу увидеть солнце: Лирика.- Мурманск: Север, 2002
5. Мурманский берег: Альм.: Культурол. вып. / Гл. ред. Б.Н. Блинов. -Мурманск, 2002.
6. На пути к свету: Стихи.- Мурманск, 2002
7. Полякова А. Быть человеком: Биогр. очерки о ветеранах Мурмана.- Мурманск, 2002.
8. Северин А. Увертюра: Стихотворения - Мурманск: Кн. изд-во, 2002.
9. Сорокажердьев В. Сорок стихотворений: Сб. стихов.- Мурманск: Кн. изд-во, 2002 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1 Рекомендуемая литература:
основная
Соловьева Л.А. Литературное краеведение: Пособие для учителя. Факультативный курс / Науч. ред. Л.А. Финк.- Самара, 1994.
Порман Р.Н. Литературное краеведение: (Из истории литературной жизни Татарии и Башкирии периода Великой Отечественной войны): Учеб. пособие по спецкурсу. -Уфа, 1987.
Чмыхало Б.А. Литературный регионализм: Учебное пособие. -Красноярск, 1990.
Лисниченко В. В. Поморская мозаика : [сборник краеведч. статей] / Лисниченко В. В., Лисниченко Н. Б. - Архангельск : Правда Севера, 2009. – 305с.
Сорокажердьев В. В. Кольский острог-город Кола: страницы истории, 1517-2010 / Сорокажердьев В. В. - Изд. 2-е. - Мурманск : Опимах, 2010. - 150, Голов А. Г.
Краеведческие организации на Мурмане в 1920-1930-е годы : [монография] / Голов А. Г. - СПб. : ИП Никифорова, 2010. - 187 с.
Московская Д. С. Н. П. Анциферов и художественная местнография русской литературы 1920-1930-х гг. : к истории взаимосвязей русской литературы и краеведения : [монография] / Московская Д. С. ; Учреждение РАН, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ). - М. : ИМЛИ РАН, 2010. - 431 с.
Варзуга : материалы регион. научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 авг. 2009 г. / под ред. игумена Митрофана (Баданина) ; Мурм. и Мончегорская епархия Моск. Патриархата [и др.]. - Мурманск : Изд-во Мурм. и Мончегорской епархии. - 304 с.,
дополнительная
Пантелеева Л.Т. Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага - Мурманск,1993.
Кольский край в литературе / Сост. В. Шейнкер. - любое издание.
Мурман - край российский/ Сост. В. Сорокажердьев. - М., 1985
Ушаков И.Ф. Кольская старина. - Мурманск, 1986.
Ушаков И.ф. История родного края. - Мурманск любое издание.
Киселев А.А. История родного края. - Мурманск, любое издание.
Киселев А.А. Советские саамы. - Мурманск. Любое издание.
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
Литература саами (характеристика, представители, современные перспективы)
Поморская литература (характеристика, представители, современные перспективы)
Литература о Кольском крае в 19 веке.
Литература о Севере в начале 20 века.
Литература Мурманского края в 20-30 годы.
Литература военного времени.
Мурманская литература 50-60 гг.
Литература Мурманской области 70-80 гг.
Современное состояние литературы Мурманской области.
Литературное краеведение в школе и вузе.
1.13. Примерная тематика рефератов.
Коренные народности севера: своеобразие фольклора.
Поморский фольклор как культурная ценность России.
Кольская старина в произведениях С. Максимова.
Освоение Мурманского края в произведения 20-30 годов.
Православные тенденции в современной мурманской литературе.
Своеобразие современной литературы Кольской земли.
Проблематика современной поморской деревни в Крутодресвянских рассказах В. Маслова.
В. Маслов. Внутренний рынок. Смысл названия романа.
Отражение в семье Лепехиных истории страны (по книге Н.Н. Блинова «Судьбы»)
Традиции русской классики в лирике Н. Колычева.
Художественное время и пространство в лирике Н. Колычева.
Русский север в изображении М. Пришвина
Русский Север в изображении С. В. Максимова («Год на севере») и К.К. Случевского («Мурманские отголоски»)
Изображение деревни в отечественной литературе в последней трети 20 века (по произведениям В. Распутина и В. Маслова)
Тема исторического прошлого Кольского Севера в прозе и лирике писателей Мурманской области.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).
Историческое краеведение
Литературное краеведение
Фольклор
Мифология
Сказка
Пословица
Поговорка
Бывальщина
Зодчество |