Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 215.25 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.11.2013
Размер215.25 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Ф.7 Теория языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

1.1 Авторы программы: Чупашева О.М., д.фил.н., доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ, Горбань Л.В., к.фил.н., ст. преп. кафедры РЯЛиМП МГГУ.
1.3 Пояснительная записка: курс «Теория языка» включает три раздела: историю лингвистических учений, общее языкознание и методы и приемы исследования языка.

Цель: курс «Теория языка» завершает лингвистическую подготовку студентов-филологов, даёт ключ к дальнейшему лингвистическому самообразованию.

Задачи:

  • обобщить теоретические знания студентов, полученные в других лингвистических курсах;

  • ознакомить с важнейшими направлениями в языкознании, с основными общетеоретическими проблемами, методологией и методикой научного исследования языка;

Студенты должны знать:

  • общие закономерности устройства, функционирования, изменения языка в его многообразных связях с человеком, обществом, историей, культурой;

  • историю развития языкознания;

  • методы и приёмы исследования языка.

Студенты должны уметь: ориентироваться в новых лингвистических теориях, разбираться в новых языковых фактах.

Программа составлена на основе программы по общему языкознанию С.А. Полковниковой, М.Ю. Федосюк. – М.: Флинта: Наука, 2001 год.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:

№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050300 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

3

5

56

42

30

12




14

экзамен

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1

Курс «Общее языкознание» и его место в системе лингвистических дисциплин. Теоретическая и прикладная лингвистика. Проблема языкознания в филологии древнего мира и средневековья

4

2

2

2

4

Основные этапы развития сравнительно-исторического языкознания. Теория языка В. фон Гумбольдта. Логико-грамматическое направление в языкознании. Психологическое направление в языкознании. Младограмматическая школа и ее принципы исследования языка. Теория языка Ф. де Соссюра. Московская лингвистическая школа

8

4

4

2

11

Казанская лингвистическая школа

2




2




12

Социологическое направление в языкознании. Основные направления структурализма

2

2




2

14

Отечественное языкознание ХХ- ХХI века

3

1

2

2

15

Основные проблемы языкознания. Понимание языка как системы

2

2




1

16

Знаковая природа языка

3

3




1

17

Язык и речь

2

2







18

Язык и общество. Социолингвистика. Интерлингвистика

4

4




1

19

Проблема языка и мышления в теории языкознания

4

4




1

20

Развитие языка

3

3




1

21

Проблема метода в языкознании. Общелингвистические и частные лингвистические методы

5

3

2

1




Всего:

42

30

12

14


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

  1. Курс «Теория языка» и его место в системе лингвистических дисциплин.

Объём и предмет языкознания. Проблематика языкознания. Общее языкознание и отдельные лингвистические дисциплины. Общее языкознание и другие науки; пограничные дисциплины. Членение общего языкознания.

  1. История лингвистических учений.

Современное языкознание как результат длительного развития науки о языке. История языкознания как постепенное углубление лингвистической теории, накопление языкового материала и совершенствование методов лингвистического анализа. Основные этапы истории языкознания.

Проблемы языкознания в филологии древнего мира. Развитие интерпретации сущности языка. Греко-латинская (Платон, Аристотель, стоики), индийская (Пáнини), китайская и арабская лингвистические традиции. Теория именования. Древнегреческие философы о теории названий и об аналогии в языке.

Языкознание в средние века и в эпоху Возрождения. Расширение лингвистического материала. Многоязычные словари; словарь П.С. Палласа. Языкознание XVII-XVIII вв. как подготовка нового этапа в развитии языкознания. Лингвистические взгляды Г.В. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера. «Всеобщая рациональная грамматика» А. Арно и К.Лансло. Нормативные грамматики. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова.

Сравнительно-историческое языкознание. Возникновение сравнительно-исторического языкознание и становление сравнительно-исторического метода. Возникновение грамматики и славистики. Основные этапы развития сравнительно-исторического языкознания.

Теория языка В. фон Гумбольдта. В.фон Гумбольдт – основоположник общего языкознания как науки о языке. Антропологический характер теории. Проблема языка и мышления в теории языкознания. Натуралистическое направление в языкознании. Лингвистическая концепция А. Шлейхера. Логическое направление в языкознании XIX века. Логический подход к языку в различные периоды развития языкознания. Синтаксическая система Ф.И. Буслаева как соединение сравнительного, исторического и логического начал.

Психологическое направление как ведущее направление последней трети XIXвека. Г. Штейнталь. Теория языка А.А. Потебни. Младограмматическое направление. Лейпцигская школа и ее принципы исследования языка. «Принципы истории языка» Г. Пауля. Сравнительная грамматика индоевропейских языков К. Бругмана и Б. Дельбрюка. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов как компаративист и как теоретик языкознания. Проблемы грамматического анализа. А.А. Шахматов. А.М. Пешковский.

Казанская лингвистическая школа. Основные идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ. Язык как социально-психологическое явление. Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий. Семиологическое направление в языкознании. Теория языка Ф. де Соссюра. Понимание языка как системы знаков. Система и структура языка. Лингвистика и семиология (семиотика). Социологическое направление в языкознании. А. Мейе. Ж. Вандриес. Э. Бенвенист. Язык и общество. Социальная обусловленность развития языка. Структурная лингвистика. Основные направление структурализма. Пражский лингвистический кружок. Учение Н.С. Трубецкого о фонологических оппозициях. Учение В. Матезиуса о грамматике. Глоссематика Л.Ельмслева. Американская дескриптивная лингвистика. Основные лингвистические парадигмы и направления последней трети XX века. Лингвистическая прагматика. Теория речевых актов. Теория референции. Важнейшие черты лингвистики конца ХХ века.

  1. Теория языкознания (основные проблемы современного языкознания).

Понимание языка как системы. Понятие о системе. Системы материальные и идеальные, первичные и вторичные. Система и структура. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения между языковыми единицами. Понятия о ярусах языковой системы. Основные и промежуточные ярусы языковой системы, их единицы. Своеобразие системности языка. Соотношение системности и несистемности языка.

Знаковая система языка. Понятие о знаке. Структура знака. Языковые знаки, их структура и классификация. Свойства языкового знака. Знаковые системы и их типология.

Язык и речь. Понятие «язык» и «речь» в истории языкознания. Концепция языковой деятельности Л.В. Щербы. Современные представления о соотношении языка и речи. Актуальность решения проблемы языка и речи для методики преподавания языка.

Язык и общество. Язык как социальное явление. Язык как важнейший этнический признак. Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики. Языковая ситуация как объект социолингвистики. Виды языковой ситуации. Предмет и задачи интерлингвистики. Проблема языка и мышления в теории языкознания. Основные точки зрения на соотношение языка и мышления. Возможное решение проблемы связи языка и мышления. Понятие о психолингвистике. Вопрос о воздействии языка на мышление. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Уорфа.

Развитие языка. Проблема развития языка. Внутриструктурные законы языкового развития. Языковые антиномии. Экстралингвистические факторы развития языка. Взаимодействие внутриструктурных и экстралингвистических факторов в развитии языка.

  1. Проблема метода в языкознании.

Понятие о методе. Общенаучные, общелингвистические и частные лингвистические методы. Описательный метод. Сущность, цели, задачи и исследовательские возможности описательного метода. Методика лингвистического эксперимента.

Таксономический метод, его сущность. Методики таксономического метода (дистрибутивный анализ, анализ по непосредственно сопоставляющим и т.п.)

Типологический метод. Сущность типологического метода. Основные направления типологических исследований (классификационный, характерологический и др.) Вопросы типологической классификации языков. Языковые универсалии.

Лингвогенетические методы, их сущность. Сходство и различие исторического и сравнительно-исторического методов. Методика внутренней реконструкции. Методика внешней реконструкции. Методика описательной хронологии и глоттохронологии.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Основные этапы развития языкознания.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Важнейшие вопросы языкознания Др. Индии, Др. Греции и Др. Рима. Особенности грамматики Панини.

2. Лингвистические труды и идеи средних веков и эпохи Возрождения. Сущность спора номиналистов и реалистов. Арабское языкознание в средние века. Повышенный интерес к языку в эпоху Возрождения.

Роль Данте Алигьери в развитии языкознания.

3. Языкознание XVII-XVIII веков. Роль Ф.Бэкона, Д.Локка, Г.Лейбница, Р.Декарта, Ж.-Ж.Руссо в развитии лингвистических идей.

Грамматика Пор-Рояля как универсальная и рациональная, ее достоинства и недостатки.

М.В. Ломоносов как теоретик языка

2

презентация

2.

Основные этапы развития сравнительно-исторического языкознания.

1. Истоки сравнительно-исторического языкознания. Сравнительная грамматика Ф. Боппа. Лингвистическая деятельность А.Х. Востокова.

2.Сравнительно-историческое языкознание середины XIX в. Лингвистическая концепция А. Шлейхера.

3. Развитие компаративистики во II половине XIX в.

4.Сравнительно-историческое языкознание XX в.

2

Защита рефератов

3.

Основные направления структурализма

Общая теория языка.

Социолингвистика


Возникновение и развитие структурализма. Пражская лингвистическая школа. Глоссематика Л. Ельмслева. Американский структурализм. Достижения и ограничения структурализма. Задачи социолингвистики. Проблемы социолингвистики. Методы социолингвистики. Языковая ситуация как объект социолингвистики

2

зачёт

4.

Интерлингвистика

Основные задачи интерлингвистики.

Виды искусственных языков, их отличие от естественных.

Пути преодоления многоязычия.

4

зачёт

5.

Отечественное языкознание ХХ- ХХI века.

Концепция языковой деятельности Л.В. Щербы. Современные представления о соотношении языка и речи.

2

презентация

6.

Основные проблемы языкознания.

Понимание языка как системы. Знаковая природа языка. Язык и речь. Язык и общество. Социолингвистика. Интерлингвистика. Проблема языка и мышления в теории языкознания. Развитие языка.

5

презентация

7.

Проблема метода в языкознании. Общелингвистические и частные лингвистические методы.




1

зачет

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

1. Тема: Некоторые проблемы прикладного языкознания.

План:

  1. Проблемы прикладной лингвистики.

  2. Новое в лексикографии.

  3. Проблемы культуры речи.

  4. Информационная служба.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие задачи в языкознании являются традиционными?

  2. Когда и в связи с чем появился термин «прикладная лингвистика»?

  3. Новая проблематика прикладной лингвистики.

  4. Какие новые словари появляются в 90-е годы ХХ века?

  5. Считаете ли вы, что нынешнее состояние русского языка внушает тревогу?

  6. Проблемы информационной службы.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить библиографию словарей, выпущенных в 80-90 годы ХХ века.

  2. Ознакомиться с материалами почтовой дискуссии «О состоянии русского языка».


Литература:

  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М., 1979. – С.279-292

  2. Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер. – М., 1989

  3. Хаустова Ю. Русская лексикография: прошлое, настоящее, будущее. – Народное образование. – 2001. - №2.

  4. О состоянии русского языка: Материалы почтовой дискуссии. – Русская речь. - №2-6.


2.Тема: Казанская лингвистическая школа.

План:

  1. Казанская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.

  2. Учение о фонеме.

  3. Понятие морфемы и морфологических процессов в трактовке Казанской лингвистической школы.

  4. Проблемы языка и речи, статики и динамики языка в работах И.А. Бодуэна де Куртенэ и Н.В. Крушевского.

  5. Вопросы типологии языков в трудах представителей лингвистической школы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите круг проблем и задач общего языкознания, которые решали в своих работах представители КЛШ.

  2. Какой вклад в развитие фонологии внесли представители КЛШ?

  3. Какие морфологические процессы в языке установил В.А. Богородицкий?

  4. Какое решение получили проблемы языка и речи, статики и динамики в трудах представителей КЛШ?


Задание для самостоятельной работы:

  1. Составить картотеку статей о лингвистической деятельности представителей КЛШ по журналам РЯШ, РЯНЩ, РЯСНГ, РР.

  2. Конспект статьи Комаровой Р.А. «Бодуэн де Куртенэ о «филологических науках»», опубликованной в журнале «Филологические науки» за 1991, №2


Литература:

  1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1975.- С. 150-177

  2. Бодуэн де Куртенэ И.А. Труды по общему языкознанию. – М., 1963. – Т.1-2

  3. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. – Ч.1. – С. 198-201. 226-263

  4. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974. – С. 59-65

  5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М., 1979. – С. 96-103


3. Тема: Пражская лингвистическая школа.

План:

  1. Пражская лингвистическая школа, её место в истории европейского языкознания.

  2. Теория фонемы в трактовке Пражской лингвистической школы.

  3. Исследования пражских лингвистов в области грамматики.

  4. Понимание языка в трудах представителей пражской лингвистической школы.

  5. Вопросы типологии языков в трудах представителей Пражской лингвистической школы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите круг проблем и задач общего языкознания, которые решали в своих работах представители ПЛШ.

  2. Какой вклад в развитие теории фонологии внёс Н.С. Трубецкой?

  3. Какие заслуги у представителей ПЛШ в области грамматики?

  4. В чём заключается теория функции языка, разработанная представителями ПЛШ?

  5. Какой вклад внесли представители ПЛШ в развитие типологии языков?

  6. В чём основные заслуги ПЛШ? Почему она получила название школы функциональной лингвистики?


Задание для самостоятельной работы:

Ознакомьтесь со статьёй «Трубецкой Николай Сергеевич», опубликованной в журнале «Русская речь» №1, 1990 г.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М., 1999.

  2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1975.

  3. Березин Ф.М. История русского языкознания. – М., 1980

  4. Березин Ф.М. История советского языкознания. – М., 1980

  5. Березин Ф.М. Хрестоматия по истории русского языкознания. – М., 1973

  6. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М., 1979

  7. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. – Ч.1. – М., 1964; Ч.2. – М., 1965

  8. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М., 1979

  9. Общее языкознание/ Сост. Б.И. Косовский; Под общ. Ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1983.

  10. Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка. – М., 1970

  11. Общее языкознание: Внутренняя структура языка. – М., 1972

  12. Общее языкознание: Методы лингвистических исследований. – М., 1973


Дополнительная литература:

  1. Античные теория языка и стиля. – СПб., 1996

  2. Большой энциклопедический словарь: Общее языкознание/Гл. ред. В.Н. Ярцева.–Изд. 2-е. – М., 1998 (в 1-ом издании – Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990)

  3. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974

  4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М., 1990

  5. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1989

  6. Хроленко А.Т. Общее языкознание. – М., 1989

  7. Черепанов М.В. Общее языкознание. – Саратов, 1969

  8. Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М., 1970 (и др. издания)

  9. Блумфильд Л. Язык. – М., 1968 (и др. издания)

  10. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1963. – Т.1-2

  11. Бюлер К. Теория языка. – М., 1993

  12. Гумбольт В.фон. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984

  13. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков.–М., Л., 1938 (др.)

  14. Мешанинов И.И. Общее языкознание. – М., 1975

  15. Пауль Г. Принципы истории языка. – М., 1960

  16. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. – М., 1968

  17. Пражский лингвистический кружок. – М., 1967

  18. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М., 1970

  19. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и оссюрологи. – М., 1993

  20. оссюр Ф. де Труды по языкознанию. – М., 1977 (и др. изд.)

  21. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 1960

  22. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. – Т. 1-2. – М., 1956-1957

  23. Фундаментальные направления современной американской лингвистики. – М., 1997

  24. Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972 (и др. издания)

  25. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974

  26. Якобсон Р. Избранные работы. – М., 1985 (и др. издания)


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Лингвистические школы и направления.

  1. И.А. Бодуэн де Куртенэ и Н.В. Крушевский являются представителями:

а) Казанской лингвистической школы. б) психолингвистики, в) американского структурализма, г) глоссематики.

2. Направление, изучающее общественную обусловленность строения, возникновения, развития и функционирования языка, называется:

а) психологическим, б) социолингвистическим, в) структурализмом, г) младограмматическим.

Теория языка

  1. Наличие плана содержания и плана выражения является характеристикой:

а) звука, б) интонации, в) языкового знака, г) фонемы.

2. Характеристика речи в отличие от языка:

а) фиксированность, б) связь с контекстом, в) воспроизводимость, г) относится к психическим объектам.

Методы лингвистических исследований

  1. Лингвистический эксперимент обосновал:

а) Ф. де Соссюр, б) А. Мейе, в) Л.В. Щерба, г) А. Шлейхер.

2. К лингвогенетическим методам относятся:

А) таксономический, б) аналитический, в) описательный, г) сравнительно-исторический.
1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Общее языкознание в системе лингвистических дисциплин. Цели и задачи курса, основные разделы общего языкознания.

  2. Современное языкознание как результат развития науки о языке. Основные этапы развития языкознания.

  3. Грамматика Пáнини в древней Индии.

  4. Греко-римское языкознание.

  5. Языкознание средних веков и эпохи Возрождения.

  6. «Всеобщая рациональная грамматика» А. Арно и К. Лансло.

  7. Нормативные грамматики. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова.

  8. Возникновение сравнительно-исторического языкознания. «Сравнительная грамматика» Ф. Боппа.

  9. Возникновение грамматики и славистики.

  10. Лингвистическая концепция А. Шлейхера и дальнейшее развитие компаративистики.

  11. Современное состояние сравнительно-исторического языкознания.

  12. Философия языка В. фон Гумбольдта.

  13. Логико-грамматическое направление в языкознании.

  14. Психологическое направление в языкознании.

  15. Младограмматическая школа и её принципы исследования.

  16. Казанская лингвистическая школа.

  17. Московская лингвистическая школа.

  18. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.

  19. Возникновение и развитие структурализма.

  20. Пражский лингвистический кружок.

  21. Американский структурализм.

  22. Глоссематика Л. Ельмcлева.

  23. Отечественное языкознание XX века. Лингвистическая концепция Н.Я. Марра.

  24. Типологическая концепция И.И. Мещанинова.

  25. Лингвистическая деятельность Е.Д. Поливанова.

  26. Общеязыковедческие и фонологические взгляды Л.В. Щербы.

  27. Грамматическое учение о слове, синтаксическая теория, учение о стилях языка и о языке художественной литературы В.В. Виноградова.

  28. Языкознание на современном этапе.

  29. Проблемы прикладного языкознания, их решение.

  30. Знаковая природа языка. Структура языкового знака.

  31. Свойства языкового знака.

  32. Язык как система. Понятие системы. Система и структура языка.

  33. Единицы языка, связи и отношения между ними.

  34. Понятие о ярусах языковой системы. Основные и промежуточные ярусы языковой системы.

  35. Связь языка и общества.

  36. Язык как важнейший этнический признак.

  37. Социолингвистика, её предмет и задачи.

  38. Языковая ситуация как объект социолингвистики.

  39. Интерлингвистика, её предмет и задачи.

  40. Две точки зрения на связь языка и мышления.

  41. Возможное решение проблемы связи языка и мышления.

  42. Гипотеза Сепира – Уорфа.

  43. Понятие о психолингвистике.

  44. Соотношение языка и речи.

  45. Проблема развития языка.

  46. Внутриструктурные законы и экстралингвистические факторы развития языка.

  47. Методы исследования. Понятие о лингвистическом методе.

  48. Описательный метод как традиционный метод синхронного описания языка.

  49. Таксономические методы описания языка.

  50. Лингвогенетические методы, их сущность.

  51. Типологический метод описания языка.

  52. Применение положений общего языкознания в школьной практике.


1.13 Примерная тематика рефератов.


  1. Проблема языкознания в филологии древнего мира. Грамматика Панини. Анализ языковых элементов в логике и поэтике Аристотеля.

  2. Языкознание средних веков и эпохи Возрождения. «Всеобщая рациональная грамматика» Арно и Лансло.

  3. Нормативные грамматики. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова.

  4. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и становление сравнительно-исторического метода. Возникновение германистики и славистики. Лингвистическая концепция А. Шлейхера и развитие компаративистики. Современное состояние сравнительно-исторического языкознания.

  5. Философия языка В. фон Гумбольдта.

  6. Логико-грамматическое направление в языкознании. Ф.И. Буслаев.

  7. Психологическое направление в языкознании. Г. Штейнталь и А.А. Потебня.

  8. Младограмматическая школа.

  9. Казанская лингвистическая школа.

  10. Московская лингвистическая школа.

  11. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.

  12. Возникновение и развитие структурализма. Достижения и ограничения структурализма. Пражский лингвистический кружок /школа функциональной лингвистики.

  13. Американский структурализм.

  14. Глоссематика Л. Ельмслева.

  15. Отечественное языкознание XX в.

  16. Лингвистические взгляды И.И. Мещанинова.

  17. Общеязыковедческие и фонологические взгляды Л.В. Щербы.

  18. Грамматическое учение о слове, синтаксическая теория, учение о стилях языка и о языке художественной литературы В.В. Виноградова.

Литература:

  1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.

  2. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях. М., 1964-1965.

  3. Кондрашов И.А. История лингвистических учений. М., 1980.

  4. Черепанов М.В. Общее языкознание. Саратов, 1969.


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

Толкование терминов в процессе изучения дисциплины дается по изданию: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Лингвистические задачи по темам лекции подробно разбираются на практических занятиях.

Задания

  1. Подчеркните термины, которые могут быть использованы при описании лексического уровня языка. Дайте определение одному из подчеркнутых терминов (по вашему выбору) и приведите пример-иллюстрацию.

Лексема, грамматическое значение денотативно-сигнификативный аспект, аккомодация, синонимия, заднеязычный,, внутренняя форма слова, синекдоха, супплетивизм, аффиксация, неологизмы, предикативность, номинативная функция, смыслоразличительная функция.



  1. Подчеркните пары слов, которые позволяют проиллюстрировать синтагматические отношения в лексической системе.

Плакучая – ива, добрый – злой, зеленая – смородина, замок – замок, подниматься – спускаться, летние - каникулы .
3. Подчеркните фамилии ученых, занимавшихся проблемой разграничения языка и речи в общетеоретическом аспекте.

Фердинанд де Соссюр, Виноградов, Бодуэн де Куртенэ, Щерба, Ломоносов, Шанский, Смирницкий.

Приведите по 3 примера речевых явлений в лексике, дайте краткий комментарий.
Модель ответа

В качестве таких явлений студенты могут назвать и проиллюстрировать примерами контекстуальные синонимы и антонимы, семантические окказионализмы (индивидуально-авторские метафоры и т.п.).


  1. Запишите слова в транскрипции. Укажите, какой фонетический закон создает условия для формальных парадигматических отношений в лексической системе. Определите вид этих отношений.



СЪЕЗД – СЙЭСТ , закон оглушения согласного на конце слова и ассимиляции по глухости: СЪЕЗД – СЪЕСТ;
ПОСВЯТИТЬ – ПЪСВ...ТИТ , закон редукции: ПОСВЯТИТЬ – ПОСВЕТИТЬ;
(не)СПИТСЯ – СПИЦЪ , ассимиляция по месту и способу образования: СПИТСЯ – СПИЦА.
Все представленные примеры – омофоны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск