Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 180.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.11.2013
Размер180.95 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Р.2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
1.1 Автор программы: Бурцева А.В., к.п.н., доцент кафедры русского языка, литературы и МП МГГУ, Антошина С.А., к. филол. н., доцент кафедры русского языка, литературы и МП МГГУ.
1.3 Пояснительная записка:

Цель дисциплины: познакомить бакалавров с психологическим измерением языковых единиц, с основными концепциями языковой личности.

Знания и умения, полученные студентами в результате изучения курса, могут быть использованы в процессе психолого-педагогической работы с детьми для определения оптимальной системы педагогического воздействия.

Задачи:

  1. Знакомство студентов со сложной структурой речевой деятельности.

  2. Знакомство студентов с операциями порождения и восприятия речевых высказываний.

  3. Ознакомление студентов с процессами развития речи в онтогенезе.

  4. Овладение студентами терминологией психолингвистики. 

Студенты должны знать следующие понятия: язык, речь,  мышление, сознание, личность, деятельность, речевая деятельность, виды речевой деятельности, речевой акт, речевое поведение, вербальное и невербальное мышление, речевые и  языковые способности, закономерности усвоения речи, механизмы речи, внутренняя речь, основные  модели высказывания, речепорождение, роль левого и правого полушария в речевых функциях, психолингвистический эксперимент, патология речи.

Студенты должны уметь: анализировать литературу по психолингвистике; проводить психолингвистические эксперименты различных видов и интерпретировать полученные данные.

Место курса в кругу других дисциплин: специалист психолого-педагогического профиля не может эффективно работать ни в теоретической, ни в практической областях без знания речемыслительных процессов, методов их изучения, лингвопсихологического анализа основных типов речевой патологии, не сможет оценивать и корректировать факты речевой деятельности человека.  Знания и умения, полученные студентами в результате изучения курса, позволят более глубоко вскрыть механизмы речевого нарушения, определить оптимальную систему педагогического воздействия. Курс дополняет основную образовательную программу «Теория и технологии обучения русскому языку», позволяет углубить знания студентов о речевой деятельности ребенка и методах изучения речевых процессов.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК


ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа

050300 Филологическое образование. Профиль Русский язык и литература

3

5

6

34

32

24

22

18

22


6

-


-

-


10

10

-

зачет



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п

Наименование раздела дисциплины, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1

Психолингвистика как наука и ее место среди наук о человеке. Становление психолингвистики.

4

6

-

4

2

Язык и мышление. Язык и речь.

6

6

-

3

3

Методы и эксперимент в психолингвистике.

2

6

6

3

6 семестр

4

Структура речевой деятельности.

4

6

-

2

5

Моделирование процессов порождения и восприятия речи.

4

6

-

3

6

Усвоение ребенком родного языка.

4

6

-

3

7

Языковая личность и культура.

4

4

-

2




Итого:

46

40

6

20


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
1. Психолингвистика как наука и ее место среди наук о человеке.

Междисциплинарный характер психолингвистики. Предмет психолингвистики. Основные понятия психолингвистики. Становление психолингвистики. Методы психолингвистики.

 

2. Язык и мышление.

Язык и речь. Обязательные и факультативные функции языка и речи. Уровневая организация языка. Слово и текст как психолингвистические единицы. Предпосылки возникновения языка и интеллекта. Онтогенез мышления и речи.
3. Методы и эксперимент в психолингвистике.

Методы психолингвистики. Эксперимент в психолингвистике. Ассоциативный эксперимент. Лингвистический эксперимент. Экспериментальные исследования звуков, слов, предложений и текстов. Мозговые механизмы речевой деятельности

 

4. Структура речевой деятельности.

Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Понятие «языковая способность». Структура языковой личности (Вербально-семантический уровень языковой личности. Тезаурусный уровень. Мотивационно-прагматический уровень).

 

5. Моделирование процессов порождения и восприятия речи.

Психологическая трактовка процесса порождения речи. Вероятностная модель порождения речи. Модель непосредственно составляющих. Трансформационная модель порождения речи. Модель порождения речи в трактовке Л.С. Выготского. Концепция порождения речи А.Р. Лурия. Процесс порождения речи с позиции психолингвистического подхода А.А. Леонтьева.

Механизмы восприятия речи. Факторы успешного осмысления текста. Понятие читабельности текста. Способы взаимодействия с текстом.

Моделирование словообразовательной деятельности человека. Паталогия речи. Звук и смысл

 

6. Усвоение ребенком родного языка.

Поэтапное формирование речевых способностей. Роль довербального этапа в развитии речевой способности. Период однословных высказываний. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций). Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение лексических единиц. Усвоение синтаксических структур. Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки.

Становление языковой личности школьника. Стратегия дискурсивного мышления. Жанровая составляющая речевой компетенции. Овладение способами организации текста. Метаязыковые способности ребенка. Современные способы диагностики языковых знаний и их оценивание.

7. Языковая личность и культура.

Языковая личность и национальный характер. Этнокультурные исследования языкового сознания. Понятие «этнопсихолингвистика». Лингвистическая относительность и детерминизм. Национально-культурная специфика слова. Ассоциации как феномен культуры. Проблемы изучения иностранного языка. Речевое поведение человека. Язык и субкультура.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




п/п
Наименование раздела

дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения

самостоятельной работы

1

Психолингвистика как наука и ее место среди наук о человеке. Становление психолингвистики

- вопросы для сам. изучения

- анализ научных статей.


4

- проверка записей в рабочих тетрадях

2

Язык и мышление. Язык и речь

- подготовка реферативных сообщений

3

- защита рефератов

3

Методы психолингвистики

Подготовка и проведение экспериментальных исследований

3

Анализ результатов экспериментов

4

Структура речевой деятельности

- вопросы для сам. изучения

- анализ научных статей

2

- проверка записей в рабочих тетрадях

5

Моделирование процессов порождения и восприятия речи

- вопросы для сам. изучения

- анализ научных статей.

3

- проверка записей в рабочих тетрадях

6

Усвоение ребенком родного языка

- конспектирование научных статей

3

- проверка конспектов

7

Языковая личность и культура

- подготовка реферативных сообщений

2

- защита рефератов



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Психолингвистика  как наука о человеке.

  1. Сущность психолингвистики как науки о человеке.

  2. Причины возникновения психолингвистики, периодизация развития науки.

  3. Основные постулаты психолингвистической теории.

  4. Актуальные проблемы психолингвистики.


Литература:

Леонтьев А.А. Психолингвистика. – Л. – 1967.

Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М. – 1975.

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. – Л. – 1989. 
Вопросы для коллективного обсуждения:

Назовите различные определения психолингвистики. Почему в науке существуют различные трактовки? С какими дисциплинами она соприкасается? В чем выражается междисциплинарный характер психолингвистики?

Как соотносятся понятия «психолингвистика» и «теория речевой деятельности»?

Почему понятие «психолингвистика» не имеет однозначного определения?

В чем состоят предмет и задачи психолингвистики? Что ее объединяет с нейролингвистикой?
Вопросы для самостоятельного изучения:

На какой общей теоретической основе строятся отечественные исследования в области психолингвистики? Чем они отличаются от работ американских психолингвистов?

 

Речь в системе психических процессов.

  1. Взаимосвязь мышления и речи.

  2. Функции языка.

  3. Вербальное и невербальное мышление.


Литература:

Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 тт., Т. 2. – М. – 1982.

Основы теории речевой деятельности. – М. – 1974.

Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М. – 1984.
Вопросы для коллективного обсуждения:

Какова роль усвоения языка для развития психики  (интеллекта, эмоционально-волевой сферы) ребенка?

Покажите роль речи в развитии воображения (в норме и на некоторых типах нарушений в психическом развитии).

Покажите взаимосвязь речи с другими психическими процессами.

«Мышление – язык – речь», - какова связь между этими понятиями? Что связывает интеллект и речь?

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

Используя литературу, раскройте точку зрения Л.С. Выготского на вопрос о соотношении мышления и речи в филогенезе и онтогенезе.

Согласны ли вы с точкой зрения некоторых ученых (теория лингвистической соотносительности), что человеческое мышление как информативный процесс мозга человека функционирует нейрофизиологическими эквивалентами определенного национального языка (теория Сепира  - Уорфа)? Почему? Докажите.

 

Методы психолингвистики. Эксперимент в психолингвистике


  1. Эксперимент в языкознании и психолингвистике.

  2. Сущность психолингвистических методов изучения звуков речи.

  3. Экспериментальное изучение слова.

  4. Экспериментальное изучение предложения.

  5. Экспериментальное изучение текста.

 

Литература:

Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. - Киев. - 1979.

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. -  Л. - 1989.

Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. - М. -1985.

Шахнарович А.М.  Общая психолингвистика. - М. - 1995.

Исследование речевого мышления в лингвистике. - М. - 1985.

Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования. - Воронеж. - 1990.

Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М. - 1987.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

Что такое эксперимент в языкознании и психолингвистике? Что общего и отличного в экспериментальных методиках?

Какова цель  экспериментальной работы в вашей профессиональной деятельности?

Что такое метод исследования?

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

Сформулируйте принципы отбора языкового материала для экспериментальной методики на примере любой возрастной группы. 
1.8. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Белянин В.П.  Психолингвистика: учебник / В.П. Белянин; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 5-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 232 с.: табл. - ISBN 978-5-89349-371-9 [Гриф]

  2. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник / В.П. Белянин; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 4-е изд. - М.: Флинта, 2007. - 232 с.: табл. - ISBN 978-89349-371-9 [Гриф]

  3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учебник для студ. вузов / А.А. Леонтьев. - 5-е изд., стер. - М.: Смысл: Академия, 2008. - 288 с. - (Психология для студента). - ISBN 978-5-89357-239-1 (Смысл). - ISBN 978-5-7695-5146-8 (Академия) [Гриф]


Дополнительная:

  1. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. Модели мира в литературе / В.П. Белянин; РАН, Ин-т языкознания, Фонд Чтения им. Н. А. Рубакина. - М.: Тривола, 2000. - 248 с. - ISBN 5-88415-036-9 [Гриф].

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 тт., Т. 2. – М. – 1982.

  3. Основы теории речевой деятельности. – М. – 1974.

  4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учебник для студ. вузов / А.А. Леонтьев. - 4-е изд., испр. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 288 с. - (Психология для студента). - ISBN 5-89357-191-6 [Гриф МО]

  5. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. труды / А.А. Леонтьев; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. - 536 с.

  6. Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия: для студ. вузов / под общ. ред. В.К. Радзиховской. - М.: Академия, 2003. - 464 с.

  7. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учеб. пособие для студ. / Р. М. Фрумкина. - М.: Академия, 2001,2003. - 320 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0726-8 [Гриф УМО]

  8. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М. – 1984.

  9. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. -  Л. - 1989.

  10. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. - М. -1985.

  11. Шахнарович А.М.  Общая психолингвистика. - М. - 1995.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/,

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона [Электронный ресурс] : 216 тыс. рус. слов, 44 тыс. иностр.слов, [свыше 11 тыс. ст.] : в 3 т. / подготов. текста Е. Ачеркан. - Электрон. дан. - М. : Си ЭТС, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - Систем. требования : Pentium II-400 ; 64 Мб ОЗУ ; видеокарта 4Мб ; CD-ROM. - Загл. с контейнера. - 250-00.

Библиотека словарей. Т. 1 [Мультимедиа] : [17 т. текста, 390 иллюстраций, 14585 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Реальный словарь классических древностей / Ф. Любкер. Библейский словарь : в 4 вып. Дипломатический словарь : в 2 т. / под ред. А.Я. Вышинского, С.А. Лозовского. - ISBN 5-86460-137-3 : 250-00,

Библиотека словарей. Т. 2 [Мультимедиа] : [19 т. текста, 19319 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Словарь древне-русских личных собственных имен / Н.М. Тупиков. Исторический словарь российских государей, царей, императоров и императриц / И. Нехачихин. Словарь писателей среднего и нового периодов русской литературы XVII-XIX в. / А.В. Арсеньев. Популярный политический словарь. Краткий словарь мифологии и древностей / М. Корш. - ISBN 5-86460-147-3 : 250-00.
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ;

- «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/,

- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/,

- Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru,

- Полнотекстовая библиотека МГПУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
ДЕ-1 Психолингвистика как наука.

1) Объект психолингвистики:

А. Языковая личность.

Б. Языковая система.

В. Языковые единицы.

 

2) Предмет психолингвистики:

А. Речевая способность

Б. Индивидуальность человека

В. Коммуникативная компетенция человека

 

3) Основателем психолингвистики в Рос считают:

А. А.Р. Лурию 

Б. А.А. Леонтьева

В. Н.И. Жинкина

 

4) Авторы ассоциативных словарей:

А. А.А. Леонтьев, Ю.Н. Караулов

Б. Л.С. Выготский

В. А.А. Залевская

 

ДЕ-2 Онтопсихолингвистика

1) Каковы тенденции развития детской речи?

А. Движение от общего к частному.

Б. От конкретного к абстрактному.

В. От образного к условному.

 

2) Примером какого явления детской речи могут служить данные высказывания: лампажур, недельник, трорушка, горблюд?

А. Словотворчества

Б. Детской этимологии

 

3) Какого рода взаимосвязь между речевым и когнитивным развитием прослеживается в овладении детьми грамматической стороной речи?

А. Речевое идет вслед за когнитивным

Б. Речевое опережает когнитивное

4) Какие формы глаголов усваиваются детьми в первую очередь?

А. Повелительного наклонения

Б. Изъявительного

В. Сослагательного

 ДЕ-3 Речевая деятельность. Единицы. Этапы. Виды.

1) Выстройте последовательность этапов речевой деятельности:

А. Моторная / фонетическая программа

Б. Внутреннее программирование   

В. Мотивационно-прагматический этап

 

2) К этапу внутреннего программирования относятся:

А. Коммуникативное намерение

Б. Формирование мысли-образа

В. Оформление мысли в грамматических значениях

Г. Оформление мысли в лексических значениях

Д. Оформление мысли в словах

Е. Контроль

 

3) Единицами психолингвистики являются:

А. Слово – Высказывание – Текст

Б. Фонема – морфема – лексема – синтаксема

 

4) Видами речевой деятельности являются:

А. Порождение. Восприятие

Б. Слушание. Говорение. Чтение. Письмо

 

ДЕ-4 Психолингвистика межличностного общения. Социо-, этнопсихолингвистика

1) На каком уровне осуществляется языковая игра в данных примерах?

Дары природы           «дыры природы». «Там такая дверь в стиле вампир». «Ты что делаешь? – Весь вечер ёжилась (йожилась)». «Смутно-финансовый отчет». «Общежутие». «Грезидент». «Торт с огрехами».

«Буду заниматься сердцеедством» (печенье в виде сердца). «Ну вот мы с тобой и огорошены» (две дамы купили одинаковые платья в горошек)

 

А. Лексический Б. Словообразовательный. В. Фонетический.

 

2) Расшифруйте условные обозначения Э. Берна, характеризующие социальные роли человека:

 В - __________________  Р - ___________________  Д - ____________________

 

3) определите тип стратегии речевого поведения последней реплики диалога:

- Он не придет!

- Почему не придет? – просила Лора.

- Посмотри на себя в зеркало, - посоветовала Таня.

 А. Инвективный Б. Куртуазный В. Эвристический

4) К какому речевому жанру можно отнести приведенное ниже высказывание

– Вам нравится мой новый муж?

– Вам все идет?

А. Комплимент. Б. Колкость. В. Шутка.
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Предмет, цели и задачи курса психолингвистики.

  2. Связь психолингвистики с другими науками.

  3. Методы психолингвистики.

  4. Роль знаний основ психологии речи для специальной педагогики.

  5. История становления психолингвистики.

  6. Современные аспекты изучения речи.

  7. Сравнительный анализ языка человека и коммуникаций у животных.

  8. Язык, его характеристика и  основные функции.

  9. Характеристика речи.

  10. Сравнительная характеристика речи и языка.

  11. Определение языковой способности, компоненты языковой способности.

  12. Речевая деятельность. Характеристика видов речевой деятельности.

  13. Связь речевой деятельности с другими видами деятельности.

  14. Содержание речевой деятельности.

  15. Психологические механизмы речевой деятельности.

  16. Психологическая трактовка процесса порождения речи.

  17. Психологическая трактовка процесса восприятия речи.

  18. Словообразование в речевой деятельности.

  19. Текст в речевой деятельности.

  20. Усвоение ребенком родного языка (довербальный период).

  21. Овладение ребенком вербальными средствами общения.

  22. Овладение ребенком способами организации текста.

  23. Усвоение ребенком письменной речи.

  24. Речь в системе психических процессов.


1.13 Примерная тематика рефератов.

  • Методы психолингвистики.

  • Механизмы видов речевой деятельности.

  • Структура языковой  личности.

  • Языковая личность и национальный характер.

  • Этнокультурные исследования языкового сознания.

  • Экспериментальное изучение лексики.

  • Речь и мышление.

  • Освоение речи ребенком.  

  • Модели порождения речи.

  • Текст как объект психолингвистики.

  • Внутренняя речь как инструмент мышления.

  • Сущность психолингвистических методов изучения звуков речи.

  • Словообразование в речевой деятельности.


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

Глоссарий предложен в учебном пособии Р.М. Фрумкиной «Психолингвистика»

Язык. Речь. Языковая система. Мышление. Сознание. Личность. Деятельность. Строение деятельности. Речевая деятельность. Языковая способность. Компоненты языковой способности. Виды речевой деятельности. Речевой акт. Речевое поведение. Вербальное и невербальное мышление. Речевой навык, речевое умение. Закономерности усвоения речи. Механизмы речи и восприятия речи. Внутренняя речь. Основные модели высказывания. Речепорождение. Структурная организация речевой деятельности. Уровневая организация языка. Процесс порождения речи.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).

Варианты задач:

  • Составьте таблицу голосовых реакций ребенка младенческого возраста по схеме:




Возраст ребенка



















Название этапа



















Голосовые реакции






















  • На основе анализа литературы, раскройте вопрос: “На какой общей теоретической основе строятся отечественные исследования в области психолингвистики? Чем они отличаются от работ американских психолингвистов?”

  • Сделайте конспект из книги Немова Р.С. “Психология”. Том 1, стр. 42 – 72.

  • Составьте таблицу сравнительной характеристики языка и речи.

  • Проведите наблюдение за ребенком раннего или дошкольного возраста, составьте протокол невербальных и речевых проявлений ребенка. Сделайте выводы о способах общения ребенка раннего (дошкольного) возраста со взрослым.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск