Скачать 180.95 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Р.2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература 1.1 Автор программы: Бурцева А.В., к.п.н., доцент кафедры русского языка, литературы и МП МГГУ, Антошина С.А., к. филол. н., доцент кафедры русского языка, литературы и МП МГГУ. 1.3 Пояснительная записка: Цель дисциплины: познакомить бакалавров с психологическим измерением языковых единиц, с основными концепциями языковой личности. Знания и умения, полученные студентами в результате изучения курса, могут быть использованы в процессе психолого-педагогической работы с детьми для определения оптимальной системы педагогического воздействия. Задачи:
Студенты должны знать следующие понятия: язык, речь, мышление, сознание, личность, деятельность, речевая деятельность, виды речевой деятельности, речевой акт, речевое поведение, вербальное и невербальное мышление, речевые и языковые способности, закономерности усвоения речи, механизмы речи, внутренняя речь, основные модели высказывания, речепорождение, роль левого и правого полушария в речевых функциях, психолингвистический эксперимент, патология речи. Студенты должны уметь: анализировать литературу по психолингвистике; проводить психолингвистические эксперименты различных видов и интерпретировать полученные данные. Место курса в кругу других дисциплин: специалист психолого-педагогического профиля не может эффективно работать ни в теоретической, ни в практической областях без знания речемыслительных процессов, методов их изучения, лингвопсихологического анализа основных типов речевой патологии, не сможет оценивать и корректировать факты речевой деятельности человека. Знания и умения, полученные студентами в результате изучения курса, позволят более глубоко вскрыть механизмы речевого нарушения, определить оптимальную систему педагогического воздействия. Курс дополняет основную образовательную программу «Теория и технологии обучения русскому языку», позволяет углубить знания студентов о речевой деятельности ребенка и методах изучения речевых процессов. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. 1. Психолингвистика как наука и ее место среди наук о человеке. Междисциплинарный характер психолингвистики. Предмет психолингвистики. Основные понятия психолингвистики. Становление психолингвистики. Методы психолингвистики. 2. Язык и мышление. Язык и речь. Обязательные и факультативные функции языка и речи. Уровневая организация языка. Слово и текст как психолингвистические единицы. Предпосылки возникновения языка и интеллекта. Онтогенез мышления и речи. 3. Методы и эксперимент в психолингвистике. Методы психолингвистики. Эксперимент в психолингвистике. Ассоциативный эксперимент. Лингвистический эксперимент. Экспериментальные исследования звуков, слов, предложений и текстов. Мозговые механизмы речевой деятельности 4. Структура речевой деятельности. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Понятие «языковая способность». Структура языковой личности (Вербально-семантический уровень языковой личности. Тезаурусный уровень. Мотивационно-прагматический уровень). 5. Моделирование процессов порождения и восприятия речи. Психологическая трактовка процесса порождения речи. Вероятностная модель порождения речи. Модель непосредственно составляющих. Трансформационная модель порождения речи. Модель порождения речи в трактовке Л.С. Выготского. Концепция порождения речи А.Р. Лурия. Процесс порождения речи с позиции психолингвистического подхода А.А. Леонтьева. Механизмы восприятия речи. Факторы успешного осмысления текста. Понятие читабельности текста. Способы взаимодействия с текстом. Моделирование словообразовательной деятельности человека. Паталогия речи. Звук и смысл 6. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Роль довербального этапа в развитии речевой способности. Период однословных высказываний. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций). Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение лексических единиц. Усвоение синтаксических структур. Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки. Становление языковой личности школьника. Стратегия дискурсивного мышления. Жанровая составляющая речевой компетенции. Овладение способами организации текста. Метаязыковые способности ребенка. Современные способы диагностики языковых знаний и их оценивание. 7. Языковая личность и культура.Языковая личность и национальный характер. Этнокультурные исследования языкового сознания. Понятие «этнопсихолингвистика». Лингвистическая относительность и детерминизм. Национально-культурная специфика слова. Ассоциации как феномен культуры. Проблемы изучения иностранного языка. Речевое поведение человека. Язык и субкультура. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Психолингвистика как наука о человеке.
Литература: Леонтьев А.А. Психолингвистика. – Л. – 1967. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М. – 1975. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. – Л. – 1989. Вопросы для коллективного обсуждения: Назовите различные определения психолингвистики. Почему в науке существуют различные трактовки? С какими дисциплинами она соприкасается? В чем выражается междисциплинарный характер психолингвистики? Как соотносятся понятия «психолингвистика» и «теория речевой деятельности»? Почему понятие «психолингвистика» не имеет однозначного определения? В чем состоят предмет и задачи психолингвистики? Что ее объединяет с нейролингвистикой? Вопросы для самостоятельного изучения: На какой общей теоретической основе строятся отечественные исследования в области психолингвистики? Чем они отличаются от работ американских психолингвистов? Речь в системе психических процессов.
Литература: Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 тт., Т. 2. – М. – 1982. Основы теории речевой деятельности. – М. – 1974. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М. – 1984. Вопросы для коллективного обсуждения: Какова роль усвоения языка для развития психики (интеллекта, эмоционально-волевой сферы) ребенка? Покажите роль речи в развитии воображения (в норме и на некоторых типах нарушений в психическом развитии). Покажите взаимосвязь речи с другими психическими процессами. «Мышление – язык – речь», - какова связь между этими понятиями? Что связывает интеллект и речь? Вопросы для самостоятельного изучения: Используя литературу, раскройте точку зрения Л.С. Выготского на вопрос о соотношении мышления и речи в филогенезе и онтогенезе. Согласны ли вы с точкой зрения некоторых ученых (теория лингвистической соотносительности), что человеческое мышление как информативный процесс мозга человека функционирует нейрофизиологическими эквивалентами определенного национального языка (теория Сепира - Уорфа)? Почему? Докажите. Методы психолингвистики. Эксперимент в психолингвистике
Литература: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. - Киев. - 1979. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. - Л. - 1989. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. - М. -1985. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. - М. - 1995. Исследование речевого мышления в лингвистике. - М. - 1985. Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования. - Воронеж. - 1990. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М. - 1987. Вопросы для коллективного обсуждения: Что такое эксперимент в языкознании и психолингвистике? Что общего и отличного в экспериментальных методиках? Какова цель экспериментальной работы в вашей профессиональной деятельности? Что такое метод исследования? Вопросы для самостоятельного изучения: Сформулируйте принципы отбора языкового материала для экспериментальной методики на примере любой возрастной группы. 1.8. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная:
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/, Большой толково-фразеологический словарь Михельсона [Электронный ресурс] : 216 тыс. рус. слов, 44 тыс. иностр.слов, [свыше 11 тыс. ст.] : в 3 т. / подготов. текста Е. Ачеркан. - Электрон. дан. - М. : Си ЭТС, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - Систем. требования : Pentium II-400 ; 64 Мб ОЗУ ; видеокарта 4Мб ; CD-ROM. - Загл. с контейнера. - 250-00. Библиотека словарей. Т. 1 [Мультимедиа] : [17 т. текста, 390 иллюстраций, 14585 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Реальный словарь классических древностей / Ф. Любкер. Библейский словарь : в 4 вып. Дипломатический словарь : в 2 т. / под ред. А.Я. Вышинского, С.А. Лозовского. - ISBN 5-86460-137-3 : 250-00, Библиотека словарей. Т. 2 [Мультимедиа] : [19 т. текста, 19319 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Словарь древне-русских личных собственных имен / Н.М. Тупиков. Исторический словарь российских государей, царей, императоров и императриц / И. Нехачихин. Словарь писателей среднего и нового периодов русской литературы XVII-XIX в. / А.В. Арсеньев. Популярный политический словарь. Краткий словарь мифологии и древностей / М. Корш. - ISBN 5-86460-147-3 : 250-00. Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ; - «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/, - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/, - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru, - Полнотекстовая библиотека МГПУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. ДЕ-1 Психолингвистика как наука. 1) Объект психолингвистики: А. Языковая личность. Б. Языковая система. В. Языковые единицы. 2) Предмет психолингвистики: А. Речевая способность Б. Индивидуальность человека В. Коммуникативная компетенция человека 3) Основателем психолингвистики в Рос считают: А. А.Р. Лурию Б. А.А. Леонтьева В. Н.И. Жинкина 4) Авторы ассоциативных словарей: А. А.А. Леонтьев, Ю.Н. Караулов Б. Л.С. Выготский В. А.А. Залевская ДЕ-2 Онтопсихолингвистика 1) Каковы тенденции развития детской речи? А. Движение от общего к частному. Б. От конкретного к абстрактному. В. От образного к условному. 2) Примером какого явления детской речи могут служить данные высказывания: лампажур, недельник, трорушка, горблюд? А. Словотворчества Б. Детской этимологии 3) Какого рода взаимосвязь между речевым и когнитивным развитием прослеживается в овладении детьми грамматической стороной речи? А. Речевое идет вслед за когнитивным Б. Речевое опережает когнитивное 4) Какие формы глаголов усваиваются детьми в первую очередь? А. Повелительного наклонения Б. Изъявительного В. Сослагательного ДЕ-3 Речевая деятельность. Единицы. Этапы. Виды. 1) Выстройте последовательность этапов речевой деятельности: А. Моторная / фонетическая программа Б. Внутреннее программирование В. Мотивационно-прагматический этап 2) К этапу внутреннего программирования относятся: А. Коммуникативное намерение Б. Формирование мысли-образа В. Оформление мысли в грамматических значениях Г. Оформление мысли в лексических значениях Д. Оформление мысли в словах Е. Контроль 3) Единицами психолингвистики являются: А. Слово – Высказывание – Текст Б. Фонема – морфема – лексема – синтаксема 4) Видами речевой деятельности являются: А. Порождение. Восприятие Б. Слушание. Говорение. Чтение. Письмо ДЕ-4 Психолингвистика межличностного общения. Социо-, этнопсихолингвистика 1) На каком уровне осуществляется языковая игра в данных примерах? Дары природы «дыры природы». «Там такая дверь в стиле вампир». «Ты что делаешь? – Весь вечер ёжилась (йожилась)». «Смутно-финансовый отчет». «Общежутие». «Грезидент». «Торт с огрехами». «Буду заниматься сердцеедством» (печенье в виде сердца). «Ну вот мы с тобой и огорошены» (две дамы купили одинаковые платья в горошек) А. Лексический Б. Словообразовательный. В. Фонетический. 2) Расшифруйте условные обозначения Э. Берна, характеризующие социальные роли человека: В - __________________ Р - ___________________ Д - ____________________ 3) определите тип стратегии речевого поведения последней реплики диалога: - Он не придет! - Почему не придет? – просила Лора. - Посмотри на себя в зеркало, - посоветовала Таня. А. Инвективный Б. Куртуазный В. Эвристический 4) К какому речевому жанру можно отнести приведенное ниже высказывание – Вам нравится мой новый муж? – Вам все идет? А. Комплимент. Б. Колкость. В. Шутка. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.
1.13 Примерная тематика рефератов.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). Глоссарий предложен в учебном пособии Р.М. Фрумкиной «Психолингвистика» Язык. Речь. Языковая система. Мышление. Сознание. Личность. Деятельность. Строение деятельности. Речевая деятельность. Языковая способность. Компоненты языковой способности. Виды речевой деятельности. Речевой акт. Речевое поведение. Вербальное и невербальное мышление. Речевой навык, речевое умение. Закономерности усвоения речи. Механизмы речи и восприятия речи. Внутренняя речь. Основные модели высказывания. Речепорождение. Структурная организация речевой деятельности. Уровневая организация языка. Процесс порождения речи. РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Варианты задач:
|