Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература





Скачать 319.8 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
страница1/2
Дата публикации18.07.2013
Размер319.8 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Р.8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
1.1 Автор программы: доктор филологических наук, профессор Н.Г. Благова,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ Л.В. Горбань.
1.3 Пояснительная записка:

Цели данного курса:

- теоретическая: расширить сведения по истории русского языка;

- практическая: приобрести навыки лексического комментирования.

Задачи, решаемые при изучении дисциплины:

- получить представление об исторической лексикологии как науке, ее проблемах, методах, достижениях;

- познакомиться с историей формирования лексического состава русского языка, закономерностями развития лексики и наиболее продуктивными способами пополнения словарного состава русского языка.

Дисциплина «Развитие лексического состава русского языка» входит в число специальных курсов. Он посвящен рассмотрению вопросов эволюции лексического состава языка. Этот курс дополняет раздел истории языка, обязательный для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература».

Студент должен знать:

- основные пути формирования лексического состава языка;

- этапы становления лексической системы русского языка, закономерности его развития.

Студент должен уметь:

- определить происхождение слова,

- установить родственные связи между словами, утраченные в результате исторических изменений;

- объяснить устаревшие слова, используемые в текстах русской классической литературы;

- пользоваться историко-лингвистическими и этимологическими словарями.

Данная программа является авторской.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):




п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма

отчетности)

Трудо-

емкость

Всего

аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1.

050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

4

8

40

30

24

6

-

10

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего

аудит

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1.

Словарный состав языка как одна из его подсистем

2

2

-




2.

Понятие лексикологии в синхронии и диахронии

2

2


-





3.

Историческая лексикология и лексикография

2

2

-




4.

Основная проблематика изучения истории лексики

2

2


-




5.

Источники изучения истории лексики русского языка

4

2

2

2

6.

Периодизация развития лексики русского языка

2

2


-





6.

Пути обогащения лексики русского языка

2

2

-




7.

Словообразовательные ресурсы русского языка как ведущий способ появления новых слов

2

2

-

2

8.

Обогащение лексики русского языка заимствованиями

2

2

-




9.

Фонетические, акцентологические, грамматические и семантические изменения в словах в процессе развития языка

4

2

2

-

10.

Семантические преобразования терминологии и обогащение лексического состава русского литературного языка

2

2


-





11.

Формирование тематических групп лексики в русском языке

4

2


2


2




Всего

30

24

6

10


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Словарный состав языка как одна из его подсистем. Определение и происхождение понятий лексика, лексикология, лексикография. Количество слов в языке. Специфика лексической системы языка, ее структурные элементы. Лексика национального языка; лексика литературного языка.

Лексикология как наука о лексическом составе языка. Понятие лексикологии в синхронии и диахронии. Историческая лексикология. Ее предмет и задачи. Методы изучения истории лексики. Сравнительно-исторический метод как основной в истории изучения истории лексики.

Историческая лексикология и лексикография. Историко-лингвистические и этимологические словари.

Возникновение исторической лексикологии. Основная проблематика изучения истории лексики. Вклад российских ученых в решение проблем этой науки и в популяризации исторической лексикологии. Книги по истории русской лексической системы для учащихся.

Источники изучения истории лексики русского языка. Письменные памятники как главный источник: хронология, жанры, содержание, история создания и открытия памятников. Хранение памятников. Публикации текстов.

Периодизация развития лексики русского языка. Формирование словарного состава русского языка. Возникновение первых слов в раннюю праиндоевропейскую эпоху. Способы создания новых слов в этот период.

Формирование тематических групп лексики в праславянском языке. Общеславянский лексический фонд.

Формирование лексической системы русского языка в X-XVIII вв.

Причины изменений в лексическом составе русского языка.

Пути обогащения лексики русского языка.

Словообразовательные ресурсы русского языка как ведущий способ появления новых слов. Лексический состав русского языка с точки зрения частеречной характеристики. Закрытые и открытые структуры.

Основные способы образования частей речи в диахронии: служебных, знаменательных. Способы образования имен существительных в диахронии. Образование имен прилагательных с древнейших времен. Продуктивные способы образования глагольных форм в диахронии. Проблема "потенциальных слов" языка. Окказионализмы в русском языке.

Обогащение лексики русского языка заимствованиями. Причины заимствований слов в языке. Русизмы в индоевропейских языках. Заимствования в русском языке. Адаптация иноязычных слов.

Хронология заимствований в русском языке. Своеобразие хронологизации в области заимствования лексики. Старославянизмы и грецизмы. Заимствования из финно-угорских, германских, скандинавских и тюркских языков. Заимствования из европейских языков в XVII-XIX вв. Проблема заимствований в современном русском языке.

Фонетические, акцентологические, грамматические и семантические изменения в словах в процессе развития языка, приводящие к утрате родственных связей между словами. Восстановление этимологического родства слов.

Изменение стилистической окраски слов и кодификация просторечных слов в русском языке XIX-XX вв.

Расширение сферы употребления диалектной лексики в русском литературном языке.

Семантические преобразования терминологии и обогащение лексического состава русского литературного языка.

Формирование различных тематических групп лексики и исторические изменения в тематических группах как отражение развития русской культуры. Использование устаревших слов в текстах русской классической литературы.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема

Форма

самостоятельной

работы

Кол-во

часов

Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы

1.

Источники изучения истории лексики


Подготовить

сообщение

2

Конспект

2.

Словообразовательные ресурсы русского языка


Работа со

словарями

2

УИРС

проверка

конспекта

3.

Формирование тематических групп лексики в русском языке

Подготовить

сообщение

6

Сообщение на

занятии


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическое занятие № 1. Источники изучения истории лексики русского языка (2 ч.).

План:

  1. Источники изучения истории лексики русского языка.

  2. Письменные памятники как главный источник: хронология, жанры, содержание, история создания и открытия памятников.

  3. Хранение памятников.

  4. Публикации текстов.


Вопросы для коллективного обсуждения:

- Перечислите источники изучения истории лексики русского языка.

- Расскажите о хранении памятников письменной культуры, публикации древних текстов.

- Какие методы исследования памятников древней письменности и описания лексики древней письменности вам знакомы?
Задания для самостоятельной работы:

- Подготовить доклад-презентацию «Письменные памятники Древней Руси».

- Подготовить доклад-презентацию «Письменные памятники Кольского края».
Литература:

Основная:

  1. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. - 3-е изд. - М., 1990.

  2. Кожин А.Н. Хрестоматия по истории русского литературного языка.- М.,1989.

  3. Васильев А.Д. Введение в историческую лексикологию русского языка. – Красноярск, 1997.

  4. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография. – М., 1977.

  5. Еленски Й. Историческая лексикология русского языка. – Велико Тырново, 1980.

  6. Лексика русского литературного языка XIX – начала XX века. – М., 1981.


Дополнительная:

  1. Львов А.С. Лексика "Повести временных лет" – М., 1975.

  2. Михайловская Н.Г. Системные связи в лексике древнерусского книжно-письменного языка XI-XIV вв.- М.. 1980.

  3. Панин Л.Г. Лексика западносибирской деловой письменности XVII – XVIII вв. – Новосибирск, 1985.


Фонетические, акцентологические, грамматические и семантические изменения в словах в процессе развития языка, приводящие к утрате родственных связей между словами. Восстановление этимологического родства слов.

Формирование различных тематических групп лексики и исторические изменения в тематических группах как отражение развития русской культуры. Основное содержание лекции отражено в следующих источниках:
Практическое занятие № 2. Фонетические, акцентологические, грамматические и семантические изменения в словах в процессе развития языка (2 ч.).

План:

  1. Фонетические, акцентологические, грамматические и семантические изменения в словах в процессе развития языка, приводящие к утрате родственных связей между словами.

  2. Восстановление этимологического родства слов.

  3. Изменение стилистической окраски слов и кодификация просторечных слов в русском языке XIX-XX вв.

  4. Расширение сферы употребления диалектной лексики в русском литературном языке.

  5. Семантические преобразования терминологии и обогащение лексического состава русского литературного языка.


Вопросы для коллективного обсуждения:

- Расскажите о способах восстановления этимологического родства слов.

- Покажите на примерах изменение стилистической окраски слов.

- Какие процессы приводят к расширению сферы употребления диалектной лексики в русском языке?

- Покажите на примерах семантические преобразования в сфере терминологии
Задания для самостоятельной работы:

- Подготовить доклад-презентацию «Диалектная лексика Кольского Севера. Тематическая группа «Топонимы».

- Подготовить доклад-презентацию «Ремесленная терминология в славянских языках».

- Подготовить доклад-презентацию «История военной лексики в русском языке».

- Подготовить доклад-презентацию «История некоторых слов в русском языке».
Литература:

Основная:

  1. Благова Н.Г. Термины уголовно-процессуального права в русском деловом языке XVII в. // Русская историческая лексикология и лексикография. Вып.5. СПб, 2000.

  2. Будагов Р.А. История слов в истории общества. – М., 1971.

  3. Васильев А.Д. Введение в историческую лексикологию русского языка. – Красноярск, 1997.

  4. История лексики русского литературного языка конца XVII – начала XIX в. - М., 1981.

  5. История слов русского литературного языка (XVIII – начала XX вв). –Л., 1983.

  6. Лексика русского литературного языка XIX – начала XX века. – М., 1981.

  7. Лексические группы в русском языке XI – XVII вв.- М., 1991.

  8. Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке XI-XVII вв. – Л., 1970.

  9. Трубачев О.Н. Ремесленная терминология в славянских языках. – М., 1966.


Дополнительная:

  1. Виноградов В.В. История слов. – М., 1994.

  2. Историко-культурный аспект лексикологического описания русского языка. Ч.1, 2. – М..1991.

  3. Михайловская Н.Г. Системные связи в лексике древнерусского книжно-письменного языка XI-XIV вв.- М.. 1980.

  4. Русская историческая лексикология и лексикография. Вып.1-5. Л., 1972, 1977, 1983, 1988, СПб., 2000.


Практическое занятие № 3. Формирование тематических групп лексики в русском языке (2 ч.).

План:

  1. Формирование различных тематических групп лексики и исторические изменения в тематических группах как отражение развития русской культуры.

  2. Тематическая группа "человек" (физический тип, социальное явление)

  3. Тематическая группа "животный мир" (дикие млекопитающие).

  4. Тематическая группа "животный мир" (птицы).

  5. Тематическая группа "животный мир" (рыбы),

  6. Тематическая группа "напитки" в русском языке.

  7. Тематическая группа "одежда" (женская).

  8. Тематическая группа "обувь" в русском языке.

  9. Тематическая группа "жилище" в русском языке.

  10. Тематическая группа "старинный русский календарь".

  11. Тематическая группа "термины родства и свойства" в русском языке.

  12. Тематическая группа "пища" в русском языке.

  13. Лексика, обозначающая понятия "грамотность", "книжное образование".

  14. Имена собственные и псевдонимы.

  15. Тематическая группа "кухонная утварь" в русском языке.

  16. Использование устаревших слов в текстах русской классической литературы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

- Как изменения в тематических группах лексики отражают развитие русской культуры?
Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить доклад-презентацию «Тематическая группа "термины родства и свойства" в русском языке.

  2. Подготовить доклад-презентацию «Тематическая группа "старинный русский календарь".

  3. Подготовить доклад-презентацию «Тематическая группа "одежда" (женская)».

  4. Подготовить доклад-презентацию «Тематическая группа "рыбная ловля"».

  5. Подготовить доклад-презентацию «Тематическая группа "охота"».

  6. Подготовить доклад-презентацию «Тематическая группа "военно-морской костюм"».

  7. Подготовить доклад-презентацию «Лексика, обозначающая понятия "грамотность", "книжное образование"».

  8. Подготовить доклад-презентацию «Тематическая группа "обувь" в русском языке».

  9. Подготовить доклад-презентацию «Тематическая группа "музыкальные инструменты"».

  10. Подготовить доклад-презентацию «Тематическая группа "жилище" в русском языке».

  11. Подготовить доклад-презентацию «Названия денежных единиц, существующих на Руси с XI по XIX вв.».

  12. Подготовить доклад-презентацию «Использование устаревших слов в текстах русской классической литературы»


Литература:

Ко всем темам: Меркурьев И.С. Живая речь кольских поморов. (Любое издание)
Кроме того, можно использовать словари:

- Морковкин В.В. Краткий терминологический словарь;

- Саяхова Л.Г., Хасанова Д.М., Морковкин В.В. Тематический словарь русского языка. М., 2000.

1. Тематическая группа "термины родства и свойства" в русском языке.

Козырев И.С. Из истории развития терминов родства в русском и белорусском языках // Русская историческая лексикологии. М., 1988.

Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.

Сумникова Т.А. О терминах родства и свойства в современном русском языке // Русская речь, 1969, № 2.

Шаганова О.М. Термины родства в ревизских сказках // Русская речь, 1979, № 2, с.89-94.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии. М, 1956, с.30-35, 118.

Этимологические словари русского языка.

2. Тематическая группа "старинный русский календарь".

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. (календарь), (посуда) и др. статьи.

Журнал «Русская речь»: 1967, №№ 3-6; 1968, №№ 1,2; 1972, № 1; 1989, « 2, с.130-134.

Колесов В.В. История русского языка в рассказах (любое издание).

Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии. М, 1956, с.69.

Этимологические словари русского языка (см. словарные статьи календари, месяцы, дни недели).

3. Тематическая группа "одежда" (женская).

История русской одежды. М., 2000.

Львов А.С. Лексика «Повести временных лет». М.. 1975, с.64-83.

Журнал «Русская речь»: 1970, № 3; 1979, № 6; 1984, № 2; 1987, №№ 1,3.

Панин Л.Г. Лексика западносибирской деловой письменности XVII-XVIII вв. Новосибирск, 1985.

Судаков Г.В. Душегрейка, безрукавка // // Русский язык в школе – 1985, № 5.

Судаков Г.В. Слова «одежда», «платье» и их синонимы в старорусском языке // Русская историческая лексикологии и лексикография. Вып. 4, Л., 1988.

Томилина Г.Я. Из истории символических названий одежды в русском языке // Актуальные проблемы исторической и диалектной лексикологии и лексикографии русского языка. Вологда, 1988.

Харченкова Л. По одежке встречают. Секреты русского костюма. СПб, 1994.

Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии. М, 1956, с.71-76.

Этимологические словари русского языка.

8. Тематическая группа "обувь" в русском языке

Вахрос И.С. Наименования обуви в русском языке. Хельсинки, 1959.

Львов А.С. Лексика «Повести временных лет». М.. 1975, с.83-88.

Журнал «Русская речь»: 1971, № 2.

Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии. М, 1956, с.76-78.

Этимологические словари русского языка.

10. Тематическая группа "жилище" в русском языке

Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986, с.194-208.

Львов А.С. Лексика «Повести временных лет». М.. 1975, с.22-62.

Журнал «Русская речь»: 1983, № 2 (Демьянов. Слово огород в памятниках XVII в.); 1989, № 1, с. 124-130; 1990, № 4 (баня; пуня – с.140)..

Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии. М, 1956, с.79-84, 120-121.

Этимологические словари русского языка.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная:

Бирих А.К. Словарь русской фразеологии : ист.-этимол. справочник / Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. ; С.-Петерб. гос. ун-т ; [под ред. В. М. Мокиенко]. - СПб. : Фолио-Пресс, 1998. - 700 с.

Бобунова М.А. Русская лексикография ХХI века : учеб. пособие / Бобунова М.А. - М. : Флинта, 2009 ; Наука. - 200 с.

Богородский Б.Л. Очерки по истории слов и словосочетаний русского языка / Богородский Б. Л. ; СПб. гос. ун-т, фил. фак., межкаф. словар. каб. им. проф. Б.А. Ларина. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. - 394 с.

Богородский Б.Л. Очерки по истории слов и словосочетаний русского языка / Богородский Б.Л. ; СПб. гос. ун-т, фил. фак., межкаф. словар. каб. им. проф. Б.А. Ларина. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. - 394 с.

Бурмистрович Ю.Я. Теория группофонем В. К. Журавлёва : учеб. пособие для филологов вузов / Бурмистрович Ю. Я. - Абакан : [б. и.], 2007.

Грушко Е.А. Словарь фамилий / Грушко Е.А., Медведев Ю.М. ; [худож. Надежда Антипова]. - Н. Новгород : Три богатыря, 1997 ; Братья славяне. - 590, [1] с.

Дубичинский В.В. Лексикография русского языка : учеб. пособие / Дубичинский В.В. - М. : Флинта, 2009 ; Наука. - 432 с.

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» – М., 1990.

Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителя - М., 1985.

Историко-этимологический словарь русских говоров Алтая / М-во образования и науки РФ, Алтайский гос. ун-т ; под ред. Л.И. Шелеповой. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2007.

Вып. 1 : А - Б - 294 с. - ISBN 978-5-7904-0715-4 : 280-00. // Историко-этимологический словарь русских говоров Алтая. - Барнаул : Алтайский гос. ун-т, 2007.

Вып. 2 : В - Г (вавилон - гыркать) - 325 с. - ISBN 978-5-7904-0819-9 : 311-50. // Историко-этимологический словарь русских говоров Алтая. - Барнаул : Алтайский гос. ун-т, 2007.

Методические рекомендации по курсу "Историческая грамматика русского языка". Сост.: Н.Г. Благова. Мурманск, 1992.

Русская разговорная речь Заполярья. Мончегорск : тексты / СПб. гос. ун-т ; [под ред. А.С. Герда]. - СПб., 2007.

Русская разговорная речь Заполярья. Норильск: тексты : материалы конф. "Корпусная лингвистика и лингвистические базы данных" / СПб. гос. ун-т ; [под ред. А.С. Герда]. - СПб., 2002.
Грамматики Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого / сост. Е.А. Кузьминова ; [предисл. Е.А. Кузьминовой, М.Л. Ремневой]. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 526, [1] с. - (Памятники словесности)

Севернорусские говоры : межвуз. сб. : Вып. 9 / СПб. гос. ун-т, Межкаф. словарный каб. им. проф. Б.А. Ларина ; отв. ред. А.С. Герд. - СПб., 2008.

Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI-XVII веков : Вып. 4 : Гагара - Гуща / под ред. О.С. Мжельской ; СПб. гос. ун-т [и др.] .

Словарь промысловой лексики Северной Руси XV-XVII вв. : [в 3.вып.] : Вып. 2 : К-О / М-во образования РФ, Вологодский гос. пед. ун-т ; [ред. Ю.И. Чайкина]. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.

Тихонов А.Н. Словарь русских личных имен / Тихонов А.Н., Бояринова Л.З., Рыжкова А.Г. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 733, [1] с.

Филин Ф.П. Историческая лексикология русского языка. Проспект. М., 1984.

Фразеологический словарь русских говоров Нижней Печоры: [в 2 т.] / РАН [и др.] ; сост. Н.А. Ставшина. - СПб.: Наука, 2008.

Т. I : А - М - СПб.: Наука, 2008. - 416 с. - 526-22. // Фразеологический словарь русских говоров Нижней Печоры. - СПб.: Наука, 2008.

Т. II : Н - Я - СПб.: Наука, 2008. - 420 с. - 526-21. // Фразеологический словарь русских говоров Нижней Печоры. - СПб. : Наука, 2008.

Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии. Древнерусский период. М., 1956.

Шелепова Л.И. Русская этимология : теория и практика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Филология" / Шелепова Л.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2007.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.
Дополнительная:

Благова Н.Г. Историческая лексикология как наука и учебная дисциплина // История науки в вузе и школе. Вып.4. – Мурманск, 1996.

Благова Н.Г. Лексика и фразеология памятников русского права XVII в. – СПб, 1998.

Благова Н.Г. Семантика номинаций документов в деловой письменности XVII в. // Вопросы исторической семантики русского языка. – Калининград, 1990.

Благова Н.Г. Соборное Уложение 1649 г. как лингвистический источник // Материалы XXVII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 6. Лексика и фразеология. СПб, 1998.

Благова Н.Г. Спецкурс по исторической лексикологии в педагогическом вузе // Проблемы спецкурсов и спецсеминаров в педагогическом вузе. Сборник научных трудов.- Мурманск, 1995.

Благова Н.Г. Термины уголовно-процессуального права в русском деловом языке XVII в. // Русская историческая лексикология и лексикография. Вып.5. СПб, 2000.

Будагов Р.А. История слов в истории общества. – М., 1971.

Васильев А.Д. Введение в историческую лексикологию русского языка. – Красноярск, 1997.

Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография. – М., 1977.

Виноградов В.В. История слов. – М., 1994.

Еленски Й. Историческая лексикология русского языка. – Велико Тырново, 1980.

Историко-культурный аспект лексикологического описания русского языка. Ч.1, 2. – М..1991.

История лексики русского литературного языка конца XVII – начала XIX в. - М., 1981.

История слов русского литературного языка (XVIII – начала XX вв). – Л., 1983.

Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. – Л., 1986.

Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.. 1982.

Лексика русского литературного языка XIX – начала XX века. – М., 1981.

Лексические группы в русском языке XI – XVII вв.- М., 1991.

Львов А.С. Лексика "Повести временных лет" – М., 1975.

Михайловская Н.Г. Системные связи в лексике древнерусского книжно-письменного языка XI-XIV вв.- М.. 1980.

Панин Л.Г. Лексика западносибирской деловой письменности XVII – XVIII вв. – Новосибирск, 1985.

Русская историческая лексикология и лексикография. Вып.1-5. Л., 1972, 1977, 1983, 1988, СПб., 2000.

Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка в 30-90-е годы XIX в. – М.-Л., 1965.

Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке XI-XVII вв. – Л., 1970.

Трубачев О.Н. Ремесленная терминология в славянских языках. – М., 1966.

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание. М., 1984.


  • Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/,

Большая русская биографическая энциклопедия [Электронный ресурс] : 160 т. текстов, 164839 ст., 15790 ил. - Версия 2.0. - Дан. и прогр. - М. : ИДДК, 2006. - 4 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - Систем. требования : Pentium 166 МГц ; 32 Мб ОЗУ ; SVGA ; DVD-ROM ; Windows 98/ME/XP/2000 ; Internet Explorer 5.5 (на диске) ; DirectX 7.0 и выше (8.1 на диске). - Загл. с контейнера. - 650-00.


  • Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


- «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/,

- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/,

- Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru,

- Полнотекстовая библиотека МГПУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527.

1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Тема 1: Введение

  1. Предмет изучения исторической лексикологии

  1. фонетическая система

  2. лексическая система

  3. грамматический строй

  4. текст




  1. Создатель учебного курса по истории лексики

  1. М.В.Ломоносов

  2. А.А.Шахматов

  3. В.В.Виноградов

  4. А.И.Соболевский




  1. Источник изучения истории лексики

  1. разговорный язык восточных славян

  2. общеславянский язык

  3. старославянский (древнеболгарский) язык

  4. русский фольклор




  1. Автор гипотезы о происхождении русской лексики

  1. А.А.Шахматов

  2. В.В.Виноградов

  3. Ф.П.Филин

  4. С.П.Обнорский




  1. Источник изучения церковнославянской лексики

  1. Слово о законе и благодати

  2. Повесть временных лет

  3. Русская Правда

  4. Грамота князя Мстислава 1130 г.




  1. Произведения протопопа Аввакума характеризуются

  1. абсолютным преобладанием церковнославянской лексики

  2. чертами стиля «плетения словес»

  3. соединением церковнославянских норм и элементов живой народной речи

  4. фольклорной образной символикой


7. Характерная черта Петровской эпохи – это

1) использование церковнославянского языка как основного во всех сферах

2) широкое распространение диалектной лексики в книжной речи

3) интенсивное проникновение иноязычной лексики

4) установление единых грамматических норм
8. Нормативно-стилистический характер имеет труд Ломоносова

1) Российская грамматика

2) Ода на взятие Хотина

3) Предисловие о пользе книг церковных

4) О нынешнем состоянии словесных наук в России
9. Заслуга Карамзина перед отечественным языком состоит в том, что он

1) ограничил использование церковнославянизмов и архаичных оборотов

2) применял в речи в основном заимствования

3) широко пользовался перифразами

4) писал большими, громоздкими предложениями по типу латинской фразы
10. Какие два принципа положены в основу использования Пушкиным языковых средств

1) народность и традиционность

2) историзм и новаторство

3) народность и историзм

4) краткость и образность
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.
Словарный состав языка как одна из его подсистем.

Лексикология как наука о лексическом составе языка. Историческая лексикология. Ее предмет и задачи.

Методы изучения истории лексики. Сравнительно-исторический метод как основной в истории изучения истории лексики.

Историческая лексикология и лексикография. Историко-лингвистические и этимологические словари.

Возникновение исторической лексикологии.

Основная проблематика изучения истории лексики.

Источники изучения истории лексики русского языка.

Периодизация развития лексики русского языка.

Формирование словарного состава русского языка.

Формирование тематических групп лексики в праславянском языке.

Формирование лексической системы русского языка в X-XVIII вв.

Причины изменений в лексическом составе русского языка.

Пути обогащения лексики русского языка.

Словообразовательные ресурсы русского языка как ведущий способ появления новых слов.

Обогащение лексики русского языка заимствованиями.

Фонетические, акцентологические, грамматические и семантические изменения в словах в процессе развития языка, приводящие к утрате родственных связей между словами.

Изменение стилистической окраски слов и кодификация просторечных слов в русском языке XIX-XX вв.

Расширение сферы употребления диалектной лексики в русском литературном языке.

Семантические преобразования терминологии и обогащение лексического состава русского литературного языка.

Формирование различных тематических групп лексики и исторические изменения в тематических группах как отражение развития русской культуры.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconЛитература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 7 Теория языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300....
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение...
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии...
Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconЛитература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Уточнение и корректировка распределения нагрузки, расстановка педагогических кадров


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск