Скачать 225.72 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИН Филологический анализ текста в преподавании русского как неродного ООП 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык, литература») уровень подготовки: магистр курс 1, семестр 2 форма обучения: очная Москва 2013 Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры русского языка и общего языкознания протокол №1 от 28 августа 2013г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________. Составитель (составители) – кандидат филологических наук, доцент О.Ф. Ладохина Рецензент – доктор филологических наук, профессор Т.В. Белошапкова Заведующий кафедрой –доктор филологических наук, профессор Е.С. Ярыгина Место дисциплины в структуре ООП: М.1. Цикл общенаучных дисциплин. Базовая часть. Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен знать: - характерные черты научного знания; -основные методы, принципы, приемы научной работы. Должен уметь:
Должен владеть (на входе) следующими компетенциями: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-7, ПК-11, СК-5 Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин:
Требования к результатам освоения дисциплины: Дисциплина формирует следующие компетенции: осознание значимости методологии как средства помощи науки практике в профессиональной деятельности педагога; обладание мотивацией к выполнению этой деятельности. Дисциплина имеет связь с общими гуманитарными предметами, психологией, педагогикой; решает профессиональные задачи в соответствии с различными видами профессиональной деятельности. Изучение данной дисциплины должно сформировать у магистрантов представление:
Магистрант должен знать:
Магистрант должен уметь:
В процессе обучения магистранты должны познакомиться с современными методами научных исследований, которые применяются в области гуманитарных наук и лингвистики в частности, основополагающими работами русских и зарубежных исследователей, внесших свой вклад в создание новых методов исследования. В результате изучения дисциплины у магистрантов формируются следующие компетенции: способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); готов использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2); способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3); способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2); способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2); способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); способен использовать совокупность знаний, способностей, умений, навыков, обусловливающих познавательную активность человека, при осуществлении учебной и речевой деятельности (СК-5).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ I. Лингвистика текста как особая научная дисциплина, теоретико-практические предпосылки её формирования Основные подходы к изучению текста: 1) лингвоцентрический подход (аспект соотнесённости: язык – текст); 2) текстоцентрический подход (текст как автономное структурно-смысловое целое вне соотнесенности с участниками литературной коммуникации); 3) антропоцентрический подход (аспект соотнесённости: автор – текст – читатель); 4) когнитивный подход (аспект соотнесённости: автор – текст – внетекстовая деятельность). Основные направления в изучении текста: психолингвистическое, прагматическое, деривационное, когнитивное, лингвокультурологическое и др. Текст в системе языковых уровней. Соотношение текста со словом, словосочетанием и предложением. Проблема выделения уровней и единиц текста. Поуровневое представление текста, ориентированное на языковые уровни – фонетический, морфологический, лексический, синтаксический. Возможность выделения других уровней, таких, как: функционально-лингвистический (структурно-языковой), текстовый (структурно-семантический), функционально-коммуникативный. II. Основные категории текста Категории текста, характеризуемые как лингвистические универсалии: человек, пространство, время – и их языковая экспликация в художественном тексте. III. Основные свойства текста Целостность (или цельность), связность (виды связности: лексическая, семантико-синтаксическая, грамматическая), завершённость, анторопоцентричность, социологичность, единство внешней и внутренней формы, развернутость и последовательность (или логичность), напряжённость, интерпретируемость. IV. Специфика филологического и лингвистического анализа текста Отличие лингвистического анализа текста от литературоведческого. Язык художественной литературы, его общеязыковая природа и специфика. Семантическая организация текста. Основные аспекты изучения семантики текста. Концептуальное, денотативное и эмотивное пространство текста. Текст в культурном “пространстве” языкового социума. Отражение в тексте «кодов» культуры этноса: мифов, мифологем, архетипов, символов, эталонов, стереотипов, ритуалов и т. п. Культурная «насыщенность» художественного текста. V. Структурная организация текста Проблема членимости текста. Различные виды членимости. Текстообразующие связи в тексте. Виды текстообразующих связей: логико-семантические, грамматические, прагматические и т.п. Коммуникативная организация текста. Понятие модели комплексного филологического анализа художественного текста. VI. Лингвистический анализ поэтического текста Единицы различных уровней поэтического текста: фонетического, лексического, словообразовательного, синтаксического. «Образ автора» как некая идеальная сущность, обусловленная различными «слагаемыми» художественного произведения (авторские приемы изображения действительности, стили, языковое выражение идейного (идеологического) плана произведения, образно-поэтическая речь и т.п.) и интегрирующая творческие особенности индивидуального художественного дискурса. «Образ автора» как детерминанта художественного текста. Зависимость используемых речевых средств от содержания художественного текста. Повествование, описание, рассуждение в структуре текста. VII. Тематическое поле художественного текста, микротемы Опорные (ключевые) слова. Роль заглавия художественного текста. Виды заглавий. Возможность различного языкового выражения одной темы. Факторы, обусловливающие характер отбора и организации языковых средств в художественном тексте. Стилевая принадлежность текста. Жанровая принадлежность текста. Принцип историзма: устаревшие элементы – это не главное; особенности того или иного писателя (его языка), произведения. VIII. Лингвистический эксперимент Отбор синонимов, изменение порядка слов, структуры частей предложения; вариации текста в различном стилевом или эмоциональном «ключе»). Невозможность применения одной стандартной схемы анализа к различным художественным текстам. Специфические для каждого вида текстов языковые средства изображения. IX. Стилевые разновидности Официально-деловой стиль; производственно-технический стиль; газетно-публицистический стиль; научный стиль; элементы «классического стиля»; лирическая манера, фольклорные элементы, просторечие, «военная» лексика и фразеология и т.п. X. Эстетически значимые средства языка Слово и образ. Внутренняя форма слова и фразеологизма. Образные средства языка и языковые средства создания художественного образа (художественной образности). XI. Авторский язык и язык персонажей Прямая речь персонажей; косвенная речь; несобственно-прямая речь. Соотношение речевых структур в художественном прозаическом тексте. Пародия. Стилизация. Остроумие. Средства сатиры и юмора. XII. Языковые средства драматургии Язык персонажей пьесы и язык пьесы в целом: приёмы построения диалогов, соотношение диалогов и монологов. Реплики и их система, “опорные” образы, слова и выражения в пьесе. Использование изобразительных средств в художественных произведениях: метафора, метонимия, устаревшие слова, разговорные и просторечные слова, фразеологизмы и т.п. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ методические рекомендации Художественная литература – это произведения словесного искусства. Поэтому в данном курсе внимание должно быть направлено не только на содержание художественного произведения, но и на его язык, на отыскание в художественном произведении тех языковых средств, с помощью которых выясняется и выражается его содержание. При изучении художественных произведений необходимо стремиться к пропорциональному приобретению знаний студентами как в области лингвистического анализа художественных текстов, так и в области теории литературы. В последнем случае надо иметь в виду знания прежде всего жанровых разновидностей художественных произведений (эпические произведения, психологические и социальные романы, новеллы, повести, рассказы, лирические произведения (стихотворения), драматические произведения и т. п.). При рассмотрении различных литературных направлений (сентиментализма, романтизма, реализма и т. п.) необходимо иметь в виду не только историко-философские основы, но и композиционно-структурные (фабула, сюжет, композиция, система образов и т. п.) и языковые особенности. Основной рабочей установкой на занятиях должно быть представление многоаспектного освещения вопросов теории художественного текста, составление модели его комплексного анализа: к этому вынуждает сама природа художественного текста и его категорий. Текстовые категориии можно с достаточной полнотой изучить, если рассматривать их функционально-семантические категории с учетом языковых и внеязыковых, лингвокультурологических, композиционных, эстетических и других средств выражения коммуникативных стратегий и интенций автора. Разумеется модель комплексного анализа не исключает отдельных аспектов рассмотрения художественного текста и прежде всего таких, как традиционно-грамматический, общелингвистический, психологический и коммукникативно-деятельностный. Ни в коем случае не стоит пресекать субъективизм студентов в оценке того или иного художественного произведения. В филологическом анализе художественного текста, как ни в какой другой области лингвистических исследований, допустим субъектитвизм суждений, оценок, интерпретаций и т.п., потому что анализ художественных произведений основан на индивидуальных наблюдениях. Здесь уместно вспомнить (не для оправдания самих себя, а правды ради) заявление “зачинателя” лингвистического анализа художественного текста Л. В. Щербы о том, что все семантические наблюдения могут быть только субъективными. Применительно к программе филологического анализа художественного текста также можно допустить определенный субъективизм суждений и интерпретаций различных категорий данного курса, отбора основных проблем и художественных текстов для изучения и т. п. Многое определяется конкретными условиями изучения художественных произведений. Одно лишь остается незыблемым – язык является основой художественной литературы как произведений словесного искусства, он должен быть изучен во всей полноте своего художественно-эстетического проявления.6. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе обучения должны активно применяться инновационные компьютерные технологии, основанные на операционных системах Windows, программы Microsoft Word. Обязательным является использование специальных шрифтов, с помощью которых максимально точно передаются древнерусские тексты и начертания отдельных букв. При проведении занятий в аудитории используется интерактивное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор), что позволяет значительно активизировать процесс обучения. 7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
Примерный перечень вопросов к зачету
Скажите, в чём заключается индивидуальный стиль писателя. Как Вы представляете национально-культурную значимость слов и фразеологических единиц в художественном тексте? Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка
Необходимый минимум баллов и форм работ для прохождения рубежной аттестации: 13 баллов и сдача тестирования №1 и контрольной работы № 1 Необходимый минимум баллов и форм работ для допуска к промежуточной аттестации: 26 баллов и сдача всех тестирований и контрольных работ Виды и формы работ для допуска к выполнению Дополнительного блока: Прохождение рубежной аттестации на 27 баллов Студент, не выполнивший необходимый минимум работ, до сессии не допускается. ФИО преподавателя: О.Ф. Ладохина Утверждено на заседании кафедры теории и практики текста и методики преподавания русского языка от «28» августа 2013 г. Протокол №1 Зав. кафедрой __________________ Е.С. Ярыгина 8. УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе учебного процесса, то есть проведения лекций, семинаров и консультирования студентов, а также по результатам выполнения ими самостоятельных работ. Итоговый контроль проводится в форме зачета (по итогам изучения 1-й части курса) и экзамена (по итогам изучения всего курса в целом). Зачет проводится в устной форме в виде ответа на один из вопросов, содержащихся в списке вопросов, выносимых на зачёт. Непосредственно вопрос, на который предстоит ответить студенту, определяет преподаватель. Для получения положительной оценки студенту необходимо раскрыть основное содержание данного вопроса и ответить на дополнительные вопросы преподавателя. Оценка знаний на зачёте осуществляется по двум критериям: «зачтено» или «незачтено». Преподаватель имеет право ходатайствовать перед кафедрой об освобождении от зачёта тех студентов, которые добросовестно занимались в течении семестра, демонстрировали глубокие знания в ходе осуществления текущего контроля и выставлении им оценки «зачтено». 9. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ:
дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ художественного... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс дисциплины «культура речи» Ооп 050100 Педагогическое образование (изобразительное искусство) (квалификация (степень) «бакалавр») | ||
Учебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Селиванова О. А. Молодежное движение и развитие социальной активности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко... Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная |