Скачать 130.76 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О.В. Идентификационный номер УМКД.20(29)-050100.68- М.1.В.ДВ.2-1-2012 Контрольный экземпляр находится на кафедре психологии образования Лист из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ФИЛИАЛ ДВФУ в Г. УССУРИЙСКЕ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Этноконфликтология Направление - 050100.68 Педагогическое образованиеМагистерская программа - Социологическое образованиеФорма подготовки очнаяШкола педагогики Кафедра психологии образования курс 1 семестр 2 лекции 6 час. практические занятия 22 час. лабораторные работы не предусмотрены всего часов аудиторной нагрузки 28 час. самостоятельная работа 80 час. реферативные работы не предусмотрены контрольные работы не предусмотрены зачет 2 семестр экзамен не предусмотрен Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 35 от 14.01.2010). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии образования 27 июня 2012 года Заведующая (ий) кафедрой Гаврилова Т.А. 2012 г. Составитель (ли): _________________________ Калиниченко О.В. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «28» июня 2013 г. № 10 Заведующий кафедрой Т.А. Гаврилова II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Данный курс представляет собой дисциплину вариативной части общенаучного цикла магистерской программы Социологическое образование по направлению 050100.68 Педагогическое образование очной формы обучения. Курс «Этноконфликтология» читается во втором семестре первого курса. Дисциплина является обязательной, состоит из курса лекций и практических занятий. Итоговой контроль предполагает зачет, проводимый во втором семестре. Целью дисциплины является подготовка к решению профессиональных педагогических задач в полиэтничной и мультикультурной среде, формирование профессиональной компетентности в отношении проблем ксенофобии, нетерпимости, агрессии и готовности к экспертной и управленческой деятельности в сфере конфликтных межэтнических отношений. Основные задачи курса:
Для эффективного изучения и понимания дисциплины «Этноконфликтология» студентам необходимо предварительно усвоить такие дисциплины, как «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Конфликты и кризисы в процессе социального взаимодействия», «Социология молодежи». Изучение данной дисциплины необходимо для освоения таких дисциплин, как «Социальные изменения и изменения в образовании». Ожидаемые образовательные результаты:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у магистранта следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
I. Структура и содержание теоретической части курса Тема 1. Этническая конфликтология как междисциплинарная область социогуманитарного знания (4 ч.) Современная конфликтология: предметное поле, задачи, методы. Исторические аспекты развития этнической конфликтологии за рубежом и в России. Основные научные школы и направления этноконфликтологических исследований. Тема 2. Специфика этнического конфликта (2 ч.) Практическая этниконфликтология. Особенности этнических конфликтов. Деструктивная функция как важнейшая особенность этнических конфликтов. Классификация этнических конфликтов. Специфика этнических конфликтов. Особенности изучения этнических конфликтов: социологические, историко-культурологические, политические, правовые, экономические, психологические аспекты. II. Структура и содержание практической части КУРСА Практические занятия (22 час.) Занятие 1. Вводное (2 ч.) Предварительное тестирование Вопросы: Какие социальные конфликты конца ХХ в. вы считаете наиболее опасными? Что такое ксенофобия? Что обозначают термином «этнос»? Что обозначают термином «нация»? Какие примеры социальных конфликтов на этнической почве вы можете привести? Можете ли вы вспомнить литературные произведения, где в основе фабулы лежит этнический конфликт? Случалось ли вам быть свидетелями этнических конфликтов? Случалось ли вам ощущать на себе неприязнь окружающих? Приходилось ли вам задуматься о причинах этой неприязни? Занятие 2. Сущность этноса с позиции этнической конфликтологии (2 ч.) Проблемы определения этноса. Нация-государство, федерация, территориальная автономия, диаспора, анклав, культурно-национальная (персональная) автономия, этногенетический миф, этническая идентичность, гражданская идентичность, национальное самосознание, национализм, этническая иерархия, титульный этнос. Примордиализм, конструктивизм, структурализм. Значение определения этноса с позиций этнической конфликтологии. Конфликтное взаимодействие. Виды этнических конфликтов. Занятие 3. Феноменология этнических конфликтов (8 ч.) Источниковая база исследования конфликта. Структура и методики изучения конфликта. Степень изученности конфликта. Фантомные факторы этнических конфликтов. Историческое прошлое и традиционная культура народов как важнейшие факторы формирования этнической и гражданской идентичности. Просмотр и анализ документальных фильмов («Нацизм. Предостережение истории», «Нацизм: оккультные теории III Рейха», «Третий Рейх в цвете. Вторая мировая война», « Нюрнбергский процесс», «Суд над Эйхманом») Составление аннотаций. Занятие 4. Латентная конфликтность (2 ч.) Современные миграции и конфликтогенные факторы в мегаполисе. Государственные и общественные программы формирования толерантности и конструктивного взаимодействия. Занятие 5. Методы этноконфликтологического мониторинга (6 ч.) Понятие этноконфликтологического мониторинга, его виды. Методы этноконфликтологического мониторинга. Знакомство с тестовыми методиками диагностики интолерантности – Шкала авториторизма Адорно, Методика измерения этноцентризма, шкала доверия Д.Йек, Б. Ротштейн, Методика ИНТОЛ, Методика ВИКТИ, Методика «Культура делового общения». Занятие 6. Методы прогнозирования, предупреждения и разрешения этнических конфликтов (2 ч.) Методы предупреждения и разрешения этнических конфликтов. Медиация, педагогическая профилактика, превентивные действия. Анализ мирового опыта разрешения и профилактики этнических конфликтов. III. Контроль достижения целей курса Контроль освоения студентом дисциплины «Этноконфликтология» осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы, включающей промежуточный и итоговый контроль. Оценка знаний студентов производится суммированием баллов, полученных в ходе промежуточной и итоговой аттестации. На первом занятии студенты знакомятся с балльно-рейтинговой системой оценки учебной деятельности, что дает им возможность более ответственно подходить к организации собственного учебного процесса, более рационально распределять свое время. Промежуточный контроль Промежуточный контроль представляет сумму баллов за посещение занятий, выполнение студентом всех заданий, предлагаемых преподавателем, подготовка рефератов в течение курса обучения (См. Рейтинг-план). Итоговый контроль Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Вопросы к зачету по этноконфликтологии
IV. Тематика и перечень курсовых работ И Рефератов Курсовые работы не предусмотрены учебным планом. Темы рефератов:
практики.
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
Электронные образовательные ресурсы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Калиниченко О. В. Идентификационный номер Направление 050100. 68 Педагогическое образование, программа подготовки Информатика и информационно-коммуникационные технологии в... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Веб-дизайн» Разработчик:... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Web -приложения» Разработчик:... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные компьютерные... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы прикладной... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Маньшин Б. Г. Идентификационный номер Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта | Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные методы химической... Контрольный экземпляр находится на кафедре общей, неорганической и элементоорганической химии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология науки о пище»... Контрольный экземпляр находится на кафедре продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем | Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики»... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество... Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество в области экологии» | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Погорская В. А идентификационный номер Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |