Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012





Скачать 130.76 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012
Дата публикации19.02.2015
Размер130.76 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Разработчик: Калиниченко О.В.

Идентификационный номер УМКД.20(29)-050100.68- М.1.В.ДВ.2-1-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре психологии образования

Лист из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ в Г. УССУРИЙСКЕ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Этноконфликтология

Направление - 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа - Социологическое образование
Форма подготовки очная

Школа педагогики

Кафедра психологии образования

курс 1 семестр 2

лекции 6 час.

практические занятия 22 час.

лабораторные работы не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 28 час.

самостоятельная работа 80 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет 2 семестр

экзамен не предусмотрен
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 35 от 14.01.2010).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии образования 27 июня 2012 года

Заведующая (ий) кафедрой Гаврилова Т.А. 2012 г.

Составитель (ли): _________________________ Калиниченко О.В.

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «28» июня 2013 г. № 10

Заведующий кафедрой Т.А. Гаврилова


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация

Данный курс представляет собой дисциплину вариативной части общенаучного цикла магистерской программы Социологическое образование по направлению 050100.68 Педагогическое образование очной формы обучения. Курс «Этноконфликтология» читается во втором семестре первого курса. Дисциплина является обязательной, состоит из курса лекций и практических занятий. Итоговой контроль предполагает зачет, проводимый во втором семестре.

Целью дисциплины является подготовка к решению профессиональных педагогических задач в полиэтничной и мультикультурной среде, формирование профессиональной компетентности в отношении проблем ксенофобии, нетерпимости, агрессии и готовности к экспертной и управленческой деятельности в сфере конфликтных межэтнических отношений.

Основные задачи курса:

  1. ознакомление с основными психологическими концепциями конфликта и этнического конфликта;

  2. формирование умений и навыков, необходимых для диагностики интолерантности на различных уровнях функционирования;

  3. формирование умений и навыков, необходимых для практического решения проблем агрессии, ксенофобии среди разных возрастных, профессиональных, этнических групп;

  4. формирование навыков практического применения методов этноконфликтологического мониторинга в сфере образования.

Для эффективного изучения и понимания дисциплины «Этноконфликтология» студентам необходимо предварительно усвоить такие дисциплины, как «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Конфликты и кризисы в процессе социального взаимодействия», «Социология молодежи».

Изучение данной дисциплины необходимо для освоения таких дисциплин, как «Социальные изменения и изменения в образовании».

Ожидаемые образовательные результаты:

  • понимание деструктивной специфики этнических конфликтов, причин их возникновения, социальной структуры и динамики;

  • знание классических примеров долговременных крупномасштабных социальных конфликтов на этнической почве и представление о современных очагах межэтнической напряженности в мире и стране;

  • обладание навыками аналитического подхода к этническим конфликтам макроуровня, представление о способах прогнозирования, предотвращения и урегулирования этнических конфликтов на макроуровне;

  • знание системы управления конфликтными ситуациями на микроуровне и способность к организации конструктивного взаимодействия;

  • представление о современных средствах формирования толерантного сознания, социальных и педагогических технологиях, применяемых в этой сфере в разных странах;

  • знание информационных источников и институциональных структур, связанных с этноконфликтологической проблематикой,

  • представление о деятельности государственных и общественных учреждений, направленной на организацию конструктивного взаимодействия различных конфессиональных, этнических и культурных групп;

  • владение стратегиями профессионально-педагогического поведения в ситуации конфликтного взаимодействия и скрытых последствий этнических конфликтов.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у магистранта следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

  • способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность анализировать результаты научных исследований и применять их на при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

  • готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • готовность работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6);

  • способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

  • способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных и культурных традиций (ПК-19);

  • способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).


I. Структура и содержание теоретической части курса



Тема 1. Этническая конфликтология как междисциплинарная область социогуманитарного знания (4 ч.)

Современная конфликтология: предметное поле, задачи, методы. Исторические аспекты развития этнической конфликтологии за рубежом и в России. Основные научные школы и направления этноконфликтологических исследований.
Тема 2. Специфика этнического конфликта (2 ч.)

Практическая этниконфликтология. Особенности этнических конфликтов. Деструктивная функция как важнейшая особенность этнических конфликтов. Классификация этнических конфликтов. Специфика этнических конфликтов. Особенности изучения этнических конфликтов: социологические, историко-культурологические, политические, правовые, экономические, психологические аспекты.
II. Структура и содержание практической части КУРСА
Практические занятия (22 час.)
Занятие 1. Вводное (2 ч.)

Предварительное тестирование

Вопросы:

Какие социальные конфликты конца ХХ в. вы считаете наиболее опасными?

Что такое ксенофобия?

Что обозначают термином «этнос»?

Что обозначают термином «нация»?

Какие примеры социальных конфликтов на этнической почве

вы можете привести?

Можете ли вы вспомнить литературные произведения, где в

основе фабулы лежит этнический конфликт?

Случалось ли вам быть свидетелями этнических конфликтов?

Случалось ли вам ощущать на себе неприязнь окружающих?

Приходилось ли вам задуматься о причинах этой неприязни?
Занятие 2. Сущность этноса с позиции этнической конфликтологии (2 ч.)

Проблемы определения этноса. Нация-государство, федерация, территориальная автономия, диаспора, анклав, культурно-национальная (персональная) автономия, этногенетический миф, этническая идентичность, гражданская идентичность, национальное самосознание, национализм, этническая иерархия, титульный этнос. Примордиализм, конструктивизм, структурализм. Значение определения этноса с позиций этнической конфликтологии. Конфликтное взаимодействие. Виды этнических конфликтов.
Занятие 3. Феноменология этнических конфликтов (8 ч.)

Источниковая база исследования конфликта. Структура и методики изучения конфликта. Степень изученности конфликта. Фантомные факторы этнических конфликтов. Историческое прошлое и традиционная культура народов как важнейшие факторы формирования этнической и гражданской идентичности.

Просмотр и анализ документальных фильмов («Нацизм. Предостережение истории», «Нацизм: оккультные теории III Рейха», «Третий Рейх в цвете. Вторая мировая война», « Нюрнбергский процесс», «Суд над Эйхманом») Составление аннотаций.
Занятие 4. Латентная конфликтность (2 ч.)

Современные миграции и конфликтогенные факторы в мегаполисе. Государственные и общественные программы формирования толерантности и конструктивного взаимодействия.
Занятие 5. Методы этноконфликтологического мониторинга (6 ч.)

Понятие этноконфликтологического мониторинга, его виды. Методы этноконфликтологического мониторинга. Знакомство с тестовыми методиками диагностики интолерантности – Шкала авториторизма Адорно, Методика измерения этноцентризма, шкала доверия Д.Йек, Б. Ротштейн, Методика ИНТОЛ, Методика ВИКТИ, Методика «Культура делового общения».
Занятие 6. Методы прогнозирования, предупреждения и разрешения этнических конфликтов (2 ч.)

Методы предупреждения и разрешения этнических конфликтов. Медиация, педагогическая профилактика, превентивные действия. Анализ мирового опыта разрешения и профилактики этнических конфликтов.
III. Контроль достижения целей курса

Контроль освоения студентом дисциплины «Этноконфликтология» осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы, включающей промежуточный и итоговый контроль. Оценка знаний студентов производится суммированием баллов, полученных в ходе промежуточной и итоговой аттестации. На первом занятии студенты знакомятся с балльно-рейтинговой системой оценки учебной деятельности, что дает им возможность более ответственно подходить к организации собственного учебного процесса, более рационально распределять свое время.
Промежуточный контроль

Промежуточный контроль представляет сумму баллов за посещение занятий, выполнение студентом всех заданий, предлагаемых преподавателем, подготовка рефератов в течение курса обучения (См. Рейтинг-план).
Итоговый контроль

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.
Вопросы к зачету по этноконфликтологии

  1. Предмет, объект и история развития этноконфликтологии как науки

  2. Дайте определения понятиям «конфликт», «этнический конфликт» с позиций различных наук (психологии, социологии, политологии и др.)

  3. Позитивные и негативные функции конфликтов, этнических конфликтов

  4. Сущность понятий «этнос» и «нация» в различных парадигмах (примордиализм, конструктивизм, инструментализм)

  5. «Этнический парадокс современности» - позитивное или негативное социальное явление?

  6. Классификации этнических конфликтов

  7. Назовите причины этнических конфликтов с позиций различных научных подходов (Макдугалл, Адорно, Тэдшфел)

  8. Назовите факторы, способствующие возникновению этнических конфликтов

  9. Динамика этнического конфликта (этапы)

  10. Эскалация этнического конфликта: понятие, условия, примеры.

  11. Какими способами возможно урегулирование этнических конфликтов

  12. Профилактика и предупреждение этнических конфликтов

  13. Ксенофобия: понятие, причины

  14. Этноцентризм: понятие, причины

  15. Национализм: понятие, причины

  16. Терроризм: понятие, причины


IV. Тематика и перечень курсовых работ И Рефератов



Курсовые работы не предусмотрены учебным планом.
Темы рефератов:

  1. Позитивные функции конфликта в этническом контексте.

  2. Негативные функции конфликтов в этническом контексте

  3. Управляемы ли этноконфликтные процессы: вопросы теории и

практики.

  1. История сионизма в России.

  2. Социал-дарвинизм и идеология нацизма.

  3. Методика работы с темой Холокоста в разных странах мира.

  4. Чеченская война: этноконфликтологический анализ

  5. Боснийский конфликт: этноконфликтологический анализ

  6. Палестино- израильский конфликт: этноконфликтологический анализ

  7. Этнический конфликт в школьном коллективе.

  8. «Экстремизм в городской молодежной среде»: результаты этноконфликтологического мониторинга.

  9. «Современный антисемитизм»: кросс-культурный анализ

  10. Национальные школы и этнокультурные центры Уссурийска.


V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учебник для вузов / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. – 240 с

  2. Конфликтология: учеб. для вузов по спец. экон. и управления (060000) и гуманитарно-соц. спец. (020000) / под ред. В.П. Ратникова.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2009. – 512 c .

  3. Кортунов, С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла / С.В. Кортунов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 590 c.

  4. Платонов, Ю.П. Этнопсихология: учебник для вузов / Ю.П. Платонов. – М.: Академия, 2012 . – 240 с.

Дополнительная литература

  1. http://znanium.com/bookread.php?book=185227 Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 304 с.

  2. http://znanium.com/bookread.php?book=203000 Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебник / А.В. Дмитриев. - 3-e изд., перераб. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.

  3. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учебное пособие для студ. вузов по напр. "Педагогика" / И.Л. Набок. – М.: Академия, 2010 .– 304 c.

  4. http://znanium.com/bookread.php?book=243921 Садохин А.П. Этнология: Учебное пособие / А.П. Садохин. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.

Электронные образовательные ресурсы

  1. http://znanium.com/bookread.php?book=155733 Гриценко Г.Д. Мигранты в социокультурном пространстве региона. Социологические очерки / Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриев, Т.Ф. Маслова; Под ред. М.К. Горшкова. - М.: Альфа-М, 2009. - 176 с.

  2. http://znanium.com/bookread.php?book=219356 Дмитриев Г.А. Мигранты в новой среде: практики взаимодействия / А.В. Дмитриев, Г.А. Пядухов. - М.: Альфа-М, 2011. - 96 с.

  3. http://window.edu.ru/resource/865/78865/files/tishkov_document1807.pdf Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов / Тишков В.А., Шабаев Ю.П. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 376 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Калиниченко О. В. Идентификационный номер
Направление 050100. 68 Педагогическое образование, программа подготовки Информатика и информационно-коммуникационные технологии в...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Веб-дизайн» Разработчик:...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Web -приложения» Разработчик:...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные компьютерные...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы прикладной...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Маньшин Б. Г. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные методы химической...
Контрольный экземпляр находится на кафедре общей, неорганической и элементоорганической химии
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология науки о пище»...
Контрольный экземпляр находится на кафедре продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики»...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество в области экологии»
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Погорская В. А идентификационный номер
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко О. В. Идентификационный номер умкд. 20(29)-050100. 68- м в. Дв. 2-1-2012 iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск