Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101)





Скачать 132.66 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101)
Дата публикации20.11.2014
Размер132.66 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели»

Разработчик:

Чеботарев А.Ю.

Идентификационный номер: УМКД.11(101)-01040001-М2.Б.2-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования ШЕН ДВФУ

Лист из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК







Согласовано

d:\profiles\filina.imcs.011\рабочий стол\1.jpg


«УТВЕРЖДАЮ»




Заведующий кафедрой информатики, математического и компьютерного моделирования


Руководитель ОП




_____________ А.Ю.Чеботарев


______________ А.Ю. Чеботарев


«__16___»_______мая________2012г.

«_16__»_мая_2012 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Дискретные и вероятностные математические модели

010400.68 Прикладная математика и информатика Форма подготовки очная

Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра информатики, математического и компьютерного моделирования

Курс 1 семестр 1

лекции 18 (час.)

лабораторные работы 18 (час.)

всего часов аудиторной нагрузки 36 (час.)

самостоятельная работа 36 (час.)

контрольные работы

зачет в 1 семестре

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 20 мая 2010 г. № 545 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению 010400 Прикладная математика и информатика (квалификация магистр)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры информатики, математического и компьютерного моделирования «16» мая 2012 г.

Заведующий кафедрой А.Ю. Чеботарев

Составитель профессор кафедры информатики, математического и компьютерного моделирования А.Ю. Чеботарев
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является: изучение принципов построения непрерывных математических моделей и методов их теоретической и практической реализации.

По завершении освоения данной дисциплины студент должен обладать:

способностью использовать углубленные теоретические и практические знания в области прикладной математики и информатики;

способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты;

способностью разрабатывать дискретные и вероятностные математические модели решаемых научных проблем и задач;

способностью углубленного анализа проблем, постановки и обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности.

Задачами дисциплины являются:

познакомить студентов с основными принципами построения непрерывных математических моделей;

научить студентов методам исследования непрерывных математических моделей;

научить студентов методам практической реализации и применения непрерывных математических моделей.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла основной образовательной программы подготовки магистров по магистерской программе "Математическое моделирование" направления 010400 “Прикладная математика и информатика”.

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Математический анализ», "Уравнения математической физики", "Математические модели в естествознании”, «Теория функций комплексного переменного»

Знания, полученные по освоении дисциплины, необходимы при выполнении магистерской диссертации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен: обладать компетенциями:

общекультурными (ОК):

  • способностью понимать философские концепции естествознания, владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени (ОК-1);

  • способностью иметь представление о современном состоянии и проблемах прикладной математики и информатики, истории и методологии их развития (ОК-2);

  • способностью использовать углубленные теоретические, и практические знания в области прикладной математики и информатики (ОК-3);

  • способностью порождать новые идеи и демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе (ОК-5);

  • способностью и готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-7);

профессиональными (ПК):

научная и научно-исследовательская деятельность: способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты (ПК-1);

  • способностью разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач (ПК-2);

проектная и производственно-технологическая деятельность: способностью углубленного анализа проблем, постановки и

  • обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности

  • (ПК-3);

организационно-управленческая деятельность:

  • способностью управлять проектами (подпроектами), планировать научно-исследовательскую деятельность, анализировать риски, управлять командой проекта (ПК-5);

  • способностью организовывать процессы корпоративного обучения на основе технологий электронного и мобильного обучения и развития корпоративных баз знаний (ПК-6);

педагогическая деятельность:

  • способностью проводить семинарские и практические занятия с обучающимися, а также лекционные занятия спецкурсов по профилю специализации (ПК-8);

  • способностью разрабатывать учебно-методические комплексы для электронного и мобильного обучения (ПК-9);

консорциумная:

  • способностью работать в международных проектах по тематике специализации (ПК-11);

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Основные приемы работы с непрерывными математическими моделями, а также способы анализа полученной информации.

Уметь:

  • Практически реализовывать изученные алгоритмы, а также при необходимости модифицировать их.

Владеть

  • навыками работы с уже написанным программным обеспечением, знать его преимущества и недостатки.



  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Введение. Основные понятия и принципы математического моделирования (2 час.)

Тема 1. (2 час.) Основные понятия и принципы теории дискретных динамических систем. Особенности дискретных динамических систем. Современное состояние и перспективы развития теории.

Тема 2. (2 час.) Квантование непрерывных систем, заданных уравнением состояния. Квантование непрерывных систем, заданных уравнением состояния, методом приближения нулевого порядка. Примеры.

Тема 3. (2 час.) Линейные дискретные системы. Линейные неоднородные уравнения первого порядка. Общая теория линейных однородных дискретных уравнений высших порядков. Линейные неоднородные дискретные уравнения высших порядков. Линейные уравнения высших порядков с постоянными коэффициентами. Общее решение линейного однородного уравнения. Решение линейного неоднородного уравнения с неоднородностью специального вида. Свойства решений линейных систем. Линейные однородные системы с постоянными коэффициентами. Структура фундаментальной матрицы.

Тема 4. (2 час.) Нелинейные дискретные уравнения первого порядка. Геометрическое решение нелинейных дискретных уравнений первого порядка. Лестница Ламерея.

Тема 5. (2 час.) Устойчивость дискретных систем. Второй метод Ляпунова. Устойчивость по первому приближению. Устойчивость дискретных полиномов.

Тема 6. (2 час.) Неподвижные точки нелинейных отображений. Существование неподвижных точек. Притягивающие и отталкивающие неподвижные точки. Периодические неподвижные точки.

Тема 7. (2 час.) Фазовые портреты динамических систем. Характеристика основных типов положений равновесия на плоскости. Циклы.

Тема 8. (2 час.) Зависимость решений от параметров. Бифуркации. Основные типы бифуркаций для дискретных систем. Бифуркации положений равновесия. Бифуркация рождения цикла. Бифуркация удвоения периода.

  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Лабораторные работы (18 час.)

Занятие 1. Теория графов: некоторые методы и приложения. (6 час.)

Задача о кратчайшем пути между двумя пунктами.

Задачи о потоках в сетях.
Занятие 2.. Статистические методы и средства исследований. (6 час.)

Применение программных продуктов в статистических исследованиях.

Планирование эксперимента.

Построение модели объекта с помощью факторного эксперимента.

Получение оценок параметров модели.

Анализ временных рядов. Базовые модели временных рядов.
Занятие 3. Стохастические модели. Системы массового обслуживания. Управление запасами. Вероятностные (стохастические) модели и их построение. (6 час.)

Задача обслуживания в системах с потерями.

Задачи обслуживания в системах с ожиданием.

Основная модель управления запасами – определение оптимального размера партии.

Модель производственных поставок Вероятностный спрос.



  1. контроль достижения целей курса

Вопросы к экзамену

1. Особенности разностных динамических систем.

2. Квантование непрерывных систем.

3. Линейные неоднородные уравнения первого порядка.

4. Общая теория линейных однородных дискретных уравнений высших порядков.

5. Линейные уравнения высших порядков с постоянными коэффициентами.

6. Свойства решений линейных систем.

7. Линейные однородные системы с постоянными коэффициентами.

8. Геометрическое решение нелинейных дискретных уравнений первого порядка.

9. Устойчивость дискретных систем. Второй метод Ляпунова.

10. Устойчивость по первому приближению. Устойчивость дискретных полиномов.

11. Неподвижные точки нелинейных отображений.

12. Периодические неподвижные точки. Циклы.

13. Фазовые портреты динамических систем.

14. Зависимость решений от параметров.

15.Основные типы бифуркаций для дискретных систем.

16. Теорема Шарковского.

17. Детерминированный хаос.


  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Темы для рефератов

  1. Научная сущность исследования операций (ИО).

  2. Определение целей ИО.

  3. Формулировка проблемы. Характер соотношений между переменными исследуемой задачи.

  4. Общая схема построения модели.

  5. Основные характерные черты моделирования.

  6. Основные понятия математического моделирования и простейшие математические модели.

  7. Исследование математических моделей.

  8. Разработка вычислительных методов.

  9. Разработка технического задания на программирование.

  10. Алгоритм, программирование и отладка.

  11. Проверка модели и её реализация.

  12. Дискретная математика (основные понятия и её задачи).

  13. Графы и бинарные отношения.

  14. Степени вершин графов.

  15. Маршруты, цепи, циклы и связность.

  16. Эйлеровые циклы и цепи. Задачи оптимизации на графах.

  17. Задача о кратчайшем пути между двумя пунктами.

  18. Задачи о потоках в сетях.

  19. Статистические методы прогнозирования и планирования.

  20. Последовательное планирование эксперимента.

  21. Полный и дробный факторный эксперимент.

  22. Построение модели объекта с помощью факторного эксперимента.

  23. Нелинейная регрессионная модель. Анализ временных рядов Базовые модели временных рядов.

  24. Основные прикладные пакеты и их возможности для решения задач математического моделирования экспериментов.

  25. Однофакторная и двухфакторная регрессионная модель в планировании эксперимента.

  26. Основные понятия теории массового обслуживания.

  27. Моделирование систем массового обслуживания.

  28. Базовые модели СМО.

  29. Элементы модели управления запасами.

  30. Классификация моделей управления запасами.

  31. Основная модель управления запасами – определение оптимального размера партии.

  32. Модель производственных поставок. Вероятностный спрос.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. http://www.alleng.ru/d/math/math328.htm Кремер, Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. / Н. Ш. Кремер. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007.-573стр.

  2. Кремер, Н. Ш. Эконометрика : учеб. / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко. – 2-е изд., стер. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -312с.

  3. http://progbook.ru/matematika/1362-novikov-diskretnaya-matematika-dlya-programmistov-3-e-izdanie.html Новиков, Ф. А. Дискретная математика для программистов : учеб. пособие / Ф. А. Новиков. - 3-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. -288стр.

  4. Спирина М. С. Дискретная математика : учеб. / М. С. Спирина, П. А. Спирин. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007.

  5. Экономико-математические методы и модели : учеб. пособие / ред. С. И. Макаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2009.

  6. http://www.library.biophys.msu.ru/LectMB/ Г.Ю.Ризниченко. Лекции по математическим моделям в биологии Часть I. Год: 2002. Издательство: Ижевск, 232 стр.

Дополнительная литература

  1. Вентцель, Е. С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология : учеб. пособие / Е. С. Вентцель. - 4-е изд., стер. - М. : Высшая школа, 2007.

  2. http://lib.mexmat.ru/books/2299 Методы решения некорректных задач Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Изд-во: Наука.Главная редакция физико-математической литературы, 2-е издание,1979

  3. Гмурман, В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : учеб. пособие / В. Е. Гмурман. - 12-е изд., перераб. - М. : Высшее образование, 2006.

  4. Исследование операций в экономике : учеб. пособие / ред. Н. Ш. Кремер. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

  5. Кузнецов, Б. Т. Математические методы и модели исследования операций : учеб. пособие / Б. Т. Кузнецов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  6. Математические методы и модели исследования операций : учеб. / ред. В. А. Колемаев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  7. Никитин, С. И. Элементы дискретной математики и теории игр : учеб. пособие / С. И. Никитин, Н. А. Серебрянская ; ред. И. Н. Гаврильчак. - СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2006.

  8. Самаров, К. Л. Задачи с решениями по высшей математике и математическим методам в экономике : учеб. пособие / К. Л. Самаров, А. С. Шапкин. - 2-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2009.

  9. Чураков, Е. П. Математические методы обработки экспериментальных данных в экономике : учеб. пособие : рекомендовано УМО / Е. П. Чураков. - М. : Финансы и статистика, 2004.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Веб-дизайн» Разработчик:...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Web -приложения» Разработчик:...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные компьютерные...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы прикладной...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики»...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко...
Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Маньшин Б. Г. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные методы химической...
Контрольный экземпляр находится на кафедре общей, неорганической и элементоорганической химии
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология науки о пище»...
Контрольный экземпляр находится на кафедре продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество в области экологии»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Погорская В. А идентификационный номер
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные математические модели» Разработчик: Чеботарев А. Ю. Идентификационный номер: умкд. 11(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск