Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет
страница1/25
Дата публикации02.05.2015
Размер2.82 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Ярыгин Д.В.

Никифоров Ю.А.

______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от

Учебно-методический комплекс
по модулю «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФИЛОСОФИИ» М1В2

Факультет Культуры и музыкального искусство

Направление: 073400 «вокальное искусство»

Профиль Академическое пение
Квалификация(степень) - магистр
Составители:

канд.филос. наук, доц.

Смирнов Д.В.


Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20 _г.

Программа модуля «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФИЛОСОФИИ»М1В2

Факультет Культуры и музыкального искусство

Направление: 073400 «вокальное искусство»

Профиль Академическое пение
Квалификация(степень) - магистр

Составители:

канд.филос.н., доц. Смирнов Д.В.
Москва-2013


1. Пояснительная записка
Дисциплина входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Программа дисциплины составлена в соответствии с ГОС высшего профессионального образования.

Изучение философии занимает одно из ключевых мест в программе социально-гуманитарной подготовки современного студента. Освоение предметного содержания философии помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания, формирует интегральное видение мира и понимание собственной сопричастности его судьбам. Обладая высочайшим духовным потенциалом, философское знание открывает человеку главные ориентиры самоопределения в мире, позволяет осознанно решать наиболее важные мировоззренческие вопросы и вырабатывать стратегию собственной жизненной активности. Более того, будучи по своей природе инновационной и критичной, философия не только дисциплинирует мышление человека, но и придает ему дополнительные «степени свободы», стимулируя и направляя интеллектуальный творческий поиск.

Логика освоения философии предполагает понимание истории философской мысли как процесса становления проблемного содержания и категориального аппарата философского мышления, что находит отражение в двухчастной – включающей исторический и теоретический разделы - структуре учебного курса. Овладение наследием мировой и отечественной философской мысли требует изучения динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, ориентирует на понимание эволюции философских представлений в тесной связи с логикой развития всей духовной культуры человечества. Это требование неслучайно. Изучение собственной логики философского развития в широком контексте истории культуры организует систему внутри- и межпредметных связей, образующих необходимый фундамент для интеллектуального освоения основных разделов современной философской теории, ее фундаментальных понятий и начал, что, в конечном итоге, позволяет реализовать принципы междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, обеспечить целостность гуманитарного знания и акцентировать его взаимосвязь с социокультурным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника. Такой подход к изучению философии позволяет не только утвердить ключевые позиции философского знания в программе высшего учебного заведения гуманитарного профиля, но и мобилизует ресурс вариативности его содержания, востребованный в условиях глубокой профильной дифференциации и компетентностной ориентации современной высшей школы.

Основные цели и задачи курса.

Цель: овладение культурой понятийного мышления, образующей фундамент системного взгляда на мир и общую методологическую и ценностную основу социально значимой деятельности выпускника.

Задачи:

  • представить основной круг проблем и категориальный аппарат философии в их становлении и развитии;

  • актуализировать осознание собственной вовлеченности каждого в систему «мир-человек» и значимость философской рефлексии для решения вопросов мировоззренческого характера и выработки жизненных стратегий;

  • сформировать навыки самостоятельного осмысления мировоззренческих проблем.

Объем в ЗЕ: ___2 кредит_____________________________________
Время изучения: курс_____1-2_______семестр_____2-3____________


Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: «история», «история мировой культуры», «концепции современного естествознания», «философия (логика с основами методологии мышления)».

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

«этика», «основы современного обществознания», «Россия и современный мир», «экономическая и социальная организация современного российского общества».
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

1.1.1. Владеет культурой научного мышления
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения.
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа), тесты идентификации, тесты с заданиями на установление соответствия, тесты с заданиями на группировку информации, тесты с заданиями на установление последовательности, тесты на дополнение, тесты с заданиями на исключение лишнего, тесты перекрестного выбора, устный и письменный опрос, классификация, ранжирование
2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, аннотирование, исторический анализ
3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция 1




Тема 1


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь


Формы контроля

Компетенция 1







Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Формы контроля

Компетенция 3




Конспекты, презентации




Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Формы контроля


Компетенция 4



Тема 2


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь


Формы контроля

Компетенция 5




Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (указать формы)




Рабочая тетрадь

Формы контроля
















2. Объем модуля и виды учебной работы

(по дневной форме обучения) Набор 2011

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

КИМИ

История и теория философии

Лекции

12

6

2

Практические/семинарские

6

6

2

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты




6




Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен










2

Общий объем часов по дисциплине

18

18

2


Объем модуля и виды учебной работы

(по заочной форме обучения)

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

КИМИ

История и теория философии

Лекции

4

10

3

Практические/семинарские

2

10

3

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты




10




Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен










3


Общий объем часов по дисциплине

6

30

3


3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по дневной форме обучения)


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Рефераты

Самостоятельная работа

1.

Философия, ее предмет и роль в обществе

2







3




2.

История философских учений древности, средневековья и Нового времени


4

4




3

3

3.

Философская мысль в России



4










3

4.

Современные философские школы и направления


2

2




3

3

Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по заочной форме обучения)


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Рефераты

Самостоятельная работа

1.

Философия, ее предмет и роль в обществе










4

2

2.

История философских учений древности, средневековья и Нового времени


2










8

3.

Философская мысль в России






2







4

4.

Современные философские школы и направления

2







6

6


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Философия, ее предмет и роль в обществе

Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Философские знания как средство развития мировоззрения личности и становления профессиональной компетентности. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории.


1.Познавательный статус и функции философии.




2.

История философских учений древности, средневековья и Нового времени

Философия Древнего мира в контексте духовной культуры Древнего Востока и Античности. Предфилософия древней Индии и древнего Китая. Ведическая традиция. Упанишады. Даршаны. Конфуцианство. Даосизм. Художественная культура, наука и философия античного мира. Философия досократиков. Классика античной философии. Сократ. Платон. Аристотель. Философия эллинистического и римского периодов.

Философия в духовной культуре Средневековья: патристика, схоластика. Ре­ализм, номинализм, концептуализм. Проблема соотношения разума и веры. Систематизация средневековой схоластики в учении Фомы Аквинского. Художественная культура и философия эпо­хи Возрождения.

Философия Нового времени: эмпиризм (Ф. Бэ­кон, Т. Гоббс, Дж. Локк), рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц), материалистические концепции французского Про­свещения. Немецкая классическая философия (И. Кант, Н. Фих­те, Ф. Шеллинг). Романтические начала в философской и эстетической мысли. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фей­ербаха. Философия марксизма. Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль). Иррациональная философия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Неокантианство (Г.Коген, П.Наторп, В.Виндельбанд, Э.Кассирер). «Второй позитивизм» (Э.Мах, Р.Авенариус, И.Петцольд). Религиозное направление в философии: неотомизм, персонализм, христианский эволюционализм.


2.Философия Древнего мира

и средневековья.

3. Философия Нового времени

1. Античная философия

(очная ф/о)

2. Немецкая классическая философия

(очная, заочная ф/о)

3.

Философская мысль в России

Генезис русской философии. Памятники древнерусской литературы ("Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона). Развитие религиоз­но-философских представлений о человеке и обществе (Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек). Философские взгляды М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, П.Я. Чаадаева. Философские идеи славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья И.С. и К.С. Аксаковы) и западников (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П.Огарев). Философский материализм Н.Г. Чернышевского. Народничество и теория анархизма М.А. Ба­кунина. Философские идеи в произведениях Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Философия всеединства В.С. Соловьева. Русская религи­озная философия Н.А. Бердяева, С.А. Франка, И.А. Ильина, П.Л. Флоренского. Русский марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ле­нин). Естественно-научный материализм Д.И. Менделеева, И.М.Сеченова. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковс­кий, В.И. Вернадский). Учение о биосфере и ноосфере. Софио-логия, всеединство и соборность. Советская марксистская фило­софия. Развитие теории общественного устройства, ценностей и идеалов, логики и теории познания в творчестве советских фи­лософов.



4. Отечественная интеллектуальная традиция XI-XIX вв. (очная ф/о)

5. Религиозно-философская мысль начала XX столетия. (очная, заочная ф/о)




4.

Современные философские школы и направления

Главные проблемы и тенденции философии XX века. Место и роль философии в культуре XX века.

Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи).

Психоанализ и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К. Юнга. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Феноменология (Э. Гуссерль). Экзистенциальная философия. Светский (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю) и религиозный (К. Ясперс) экзистенциализм. "Философия жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель). Философская антропология (М. Шелер). Философ­ская герменевтика (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер). Структурализм и постструктурализм. Структурная антропология К. Леви-Строса. Аналитическая философия (Дж. Мур, Б. Рассел, Я. Вит­генштейн). Неопозитивизм (Р. Карнап, Г. Рейхенбах), постпози­тивизм (К. Поппер, Т.Кун, П. Фейерабенд, И.Лакатос). Ренессанс оккультизма в современную эпоху и его разновидности. Современные космологические теории "большого взрыва" и энтропии.


6. Основные тенденции развития современной философии

3.Современные философские школы и направления

(очная ф/о)


Основные понятия

Философия, мировоззрение, наука, мифология, материализм, идеализм, диалектика, метафизика.

Генезис, патристика, схоластика, эмпиризм, рационализм, марксизм, позитивизм, иррационализм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, христианский эволюционализм.

Славянофилы, западники, анархизм, софиология, всеединство, соборность, русский космизм.

Герменевтика, диалектика взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теория классовой борьбы, либидо, материалистическое понимание истории, методология, модель личности, неопозитивизм, неотомизм, парадигма, персонализм, позитивизм, постмодернизм, прагматизм, проблема исторической необходимости, свобода, социальный характер, теоцентризм, феноменология, формация, эвристика, эдипов комплекс, экзистенция

Бытие, небытие, единство мира, многообразие мира, материальное, идеальное, диалектика, метафизика, софистика, схоластика, качество, мера, сущность, явление, необходимость, случайность, часть, целое, детерминизм, индетерминизм, пространство, время, конечное, бесконечное, вечное, неизменное.

Сознание, самосознание, мышление, память, воля, язык, убеждение, познание, вера, эмпиризм, рационализм, априоризм, интуитивизм, истина, наука, естественные, гуманитарные науки.

Ценность, аксиология, оценка, норма, нравственные ценности, эстетические ценности, гносеологические ценности, гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, альтруизм, смысл жизни, цель жизни, счастье, долг, честь, достоинство, ответственность.

Философская антропология, антропоцентризм, космоцентризм, теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропогенез, экзистенция, жизнь, смерть, бессмертие, предопределение, судьба, человек, общество, личность, индивид, индивидуальность, самоопределение личности, свобода личности.

Общество, структура общества, сферы жизни общества, общественный прогресс, вариативность прогресса, цивилизация, формация, гражданское общество, государство, партия, социальная структура.

Эпоха, информационное общество, коэволюция, ноосфера, футурология, глобальные проблемы, глобализация.


Календарно-тематический план
Факультет исторический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю «История философии»
Форма обучения очная

Курс 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «история древних цивилизаций»....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 2 «история западноевропейской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б в 1 «История западноевропейской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Запада в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю (050401 «история западноевропейской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическая и социально-экономическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв. 8 Профессиональные нарушения голоса Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 8 Эффективная коммуникация...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск