Скачать 475.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" Факультет естественных наук
История России Учебно – методический комплекс кафедры “История России ” ГФ для студентов 1 курса ФЕН, 1 семестр (направление подготовки 020201.65 «Биология (специалист)») Форма обучения Очная Новосибирск - 2010 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки – 020201 «Биология (специалист)». В состав комплекса включены рабочая программа дисциплины «История России», банк обучающих материалов, банк контролирующих материалов. Составил: канд. ист. наук, доц. Е.Ф. Семенов Учебно-методический комплекс © Новосибирский государственный университет, 2010 Семенов Е.Ф., 2010 Содержание Аннотация .……………………………………………………………………………4 1. Цели и задачи освоения дисциплины... ……………………………………………..4 2. Место дисциплины в структуре ООП.………………………………………………4 3. Компетенции обучающегося, формируемые при освоении дисциплины.…… .…5 4. Структура и содержание дисциплины…. .....6 5 Образовательные технологии.. …..9 6. . Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………………………………..10 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………… .…...27 Аннотация рабочей программы Дисциплина «История России» относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла ООП по направлению подготовки 020201.65 Биология. Дисциплина реализуется на Факультете естественных наук Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" (НГУ) кафедрой Истории России ГФ НГУ. Содержание дисциплины включает рассмотрение основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинарские занятия, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа студента. Результатом прохождения дисциплины является итоговая оценка по пятибалльной шкале (экзамен). Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 академических часов. Программой дисциплины предусмотрены 36 часов лекций, 18 часов практических занятий, 3 часов на проведение консультаций и экзамена и 43 часов самостоятельной работы студентов. 1. Цели освоения дисциплины (курса) Дисциплина предназначена для того, чтобы студенты понимали исторический процесс исходя из требований объективности, историзма, научной истины, осознали место и роль России в мировом сообществе. В соответствии с назначением, основной целью курса является изучение истории России, как особой цивилизации со всеми характерными для неё субцивилизационными волнами, а также функционирующей на территории России государственности, которая эволюционировала от раннефеодальной монархии к сословно-представительной, а далее – к Российской империи, разрушенной буржуазной революцией и коротким существованием буржуазной республики. В октябре 1917 г. социалистический переворот привел к установлению советской власти и возникновению СССР, а на пороге ХХI века, - к его разрушению и созданию нынешней Российской Федерации. Этот процесс развивался в конкретных природно – географических, геополитических, демографических, социально-экономических и культурно-исторических условиях. Задачи курса: Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: – раскрыть содержание основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России; – определить факторы самобытности российской истории; – проследить роль России во всемирной истории; – выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечественной истории; – рассмотреть современное политико-государственное устройство России и основные тенденции её социально-экономического и культурного развития. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «История России» относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла ООП по направлению подготовки «020201 БИОЛОГИЯ» (квалификация (степень) специалист). В курсе активно используются знания и навыки, полученные студентами при изучении в школе общегуманитарных предметов. Курс входит в учебный план в качестве обязательной дисциплины и рассчитан на изучение в течение семестра по системе подготовки специалистов факультета естественных наук и опирается на следующие дисциплины данной ООП:
Результаты освоения дисциплины «История России» используются в следующих дисциплинах данной ООП:
3. Результаты освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: – базовые термины и понятия исторической науки; – основные закономерности и этапы исторического развития общества, место и роль России/ в истории человечества и на современном этапе. уметь: – ориентироваться в современных вопросах социально-экономической и государственно-политической жизни страны; – анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию. владеть: – конкретными научными знаниями по отечественной истории; – навыками работы с основной учебной и справочной литературой по отечественной истории и наиболее значимыми группами опубликованных исторических источников. 4. Структура и содержание дисциплины. А).Трудоемкость дисциплины по видам учебной работы представлена в таблице.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 академических часов. Программой дисциплины предусмотрены 36 часов лекций, 18 часов практических занятий, 3 часа на проведение консультаций и экзамена и 43 часа самостоятельной работы студентов.
Содержание курса - ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ» ВВЕДЕНИЕ. Предмет истории. Формы и методы ее изучения. Основные этапы российской истории. Объективные и субъективные факторы воздействия на российский исторический процесс (2 часа). ТЕМА 1. Восточные славяне. Древнерусское государство (VII–XIII вв.) Восточные славяне в VII–IX вв.: расселение и предгосударственные образования. Критика ‘‘норманнской теории’’. Образование и становление древнерусского государства. Принятие христианства. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси в XI – первой половине XII в. Внешняя политика. Культура. Причины и последствия раздробления Древнерусского государства. Северо-Восточная Русь, Галицко-Волынское княжество, Новгородская феодальная республика. Борьба с внешней агрессией. Монгольское иго (2 часа). ТЕМА 2. Образование Русского государства и его строй (XIII – первая половина XVI в.) Возвышение Москвы. Значение победы на Куликовом поле. Феодальная война второй четверти XV в. Завершающий этап образования Русского государства. Ликвидация ига. Москва – центр мирового православия. Государственный строй и система управления. Социальные отношения. Складывание поместной системы землевладения. Судебник 1497 г. Внешняя политика. Возрождение русской культуры (2 часа). ТЕМА 3. Социально-политическое развитие России во второй половине XVI в. Реформы Избранной рады. Утверждение монархии с сословным представительством. Внешняя политика: присоединение новых территорий, Ливонская война. Опричнина: цели и методы. Политический и социально-экономический кризис в стране. Образование русской патриархии. Политическая борьба, избрание Б. Годунова. Социальная политика в конце XVI – начале XVII в. (2 часа). ТЕМА 4. Россия в XVII столетии Гражданская война (Смута) в начале XVII в.: причины, политическая борьба, социальные движения, последствия. Формирование государственной власти и управления. Внешняя политика. Социально-политическое развитие. Соборное Уложение 1649 г. Утверждение крепостного права. Переход от монархии с сословным представительством к абсолютизму. Начало модернизации России. Церковный раскол. Состояние культуры (2 часа). ТЕМА 5. Петр Великий: модернизация России и ее последствия Династический кризис. Начало правления Петра I. Политическая философия. Внешняя политика. Основные реформы. Провозглашение Империи и оформление абсолютизма. Оценка преобразовательной деятельности Петра I (2 часа). ТЕМА 6. Дворянская империя (1725–1796 гг.) Эпоха дворцовых переворотов. ‘‘Просвещенный’’ абсолютизм. Административные реформы Екатерины II. Расцвет абсолютизма. Сословная политика. Внешняя политика во второй половине XVIII в. Развитие культуры и политической мысли в России (2 часа). ТЕМА 7. Кризис самодержавно-крепостнической системы в первой половине XIX в. Дворцовый переворот 1801 г. Первый этап реформ и контрреформ: административные и социальные реформы первой половины XIX в. Внешняя политика. Основные направления общественно-политической мысли в первой половине XIX в. (декабристы, ‘‘Триада’’ С. Уварова, славянофилы, западники, первые русские социалисты) (2 часа). ТЕМА 8. Развитие пореформенной России (1860–1890-е гг.) Второй этап реформ (1860–1870-х гг.): их подготовка, содержание и значение. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Социально-политический характер реформ и контрреформ 1880 – начала 1890-х гг. Общественные движения в России (народники, либералы, монархисты, социал-демократы). Российская культура в пореформенной России (2 часа). ТЕМА 9. Россия на рубеже XIX–XX столетий Третий этап реформ и контрреформ: экономические и полицейские реформы. Русско-японская война 1904–1905 гг. Революция 1905–1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. Образование политических партий. Зарождение российского парламентаризма. Сущность ‘‘третьеиюньской’’ (1907 г.) политической системы. Характер и результат реформ П. А. Столыпина. Россия в Первой мировой войне. Назревание системного кризиса в России (4 часа). ТЕМА 10. Революция 1917 г. и Гражданская война в России Февраль: свержение самодержавия. Политика Временного правительства. Основные альтернативы 1917 г. и борьба за их реализацию. Октябрьское вооруженное восстание и установление власти Советов. Судьба Учредительного собрания. Начало Гражданской войны. Идеология, политика и практика белого движения. Политика ‘‘военного коммунизма”. Причины победы красных. «Красный» и «белый» террор. Утверждение диктатуры большевиков. Итоги Гражданской войны (2 часа). ТЕМА 11. Советский Союз в 1920-е гг. Экономические и политические реформы начала 1920-х гг. Образование СССР. Борьба за лидерство в партии и государстве. Курс на социалистическое переустройство экономики и борьба вокруг него. Поворот 1929 г. (2 часа). ТЕМА 12. Создание государственно-бюрократического социализма в СССР в 1930-е гг. Международная обстановка. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация. Формирование административно-командной системы и утверждение личной власти И. Сталина. Социальная политика. Развитие культуры. Массовые репрессии. Сопротивление сталинизму (2 часа). ТЕМА 13. СССР во Второй мировой войне (1939–1945 гг.) Внешняя политика СССР в предвоенные годы. Военно-экономическая и идеологическая подготовка СССР к войне. Причины неудач в начальный период Великой Отечественной войны. Перестройка работы тыла. Патриотический подъем в тылу и на фронте. Коренной перелом в войне. Внешняя политика (антигитлеровская коалиция). Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Значение и цена победы СССР в войне (2 часа). ТЕМА 14. Кризис сталинской модели социализма Внешняя политика СССР в новой геополитической ситуации. Апогей сталинизма (1946–1953 гг.). Попытки модернизации системы в 1953–1964 гг. Кризис советской системы (1964–1985 гг.). Культурное развитие СССР (2 часа). ТЕМА 15. Перестройка и развал СССР (1985–1991 гг.) Курс на обновление социализма. Внешняя политика. Проблемы социально-экономического развития. Реформа политической системы и ее результаты. Борьба за власть. Августовские события 1991 г. и развал СССР (2 часа). ТЕМА 16. Российская Федерация на рубеже XX–XXI вв. Создание новой политической системы. Октябрьские события 1993 г. Социально-экономическое и культурное развитие. Внешняя политика РФ. Заключение по курсу ‘‘История России’’ (2 часа). 5. Образовательные технологии Программа реализуется с помощью чтения лекций с использованием мультимедийного комплекса; семинарские занятия проводятся в интерактивной форме и предусматривают опрос студентов, обсуждение вопросов, подготовленных по плану занятий; используется обязательная и дополнительная литература (см.: планы семинарских занятий – уч. - методич. пособие кафедры, а также читальный зал библиотеки НГУ); подготовка сообщений, эссе и т.п. по вопросам, предусматривающим самостоятельное исследование; контрольные работы на знание основных дидактических единиц курса, тестовые контрольные работы. Основные формы занятий по курсу «Отечественная история»: лекции и семинары. Формы контроля знаний студентов: – промежуточные: на семинарах заслушивание сообщений и письменных работ – докладов/рефератов, рецензирование сообщений и докладов, коллоквиумы, письменные контрольные работы; – основные: экзамен. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.2. Планы семинарских занятий . Занятие 1. Место и сущность истории в системе человеческих знаний. 1. Предмет и методология исторической науки. 2. Периодизация отечественной истории и источники её изучения. 3. Основные концепции исторического процесса. Термины и понятия: наука, образование, предмет истории, концепция историческая, методы науки, методология, формационный и цивилизационный подходы, историография истории России, источники исторические, периодизация отечественной истории. Имена: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.М. Милюков, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.Н.Савицкий, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, М. Н. Покровский, Б.А Рыбаков, И.Я. Фроянов, Л.В.Милов, А.Н.Сахаров. Литература а) базовая: История России: учебник: [для студентов высших учебных заведений, абитуриентов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУим. М.В. Ломоносова, Ист. фак - Москва: Проспект, 2013 - 527, [1] с. Хрестоматия по истории России : учебное пособие : [для студентов вузов, учащихся старших классов, абитуриентов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. — Москва : Проспект, 2002 .— 588, [1] с. б) дополнительная: Ключевский, Василий Осипович. Исторические портреты; Деятели исторической мысли : [сборник] / В.О. Ключевский ; изд. подгот., [вступ. ст., примеч.] В.А. Александров .— М. : Правда, 1991 .— 623 с. Ахиезер, Александр Самойлович. Россия: критика исторического опыта : (Социокультурная динамика России). Т.1. От прошлого к будущему .— 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск : Сиб. хронограф, 1997 .— 804 с. Ахиезер, Александр Самойлович. Россия: критика исторического опыта : (Социокультурная динамика России). Т.2. Теория и методология. Словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск : Сиб. хронограф, 1998 .— 594 Баландин, Рудольф Константинович. Природа и цивилизация / Р.К. Баландин, Л.Г. Бондарев .— Москва : Мысль, 1988 .— 391 с. Гумилёв, Лев Николаевич (д-р ист. наук ; ) . От Руси к России : очерки этнической истории / Л. Н. Гумилёв .— М. : Экопрос, 1992 .— 335 с.. (Предисловие). Данилевский, Николай Яковлевич. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский ; [сост., послесл., коммент. С.А. Вайгачева] .— Москва : Книга, 1991 .— 573, [1] с. Коллингвуд, Робин Джордж. Идея истории; Автобиография = The Idea of History; An Autobiography / Р. Дж. Коллингвуд ; Пер. и коммент. Ю.А. Асеева ; Ст. М.А. Кисселя ; АН СССР .— М. : Наука, 1980 .— 485 с.,[1] л. портр. Методология истории : учебное пособие для студентов вузов / [А.Н. Нечухрин, В.Н. Сидорцов, О.М. Шутова и др. ; редкол.: А.Н. Алпеев и др.] ; Гуманитар.-экон. негос. ин-т [Респ. Беларусь], Белорус. ветвь ассоц. "История и компьютер" .— Минск : ТетраСистемс, 1996 .— 239 с. Поппер, Карл Раймунд (философ, социолог ; 1902-1994) . Открытое общество и его враги : [в 2 т.] / К.Р. Поппер ; пер. с англ. яз. под общ. ред., [с предисл.] В.Н. Садовского .— Москва : Международный фонд "Культурная инициатива" : Открытое о-во "Феникс", 1992 . Россия между Европой и Азией : евразийский соблазн : антология / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; [ред.-сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская] .— Москва : Наука, 1993 .— 368 с. ; 21 см .— (Русские источники современной социальной философии) .— Библиогр.: с.364-368 .— Имен. указ.: с.356-363 Соловьев, Сергей Михайлович (историк ; 1820-1879) . Сочинения : в 18 кн. / С.М. Соловьев ; [отв. ред. и авт. вступ. ст. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев] .— Москва : Мысль, 1988- Кн.1: История России с древнейших времен. Т.1-2 / [коммент. В.Т. Пашуто, В.С. Шульгина] .— 1988 .— 797, [1] с. Ресурсы NTERNET по истории мира http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. http://decemb.hobby.ru/ Виртуальный музей декабристов. http://www.internet-history.org.ru/ Интернет-История. http://www.encyclopedia.ru Мир энциклопедий. http://www.history.ru/hist.htm Ресурсы WWW по истории. http://www.ortho-rus.ru Русское православие. http://www.rubricon.ru Энциклопедический словарь "История Отечества с древнейших времен до наших дней" (БРЭ/Рубрикон). http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm Н.М. Карамзин. История государства Российского. http://www.cominf.ru/romanovs/index.rhtml WWW энциклопедия "Династия Романовых". http://praviteli.narod.ru/ Правители России и Советского Союза. http://www.lants.tellur.ru Отечественная история. http://oldru.narod.ru/biblio.htm Библиотека сайта "Образование Киевской Руси". http://www.rubricon.com/about_whist_1.asp Энциклопедический словарь "Всемирная история". http://humanities.edu.ru/db/msg/19938 Великая Отечественная война 1941-1945. http://www.chat.ru/~world_war2 Вторая мировая война в русском интернете. http://www.hronos.km.ru/1918ru.html Гражданская война в России 1918-1920. http://www.shortway.to/1941 Великая Отечественная война, год 1941. Альтернативные сообщения Библиографический список рекомендуемой литературы находится в читальном зале гуманитарных наук.
Занятие 2. Эволюция государственности на Руси в IX – XVII вв.
Термины и понятия: восточные, западные и южные славяне, поляне, Русь, хазары, варяги, норманнская теория, крестьянская община, феодализм, государство, монархия, великий князь, полюдье, волхвы, православие, «Повесть временных лет», «Русская правда», «Слово о полку Игореве», бояре, дружинники, смерды, холопы, закупы, словене, чудь, мери, кривичи, республика, вече, «Оспода», посадник, тысяцкий, владыка, пятина, «конец», Новгородская судная грамота, Невская битва, битва на Чудском озере. Реформы, приказы, земcкие избы, Земский собор, Боярская дума, Избранная рада, сословно-представительная монархия, государь всея Руси, царь, Судебник 1550 г., Стоглав, опричнина, земщина, стрельцы, дворяне, тарханы, «большая соха», местничество Имена: к 1-му вопросу: Рюрик, Кий, Кирилл и Мефодий, Олег, Ольга, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Всеволод Мстиславич, Святослав Олегович, Александр Невский, Марфа-посадница; к 3-му вопросу: Елена Глинская, Иван Грозный, царица Анастасия, митрополит Макарий, Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский, Малюта Cкуратов. |
Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология... | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 1 курса факультета... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 1 курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 «Биология... | ||
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса факультета естественных наук, направление подготовки 03. 01 «Биология... | 1. Химический состав живых организмов Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 "Биология"... | ||
Рабочая программа дисциплины направление подготовки 020201 «Биология (специалитет)» Программа дисциплины предназначена для студентов 4 курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 «Биология (специалист)».... | 1. Химический состав живых организмов Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01... | ||
1. Химический состав живых организмов Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 "Биология"... | Учебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»... | ||
Методика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс для студентов II курса факультета социально-гуманитарных... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 Экология животных опд. Р. 1 Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право... Умк-2 учебно–методический комплекс Кафедры конституционного и муниципального права. Предназначен для студентов 2-го курса Факультета... | ||
Учебно-методический комплекс конституционное Умк-2 учебно–методический комплекс Кафедры конституционного и муниципального права. Предназначен для студентов 2-го курса Факультета... | Программа семинаров и самостоятельной работы студентов факультета... В состав пособия включены: структура семинарских занятий, программа семинаров, содержание основных тем семинарских занятий, методические... |