Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных
страница1/6
Дата публикации01.03.2015
Размер0.97 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ДС.2, ДС.Ф.3 ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050102, 020201, 032400 «Биология»

050102.00, 032400.00 «Биология с дополнительной специальностью География» 050103.00, 032500.00 «География с дополнительной специальностью Биология»

(код и наименование специальностей)


Утверждено на заседании кафедры

биологии и химии естественно-

географического факультета

(протокол № 10 от 7 февраля 2008 г.)
Зав. кафедрой биологии и химии

_____________(М.Н. Харламова)

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

1.1 Автор программы: к.б.н., доцент, зав. кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова.
1.2 Рецензенты: к.б.н., доцент кафедры географии и экологии А.А. Лештаев; к.б.н., старший научный сотрудник ПИНРО М.А. Новиков.
1.3 Пояснительная записка:
Настоящая программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ), обучающихся по специальностям 050102, 020201, 032400 «Биология», 032400.00 «Биология с дополнительной специальностью География» и 050103.00, 032500.00 «География с дополнительной специальностью Биология», и составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Экология животных базируется на знаниях, полученных в курсах зоологии позвоночных, общей экологии, физиологии человека и животных, и способствует их углублению и обобщению.

Экология животных посвящена изучению взаимоотношений живых организмов; она имеет целью выявить принципы и закономерности, управляющие этими отношениями. Таким образом, основной задачей данного курса является рассмотрение специфики взаимоотношений животных с окружающей абиотической средой и между самими животными в одной биоте и одной популяции.

Существует мнение, что деление экологии в соответствии с двумя таксономическими «царствами» животных и растений недостаточно обосновано. Однако, на наш взгляд, выделение экологии животных в самостоятельную науку оправдывается рядом причин: во-первых, различиями в методике и подходах экологических исследований; во-вторых, несмотря на меньшую биомассу животных, их функции более разнообразны, и возможности для взаимодействия между популяциями различных видов животных более многочисленны. Предмет исследований экологии животных – это разнообразие жизненных условий, в которых находятся изучаемые животные, их реакции на воздействие среды и друг на друга, а также изучение физических и химических факторов, образующих абиотическую среду. Таким образом, в данном курсе можно выделить два основных блока: аутэкологию (науку об экологических факторах) и демэкологию (науку о популяциях). Блок «Аутэкология» включает в себя два основных раздела: биотические и абиотические факторы, значение их в создании сообществ; блок «Демэкология» также имеет два раздела: динамика популяций и структура популяций. Мы сознательно оставляем в стороне синэкологию (экологию сообществ), так как этот раздел подробно изучается в курсе общей экологии. В данном курсе также затрагиваются вопросы истории возникновения и формирования экологии животных, как науки и методики экологических исследований. Такая программа курса обусловлена тем, что он читается студентам, как имеющим, так и не имеющим специальной биологической подготовки.

По окончании изучения курса студенты должны:

Знать особенности взаимоотношений животных с другими организмами и абиотической средой и принципы, управляющие этими отношениями.

Уметь грамотно спланировать и осуществить наблюдения и экспериментальные исследования различных сторон жизнедеятельности животных в природных экосистемах и лабораторных условиях.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО требований к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.

Не предусмотрено
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы

(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина).

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050102 Биология (2005 г)

4

7

100

32

18

14

-

68

Экзамен

2.

032400, 050102 Биология (2000 г)


4


7


100


40


20


20


-


60


Экзамен

3.

050102 Биология (ЗФО)

4

-

120

16

10

6

-

104

Экзамен

4.

050103.00, 032500.00 География-биология

3

6

50

30

18

8

4

20

Зачет


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.



Раздел 1. Введение в экологию животных. Основные этапы становления науки.


3


1


2


-


8


4


2


2


-


12



Раздел 2. Экологические факторы, механизм воздействия на животных.


3


1


2


-


6


4


2


2


-


4



Раздел 3. Важнейшие абиотические факторы, их влияние на жизнедеятельность и распространение животных.



8



4



4



-



12



8



4



4



-



10



Раздел 4. Взаимодействие факторов. Климат. Временные критические факторы.


2


2


-


-


6


2


2


-


-


4



Раздел 5. Основные биотические факторы. Экологическая ниша.


6


4


2


-


14


10


4


6


-


10



Раздел 6. Популяция, ее динамика.

4

2

2

-

10

4

2

2

-

8



Раздел 7. Структура популяции.

6

4

2

-

12

8

4

4

-

12




Всего:

32

18

14

-

68

40

20

20

-

60


Примечание: Вариант 1 разработан для специальности 050102 «Биология» (2005 г), второй вариант – для специальности 050102, 032400 «Биология» (2000 г).


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Раздел 1. Введение в экологию животных. Основные этапы становления науки.


1


1


-


-


16


4


2


2


-


4

2.

Раздел 2. Экологические факторы, механизм воздействия на животных.


1


1


-


-


6


1


1


-


-


1

3.

Раздел 3. Важнейшие абиотические факторы, их влияние на жизнедеятельность и распространение животных.



4



2



2



-



26



8



4



2



2



4



4.

Раздел 4. Взаимодействие факторов. Климат. Временные критические факторы.


1


1


-


-


8


1


1


-


-


1

5.

Раздел 5. Основные биотические факторы. Экологическая ниша.


4


2


2


-


26


6


4


2


-


4

6.

Раздел 6. Популяция, ее динамика.

1

1

-

-

10

2

2

-

-

2

7.

Раздел 7. Структура популяции.

4

2

2

-

12

8

4

2

2

4




Всего:

16

10

6

-

104

30

18

8

4

20


Примечание: Вариант 3 для заочного отделения специальности 050102 «Биология». Вариант 4 для специальности 050103.00, 032500.00 «География-Биология».
1.6.2 Содержание разделов дисциплины:
Раздел 1. Введение в экологию животных. Предмет, задачи, методы. Основные этапы становления науки.

Определение экологии животных, ее подразделения. Понятие аутэкологии и демэкологии. Методы экологических исследований: флотационные, индекс Линкольна, пробные площадки, учет на линейных маршрутах, нанесение меток и др. Современные задачи.

Краткая история экологии животных. Основные этапы.

АУТЭКОЛОГИЯ

Раздел 2. Экологические факторы. Механизм воздействия экологических факторов на животных. Лимитирующие факторы.

Определение экологического фактора. Классификации факторов. Механизмы воздействия экологических факторов на животных. Понятие о лимитирующем факторе. Законы минимума Либиха, толерантности Шелфорда. Зоны толерантности: физиологическая и популяционная. Понятие о преферендуме. Типы морфофизиологических приспособлений организмов; правило двух уровней адаптаций. Стено- и эврибионтные животные, их примеры.

Раздел 3. Абиотические факторы. Влияние важнейших абиотических факторов (температуры, света, влажности, газового состава, солености и минерального состава, давления, течений и ветра) на жизнедеятельность и распространение животных. Примеры стенобионтов и эврибионтов.

3.1 Температура. Адаптации животных к действию высоких и низких температур. Понятия о термофилах и криофилах, гетеротермии, гомойо- и пойкилотермных животных. Их примеры. Виды сна (зимний, «перелетный»), спячек млекопитающих (летняя, зимняя, настоящая, настоящая непрерываемая). Правила Аллена, Бергмана, Глогера, Расса.

3.2 Свет. Влияние интенсивности и продолжительности воздействия света на жизнь животных. Короткодневные и длиннодневные животные, дневные и сумеречные виды.

3.3 Влажность и животные. Основные экологические группы животных по их потребности в воде. Понятие об относительной влажности. Ее влияние на наземных животных, их распространение и развитие. Адаптации животных к условиям аридного климата.

3.4 Газовый состав. Влияние содержания кислорода, различных концентраций углекислого газа и сероводорода на жизнедеятельность гидробионтов. Примеры стено- и эвриоксидных форм.

3.5 Соленость и минеральный состав. Биогены, макро- и микроэлементы, их влиянии на жизнь животных. Стено- и эвригалинные животные. Особенности осморегуляции у ракообразных, круглоротых и рыб. Солевые железы морских позвоночных. Ацидофильные и алкалифильные организмы, их примеры.

3.6 Давление атмосферное и гидростатическое. Эврибатные и барофиллические животные, их примеры.

3.7 Ветры и течения. Их влияние на расселение, биологические ритмы и распространение гидробионтов и других животных. Аэропланктон. Понятие о псевдопопуляции.

Раздел 4. Взаимодействие факторов. Климат. Временные критические факторы.

Примеры взаимодействия факторов, их влияние на жизнь и распространение животных. Понятия климата, временных критических факторов. Влияние верховых и низовых пожаров, засух, наводнений, цунами и других временных критических факторов на животных.

Раздел 5. Биотические факторы. Понятие об экологической нише. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Комменсализм. Мутуализм.

Понятие о биотических факторах. Типы взаимодействия между популяциями. Концепция экологической ниши. История вопроса. Понятие фундаментальной и реализованной ниши. Динамика ниши при разных типах взаимоотношений между организмами.

5.1 Конкуренция. Виды конкуренции: прямая (интерференция), косвенная (эксплуатационная), внутри- и межвидовая. Принцип конкурентного исключения Гаузе. Синтопия, ее примеры.

5.2 Хищничество. Класификации хищников. Отношения хищник-жертва. Эволюционные последствия хищничества: тактика защиты и избегания. Основные типы окраски у животных. Закон покровительственной окраски. Мимикрия, ее виды. Групповое поведение животных.

5.3 Паразитизм, его виды: факультативный, облигатный, периодический, постоянный. Понятия и примеры гнездового паразитизма, клептопаразитизма, гиперпаразитизма, внутривидового паразитизма. Влияние паразитизма на функционирование сообщества. Эпизоотии.

5.4 Комменсализм. Его основные формы (сотрапезничество и квартиранство), их примеры. Зоохория.

5.5 Понятие симбиоза. Облигатный и факультативный мутуализм. Протокооперация.

ДЕМЭКОЛОГИЯ

Раздел 6. Понятие популяции, ее динамика.

6.1 Понятие популяции в экологии. Популяционная структура вида. Правило объединения в популяции. Популяции: элементарная, экологическая, географическая. Их происхождение, специфика свойств, степень изолированности. Ареалы популяции (трофический, репродукционный).

6.2 Динамика популяций. Понятие рождаемости, биотического потенциала, выживаемости, смертности, репродуктивной ценности, плотности. Кривые выживаемости и роста популяций (логистическая и экспоненциальная модели). Оптимальная эксплуатация популяции.

6.3 Стратегия r- и K-отбора. Реакции популяции на среду обитания. «Волны жизни». Расселение популяций.

Раздел 7. Структура популяции.

7.1 Пространственная структура популяции, ее особенности, адаптивное значение. Использование пространства: индивидуальные участки и территориальность. Распределение особей в популяции: равномерное, случайное, групповое.

7.2 Возрастная и половая структуры популяции. Особенности предрепродуктивного, репродуктивного и пострепродуктивного возраста, соотношения полов. Правила стабильности возрастной структуры популяции и соотношения полов.

7.3 Генетическая структура популяции. Экологическое значение поддержания сложности общего генофонда популяции; адаптивные механизмы.

7.4 Этологическая структура популяции (структура взаимоотношений), ее особенности. Формы организации популяций. Иерархия и доминирование. Взаимоотношение особей в стаях и стадах; лидеры и вожаки. Биологическое значение упорядоченности взаимоотношений особей в популяции.

7.5 Понятие об обычных и редких видах. Причины редкости. Охрана популяций. Проблемы интродукции новых видов. Понятия акклиматизации, натурализации вида, интродукции внедрения и замещения.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

История экологии животных, основные этапы. Роль Э. Геккеля, Ч. Элтона, Д.Н. Кашкарова, Г.Ф. Гаузе и других ученых в становлении и развитии экологии животных.


Подготовка к практическому занятию, написание рефератов



16


Опрос на практическом занятии, проверка рефератов

2.

Экологические факторы, понятие и классификация. Принцип Либиха и закон Шелфорда. Преферендум. Стено- и эврибионтные животные. Важнейшие абиотические и биотические факторы наземной и воздушной среды, обзор.



Подготовка к практическим занятиям и тесту, написание рефератов



46



Опросы на практических занятиях, проверка рефератов и тестов

3.

Популяция, ее динамика. Типы роста популяции. Экологические стратегии популяций, особенности r- и K-отбора. Структура популяций. Охрана животных и сохранение их биологического разнообразия. Интродукция новых видов.



Подготовка к практическим занятиям, написание рефератов


22



Опросы на практических занятиях, проверка рефератов


Примечание. В таблице указаны часы для заочного отделения специальности 020201 «Биология», для других специальностей часы, отводимые на самостоятельную работу студентов, указаны выше, в разделе 1.6 «Содержание дисциплины».
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы проведения занятий):


Практическое занятие № 1

Тема: История экологии животных

План занятия. Вопросы для коллективного обсуждения

Определение экологии животных, ее подразделения. Понятие аут- и демэкологии. История экологии животных. Основные этапы. Роль отечественных и зарубежных ученых в становлении и развитии экологии животных. Вклад Э. Геккеля, Ч. Элтона, Г.Ф. Гаузе, Д.Н. Кашкарова и других ученых в становление экологии. Предмет и современные задачи экологии животных. Краткий обзор методов экологических исследований.

Рекомендуемая литература

Макфедьен Э. Экология животных: цели и методы. – М.: Мир, 1965. – 375 с.

Новиков Г.А. Очерки истории экологии животных. – Л.: Наука, 1980. – 279 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.
Практическое занятие № 2

Тема: Основные законы экологии. Экологические факторы

План занятия. Вопросы для коллективного обсуждения

Экологические факторы, их классификации. Понятие о лимитирующем факторе. Принцип минимума Либиха, его дополнения. Закон толерантности Шелфорда. Зоны толерантности (физиологическая и популяционная). Положения Ю. Одума, дополняющие закон толерантности. Понятие о преферендуме. Экологическая валентность, стено- и эврибионтность видов. Примеры стенобионтных и эврибионтных животных.

Рекомендуемая литература

Харламова М.Н., Новиков М.А. Введение в аутэкологию. Абиотические факторы – Мурманск: «Полиграфист», 2004. – 146 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.

Практическое занятие № 3

Тема: Влияние температуры и влажности на жизнедеятельность

и распространение животных

План занятия. Вопросы для коллективного обсуждения

Температура, адаптации животных к ее высоким и низким значениям. Термофилы и криофилы, их примеры. Особенности обмена гомойо- и пойкилотермных животных. Понятие о гетеротермии. Виды спячек млекопитающих. Правила Аллена, Бергмана, закономерность Расса. Влажность воздушной среды, ее влияние на наземных животных. Понятие об относительной влажности. Адаптации животных к условиям аридного климата. Влияние влажности на распространение и развитие насекомых. Понятие об атмофилах, собственно гигрофилах и ксерофилах.

Рекомендуемая литература

Харламова М.Н., Новиков М.А. Введение в аутэкологию. Абиотические факторы – Мурманск: «Полиграфист», 2004. – 146 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.
Практическое занятие № 4

Тема: Влияние важнейших факторов водной среды на жизнь и распространение гидробионтов

План занятия. Вопросы для коллективного обсуждения

Соленость и минеральный состав. Понятие о биогенах, макро- и микроэлементах, их влиянии на жизнь животных. Примеры стено- и эвригалинных животных. Особенности осморегуляции у ракообразных, миксин, хрящевых рыб, пресноводных и морских костных рыб и миног, крабоядной лягушки. Солевые железы морских позвоночных. Ацидофильные и алкалифильные организмы, их примеры. Газовый состав (содержание кислорода, углекислого газа, сероводорода), свет, давление (гидростатическое) и течения. Влияние важнейших факторов водной среды на жизнь и распространение гидробионтов. Примеры эври- и стенооксидных форм, эврибатных и барофиллических животных.

Рекомендуемая литература

Харламова М.Н., Новиков М.А. Введение в аутэкологию. Абиотические факторы – Мурманск: «Полиграфист», 2004. – 146 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.

Практическое занятие № 5

Тема: Экологическая ниша. Конкуренция

План занятия. Вопросы для коллективного обсуждения

Биотические факторы, их определение. Понятие биотического потенциала видов. Краткий обзор основных типов взаимодействий между популяциями. Экологическая ниша, ее виды. Динамика ниши при разных типах взаимоотношений между организмами. Конкуренция, ее виды: прямая (интерференция), косвенная (эксплуатационная), внутри- и межвидовая. Каннибализм. Принцип конкурентного исключения Гаузе. Следствие Слободкина. Понятие синтопии, ее примеры.

Рекомендуемая литература

Новиков М.А., Харламова М.Н. Организм и среда: основы аутэкологии. – Мурманск: Пазори, 1998. – 274 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.

Практическое занятие № 6

Тема: Хищничество и паразитизм

План занятия. Вопросы для коллективного обсуждения

Хищничество, определение. Классификации хищников. Эволюционные последствия хищничества. Покровительственная, «расчленяющая», отпугивающая, вспыхивающая и предупреждающая окраски у животных. Мимикрия, ее виды. Групповое поведение животных и другие активные формы защиты от хищников. Паразитизм, его виды: факультативный, облигатный, периодический, постоянный. Экто- и эндопаразиты, их примеры. Гнездовой паразитизм, клептопаразитизм, гиперпаразитизм, внутривидовой паразитизм. Их многообразие.

Рекомендуемая литература

Новиков М.А., Харламова М.Н. Организм и среда: основы аутэкологии. – Мурманск: Пазори, 1998. – 274 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.
Практическое занятие № 7

Тема: Положительные формы биотических взаимоотношений

План занятия. Вопросы для коллективного обсуждения

Положительные формы взаимодействия между организмами, их особенности. Симбиоз. Комменсализм и мутуализм. Основные формы комменсализма: сотрапезничество и квартиранство, их примеры. Особенности зоохории и форезии. Понятие пассивной зоохории. Облигатный и факультативный (протокооперация) мутуализм, их многообразие.

Рекомендуемая литература

Новиков М.А., Харламова М.Н. Организм и среда: основы аутэкологии. – Мурманск: Пазори, 1998. – 274 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.
Практическое занятие № 8

Тема: Популяция, ее динамика

План занятия. Вопросы для коллективного обсуждения

Определение популяции. Динамика популяций. Рождаемость, выживаемость, смертность. Плотность популяции. Кривые выживаемости. Типы роста популяций. Колебания численности и гомеостаз популяции. Принцип минимального размера популяций, правило популяционного максимума, теории лимитов популяционной численности и биоценотической регуляции численности. Биотический потенциал. Популяционные взрывы, периодические и непериодические колебания численности. Экологические стратегии популяций, особенности r- и K-отбора.

Рекомендуемая литература

Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 184 с.

Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975. – 740 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.
Практическое занятие № 9

Тема: Структура популяции

План занятия. Вопросы для коллективного обсуждения

Возрастная и половая структуры популяций, их особенности. Роль динамики возрастной структуры популяций в преобразовании ее генетического состава. Пространственно-этологическая структура популяции. Типы распределения особей в пространстве у видов, отличающихся образом жизни. Способы индивидуализации территорий. Иерархия и доминирование. Взаимоотношение особей в стаях и стадах.

Рекомендуемая литература

Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 184 с.

Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975. – 740 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.
Практическое занятие № 10

Тема: Проблемы охраны популяций животных

и их биоразнообразия

План занятия. Вопросы для коллективного обсуждения

Факторы, определяющие численность животных в природе, их характеристика. Способы определения и регуляции численности животных, методы ее восстановления. Понятие об обычных и редких видах. Причины редкости. Проблемы охраны популяций животных и сохранения их биологического разнообразия. Пути обогащения фауны. Интродукция новых видов, ее последствия.

Рекомендуемая литература

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. В 2-х томах. – М.: Мир, 1989. – Т.1. – 667 с.

Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975. – 740 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.
Примечание. В связи с незначительных количество часов (всего 8), отводимых на практические занятия студентов, обучающихся по специальности «География-Биология», соответственно их практикум будет охватывать только занятия №№ 1, 3-7 и 9. При этом занятия 3 и 4, а также с 5 по 7 будут объединены соответственно в два семинара, рассматривающих абиотические и биотические факторы. Аналогичная ситуация наблюдается и у студентов заочного отделения.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология»
Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов»
Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экология» составлен в...
Дисциплина входит в федеральный и региональный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 Экология животных опд. Р. 1
Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология специальность:...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)
Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск