Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование»





Скачать 426.35 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование»
страница1/4
Дата публикации28.01.2015
Размер426.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

Кафедра биологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Ю.А. Мясников

« » 2009
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Специальность: 020201.65 – Биология

Естественнонаучный факультет

Форма обучения: очная

Бузулук 2009
Рецензент

Врач высшей категории МУЗ ЦГБ Груничева С.В.
Рабочая программа дисциплины «Медико-генетическое кон­сультирование»/ сост. М.С. Малахова - Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2009.- 23 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины специализации студентам очной формы обучения специальности 020201.65 – Биология в 8 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом выписки из решения заседания кафедры биологии. Протокол № 1 от 31.08.09.

Составитель _________________М.С. Малахова, к.б.н.

30.08.2009

© Малахова М.С., 2009

© БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2009

Содержание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1

  1. 2

Лист согласования рабочей программы 23

  1. Цели и задачи дисциплины



В результате изучения дисциплины студент должен: знать:

  • принципы медико-генетического консультирования,

  • физические и биохимические процессы, приводящие к изменению генетическо­го материала,

  • способы выявления генетических аномалий,

  • методы генетических исследований, .

  • типы наследования признаков,

  • основные симптомы врожденных и наследственных болезней,

  • основные положения теории вероятностей,

уметь:

  • применять методы исследования генетического материала,

  • применять методы статистической обработки материала,

  • составлять родословные консультирующихся,

  • объяснять консультирующимся смысл заключения специалистов медико- гене­тического консультирования.



  1. Место дисциплины в учебном процессе



Курс входит в число дисциплин специализации, включенных в учебный план по специальности 020201.65 - Биология

Курс «Медико-генетическое консультирование» является необходимым ком­понентом образования при формировании у студента естественнонаучного мыш­ления в процессе обучения, навыков научной работы.

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дис­циплина «Медико-генетическое консультирование» являются:

  • генетика и селекция,

  • методы биологических исследований,

  • математика и математические методы в биологии,

  • брак и семья.

Знания, полученные в результате изучения дисциплины могут быть использованы на дисциплинах: «Биология развития и размножение», «Человек», «Введение в биотехнологию»

  1. Организационно-методические данные дисциплины




Виды работ

Трудоемкость, в часах




полного срока обучения

8 семестр

сокращен­ного срока обучения

6 семестр

Общая трудоемкость

136

136

Аудиторная работа

68

68

Лекции (J1)

34

34

Лабораторные занятия (ЛЗ)

34

34

Самостоятельная работа

68

68

Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционно­го материала и материала учебников, подготов­ка к семинарским занятиям, подготовка рефератов и курсовых работ), (СР)

68

68

Вид итогового контроля

зачет

экзамен



  1. Содержание дисциплины




    1. Выписка из решения заседания кафедры биологии «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине» (протокол№1 от 31 августа 2009г)

Считать требованиями к обязательному минимуму содержания по дисци­плине «Медико-генетическое консультирование» следующее:

Наследственность и изменчивость на всех уровнях организации живого; генная теория, мутагенез, природные и антропогенные мутагены, генетика попу­ляций, методы генетического анализа, взаимодействие организма и среды, осно­вы математического моделирования природных процессов, теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статисти­ческие методы обработки экспериментальных данных.

4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий





  1. раздела

    Наименование

    раздела

    Количество часов

    Внеа

    удт

    Всего

    Л

    Л Р

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    Введение. Основные понятия

    12

    4

    2

    6




    Предмет и задачи медико - генетического кон­сультирования. История вопроса. Основополож­ники консультирования. Требования к консультантам, коллегиальность консультирова­ния. Соотношение понятий генетического риска, генетического прогноза и генетического совета. Цена, ожидаемая цена консультирования, груз. Зависимость и независимость рождения больных детей. Эффективность генетического консульти­рования. Влияние гетерогенности по различным параметрам (по течению болезни, по типам на­следования, по локализации и т.п.) на постановку диагноза.

    Принципы консультирования: доброволь­ность, правдивость, гуманизм, законность, безо­пасность. Этические аспекты консультирования.

    Евгеника - учение о наследственном здоро­вье человека. Этапы консультирования: уточне­ние диагноза, определение прогноза потомства, изложение заключения. Продолжительность кон­сультирования.

    Проспективное, ретроспективное консуль­тирование. Понятие о кровнородственных бра­ках. Опасность кровнородственных браков для потомства.













    2

    Элементы генетики

    32

    6

    12

    14




    Типы клеток: соматические, половые (гаметы). Способы деления клеток: митоз, мейоз, их значе­ние для организма, вида в целом. Хромосомы, химический состав, уровни струк­турной организации хромосом. Центромеры, ор­ганизация и значение центромерных участков. Гены, их классификация. Сцепление генов. Груп­пы сцепления. Генетические карты хромосом. Программа «Геном человека».

    Аллели, аллельные, неаллельное взаимодей­ствие генов. Признаки доминантные, рецессив­ные. Пенетрантность, экспрессивность. Гомозиготное, гетерозиготное, гемйзиготное со­стояние организма.

    Законы Менделя. Условия выполнения за­конов Менделя. Причины отклонений от класси­ческих (менделевских) расщеплений.

    Мутации. Классификация мутаций. Леталь­ные, полулегальные мутации как причина откло­нений от классических типов расщепления. Мутации генные, хромосомные, геномные. Виды генных аномалий. Виды хромосомных ано­малий. Виды геномных аномалий.

    Кариотип, кариограмма. Денверская и Па­рижская (1971 г) классификации хромосом. Фор­ма записи кариотипов.

    Типы наследования: аутосомно — рецессив­ное, аутосомно — доминантное, X — сцепленное рецессивное, X - сцепленное доминантное, У - сцепленное. Наследование, сцепленное с полом, зависящее от пола, ограниченное полом. Инактивированные X — хромосомы. Тельце Барра. Тельца Барра как генетический индикатор.

    Наследственные болезни, врожденные бо­лезни. Доказательства наследственного характера болезни. Классификация наследственных болез­ней. Профилактика и лечение наследственных бо­лезней: успехи и перспективы.













    3

    Элементы популяционной генетики

    20

    4

    4

    12




    Популяция, состав и структура популяции, отбор в популяциях. Особенности отбора в популяциях людей. Браки рандомизированные, ассортативные. Кровное родство (инбридинг), степень род­ства, коэффициент родства, коэффициент инбридинга. Равновесие в популяциях. Частоты аллелей (генов), частоты генотипов. Закон (принцип) Хар­ди - Вайнберга. Особенности применения закона Харди - Вайнберга к популяциям людей Факто­ры, нарушающие равновесное популяций: мута­ции, миграции, дрейф генов, изоляция, эффект родоначальника. Механизмы, поддерживающие равновесие частот генов: равновесие между мутационным процессом и отбором, дифференциальный отбор. Генетическая структура популяции: мутан­ты, сегреганты, носители признака. Частота мути­рования.













    4

    Методы исследования

    20

    6

    6

    8




    Особенности генетики человека. Человек как био­социальное существо.

    Клинико — генеалогический метод, границы его применения. Правила составления генеало­гии. Объем генеалогии. Легенда. Этапы составле­ния родословной: сбор сведений, установление родственных связей, установление характера на­следования, математическая обработка результа­тов.

    Дерматоглифика и медико — генетическое консультирование. Дактилоскопия, пальмоскопия, плантостокопия. Корреляции между гребневым счетом, пальцевыми и ладонным узорами и гене­тическим здоровьем человека.

    Клинические методы исследования. Амнио- Центез, способы амниоцентеза, показания к при­менению, недостатки метода. Биохимические методы: иммунологический, химия амниотиче­ской жидкости, активность культивируемых кле­ток.

    Митохондриальные гены и методы диагностики болезней, вызванных мутациями митохондриаль­ных генов (внехромосомная наследственность). Биологические модели наследственных болезней человека: животные линейные, трансгенные, ре­гуляция работы генов, культуры клеток.













    5

    Медико-генетическое консультирование

    32

    10

    6

    16




    Источники информации. Эмпирическая ин­формация, оценка ее достоверности. Сбор эмпи­рической информации при оценке уровня мутаций, частот генов, коэффициентов приспо­собленности, наследуемости и т.п.

    Модульная информация и механизмы на­следования. Способы получения модульной ин­формации: анализ литературы, изучение природы заболевания.

    Индивидуальная информация. Установле­ние консультирующегося, пробанда. Виды ин­формации: апостериорная, предшествующая априорная, временная апостериорная вероятность. Реальные консультирующиеся. Фиктивные кон­сультирующиеся.Совершенствование методов получения ин­формации.

    Генетическое консультирование при из­вестных генотипах консультирующихся. Опреде­ление вероятности наследования признаков. Определение типа наследования болезни. Воз­можность кажущейся передачи признака. Зависи­мость болезни от возраста, влияние среды на идентификацию генотипа, отбор против фенотипа как факторы, затрудняющие выявление типа на­следования.

    "Проскакивающие" поколения, факторы, обусловливающие "проскакивание" ("проскаль­зывание"): эпистаз, неполная пенетрантность, не­полная экспрессивность, X - сцепленное наследование, инбридинг, мультилокусность, бо­лезни с порогом накопления.

    Моногенные поражения. Особенности мо- ногенных поражений: антиципация, абиотрофия. Наследование признаков, контролируемых ау- тосомными доминантными генами. Наследование признаков, контролируемых аутосомными рецес­сивными генами. Наследование признаков, кон­тролируемых X - сцепленными рецессивными генами. Наследование признаков, контролируе­мых X - сцепленными доминантными генами. Наследование признаков, контролируемых У - сцепленными генами.

    Методы расчета риска наследования при различных типах наследования болезни.

    Оценка пенетрантности.Расчет коэффициентов инбридинга













    6

    Элементы теории вероятностей

    20

    4

    4

    12




    Понятие события. Классификация событий: дос­товерные, невозможные, случайные совместные, несовместные, противоположные, независимые.

    Вероятность. Условная вероятность. Пред­мет и задачи теории вероятностей. Правила сло­жения, умножения вероятностей. Теорема (правило) Байеса.

    Комбинаторика. Предмет и задачи комбина­торики. Перестановки. Размещения. Сочетания.

    Применение расчетов вероятностей в гене­тике, в генетическом консультировании.
















    итого

    136

    34

    34

    68
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconЛитература по курсу 11 Основная литература 11
«Основы генетики» входит в базовую (вариативную) часть профессионального цикла ( В1). Программа учебного курса «Основы генетики»...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Словарь терминов
Значение стресса в детском возрасте. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа учебной дисциплины: Инфекционные заболевания с...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Клиническая психология», «Психологическое консультирование», «Клинико-психологическое...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа дисциплины медико-биологические основы безопасности...
Целью освоения дисциплины является изучение причинно-следственных связей между качеством среды обитания и здоровьем человека, медико-биологических...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа Название дисциплины биологическая химия шифр специальности...
Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060105...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа учебной дисциплины «Медико-социальная экспертиза»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа учебной дисциплины «Медико-социальная реабилитация»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа Дисциплина: стоматология Факультет: медико-профилактический...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности: медико-профилактическое дело 060105, утвержденным приказом...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа учебной дисциплины «Теория медико-социальной работы»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconУправленческое консультирование организаций (курс лекций)
Управленческое консультирование / Учебное пособие – 2-е изд., перераб и доп. – Владимир: вгпу, виб, ВлГУ. 187 с
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26» августа 2013г. Протокол №22
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) р4 Политическое консультирование...
Цели освоения дисциплины Данный курс читается как одна из базовых специальных дисциплин, которая призвана дать студентам системные...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «18»
«Медико-профилактическое дело» (060105), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» iconРабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск