Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной
профессор С.Н. Цыбусов
___________________________
«___» ______________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЯ 060105
Факультет: МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
ДНЕВНАЯ
2012
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 №847.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры. Протокол № 2 от «27» сентября 2011 года
Заведующий кафедрой ______д.ф.н. Грехов А. В.
«____» ____________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель Совета по Гуманитарному образованию
НижГМА, профессор Б.Е. Шахов
«____»______________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ Т.Е. Потемина
«____»______________20__г. «___» ______________ 20__г.
1.Цели и задачи дисциплины:
Цель - подготовить широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой социологических исследований.
Задачи дисциплины:
- культивирование у студентов навыков научного анализа проблем без груза прошлых заблуждений, возникающих при обыденном взгляде на общественные явления;
- формирование навыков анализа коммуникативных отношений в малых группах;
- получение студентами представлений о социологических аспектах медицинской проблематики;
- дополнение естественно-научных знаний о человеке социально-гуманитарными.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Социология» относится к обязательной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Медико-профилактическое дело.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются:
- в цикле гуманитарных, социально и экономических дисциплин: история Отечества, культурология, иностранный язык.
«Социология» является предшествующей дисциплиной для психологии и педагогики, философии, биоэтики и дисциплин профессионального цикла.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных (ОК):
способностью к научному анализу социально-значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-3);
способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4);
готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов (ОК-5);
профессиональных (ПК):
готовностью к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способностью к кооперации с коллегами, умением анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владением политической культурой, владением способами разрешения конфликтов, умением организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1);
способностью и готовностью к пониманию и анализу экономических проблем и общественных процессов, владением знаниями консолидирующих показателей, характеризующих степень развития экономики, рыночных механизмов хозяйства, методикой расчета показателей медицинской статистики (ПК-2);
способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий (ПК-3);
владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-5);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, культуры, природы;
- методы и приемы социологического анализа проблем, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов;
- психологию личности и особенности её поведения в малых группах.
Уметь:
- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за её пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
- участвовать в политических процессах гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;
- влиять на формирование здорового образа жизни пациентов
Владеть:
- навыками политической, нравственной культуры;
- навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведению дискуссий;
- навыками информирования пациентов в соответствии с требованиями правил «информированного согласия».
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,0 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетные единицы
| Семестр
|
2
| Аудиторные занятия (всего)
| 72/2,5
| 2
| В том числе:
|
|
| Лекции
| 21/1
| 2
| Практические занятия (ПЗ)
| 51/1,5
| 2
| Лабораторные работы (ЛР)
| –
| –
| Самостоятельная работа (всего)
| 36/0,5
| 2
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| –
| –
| Расчетно — графические работы
| –
| –
| Реферат
| +
| 2
| Другие виды самостоятельной работы
Эссе, презентации, социологический опрос
| +
| 2
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| 2
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 108
3,00
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
| Коды
компетенций
| Формы рубежного контроля
| 1
| Социология как наука.
| Социально-теоретические предпосылки возникновения социологии. Творчество О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Понимающая социология М.Вебера.
Современная социология: объект, предмет, основные функции. Современная западная социология, основные черты и ориентации. Отечественная социологическая мысль.
Структура социологического знания. Микро- и макросоциология. Теоретическая и прикладная социология. Специфика методов и средств социологии.
| ОК-1,3,4,5 ПК-1,2,3,5
| Контрольные работы, письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, тест.
|
2
| Общество как социальная система
| Социальная система и принципы системного подхода. Традиции изучения социальных систем: структурологическая, функционалистская, историко-генетическая и конфликтологическая. Подсистемы в социологии.
Исторические типы общества. Простые общества, сложное общество. Постиндустриальное общество. Дифференция и эволюция общества.
Понятие "социального института". Основные и не основные социальные институты общества. Явные и латентные функции и дисфункции социальных институтов.
Социокультурные характеристики общества. Культура и особенности её социологического анализа.
Переходные общества с позиции трансформации, модернизации и замены социальных систем. Особенности функционирования и развития России как социальной системы.
| ОК-1,3,4,5 ПК-1,2,3,5
| Контрольные работы, письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест.
| 3
| Социальная структура и стратификация общества.
| Социальная структура как совокупность социальных групп и взаимоотношений между ними. Направления анализа социальной структуры: социально-классовое, социально-стратовое, социально-демографическое, социально-этническое, профессиональное.
Теория социальной стратификации. Факторы социальной стратификации: доход, престиж, образование, власть, этническая принадлежность. Изменения социальной структуры.
Социальная мобильность, её разновидности и уровни: горизонтальная и вертикальная, индивидуальная и групповая. Маргинальность и особенности ее проявления в переходных обществах. Социальное неравенство; сущность и виды. Показатели социального неравенства в российском обществе. Проблема формирования "среднего" класса общества.
| ОК-1,3,4,5 ПК-1,2,3,5
| Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, терминологический диктант тест.
|
4
| Семья как малая группа и социальный институт.
| Понятие "брак" и "семья". Структура семьи, отношения родителей и детей. Связь семьи с другими социальными общностями и сферами жизни. Функции семьи в обществе.
Исторические формы и типы брачно-семейных отношений: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, и моногамная семья. Тенденции развития современной семьи. Пол и неравенство. Традиционные основания дифференциации половых ролей. Сексуальные роли. Современные тенденции изменения половозрастной структуры общества.
Актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе. Углубление процесса эгалитаризации семьи. Демократизация семейных отношений. Молодая семья и её проблемы. Проблема социальной адаптации к семейной жизни.
| ОК-1,3,4,5 ПК-1,2,3,5
| Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест.
|
5
|
Личность и общество
| Личность как социальная система, её развитие и взаимодействие с различными общностями.
Понятие "социализации". Первичная и вторичная социализация. Десоциаливация и ресоциаливация. Этапы социализации. Агенты и институты социализации.
Социальный статус и социальные роли. Социальный характер, его взаимосвязь с социокультурными условиями формирования личности. Социальные типы личности, особенности их проявления и соотношения в условиях переходного состояния общества. Социальное взаимодействие и группы» Социальные группы и их классификация: ин группа и аутгруппа, первичные и вторичные; малые и большие группы.
| ОК-1,3,4,5 ПК-1,2,3,5
| Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест
| 6
| Девиантное поведение и социальный контроль
| Сущность девиантного поведения, его роль в стагнации и
развитии общества. Концепции девиантного поведения. Теория аномии»
Типы девиантного поведения. Влияние социальных условий на возникновение девиантиого и саморазрушающего поведения. Основные формы девиации: алкоголизм, наркомания, самоубийства.
Способы борьбы с отклонениями. Система социального контроля и социальный патронаж. Их эффективность. Проблемы демократизации и гуманизации социального контроля.
Кризис современного общества и проблемы девиантного поведения. Рост преступности: причины, пути и способы их снижения. Анализ криминогенной мотивации в российском обществе.
| ОК-1,3,4,5 ПК-1,2,3,5
| Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест
|
7
| Социология медицины
| Природа и статус медицинской социологии. Концепция человека как парадигма медицинской социологии. Институт медицины и организации здравоохранения.
Социальный смысл понятий «здоровье» и «болезнь». Социальные факторы этиологии болезни. Выявление детерминант возникновения болезней, опосредованность их индивидуально-психическими и социокультурными факторами.
Ролевая концепция врача, больного. Конфликты в системе "врач - пациент". Закономерности социального поведения пациента и врача в новых условиях развития российского общества.
| ОК-1,3,4,5 ПК-1,2,3,5
| Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест
|
8
| Политическая социология
| Специфика политики и политической деятельности. Политические интересы, политическая власть как цель и средство деятельности социальных общностей.
Политическая система как социальный институт. Государство как ядро политической системы. Типы политических систем и режимов.
Соотношение гражданского общества и государства. Политические партии и политические системы. Роль общественного мнения в политической жизни общества.
Понятие политической культуры: содержание, элементы и функции. Типология политической культуры. Политическая социализация молодежи: воспитание политической и правовой культуры как условие её социальной активности.
| ОК-1,3,4,5 ПК-1,2,3,5
| Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест
|
9
| Этносоциология
| Понятие «этническая общность». Этнос – народ – нация.
Специфика социальной структуры у различных народов, влияние этнических особенностей на характер и динамику социальных изменений. Этнические традиции в организации семейных отношений, динамика развития этнического самосознания, этносоциокультурные особенности менталитета, соотношение традиционной этнической и модернизированной культуры.
Межнациональные конфликты: причины и варианты их разрешения. Пути решения этносоциальных проблем в России.
| ОК-1,3,4,5 ПК-1,2,3,5
| Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест
|
10
| Методология и методика эмпирического социологического исследования
| Социологическое исследование: определение, этапы, основные виды, программа. Выборочный метод исследования. Виды выборки. Рабочий план социологического исследования.
Методы опроса респондентов: метод анкетного опроса и требования, предъявленные к проведению анкетирования. Метод интервью: виды интервью. Методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ документов.
Анализ эмпирических данных: обработка первичной информации, шкалы измерений, группировка социологической информации, отчет по итогам социологического исследования. Методика и практика социологических исследований в системе здравоохранения и медицинской науки.
| ОК-1,3,4,5 ПК-1,2,3,5
| Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для
изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Психология
педагогика
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
|
| Философия, биоэтика
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Гигиена питания
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Коммунальная гигиена
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Гигиена труда
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Гигиена детей и подростков
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Внутренние болезни, общая физиотерапия, эндокринология
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Хирургические болезни
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Психиатрия,
наркология
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Судебная медицина
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Общественное
здоровье и
здравоохранение
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Эпидемиология, ВЭ
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование
раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| СРС
| Всего
часов
|
| Социология как наука.
| 2
| 8
| 1
| 9
|
| Общество как социальная система
| 2
| 4
| 3
| 11
|
| Социальная структура и стратификация общества.
| 2
| 3
| 4
| 9
|
| Семья как малая группа и социальный институт.
|
2
|
3
|
4
|
9
|
| Личность и общество
| 2
| 3
| 4
| 9
|
| Девиантное поведение и социальный контроль.
|
2
|
6
|
4
|
12
|
| Социология медицины
| 3
| 6
| 4
| 13
|
| Политическая социология
| 2
| 6
| 4
| 12
|
| Этносоциология
| 2
| 3
| 4
| 9
|
| Методология и методика эмпирического социологического исследования
|
2
|
9
|
4
|
15
|
| ИТОГО
| 21
| 51
| 36
| 108
| |