Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело»





Скачать 419.58 Kb.
НазваниеРабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело»
страница1/3
Дата публикации08.03.2015
Размер419.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной

профессор С.Н. Цыбусов

___________________________

«___» ______________ 20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОЦИОЛОГИЯ
060105

Факультет: МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

ДНЕВНАЯ

2012

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 №847.


Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры. Протокол № 2 от «27» сентября 2011 года

Заведующий кафедрой ______д.ф.н. Грехов А. В.

«____» ____________20__г.


СОГЛАСОВАНО

Председатель Совета по Гуманитарному образованию

НижГМА, профессор Б.Е. Шахов

«____»______________20__г.


СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ Т.Е. Потемина

«____»______________20__г.
«___» ______________ 20__г.

1.Цели и задачи дисциплины:

Цель - подготовить широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой социологических исследований.

Задачи дисциплины:

- культивирование у студентов навыков научного анализа проблем без груза прошлых заблуждений, возникающих при обыденном взгляде на общественные явления;

- формирование навыков анализа коммуникативных отношений в малых группах;

- получение студентами представлений о социологических аспектах медицинской проблематики;

- дополнение естественно-научных знаний о человеке социально-гуманитарными.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Социология» относится к обязательной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Медико-профилактическое дело.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются:

- в цикле гуманитарных, социально и экономических дисциплин: история Отечества, культурология, иностранный язык.

«Социология» является предшествующей дисциплиной для психологии и педагогики, философии, биоэтики и дисциплин профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

  • способностью к научному анализу социально-значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1);

  • способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-3);

  • способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4);

  • готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов (ОК-5);

профессиональных (ПК):

  • готовностью к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способностью к кооперации с коллегами, умением анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владением политической культурой, владением способами разрешения конфликтов, умением организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1);

  • способностью и готовностью к пониманию и анализу экономических проблем и общественных процессов, владением знаниями консолидирующих показателей, характеризующих степень развития экономики, рыночных механизмов хозяйства, методикой расчета показателей медицинской статистики (ПК-2);

  • способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий (ПК-3);

  • владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-5);


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, культуры, природы;

- методы и приемы социологического анализа проблем, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов;

- психологию личности и особенности её поведения в малых группах.

Уметь:

- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за её пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

- участвовать в политических процессах гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

- влиять на формирование здорового образа жизни пациентов

Владеть:

- навыками политической, нравственной культуры;

- навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведению дискуссий;

- навыками информирования пациентов в соответствии с требованиями правил «информированного согласия».

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,0 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов / зачетные единицы

Семестр


2

Аудиторные занятия (всего)

72/2,5

2

В том числе:







Лекции

21/1

2

Практические занятия (ПЗ)

51/1,5

2

Лабораторные работы (ЛР)





Самостоятельная работа (всего)

36/0,5

2

В том числе:







Курсовой проект (работа)





Расчетно — графические работы





Реферат

+

2

Другие виды самостоятельной работы

Эссе, презентации, социологический опрос


+

2

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

2

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

3,00





5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

Коды

компетенций

Формы рубежного контроля

1

Социология как наука.


Социально-теоретические предпосылки возникновения социологии. Творчество О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Понимающая социология М.Вебера.

Современная социология: объект, предмет, основные функции. Современная западная социология, основные черты и ориентации. Отечественная социологическая мысль.

Структура социологического знания. Микро- и макросоциология. Теоретическая и прикладная социология. Специфика методов и средств социологии.


ОК-1,3,4,5
ПК-1,2,3,5


Контрольные работы, письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, тест.


2

Общество как социальная система

Социальная система и принципы системного подхода. Традиции изучения социальных систем: структурологическая, функционалистская, историко-генетическая и конфликтологическая. Подсистемы в социологии.

Исторические типы общества. Простые общества, сложное общество. Постиндустриальное общество. Дифференция и эволюция общества.

Понятие "социального института". Основные и не основные социальные институты общества. Явные и латентные функции и дисфункции социальных институтов.

Социокультурные характеристики общества. Культура и особенности её социологического анализа.

Переходные общества с позиции трансформации, модернизации и замены социальных систем. Особенности функционирования и развития России как социальной системы.


ОК-1,3,4,5
ПК-1,2,3,5


Контрольные работы, письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест.

3

Социальная структура и стратификация общества.


Социальная структура как совокупность социальных групп и взаимоотношений между ними. Направления анализа социальной структуры: социально-классовое, социально-стратовое, социально-демографическое, социально-этническое, профессиональное.

Теория социальной стратификации. Факторы социальной стратификации: доход, престиж, образование, власть, этническая принадлежность. Изменения социальной структуры.

Социальная мобильность, её разновидности и уровни: горизонтальная и вертикальная, индивидуальная и групповая. Маргинальность и особенности ее проявления в переходных обществах. Социальное неравенство; сущность и виды. Показатели социального неравенства в российском обществе. Проблема формирования "среднего" класса общества.


ОК-1,3,4,5
ПК-1,2,3,5


Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, терминологический диктант тест.


4

Семья как малая группа и социальный институт.



Понятие "брак" и "семья". Структура семьи, отношения родителей и детей. Связь семьи с другими социальными общностями и сферами жизни. Функции семьи в обществе.

Исторические формы и типы брачно-семейных отношений: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, и моногамная семья. Тенденции развития современной семьи. Пол и неравенство. Традиционные основания дифференциации половых ролей. Сексуальные роли. Современные тенденции изменения половозрастной структуры общества.

Актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе. Углубление процесса эгалитаризации семьи. Демократизация семейных отношений. Молодая семья и её проблемы. Проблема социальной адаптации к семейной жизни.


ОК-1,3,4,5
ПК-1,2,3,5



Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест.



5



Личность и общество

Личность как социальная система, её развитие и взаимодействие с различными общностями.

Понятие "социализации". Первичная и вторичная социализация. Десоциаливация и ресоциаливация. Этапы социализации. Агенты и институты социализации.

Социальный статус и социальные роли. Социальный характер, его взаимосвязь с социокультурными условиями формирования личности. Социальные типы личности, особенности их проявления и соотношения в условиях переходного состояния общества. Социальное взаимодействие и группы» Социальные группы и их классификация: ин группа и аутгруппа, первичные и вторичные; малые и большие группы.


ОК-1,3,4,5
ПК-1,2,3,5


Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест

6

Девиантное поведение и социальный контроль


Сущность девиантного поведения, его роль в стагнации и

развитии общества. Концепции девиантного поведения. Теория аномии»

Типы девиантного поведения. Влияние социальных условий на возникновение девиантиого и саморазрушающего поведения. Основные формы девиации: алкоголизм, наркомания, самоубийства.

Способы борьбы с отклонениями. Система социального контроля и социальный патронаж. Их эффективность. Проблемы демократизации и гуманизации социального контроля.

Кризис современного общества и проблемы девиантного поведения. Рост преступности: причины, пути и способы их снижения. Анализ криминогенной мотивации в российском обществе.

ОК-1,3,4,5
ПК-1,2,3,5


Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест


7

Социология медицины

Природа и статус медицинской социологии. Концепция человека как парадигма медицинской социологии. Институт медицины и организации здравоохранения.

Социальный смысл понятий «здоровье» и «болезнь». Социальные факторы этиологии болезни. Выявление детерминант возникновения болезней, опосредованность их индивидуально-психическими и социокультурными факторами.

Ролевая концепция врача, больного. Конфликты в системе "врач - пациент". Закономерности социального поведения пациента и врача в новых условиях развития российского общества.

ОК-1,3,4,5
ПК-1,2,3,5



Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест


8

Политическая социология

Специфика политики и политической деятельности. Политические интересы, политическая власть как цель и средство деятельности социальных общностей.

Политическая система как социальный институт. Государство как ядро политической системы. Типы политических систем и режимов.

Соотношение гражданского общества и государства. Политические партии и политические системы. Роль общественного мнения в политической жизни общества.

Понятие политической культуры: содержание, элементы и функции. Типология политической культуры. Политическая социализация молодежи: воспитание политической и правовой культуры как условие её социальной активности.


ОК-1,3,4,5
ПК-1,2,3,5


Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест


9

Этносоциология


Понятие «этническая общность». Этнос – народ – нация.

Специфика социальной структуры у различных народов, влияние этнических особенностей на характер и динамику социальных изменений. Этнические традиции в организации семейных отношений, динамика развития этнического самосознания, этносоциокультурные особенности менталитета, соотношение традиционной этнической и модернизированной культуры.

Межнациональные конфликты: причины и варианты их разрешения. Пути решения этносоциальных проблем в России.

ОК-1,3,4,5
ПК-1,2,3,5


Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест


10

Методология и методика эмпирического социологического исследования


Социологическое исследование: определение, этапы, основные виды, программа. Выборочный метод исследования. Виды выборки. Рабочий план социологического исследования.

Методы опроса респондентов: метод анкетного опроса и требования, предъявленные к проведению анкетирования. Метод интервью: виды интервью. Методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ документов.

Анализ эмпирических данных: обработка первичной информации, шкалы измерений, группировка социологической информации, отчет по итогам социологического исследования. Методика и практика социологических исследований в системе здравоохранения и медицинской науки.



ОК-1,3,4,5
ПК-1,2,3,5


Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для

изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Психология

педагогика

+

+




+

+

+







+

+



Философия, биоэтика
















+

+

+

+

+



Гигиена питания










+

+

+

+

+

+

+



Коммунальная гигиена










+

+

+

+

+

+

+



Гигиена труда










+

+

+

+

+

+

+



Гигиена детей и подростков










+

+

+

+

+

+

+



Внутренние болезни, общая физиотерапия, эндокринология










+

+

+

+

+

+

+



Хирургические болезни










+

+

+

+

+

+

+



Психиатрия,

наркология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Судебная медицина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Общественное

здоровье и

здравоохранение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Эпидемиология, ВЭ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование

раздела дисциплины

Л

ПЗ

СРС

Всего

часов



Социология как наука.


2

8

1

9



Общество как социальная система

2

4

3

11



Социальная структура и стратификация общества.

2

3

4

9






Семья как малая группа и социальный институт.


2


3


4


9



Личность и общество

2

3

4

9






Девиантное поведение и социальный контроль.


2


6


4


12



Социология медицины

3

6

4

13



Политическая социология

2

6

4

12



Этносоциология


2

3

4

9



Методология и методика эмпирического социологического исследования


2


9


4


15




ИТОГО

21

51

36

108
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа Название дисциплины биологическая химия шифр специальности...
Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060105...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа Дисциплина: стоматология Факультет: медико-профилактический...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности: медико-профилактическое дело 060105, утвержденным приказом...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа Патологическая физиология Специальность 060105 «Медико-профилактическое дело»
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа по гигиене детей и подростков для специальности...
«Общая гигиена» для специальности 060105«Медико-профилактическое дело», подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...
Для специальности 060105 медико-профилактическое дело, квалификация – «специалист» (код 65)
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа учебной дисциплины: Инфекционные заболевания с...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа культурология 060101 Факультет: лечебный форма...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Лечебное дело», утвержденным приказом Министерства образования...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconПримерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconПримерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconУчебно-методический комплекс (умк) составлен на основании фгос впо...
«специалист», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. №847, и учебного...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специаль-ности 060105 медико-профилактическое дело утвержденным приказом...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconУчебно-методическое пособие по учебной практике для студентов специальности...
Медико-профилактическое дело проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №18 от 23 мая 2012 г.)
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа по дисциплине: Военная гигиена для специальности...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26» августа 2013г. Протокол №22
Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический форма обучения: дневная 2012 рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело» iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «18»
«Медико-профилактическое дело» (060105), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск