Скачать 0.53 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ ГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» “УТВЕРЖДАЮ”проректор по учебной работе профессор Мамаев.С.Н. «__»____2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» для студентов медико-профилактического факультета Направление подготовки (специальность) медико-профилактическое дело Форма обучения очная Срок освоения ООП 6 лет Кафедра общей гигиены и экологии человека Махачкала 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ для специальности – 060105 – медико-профилактическое дело Факультет: лечебный Кафедра: общей гигиены и экологии человека Курс: 5 - 6 Семестры: 10, 11 Лекции: 48 час. Практические занятия: 96час. Аудиторных 144 час. Экзамен 11 семестр Рабочая программа составлена на основании Примерной программы по дисциплине «Общая гигиена» для специальности 060105«Медико-профилактическое дело», подготовленной в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело», квалификация Провизор, (Москва, 2004 г.) и Учебного плана. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей гигиены и экологии человека «__»_октября_2014 г. Протокол № Зав. кафедрой общей гигиены и экологии человека, д.м.н., профессор Дж.Г. Хачиров Рабочая программа согласована: 1.Директор НМБ ДГМА А.В.Бекеева 2.УМО Н.А.Загирова 3. Декан медико-профилактического факультета проф. Магомедов М.Г. Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета «___»_________2014 г. Протокол № Разработчик (и) рабочей программы: к.м.н., доцент Гитинова П.Ш. ассистент Ибнумасхудова П.М. Пояснительная записка. Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования по специальности Медико-профилактическое дело ( 2014 г.), с учётом рекомендаций примерной ( типовой ) учебной программы дисциплины ( 2014г.). 1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Цель дисциплины — приобретение знаний, умений и навыков, позволяющих будущему специалисту заниматься целенаправленным развитием и применением технологий, средств и методов врачебной деятельности, направленных на обеспечение санитарно–эпидемиологического благополучия населения, сохранение и улучшение его здоровья, путем оказания лечебно–профилактической, медико–социальной и других видов помощи, а также на осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей. Задачами дисциплины являются: —осуществление мероприятий по формированию мотивированного отношения у населения к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, к выполнению рекомендаций, направленных на повышение двигательной активности; — проведение мероприятий по профилактике заболеваемости населения, распределение пациентов на группы для занятий физической культурой с учетом их состояния здоровья; —проведение санитарно–просветительской работы среди населения и медицинского персонала, гигиенического воспитания среди детей, подростков, с целью формирования здорового образа жизни, с привлечением прикрепленного контингента к активным занятиям физической культурой и спортом; —оценка состояния здоровья населения; —организация проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний; —оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения; —диагностика состояния здоровья населения и среды его обитания; —оказание первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, своевременное направление к врачам–специалистам, в том числе к специалистам, осуществляющим реабилитацию; —медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения; —проведение реабилитационных мероприятий среди пациентов, перенесших соматическое заболевание, травму или оперативное вмешательство; —использование средств физической культуры, лечебной физкультуры, физиотерапии, нетрадиционных методов терапии (рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и др.) у пациентов, нуждающихся в реабилитации; —гигиеническое воспитание и обучение, в том числе распространение среди населения навыков, способствующих поддержанию на должном уровне двигательной активности; —формирование у населения мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья; —обучение населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболевания и укреплению здоровья; —организация и управление подразделениями федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на потребительском рынке и деятельностью ЛПУ; — организация работы с медикаментозными средствами, соблюдение правил их оборота и хранения и утилизации; —проведение научно–практических исследований; —написание рефератов по современным научным проблемам; —участие в решении отдельных научно–исследовательских задач по разработке новых методов и технологий в области медицины и профилактики. -овладение навыкам планирования, организации и проведении проверок объектов - овладение правовым и организационным основам деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, -основами правоприменительной практики в работе врача-гигиениста. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП). Дисциплина «Гигиена детей и подростков » изучается в десятом и одиннадцатом семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности «Медико–профилактическое дело». Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: —в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история Отечества, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык); —в цикле математических, естественно–научных, медико–биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биоорганическая химия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология); —в цикле профессиональных дисциплин (общественное здоровье и организация здравоохранения, общая гигиена, гигиена питания, коммунальная гигиена, эпидемиология, педиатрия, глазные болезни,). 3.ОБЩАЯ ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ СОСТОВЛЯЕТ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ.
4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) Общекультурных (ОК): способностью к научному анализу социально-значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1); владением письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, знанием одного иностранного языка как средства делового общения, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-2); способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-3); способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4); готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов (ОК-5); способностью и готовностью к пониманию роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения и роли религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества, к развитию художественного восприятия, к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК-6); владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК-7); готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8). б) Профессиональных (ПК): общепрофессиональные: готовностью к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способностью к кооперации с коллегами, умением анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владением политической культурой, владением способами разрешения конфликтов, умением организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1); способностью и готовностью к пониманию и анализу экономических проблем и общественных процессов, владением знаниями консолидирующих показателей, характеризующих степень развития экономики, рыночных механизмов хозяйства, методикой расчета показателей медицинской статистики (ПК-2); способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий (ПК-3); владением основами делопроизводства с использованием и анализом учетно-отчетной документации (ПК-4); владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-5); в профилактической деятельности: способностью и готовностью к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований, пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека (ПК-6); способностью и готовностью к использованию современных методов оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, к осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также к осуществлению противоэпидемической защиты населения (ПК-7); способностью и готовностью к организации и проведению санитарно-эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями (ПК-8); способностью и готовностью к прогнозированию опасности для здоровья, причиной которых могут стать используемые трудовые и производственные процессы, технологическое оборудование, и определению рекомендаций по их планированию и проектированию, распознаванию и интерпретации появления в производственной среде химических, физических и биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и самочувствие работников (ПК-9); способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов (ПК-10); способностью и готовностью к анализу санитарно-эпидемиологических последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций (ПК-11); способностью и готовностью к оценке состояния фактического питания населения, к участию в разработке комплексных программ по оптимизации и коррекции питания различных групп населения, в том числе с целью преодоления дефицита микронутриентов, и для проживающих в зонах экологической нагрузки (ПК-12); способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием среды обитания человека, объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), производства и реализации продуктов питания, детских учреждений (ПК-14); в диагностической деятельности: способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения» (ПК-15); способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения (ПК-16); способностью и готовностью к проведению обследований и оценке физического и психического развития, функционального состояния организма, работоспособности и заболеваемости детей различных возрастных групп, их распределения по группам здоровья на основе результатов периодических медицинских осмотров (ПК-18); способностью и готовностью к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики (ПК-19); способностью и готовностью к постановке предварительного клинического диагноза (ПК-20); в лечебной деятельности: способностью и готовностью к оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, а также в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения (ПК-21); в психолого-педагогической деятельности, гигиеническом воспитании: способностью и готовностью к применению гигиенической терминологии, основных понятий и определений, используемых в профилактической медицине (ПК-22); способностью и готовностью к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач (ПК-23); способностью и готовностью к планированию и проведению гигиенического обучения детей, подростков, их родителей и персонала учреждений для детей и подростков (ПК-24); способностью и готовностью к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками (ПК-25); способностью и готовностью к обучению медицинского персонала правилам общения и к взаимодействию с населением, коллективом и партнерами (ПК-26); способностью и готовностью к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни (ПК-27); в организационно-управленческой деятельности: способностью и готовностью к принятию управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека (ПК-28); способностью и готовностью к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях (ПК-29); способностью и готовностью к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения с учетом требований официальных законодательных, нормативных и правовых документов (ПК-30); способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля (ПК-31); способностью и готовностью к осуществлению санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации и материалов по отводу земельных участков под строительство различных объектов (ПК-32); в научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к интерпретации результатов гигиенических исследований, к пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику (ПК-33); способностью и готовностью к оценке (описанию и измерению) распределения заболеваемости по категориям, а в отношении отдельных болезней по территории, группам населения и во времени (ПК-34); способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения (ПК-35); способностью и готовностью к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-36). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: —основы законодательства РФ, основные нормативно–технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения; —основные показатели здоровья населения; критерии комплексной оценки состояния здоровья пациента; —основы организации медико-профилактичекой помощи населению; —основы законодательства о здравоохранении и санитарно–эпидемиологическом благополучии населения; основные официальные документы, регламентирующие противоэпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях; нормативные документы по профилактике госпитальных инфекций; правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики; —основы социального страхования и социального обеспечения; основные показатели деятельности различных учреждений системы здравоохранения; —основы планирования, финансирования и управления системы здравоохранения; —основы маркетинга и менеджмента в здравоохранении; основы управлением качеством медицинской помощи; —основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм; —научные основы гигиенического нормирования вредных факторов; —методы гигиенических исследований объектов окружающей среды; —основные принципы построения здорового образа жизни; —показатели состояния среды обитания и здоровья населения в системе СГМ; методы установления причинно–следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения; —основы радиационной безопасности; действие ионизирующих излучений на здоровье человека; биологические механизмы и клинику радиационных поражений человека; —учение об эпидемиологическом процессе; эпидемиологический подход к изучению болезней человека; виды эпидемиологических исследований и их предназначение; —эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях мероприятия; —цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно–эпидемиологического надзора на объектах жилищно–коммунального хозяйства и социально–бытовой среды, в лечебно–профилактических учреждениях, на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, на производственных объектах, в учреждениях для детей и подростков; —нормативные, нормативно–технические, правовые и законодательные документы в пределах профессиональной деятельности; —основы и принципы организации рационального питания различных возрастных и профессиональных групп; гигиенические основы организации лечебно–профилактического питания; —санитарно–эпидемиологические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов и пищевого сырья; —принципы гигиенического нормирования химических, физических и биологических факторов среды обитания человека в условиях населенных мест; —гигиенические требования к качеству питьевой воды; санитарно–гигиенические требования к качеству воды водоемов, атмосферного воздуха, почвы; —принципы организации и содержание профилактических мероприятий по предупреждению или уменьшению степени неблагоприятного влияния на человека факторов среды обитания в условиях населенных мест; —современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков; —физиолого–гигиенические принципы организации учебно–воспитательного процесса в образовательных учреждениях; —принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия . -правовые и организационные основы деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, основы правоприменительной практики в работе врача-гигиениста. Уметь: —производить основные физические измерения, работать на медицинской аппаратуре; —самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии; —использовать компьютерные медико–технологические системы в процессе профессиональной деятельности; —использовать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, оценить их эффективность; проводить текстовую и графическую обработку документов с использованием стандартных программных средств; пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности; —оценивать параметры деятельности систем организма; —определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду; —выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них; —самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой; делать обобщающие выводы. Владеть: —методикой сбора социально–гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения; статистической информации о деятельности врачей, подразделений ЛПУ, медицинских учреждений в целом; методикой анализа деятельности ЛПУ различных типов; —методами органолептического исследования воды, пищевых продуктов, полимерных материалов; методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения; —методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека; —методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению; —методами предупреждения воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека; методикой изучения состояния здоровья работающих |
Рабочая программа Патологическая физиология Специальность 060105 «Медико-профилактическое дело» Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом... | Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... Для специальности 060105 медико-профилактическое дело, квалификация – «специалист» (код 65) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины: Инфекционные заболевания с... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая программа Название дисциплины биологическая химия шифр специальности... Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060105... | ||
Рабочая программа Дисциплина: стоматология Факультет: медико-профилактический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности: медико-профилактическое дело 060105, утвержденным приказом... | Учебно-методический комплекс (умк) составлен на основании фгос впо... «специалист», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. №847, и учебного... | ||
Учебно-методическое пособие по учебной практике для студентов специальности... Медико-профилактическое дело проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства... | ||
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26» августа 2013г. Протокол №22 | Примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических... Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом... Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «18» «Медико-профилактическое дело» (060105), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа «внутренние болезни. Общая физиотерапия. Эндокринология»... «медико-профилактическое дело» подготовки (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования... | Эпидемиология Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Аннотация дисциплин в рамках образовательной программы по специальности... |