Скачать 425.35 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации «У Т В Е Р Ж Д А Ю» Проректор по образовательной деятельности, председатель ЦКМС, профессор Л.М. Мухарямова ____________________________ «______»_____________ 201 _ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: Военная гигиена для специальности 060104 «Медико-профилактическое дело», код квалификации выпускника – 65 специалист форма обучения (очная) Факультет медико-профилактический Кафедра общей гигиены с курсом радиационной гигиены Курс 3,4 Семестр 6,7 Лекции 20 часов Зачет 7 семестр Практические (семинарские, лабораторные практикумы) 6 сем – 42 часа 7 сем – 10 часов Зачет 7 семестр Самостоятельная работа 6 сем – 24 часа 7 сем – 12 часов Всего 108 часов (аудиторных 72 часа, самостоятельной работы 36 часов) зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) - 3 2013 год Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060104 «Медико-профилактическое дело» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной в 2006 году. Разработчик программы: Доцент кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены, к.м.н. Рашитов Л.З. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены «4 » июня 2013 года протокол №11. Заведующий кафедрой, профессор ________________ А.Б.Галлямов Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно- методической комиссии медико-профилактических дисциплин « 25» июня 2013 г. протокол №3. Председатель Предметно-методической комиссии медико-профилактических дисциплин проф. Фатхутдинова Л.М. 1. Цель освоения дисциплины: овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на здоровье населения, его факторной обусловленности и показателей. Знать: 1. основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск в мирное и военное время; 2. основы законодательства по охране здоровья населения и войск, структуру и основные принципы здравоохранения в стране и в ВС РФ, права, обязанности и ответственность должностных лиц воинской части в деле сохранения здоровья военнослужащих; 3. руководящие документы, регламентирующие условия службы и быта личного состава, а также мероприятия по охране окружающей среды; 4. требования по размещению войск в казарме и в полевых условиях; 5. организацию питания войск в мирное и военное время; 6. организации водоснабжения войск в мирное и военное время; 7. факторы военного труда и их гигиеническую классификацию; 8. санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при передвижении войск различными видами транспорта и в пешем строю. Уметь: 1. работать с нормативно-правовыми документами при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в воинской части; 2. использовать в своей работе положения законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области охраны здоровья военнослужащих и гражданского населения; 3. анализировать заболеваемость военнослужащих, состояние среды их обитания и выделять приоритетные факторы неблагоприятного воздействия на здоровье; 4. составлять проекты приказов, директив, планов и программ по вопросам сохранения и укрепления здоровья личного состава; 5. определять наиболее актуальные вопросы, эффективные формы и методы гигиенического воспитания личного состава, эффективно и на высоком методическом уровне организовать и провести эту работу. Владеть: 1. методикой изучения и оценки влияния природных и социальных условий на здоровье отдельного человека и воинских коллективов в целом, выявления причинно-следственных связей нарушения здоровья; 2. методикой комплексной оценки санитарного состояния воинской части и эффективности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при подготовке рекомендаций командованию по оптимизации санитарной ситуации; 3. методикой расследования единичных и групповых случаев пищевых отравлений и других поражений, связанных с нарушением санитарных правил и гигиенических нормативов; 4. методикой проведения медицинского контроля за размещением, водоснабжением, питанием и трудом военнослужащих, банно-прачечным обслуживанием в условиях боевых действий, а также за очисткой полей сражения и захоронения трупов павших воинов; 5. методикой индикации продовольствии и воды, зараженных РВ, ОВ с помощью имеющихся табельных средств. 2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета. 2.1. Дисциплина «Военная гигиена» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности Медико-профилактическое дело высшего профессионального медицинского образования, изучается в 6-7 семестре. 2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками: - медицинская биология, генетика и паразитология Знания: основы учения о роли биологической, паразитологической науки; методах познания живой природы; о присущих ей закономерностях, о жизнедеятельности живых организмов; Умения: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения биологических, генетических, паразитологических проблем; -медицинская и биологическая физика, высшая математика, информатика: Знания: о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; Умения: проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений в гигиенической практике; Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - общая химия Знания: физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде; Умения: применять знания по общей химии для решения гигиенических задач по оценке условий труда на производстве, химического состава воздуха производственных и бытовых помещений; Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - анатомия человека Знания: строение и функции органов и систем организма, возрастные особенности морфологических структур; Умения: применять знания по анатомии человека в гигиенической практике Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - нормальная физиология Знания: закономерности функционирования органов и систем, механизмы их регуляции и саморегуляции у здорового человека. Основные параметры гомеостаза. Физиологическое значение воды и пищи, физиология процессов пищеварения и ассимиляции. Физиология трудового процесса, основы терморегуляции организма, физиологические процессы дыхания и газообмена. Возрастная физиология. Умения: применять знания механизмов регуляции и саморегуляции функционирования органов и систем здорового человека в гигиенической практике. Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - микробиология с вирусологией и иммунологией Знания: морфология, физиология и патогенные свойства микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пути и факторы передачи инфекционных болезней, санитарно-показательные микроорганизмы окружающей среды, аутохтонная и транзиторная микрофлора тела человека, ее роль в поддержании гомеостаза и в патологии. Теоретические основы иммунитета, механизмы развития аллергических реакций немедленного и замедленного типа. Бактерионосительство, как одна их форм инфекционного процесса. Методы стерилизации; Умения: применять знания микробиологии, вирусологии и паразитологии в гигиенической практике Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - фармакология Знания: фармакодинамика и фармакокинетики, механизмы действия лекарственных веществ, побочные эффекты; умения: применять полученные знания по фармакодинамике и фармакокинетике в гигиенической практике Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - патологическая анатомия: Знания: структурные основы болезней и патологических процессов, характер морфологических изменений органов и тканей при действии факторов окружающей среды; Умения: определять изменения, происходящие в организме при воздействии различных факторов окружающей среды; Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - патологическая физиология Знания: причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, закономерности нарушений функций органов и систем при воздействии факторов окружающей среды. Умения: определять патологические изменения в различных органах организма при воздействии факторов окружающей среды. Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения гигиенических задач; - в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: экстремальная медицина. Знания: организация деятельности врача стоматолога в условиях возникновения и ликвидации очага чрезвычайных ситуаций и условий военного времени Умения: формирование системы оказания медицинской помощи Навыки: предупреждение возникновения и локализация очага заболеваний 2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: радиационная гигиена, эпидемиология, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена труда, профессиональные болезни, инфекционные болезни. 3. Требования к результатам освоения дисциплины. Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
5. Распределение трудоемкости дисциплины. 5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
5.3. Распределение лекций по семестрам:
5.4. Распределение тем практических занятий по семестрам:
5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины. 6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:
|
Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... Для специальности 060105 медико-профилактическое дело, квалификация – «специалист» (код 65) | Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060101... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | ||
Рабочая программа по дисциплине: «химия» для специальности: 060602... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс (умк) составлен на основании фгос впо... «специалист», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. №847, и учебного... | ||
Рабочая программа по дисциплине: гигиена, экология человека для специальности... Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | ||
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | Рабочая программа по гигиене детей и подростков для специальности... «Общая гигиена» для специальности 060105«Медико-профилактическое дело», подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
Рабочая программа По дисциплине молекулярная фармакология для специальности... Основные законы РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы | Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Химия» для специальности: 060201-... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине: Общая гигиена для специальности:... Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа По дисциплине фармакология для специальности 060301... Цель освоения дисциплины подготовка специалиста-провизора по дисциплине «Фармакология», обладающего системным фармакологическим мышлением,... | Рабочая программа По дисциплине фармакология для специальности 060301... Цель освоения дисциплины подготовка специалиста-провизора по дисциплине «Фармакология», обладающего системным фармакологическим мышлением,... | ||
Рабочая программа «внутренние болезни. Общая физиотерапия. Эндокринология»... «медико-профилактическое дело» подготовки (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования... | Рабочая программа Название дисциплины биологическая химия шифр специальности... Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060105... |